Воспитательные возможности курса ОРКСЭ.
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ НШДС №1822
Тема по самообразованию:
«ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КУРСА ОРКСЭ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Савина Г.В.
Москва 2012г.
«Религия — одна из форм общественного сознания — совокупность
духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные
силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения».
(Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова).
Религия традиционно играла существенную роль в жизни российского
общества. Семь десятилетий насаждения атеизма и подавления религиозного
мировоззрения не привели к исчезновению религий. Это стало очевидно на
рубеже 1980-1990 г.г., когда в обществе произошли коренные изменения.
У людей появилась возможность свободно исповедовать свою веру и совершать
религиозные обряды. Религия начала восстанавливать утраченные позиции в
обществе.
Религиозное сознание, представление о «божественном» присуще
человеческому сознанию. Однако формируется оно в значительной степени
той историко-культурной, языковой, общественной и собственно религиозной
средой, в которой происходит духовное формирование личности.
В последние десятилетия вопросы духовного и нравственного воспитания
подрастающего поколения относятся к актуальным проблемам современ-
ности.
С 1 сентября 2012 г. в школах РФ вводится курс «Основы религиозных культур
и светской этики» (ОРКСЭ).
Цель учебного курса — формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уваже-
нии культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ -
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, йудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики.
2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей.
3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование
у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих
целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы.
4. Развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога
во имя общественного мира и согласия.
Ввод этого курса предполагает решение одной из приоритетных задач
современной государственной образовательной политики РФ, отраженной
в Новом Федеральном государственном стандарте общего образования -
обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
Основная интеллектуальная, а особенно духовная и эмоциональная сферы
формируются именно в школьные годы. Поэтому главные надежды в воспита-
нии возлагают на общеобразовательную школу, имеющую взаимосвязь с
семьёй, общественными организациями. В школе проходит начало духовно-
нравственного становления личности. Осуществление духовно-нравствен-
ного воспитания содействует духовно-нравственному становлению чело-
века. Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный,
многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей её пол-
ноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в
целом. В этом процессе нельзя исключить влияние такого серьезного
фактора, как религия.
Религиоведческие знания обладают значительным
воспитательным потенциалом. Руководствуясь целями и задачами курса
ОРКСЭ, определяется направление воспитания, осуществляющее
гражданское, патриотическое, нравственное, правовое, эстетическое воспи-
тание. Воспитательные возможности курса имеют совокупность специфичес-
ких особенностей.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики,
предлагается изучать в 4 классе, на переходной стадии от начальной к
основной ступени общеобразовательной школы. В возрасте 10 лет
ребенок становится младшим подростком. Он оценивает окружающую
жизнь с позиции взрослого человека. Важно, чтобы его формирующаяся
система ценностей, была осознанной и основывалась на высших ценностях.
Этому призван содействовать курс ОРКСЭ. В 4 классе школьник обладает
такими социально-психологическими особенностями, как бесконфликтность,
мягкость, доброта, сопереживание, которые являются созвучными содер-
жанию курса ОРКСЭ.
Кроме этого, к 4 классу, как правило, установлены доверительные
взаимоотношения между учителями нач.школы, обучающимися и их
родителями, что так же способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ.
Только в процессе совместной деятельности семьи и школы,
направленной на самоопределение ребенка в духовной сфере , возможно
освоение духовных и нравственных ценностей поведения.
Духовно-нравственные ценности невозможно передать информационным
путем.
Создавая педагогические условия для духовно-нравственного воспитания
школьников в процессе учебной деятельности важно опираться на их
эмоциональную сферу, на самостоятельность учеников, их опыт, переживания.
Предпочтительнее использовать активные формы и методы обучения и
развития: работа в парах и в малых группах, поисковый диалог, различные
типы проектной деятельности, игровые подходы, активные и интерактивные
методы.
Активная деятельность на уроках дает возможность ученикам
практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, умение
активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие
вопросы. Эти навыки реализуют принципы толерантности, как
взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном обществе.
В курсе ОРКСЭ первостепенное внимание уделяется духовному миру
человека, который отражается в нем и образует его внутренний мир,
который почти все религии мира определяют как душу человека.
В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих
людей, всё, во что он верит и к чему стремится. Поведение человека
зависит от состояния его внутреннего мира, от того, как наполнен его
внутренний мир.
Уроки призваны создать, наладить внутренний мир подрастающего поколения.
Воспитание духовного мира в курсе проходит через культурные традиции
разных народов (курс включает в себя 6 модулей для изучения). Учебный курс
ОРКСЭ является культорологическим и не предусматривает обучение религии.
Он направлен на развитие у школьников представлений о нравственных
идеалах и ценностях, находя единство культур и религий, единство многообразия.
4 мировые религии ( христианство, ислам, иудаизм, буддизм) отличаются
разными эстетическими нормами, разными формами проявления своего
миропонимания. Но все религии говорят о бессмертии духа, и в каждом
учении содержится правило этики: «Во всем, как хотите, чтобы с вами пос-
тупали люди, так поступайте и вы с ними». Культурные традиции разных
народов основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, спра-
ведливость, милосердие. Важно создать у ребенка универсальные ценностные
ориентиры, общезначимые ориентации.
Каждый народ, носитель той или иной религиозной культуры, создал свой
огромный культурный пласт. Люди выражают свое миропонимание
в обрядах, праздниках, литературе, живописи, архитектуре, музыке.
Изучение памятников культуры на уроках курса ОРКСЭ способствует
духовно-нравственному развитию личности ребенка.
Этика — составляет теоретическую основу нравственного воспитания.
Это наука о поступках и отношениях между людьми. Это система знаний,
помогающая судить о том, что следует и чего не следует делать, отличая добро
от зла, прекрасное от безобразного. Изучение этики является важным в
воспитании, духовно-нравственном развитии, становлении и социализации
личности школьников. Основными проблемами этики являются: проблема
добра и зла, проблема смысла жизни и назначения человека в ней, проблема
справедливости, проблема должного. Осмысливая мир , вступая в отношения
с другими людьми, человек решает, что для него важно и определяет
свое ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе.
Ребенку необходимо преподать ценностный ряд, который ориентирован на
служение обществу, государству. Нельзя вырастить потребителя!
Согласование педагогических усилий семьи и школы — важнейшее условие
духовно-нравственного развития личности ребенка. Без взаимодействия
с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической под-
держки со стороны семьи изучение предмета ОРКСЭ будет неполноценным
и недостаточно эффективным. Формы работы с родителями:
- проведение родительских собраний;
- система вопросов и заданий, включающих родителей в учебно-воспита-
тельный процесс (интервью, подбор иллюстраций, создание в классе
галереи образов, фотовыставки, посещение объектов культурного наследия,
подготовка рассказа о семейных традициях);
- использование в процессе обучения методов семейного воспитания,
потенциала семейного духовного опыта, традиций семьи;
- домашнее чтение, формирование домашней библиотеки;
- родители как соавторы и участники детских праздников, презентаций.
Духовно-нравственное развитие — постоянный процесс, и, идет он
всю жизнь.Основным его условием является желание духовно развиваться.
Формирование духовно-ориентированной культуры начинается в семье.
Но наиболее крепкий фундамент в этом должна заложить начальная
школа. На ступени начального образования воспитание становится
процессом восприятия ценностей и их освоения. Этому должен способст-
вовать весь уклад школьной жизни, а главная роль принадлежать творчеству
учителя. Именно учитель начальной школы, приобщая детей к духовным
и культурным ценностям , закладывает основы формирования высоко-
нравственной личности гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.
Статья рассказывает об отношении к труду различных религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения между представителями разных вероисповеданий.К статье...
Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который будет преподаваться в 4 классе ....
Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3733435","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Эссе: "Специфика воспитате...
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ.
Эссе на тему....
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке....
Презентация "Воспитательные возможности модулей курса ОРКСЭ"
В презентации предоставлен материал, в котором показаны методы, приемы и формы работы на занятиях курса ОРКСЭ...
Воспитательный потенциал курса ОРКСЭ в рамках урочной деятельности
Вопрос воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....