Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
учебно-методический материал на тему
В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
specifika_vospitatelnyh_vozmozhnostey_moduley_kursa_orkse.docx | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика воспитательных возможностей модулей курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Результативность воспитания нравственных начал тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».
Поэтому весьма своевременно введение в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики», который предусматривает формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережного и уважительного отношения к историческому прошлому страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.
В ходе работы экспериментальной площадки нашей школы родителям моего класса была предложена анкета с целью выявления ценностных ориентиров. Из перечисленных качеств личности нужно было выделить 5-6 наиболее значимых ,на их взгляд, для молодого поколения 21 века. Нас порадовало, что : 85% опрошенных родителей хотели бы видеть своих детей честными, 70% - добрыми; заботливыми, 60% - милосердными.
Большинство родителей подтвердили, что главной целью изучения нового предмета они видят духовно-нравственное образование и воспитание своего ребёнка на основе ценностей и традиций, которые разделяет его семья.
Учебный курс ОРКСЭ призван развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Поэтому учителю гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание я буду задействовать в учебно-воспитательном процессе. Такое взаимодействие учителя, ученика и родителей сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более продуктивным, систематическим. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Считаю, что именно учителю , который ведет курс «ОРКСЭ», доверяется очень важная работа – достучаться до сердец учащихся. Но прежде всего учитель сам должен пересмотреть свое мировоззрение , взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков. Конечно , немаловажную роль играет методическое мастерство учителя. Он должен последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.
При изучении курса необходимо предусмотреть различные формы работы: коллективно-групповые дела, проектная деятельность, деловые и ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, социальное партнерство. Думаю , что это способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. На уроках дети путешествуют во времени по разным странам, по храмам, городам. Они составляют и разгадывают кроссворды, участвуют в викторинах, отвечают на вопросы тестов, читают стихи, рисуют. Особенно интересны презентации творческих работ, проектов. А домашние задания можно предлагать по выбору - ребенок сам может выбрать по своим интересам и желанию.
Воспитание гражданина возможно на примерах из жизни предков, на событиях из истории своего народа. Именно такие яркие примеры могут зажечь душу ребенка. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Задача учителя – помочь ребенку стать счастливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.
Статья рассказывает об отношении к труду различных религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения между представителями разных вероисповеданий.К статье...
Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который будет преподаваться в 4 классе ....
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ.
Эссе на тему....
Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ
В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....
Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"
Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...
Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ
Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ....
Презентация "Воспитательные возможности модулей курса ОРКСЭ"
В презентации предоставлен материал, в котором показаны методы, приемы и формы работы на занятиях курса ОРКСЭ...