Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
учебно-методический материал на тему

Козлова Ольга Ивановна

В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика воспитательных возможностей модулей курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Результативность  воспитания   нравственных  начал  тем  выше,  чем   раньше  начинается систематическая  работа  по  формированию  этих  качеств  у  человека. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».

Поэтому весьма своевременно введение в школах курса «Основы религиозных культур и светской этики», который предусматривает формирование качеств патриотизма и гражданственности, бережного и уважительного отношения к историческому прошлому страны, помогает осмыслить нравственные категории добра и зла, смысла жизни и их воплощение в житиях святых и героев Отечества.

В ходе работы  экспериментальной площадки нашей школы родителям моего класса была предложена анкета  с целью выявления ценностных ориентиров. Из  перечисленных  качеств личности  нужно было выделить 5-6 наиболее значимых   ,на их взгляд,  для молодого поколения 21 века. Нас порадовало, что : 85%  опрошенных родителей хотели бы видеть своих детей честными, 70% - добрыми;  заботливыми, 60% - милосердными.

Большинство родителей подтвердили, что главной целью изучения нового предмета они видят духовно-нравственное образование и воспитание своего ребёнка на основе ценностей и традиций, которые разделяет его семья.

Учебный курс  ОРКСЭ призван развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формировать у них ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

Я поняла, что для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Без взаимодействия с семьей, без эмоциональной и этической поддержки взрослых, изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми.     Поэтому учителю гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание я буду   задействовать в учебно-воспитательном процессе. Такое  взаимодействие учителя, ученика и родителей сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более продуктивным, систематическим.  А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

           Считаю,  что именно учителю , который ведет курс  «ОРКСЭ», доверяется очень важная работа – достучаться до сердец учащихся. Но прежде всего учитель сам должен пересмотреть свое мировоззрение , взглянуть на некоторые вещи преображенным взглядом и задуматься о правильности своих суждений и поступков. Конечно , немаловажную роль играет методическое мастерство учителя. Он  должен последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значениях в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

При изучении курса необходимо предусмотреть различные формы работы:  коллективно-групповые дела, проектная деятельность, деловые и ролевые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми, социальное партнерство. Думаю , что это  способствует развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. На уроках дети путешествуют во времени по разным странам, по храмам, городам. Они составляют и разгадывают кроссворды,  участвуют в викторинах, отвечают на вопросы тестов, читают стихи, рисуют. Особенно интересны  презентации творческих работ, проектов. А домашние задания можно предлагать  по выбору -  ребенок сам может выбрать по  своим интересам   и желанию.

Воспитание гражданина возможно  на примерах из жизни предков, на событиях из истории своего народа. Именно такие яркие примеры могут зажечь душу ребенка. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве. Поэтому каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Задача учителя – помочь ребенку стать счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.

Статья рассказывает об отношении к труду различных  религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения   между представителями  разных вероисповеданий.К статье...

Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который  будет преподаваться в 4 классе ....

Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ

В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....

Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"

Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...

Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ

Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ....

Презентация "Воспитательные возможности модулей курса ОРКСЭ"

В презентации предоставлен материал, в котором  показаны методы, приемы и формы работы  на занятиях  курса ОРКСЭ...