Эссе: Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
статья (4 класс) на тему
В данной работе отражено мое мнение о курсе "Основы религиозной культуры и светской этики", который будет преподаваться в 4 классе .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_2.docx | 14.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правила нравственности, как и люди,
Меняются с каждым поколением:
Они подсказаны то добродетелью, то пороком.»
Люк Вовенарг
Каково же наше сегодняшнее общество? Чем сейчас живет российский человек? Что мы сейчас видим под нравственностью: только лишь внешние приличия или внутреннюю основу побуждений? Для чего нашим ученикам духовность и нравственность? Многих родителей разбирает сомнение, нужен ли в школьной программе дополнительный предмет? Ответ напрашивается сам собой: да, безусловно!
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности и безверии, жестокости и агрессивности.
События последних месяцев чётко подтверждает состояние современного общества. Невозможно не остановиться на некоторых из них. В школе ученики открыто издеваются над пожилым учителем или своим же одноклассником и что более цинично – записывают на видеокамеру, а затем выкладывают в сеть Интернет. Матери хладнокровно убивают своих детей, а затем с «обеспокоенным » видом принимают участие в их «розыске». Под видом панк-молебна оскверняется главный храм страны! Что удивительно, участницы не считают содеянное грехом, а лишь способом высказать свою точку зрения на создавшуюся политическую обстановку в стране. И такие случаи, как ни печально это констатировать, можно продолжать.
В сложившейся ситуации можно найти выход с помощью семьи и школы. Виссарион Белинский говорил: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное». В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии, и в частности, православия в нем. Для решения этих задач и был создан курс морали ОРКСЭ. В рамках данного курса дается характеристика общечеловеческих ценностей и основных религий мира: православия, ислама, буддизма и иудаизма. На данных занятиях учащиеся будут давать оценку своим действиям и поступкам людей, одноклассников, друзей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, мудрости и глупости, дружбы и долга, милосердия и жестокости. На уроках литературного чтения у детей возникает такая потребность, но часто не хватает одного урока поразмышлять над такими понятиями как честь, достоинство, вера, добродетель, порок. Поэтому очень хорошо, что появится возможность в виде урока ОРКСЭ для реализации этих потребностей. Конечно, требуется определённая подготовка учителя, ведь очень важно дать материал так, чтобы ребята, оказываясь в определённой жизненной ситуации, поступали не «как проще», а «как нужно» в соответствии с нормами морали, не ждали похвалы и награды за доброе дело.
Я работаю по программе «Школа 2100» и на уроках русского языка и литературного чтения часто ставятся проблемы морали и нравственности. У С. Маршака есть такие строчки : «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!» Для детей были непривычны словосочетания добрый ум и умное сердце. Им гораздо ближе и созвучнее доброе сердце. Но в процессе беседы дети понимают, что ум без доброты может быть направлен на недобрые дела, а в сердце, кроме добра, должна быть и смелость, и ум. Ведь смелость без ума и доброты может стать ничем не оправданной лихостью. Лихость может привести к беде. Доброта же без ума и смелости также мало полезны. И я думаю, что такого рода беседы пойдут только на благо учащимся, особенно в курсе светской этики, который был выбран родителями моего класса.
На уроках ОРКСЭ я буду проводить целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшем развитии. Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе. Большое внимание на каждом уроке следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала.
Поэтому я предполагаю использовать различные приемы и методы учебной деятельности: чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснения, диспуты, игровые формы, презентации, ИКТ, творческая мастерская (составление рассказов и притч, советов, стихов; интервью со сверстниками), урок-экскурсия, викторины и конкурсные мероприятия, проектная деятельность. Думаю, что такие методы и приемы помогут «раскрыться» моральным мотивам. Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, встреч с интересными людьми, выпуски стенгазет, конкурс плакатов и др. Такие формы можно использовать для организации мероприятий на параллель четвертых классов. Конечно, необходима помощь родителей и в организации внеклассных мероприятий и в подготовке презентаций, нахождении дополнительного материала. Совместная работа детей и родителей содействует сохранению и упрочнению семьи, а также оказывает помощь в вопросах воспитания и обучения детей.
Я считаю, что данный курс поможет учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика воспитательных возможностей модуля курса ОРКСЭ.
Статья рассказывает об отношении к труду различных религиозных конфессий, обозначает возможные точки соприкосновения между представителями разных вероисповеданий.К статье...
Эссе: "Специфика воспитательных возможностей курса ОРКСЭ".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3733435","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Эссе: "Специфика воспитате...
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ.
Эссе на тему....
Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
В материале перечислены ценностные ориентиры в работе с учениками класса, определена важнейшая задача курса - доверительное общение между родителями и детьми, описаны различные формы работы на уроке....
Материалы для родительского собрания по выбору модуля курса ОРКСЭ
В материалах представлены различные анкеты для родителей, нормативная база введения курса "Основы религиозных культур и светской этики", особенности каждого модуля....
Технологическая карта урока по модулю курса ОРКСЭ "Основы православной культуры" на тему: "Дорога к храму"
Конспект урока по модулю курса ОРКСЭ на тему: "Дорога к храму" "Ищите к Господу дорогу, любите и хвалите Бога!"...
Родительское собрание о выборе модуля курса ОРКСЭ
Методическая разработка родительского собрания о выборе одного из шести модулей курса ОРКСЭ....