Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.
статья по теме

 

Статья рассказывает об отношении к труду различных  религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения   между представителями  разных вероисповеданий.

К статье прилагается урок «Народные промыслы России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ».

           Из программ  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» хорошо видно, какие воспитательные возможности заложены в нём. Добро и зло, свобода и ответственность, моральный  долг, справедливость,  альтруизм и эгоизм, дружба, порядочность и интеллигенция, трудовая мораль.  На последнем хочется остановиться.

                  Жюль  Верн  «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдется воля его выполнить и силы для этого».

                   М. Горький  «Именно в труде, и только в труде, велик человек, и чем горячей его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа».

                      Труд - основа человеческой жизни, а трудолюбие важнейшее качество гражданина и семьянина, верующего и атеиста. Человек, приученный с детства трудиться, уверенно шагает по жизни.

                    В современном мире очень много проблем, связанных с выстраиванием отношений между представителями конфессий и разных этносов, и они нарастают как снежный ком. Связано это с развитием мировых производительных сил, связано это с глобализацией мировой экономики, перемещением больших масс людей из одного региона мира в другой, из одной страны в другую.

                 Специфика воспитательных возможностей  курса ОРКСЭ как раз и состоит в разном отношении религиозных конфессий к труду. Каждая конфессия имеет свои особенности в вероучении; общем восприятии Бога, мира и человека. Отсюда различия в воззрениях на задачи земной жизни и роли труда; в оценке земных благ и богатства.

                 Христианство проповедует уважительное отношение к труду, обязанность людей трудиться рассматривается в Священном Писании. Человеку принадлежит право и  обязанность трудиться, как для собственного существования, так и для совершения общего для человека дела на земле.

В священных текстах встречается немало упоминаний о труде, о том, какими принципами нужно руководствоваться, о взаи моотношениях между людьми и т.д. Например, в христианстве актуализируется изречение апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Или «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13). Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными - «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43).

           Трудовая этика ислама следует этическим принципам соблюдений прав каждого человека не только в общественной жизни, но и в трудовой деятельности. Анализ священных текстов ислама позволил нам раскрыть трудовую этику ислама.
первое: для ислама как образа жизни характерна рационализация жизненного поведения верующего.
второе: исламская этика предписывает труд в качестве обязанности каждого верующего, что соответствует божественным предписаниям ислама.
третье: в исламской этике фундаментальное значение имеет дозволенный путь трудовой деятельности. Соответственно в исламе выделяется понятие «халяль» (дозволенное) и «харам» (запретное), и в качестве запретных видов деятельности выделяются те, которые связаны со спиртными напитками, азартными играми, торговлей свининой, разного рода мошенничеством и спекуляцией.
четвертое: составляющими трудовой этики в исламе являются справедливость, честность, бережливость, прозрачность трудовой деятельности.

                              «Сочетание изучения Торы с каким либо ремеслом вещь замечательная» . (Поучения отцов)

Евреи считают, что человек приходит в мир, чтобы служить Богу. Иудаизм утверждает, что для правильного выполнения этой задачи, человек должен работать. Работа важна не только потому, что даёт возможность зарабатывать на жизнь, но и как средство развития личности.

По мнению иудаизма, важно, чтобы человек занимался профессиональной деятельностью. «Безделье ведёт к безнравственности»,-говорит один из мудрецов . «Оно ведёт к мрачному состоянию духа», - говорит другой. Гармоничный человек это тот, кто работе отводит определённое время занятиям Торой. Все мудрецы, упоминаемые в Талмуде  занимались каким-либо ремеслом, среди самых выдающихся мудрецов того времени были кузнец, сапожник, крестьянин, каменщик, ткач и купец.

По мнению евреев, работа также необходима для выполнения воли Бога. В иудаизме нет понятия отшельник-человек, удалившийся от мира труда и человеческих отношений, чтобы проводить всё время в поисках духовного. Это значит, что человек должен служить Богу, активно функционируя в этом мире и внося его волю во все сферы деятельности.                    

«Труд – прекрасен. Присутствие Бога было в народе Израиля, когда они занялись полезным трудом» (Мидраш)

              Будда считал труд важной стороной жизни и верил, что работу следует выполнять в соответствии с буддийскими взглядами, называя это «правильными средствами к существованию». Будда указывал, что большинство способов добывать средства к существованию — честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу окружающему миру.

             Несмотря на все различия, как сказал Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Совета муфтиев России: «Мы должны воспитывать наших детей, нашу молодёжь в духе любви к своей истории, в духе любви к своему Отечеству. Мы должны воспитывать в наших гражданах патриотизм. На патриотических чувствах мы должны объединять наших граждан, нашу молодёжь, наших детей и, безусловно, необходимо развивать в нашем государстве атмосферу доверия и уважения между нашими народами. Если будет уважительное отношение к нашим народам, наши народы будут хорошо относиться к другим народам, к другим культурам, к другим религиям также уважительно. Будет уважение – у нас будет и доверие. Будет доверие – будет уважительное отношение между нашими гражданами».

                    Особого уважения заслуживают Мастера - «Золотые руки»,  которыми  исстари  славится наша земля.

Предлагаю урок «Народные промыслы России».

teacherjournal.ru/attachments/2390_литер.чт. Народные промыслы.docx

 Надеюсь, что кто-то использует его в своей работе.

http://www.uroki.net/docklruk/dockl  вruk24.htm Высказывание Жюль Верна

http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten-3/larec_mm/page-5-larec_mm.html Высказывание М.Горького

http://www.dissercat.com/content/konfessionalnoe-otnoshenie-k-trudu-sotsialno-filosofskii-analiz Христианство о труде.

http://ug.zanmedia.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=3288&Itemid=46

Трудовая этика ислама

http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/posobiya/jeduizm-forta/jeduizm-forta_122.html

Иудаизм об отношении к труду.

http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=945 Отношение к труду в буддизме.

http://islamcenter.su/m/articles/view/- Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Совета муфтиев России о воспитании патриотизма, об уважительном отношении между нашими гражданами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который  будет преподаваться в 4 классе ....

Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3733435","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Эссе: "Специфика воспитате...

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке....

Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ

В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Презентация "Воспитательные возможности модулей курса ОРКСЭ"

В презентации предоставлен материал, в котором  показаны методы, приемы и формы работы  на занятиях  курса ОРКСЭ...