Внеурочная деятельность как средство повышения познавательных способностей младшего школьника Программа экологического кружка "Юный эколог"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Обрезкова Ирина Геннадьевна

Актуальность созданной программы вытекает из ее содержания. На сегодняшний день экологическое обучение и воспитание детей – это необходимое условие выживания человечества. Экологическое образование дает детям необходимые знания о природе, закладывает фундамент экологического мышления. От того, какими вырастут наши дети, будет зависеть дальнейшая судьба нашей многострадальной природы.Так как дети любят все яркое, красочное, необычное, волшебное, но и в то же время серьезное /когда к ребенку обращаешься как к равному/ «Игровая экология» предусматривает овладение специальностями:   Цветовод, Знаток живой природы   Юный предсказатель, Путешественник,  Географ – ботаник – зоолог, Эколог

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа Юный эколог171 КБ

Предварительный просмотр:

 Внеурочная деятельность как средство повышения качества образования.

Воспитательно-экологическая программа
«Юный эколог»

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, в том числе и учащихся начальной школы.

Пояснительная записка

Актуальность созданной программы вытекает из ее содержания. На сегодняшний день экологическое обучение и воспитание детей – это необходимое условие выживания человечества. Экологическое образование дает детям необходимые знания о природе, закладывает фундамент экологического мышления. От того, какими вырастут наши дети, будет зависеть дальнейшая судьба нашей многострадальной природы.

Программа «игровая экология» формирует у детей ответственное отношение к природе. В задачи программы входит:

  • Формирование у детей понимания взаимосвязей в природе и места человека в окружающей его природной среде.
  • Знакомство с жизнью растений и животных.
  • Усвоение ведущих идей и основных экологических понятий.
  • Овладение прикладными знаниями, умениями, навыками.
  • Понимание ценности природы.
  • Развитие духовной потребности в общении с природой.
  • Активизация деятельности по улучшению среды.
  • Распознавание и описание объектов, которыми является природа.
  • Умение оценивать влияние человека на природу.
  • Прогнозирование последствия нарушения экологического равновесия.
  • Принятие правильного решения.
  • Выполнение специальных мероприятий.
  • Соблюдение правил поведения.
  • Пропагандирование идей охраны природы.
  • Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и приемами постижения природных закономерностей.

В числе основных задач программы – творческое развитие личности ребенка, особое внимание уделяется развитию воображения. В каждом задании, каждом уроке детям дается возможность проявить фантазию, поощряется отход от шаблона. Занятия направлены на то, чтобы «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • Признаки времен года /изменение окраски листьев, отлет и прилет птиц, сокращение продолжительности дня, замерзание водоемов, освобождение водоемов ото льда, ледоход и т.д./
  • Классификацию групп животных /птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие, земноводные, черви/
  • Классификацию групп растений /цветковые, хвойные, папоротники, мхи, лишайники, водоросли, грибы/
  • Знать зимующих и перелетных птиц нашей области. Уметь ухаживать за птицами, помогать птицам зимой во время голода
  • Уметь вести наблюдения за погодой, знать народные приметы к явлениям природы
  • Распознавать листья деревьев, знать бережное отношение к травам, цветам, деревьям
  • Знать растения и животных Красной Книги, способствовать их спасенью и умноженью
  • Уметь организовывать мероприятия по охране местности /городские газоны, очищение родников, ключей – сельская местность/, изготовление кормушек и скворечников, ограждение муравейников
  • Ухаживать за комнатными растениями, размножать их знать название комнатных растений.
  • Знать животных и растений разных географических зон и поясов
  • Знать и уметь применять навыки культурного и щадящего поведения в природе.

Так как дети любят все яркое, красочное, необычное, волшебное, но и в то же время серьезное /когда к ребенку обращаешься как к равному/ «Игровая экология» предусматривает овладение специальностями:

  • Цветовод
  • Знаток живой природы
  • Юный предсказатель
  • Путешественник
  • Географ – ботаник – зоолог
  • Эколог

Занятия по экологии должны быть направлены на:

  1. Формирование материалистического мировоззрения, обусловленного тем, что все взаимосвязано.
  2. Оценочное суждение.
  3. Умение прогнозировать последствия нарушения экологического равновесия.
  1. Принятие правильного решения (как ты поступишь, если увидишь, что…).
  2. Выполнение специальных мероприятий по охране природы.
  3. Соблюдение правил поведение в природе.
  4. Пропагандирование идей охраны природы.
  5. Организацию практической деятельности.

Задания должны быт интересными, занимательными,

развивающими, но и в тоже время охватывающими:

Глубину знаний, систему знаний

Умение оценивать – почему нужно охранять природу (прими правильное решение, помоги птицам, животным, растениям. Дай добрые советы.)

Проявление интереса (какую бы ты книгу прочитал?) (фантастика или природа)

Убеждённость в охране природы (ничего страшного нет, если…)

Программа «Игровая экология» заключается, прежде всего, в его содержании. Она построена так, что даёт не просто набор знаний об отдельных предметах природы, а объясняет всё природные взаимосвязи. Предусмотрены сезонные экскурсии – лето, осень, зима, весна. Они помогают организовать с детьми целенаправленные наблюдения в природе «по порядку», т.е. указываются причинно-следственные связи.

 Программа кружка «Юный эколог»

срок

Познавательные

 мероприятия

Познавательно-развлекательные мероприятия

Практические

мероприятия

Исследовательские

 мероприятия

1

2

3

4

5

сентябрь

Утренник « Мир вокруг нас»

Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые приключения Маши и Вити»

Работа над проектом «Мое дерево». Выставка детских рисунков на экологическую тему: «Давайте сохраним планету».

Путешествие по экологической тропинке (часть 1)

октябрь

Беседа « Переплетение птицы. Их охрана»

Праздник «Золотая волшебница осень». Конкурс на лучший осенний букет.

Операция «Большие дела маленьких рук» (Сбор корма для птиц)

Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние явления»

1

2

3

4

5

ноябрь

Путешествие за капелькой воды. Проблемы чистой воды и здоровье человека.

Утренник «В гостях у жителей подводного царства»

Операция «Малые реки» (рейд на берег р. Волги)

Опыт «Волшебница вода»

декабрь

Спектакль «Зачем зимой снег»

Утренник «Здравствуй, гостья-зима»

Подготовка материалов для экологической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры»

Опыты «Почему идет снег?» «Почему снег бывает разным?»

январь

Беседа «Лиственные и хвойные растения зимой»

Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое дерево»

Путешествие на родину комнатных растений . Уход за комнатными растениями.

Опыт «Защитные свойства снега» (роль снега на растения зимой)

1

2

3

4

5

февраль

Беседа « Охраняемые животные Ульяновской области»

Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму».

Операция «Синица» - изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения»

март

Дидактическая игра «Первоцветы. Узнай растение по листу.» Беседа « Встреча пернатых друзей»

Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН»

Очистка аллеи от сушняка. Операция «Скворец» - изготовление птичьих гнездований

Опыт со срезанными ветками.

апрель

 Беседа « Что мы знаем о насекомых и их охране.» Чтение и обсуждение книг и  статей в журналах о природе и их охране.

Экологическая игра «Пестрый мир насекомых»

Операция «Муравейник»

Экскурсия на поляну. Фенологические наблюдения.

май

Турнир-викторина «Охраняемые растения Ульяновской области»

Игра-путешествие «По лестным тропинкам»

Работа по проекту «Мое дерево». Озеленение школьного двора.

Путешествие по экологической тропинке (2 часть). Лекарственные растения.

 

        Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников.                                                                                                                                                                         Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это – театрализованное представление на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры- путешествия.                Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») – посадкой деревьев и  кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе.                                                                         Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.                Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников.                                                                                                        Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 2-4 класса МОУ Сосновская основная общеобразовательная школа. В ходе работы кружка мною был использован проект «Мое дерево» Н.А. Рыжовой. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младших, играет практическая, исследовательская работа в природных условий. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе.                                                                        Частному решению проблемы может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе,  естественно, на доступном для них уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья играют большую роль  в нашей жизни. Они окружают нас постоянно , однако большинство детей и  взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево – прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья – довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.                                                         Проект включает три этапа работы. Первый этап – подготовительный. На этом этапе объясняется цель, задача проекта, проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий – дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений . кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформированы представления о том, что главное дерево нашей страны – береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди  объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива.                                Важной задачей работы в рамках проекта – воспитание эмоционального отношения к деревьям, общение с ними  на равных. Поскольку дерево – друг, ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая – обычные, «человеческие» имена – Денис, Андрей, Аленушка и т.п. Возможно, в этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к дереву, как к другу. Вторая группа имен – это придуманные слова, отражающие определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза), Ежик (ель), Невеста (яблоня в цвету). Анализ детских рассказов о своем дереве показывал, что детям нравится называть деревья придуманными именами, а не ботаническими названиями. Таким образом, они подчеркивают свое личное отношение к дереву, выделяют его среди остальных.                                                                Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления.                                                                        Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в разное время года.                                                        Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекта вопросов. Ниже приводиться пример одного из заданий – «Изучение ствола, коры».                                                                1. Найти место, где ствол дерева шире (уже) всего.                                        2. Погладить кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещина? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая». Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года.                                                                                3. Понюхай кору. Что напоминают тебе этот запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева?                                                                                        Примечание: школьники отмечали запах коры в разное время года, при разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным маслом и грибами», «апельсином», «лесом», «листвой», «яблоками», «свежими огурчиками».                                                                                4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто – нибудь в них жить?                        5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри внимательно и постарайся нарисовать в тетради.                                                6. Есть ли на стволе грибы?                                                                        7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны?        Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления, эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить «настроение» дерева, нарисовать портреты дерева, с разным настроением. Во время выполнения задания дети отмечали, что «настроение» их дерева бывает: грустное, веселое, счастливое, бодрое, печальное, молчаливое, шутливое, задумчивое. Параллельно с проведением исследований дети участвуют в практической деятельности по уходу за своим деревом, сажают рядом с ним другие растения, чтобы «дереву не было скучно и одиноко»,         делают кормушки для птиц.                                                                                                                Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературе по теме.                        Ниже приводятся примеры сочинений учащихся.                                        «Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. Иногда они уходят в другой конец двора, где забор сломан, а утром возвращаются на свои места. Кажется, что деревья неживые, но на самом деле они живые».     ( Написала Гаврилова Алена).                                                                                 «У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталина, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Гордеев Денис).                                                                                                Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе.                                                        Окружающая природа- непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся почкой.                                                                                                        Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка, в процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук         капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Процесс наблюдения можно условно разделить на четыре этапа, каждый служит достижению общей цели всего наблюдения. Рассмотрим каждый этап в отдельности (по А.В. Васильевой).                Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое ( что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким был тогда, что знает о нем; показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдений и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда -  несколько отстоять во времени от начала самого наблюдения.                                                Второй этап – в начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.                                                                        Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников -  использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснения иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте.                                                Третий этап – основной момент процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задачи данного наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап ( по своему содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Первая часть – обследование предмета или явления в целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно подобрать предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание ребят к целостному восприятию предмета. Молча созерцать предмет, дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть не стихийным, целеустремленным -  таким  его делает направляющее слово педагога (вопрос, указание). Вторая часть – анализ обследуемого предмета. Учитель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Мы заметили, что младшие школьники сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.

Неделя экологии и природоведения.

        Большую помощь в более глубоком изучении природы оказывает Неделя экологии и природоведения. Цель этой недели – углубление знаний школьников о природе, воспитание бережного отношения и любви к родной природе. Создаются благоприятные условия для формирования у детей таких качеств личности, как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного. Неделя природоведения обычно проводится в начале апреля, после весенних каникул. Принимают участие все 3 класса. Каждый класс готовит утренник, принимает участие в викторинах, выпускают стенную газету.

1 день: открытие недели. Утренник «Полюбуйся, весна наступает».         Готовят утренник ученики второго класса.

2 день: праздник «Птицы наши друзья».                                                        Участвуют ученики первого класса. Учащиеся 2-3 классов готовят КВН.

3 день: утренник « Приметы верные и мнимые».                                        Проводят ученики 3-4 классов. Второй класс принимает участие в         викторине «Природа и мы».

4 день: конкурс «Птичий базар».                                                        

5 день: устный журнал «Охранять природу – значит любить свою                         Родину». Готовят учащиеся 3 класса.

Конкурс газет « Знай, люби, береги!»                                                        Выпускаются тематические газеты: «Лекарственные растения»,                 «Перелетные птицы», «Растения- барометры»,                                         «Раннецветущие растения»

6 день: Закрытие недели. Подведение итогов, награждение активных                 участников. Вручаются грамоты победителям конкурсов КВН.

        Я предполагаю, что перечисленные формы и методы работы направлены на развитие личности младших школьников, на сближение с природой, на формирование экологического сознания, гуманистических начал. Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интересна ученику. Приведу пример такого вида заданий, его можно назвать природоведческим диктантом. Кратко описывают животно или растение. Ученик должен узнать о ком идет речь, записать ответ в тетради. Эта птица известна всем. Её оперение контрастное – черно-белое. Она приспособилась к жизни по соседству с человеком. За свои действия получила прозвище «воровка». Пробравшись на чердак, таскает куриные, голубиные яйца. / Сорока/.                - Это крупная лесная кошка. Мех у нее мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные черные кисточки. / Рысь/.                                                Образность, простота – привлекает ребят в загадке. Загадки использую для составления природоведческого кроссворда, работа с которым для ребят будет минутной приятного отдыха, разгадкой перед трудным заданием или же предисловием к изучению нового материала.                                                        Даю карточки перед проверкой домашнего задания. Это позволяет ученикам сосредоточиться на конкретных вопросах и служит планом их ответа. Силуэты животных, рисунки формы следа я даю перед объяснением нового материала, и они служат «картинным планом» моего рассказа. Так активизирую ученика, что способствует лучшему запоминанию материала.                                Природоведческий материал дает широкие возможности для использования его при составлении задач. Это не только цифровой материал. Ребенок сам видит, какое значение имеет животное или растение для человека, что очень именно сейчас, когда люди так активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические связи в животном мире, когда всем нам грозит экологическая катастрофа.                                                                        Составляем такую задачу: «Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожает зверек за месяц? Посчитай, сколько зерна сохранит этот зверек за год, если известно, что одна мышь уничтожит за год 12 кг отборного зерна?»                                                                                        Чувство удивления, которое возникает у ребят при решении таких задач – начало к работе мысли, а это очень важно, если мы хотим научить мыслить, анализировать факты.                                                                                        Так, через элементарные знания о предметах и явлениях природы, раскрывая в доступной форме взаимосвязь между природой и трудовой деятельностью людей, воспитываю у детей любовь к родной природе, к родному краю, человек срывал на лугу красивый цветок, делает беднее нашу Родину. Это так. Ведь луг – часть родной Земли. Дети на уроке говорят о  том, что, сколько красоты в каждом цветке, называют те, что находятся под охраной государства.                «Фиалки», «Ландыши» для нас                                                                 Веселый май в садах припас,                                                                        Но мы их рвать не будем -                                                                         Пускай цветут на радость людям.                                                        Продолжаю рассказ о замечательной русской природе, о бережном отношении к ней. Дети невольно возвращаются к разговору о необходимости беречь и охранять природу. Заканчивается урок словами:                                                 Дерево, трава, цветок и птица,                                                                Не всегда умеют защитится.                                                                        Если уничтожены они,                                                                                На планете мы останемся одни.                                                        Родина – это село, это воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем. Это рыба, звери, птицы, насекомые в лесу. Это заводы и стройки, поля и сады. Природа и Родина неразделимы. И когда с фабрики в реку попадают сточные воды, страдает не только река.                                                                Родина! Когда вырублены в лесу деревья, вовремя их не вывезли, и они пропали от дождя – не только лесу нанесена рана.                                                Родина! Когда от руки браконьера погибает редкое животное, беднее становиться вся страна.                                                                                        Да, наша страна огромна. Но богатства её природы небезграничны, а удивительная красота ранима. Если будут отравлены воздух и вода, расточены полезные ископаемые, вырублены леса, погублены редкие растения и животные, страна наша не сможет быть богатой и счастливой.                                                Судьба природы – судьба страны!                                                                                                                                

                                                        

 

 

Практическая часть.

 Диагностика.

Экологическая воспитанность младшего школьника.

После завершения каждого этапа обучения и воспитания учителю необходимо знать, как он пройден, какие результаты достигнуты, насколько эффективен был процесс. Для выяснения этих и других вопросов используется диагностика. Что такое диагностика?

Диагностика – это общий способ получения информации и протекание результатов учебно-воспитательного процесса.

Задачи школьной диагностики

  1. Анализ процесса и результата развития школьников темп развития психических функций.
  2. Анализ процесса и результата обучения (объём и глубина обученности, умения использовать накопленные знания, навыки, уровень сформированности основных приёмов мышления, владение способами творческой деятельности и др.).
  3. Анализ процесса и достигнутых результатов воспитания (уровень воспитанности глубина и сила нравственных убеждений, сформированности нравственного поведения и т.п.).

Значение диагностики

Пересмотра традиционных методов контролирования вызван набирающей силу гуманизацией учебно-воспитательного процесса.

В условиях авторитарного воспитания объектом анализа контроля и оценки был труд ученика, в новых же условиях анализируется совместный труд учителя и ученика, их общий результат, а именно:

  1. Устанавливается соответствие достижений ребёнка обязательным требованиям к результатам обучения.
  2. Учитель анализирует свой труд, его результаты и эффективность (почему не удалось научить, что не учёл, как скорректировать процесс обучения).

Заинтересованным в общих успехах учителю и ученику больше нужны данные не о самом результате, а о том, почему не достигнуты или не полностью достигнуты запланированные показатели.

Дело в том, что контрольная работа показывает конечные результаты, а диагностика включает результат вместе с процессом. Например, ученик получает за контрольную работу отличную оценку. И только диагностика показала, что отличная оценка ученика – результат хорошей памяти, а не развитости интеллектуальной сферы, сформированности умственной деятельности. Ошибки, допущенные в диктанте, не дают ответа на вопрос, почему это произошло.

Таким образом, диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем традиционную проверку знаний, умений. Она включает в себя задания, которые позволяют установить, что именно не усвоил ребёнок, какие трудности имеются у него в овладении теми или иными учебными действиями.

В диагностике используются различные методы и методики. Наряду с традиционными методами контроля проверки, оценки, учёта знаний и умений, применяются тестирование обученности и воспитанности. Исследование потенциальных возможностей учеников (обучаемость), проектирование индивидуального и личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.

В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов.

Сравнение результатов разных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждым из компонентов учебной деятельности за период, прошедший сначала учебного года. И на этой основе учитель сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебной возможности ребёнка. Важно зафиксировать:

  • Какие изменения происходят с ребёнком в процессе обучения.
  • Как изменяется понимание им учебных требований.
  • В какой помощи учителя он нуждается.

Основные принципы диагностирования

1. Принцип систематичности.

Систематичность заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все ученики с первого и до последнего дня пребывания в школе. Диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения.

2. Принцип объективности.

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), дружеском отношении педагога ко всем детям, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

3. Принцип наглядности.

Данный принцип означает, что диагностирование проводится для всех учеников открыто под ним и тем же критериям. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их.

Диагностическую проверку и оценку знаний, умений учащихся необходимо проводить в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.

Экологическая воспитанность младшего школьника.

Что такое экологическая воспитанность? Нужно обратиться к принципиальным положениям, прежде всего, к первому.

Принципиальные положения экологии:

  1. Чувства.
  2. Дисциплинарность, система межпредметности.
  3. Взаимосвязь глобального, национального подхода.
  4. Принцип прогнастичности. Научное предвидение.
  5. Целенаправленность школьника с окружающей средой.
  6. Целостное познание природы на базе комплексного анализа основной связи.

К задачам относится показатели, критерии:

  • Глубокие, систематичные экологические знания.
  • Понимание жизнедеятельности природы.
  • Разнообразные умения и навыки.
  • Распознавать, описывать, сравнивать, инициативность, творчество.
  • Проявление интереса к экологическим примерам.
  • Убеждённость, необходимость охраны природы, нетерпимость отношение к действиям, причиняющие вред природе.

Для наглядного оформления изучения экологии

я составила карту экологической воспитанности

Фамилия, имя ученика

Показатели

Средний бал

Уровень

Количество показателей можно варьировать.

Определение экологической воспитанности по баллам. Оценивается каждый ученик в классе. Если 6 заданий:

От 30 до 25 баллов – высокий уровень экологической воспитанности

От 25 до 18 баллов – средний уровень экологической воспитанности

От 18 и ниже – низкий уровень экологической воспитанности


Примеры диагностических заданий

Убеждённость в охране природы

  1. Какой способ самый правильный в борьбе с вредными насекомыми?

а. Вспахивание полей.

б. Поливание ядовитыми веществами тех мест, где они находятся.

в. Привлечение для борьбы с ними тех животных, которые питаются вредителями.

г. Сжигание вместе с листьями.

Глубокие, систематические экологические знания

  1. Какие правила поведения верные

а. Ограждай муравейник.

б. Позаботься о птицах: бери беззащитных птенцов домой.

в. Самые красивые цветы оставь живыми.

  1. Как бы ты объяснил взрослому человеку, что нельзя бросать в речку банки, мусор.

Понимание жизнедеятельности природы

  1. Какова основная причина отлёта некоторых птиц?

а. Похолодание.

б. Необходимость вывода птенцов.

в. Недостаток корма.

г. Частые осенние дожди со снегом.

  1. Какова главная причина изменений в жизни природы?

а. Земля оттаивает.

б. Воздух согревается и становится теплее.

в. Птицы прилетают.

г. Солнце на небосклоне поднимается выше, дни становятся длиннее.

Умения и навыки описывать творчество, инициатива.

  1. Опиши животного по плану:

а. Название животного.

б. К какой группе относится?

в. Чем питается?

г. Где обитает?

д. Значение животного в природе.

Проявление интереса к экологическим примерам

  1. Что может навредить воздуху

Сажа        аэрозоли

Пыль        выхлопной газ

Дым        кислород

Свинцовая пыль        водяной пар

Практическая деятельность ребёнка

  1. Я берегу природу родную природу потому, что я:
  • Изготовил кормушки.
  • Сделал скворечник.
  • Посадил дерево.
  • Оградил дерево.
  • Отчистил от мусора родник, ключ.
  • Передаю свои знания по охране природы другим ребятам.
  1. Допиши свои действия по охране природы. Что ты для этого сделал?

Результаты формирования экологического воспитания.

Эта диагностика проводиться мной в конце учебного года. По ней ясно прорисовывается результат формирования экологической воспитанности по каждому показателю, четко виден УРОВЕНЬ экологической воспитанности по цветной шкале:

ЗЕЛЕНЫЙ цвет  - ВЫСОКИЙ уровень

СИНИЙ  цвет  - СРЕДНИЙ уровень

КРАСНЫЙ цвет  - НИЗКИЙ уровень

ВЫСОКИЙ уровень определяется, если выдерживаются все показатели,                                                                                                      критерии экологической воспитанности / критерии смотри выше/

СРЕДНИЙ уровень – знания, умения, интересы к экологии есть,

                   но не высокие

НИЗКИЙ уровень – низкая степень осознания, неустойчивые.

                  Потребительское отношение к природе.

КРУГОВАЯ ДИАГРАММА

В конце полугодия, года оценивают уровень экологической воспитанности по результатам эксперимента.

Уровень учитывается в процентах.

81 % ОТЛИЧНО – высокий уровень

19 % ХОРОШО – средний уровень

0 % ПЛОХО – низкий уровень

Сравнительная динамика показателей и критериев

экологической воспитанности школьников

в процентном отношении

Вид    

    диагностики

Показатели

Глубокие систематические  экологические знания

Понимание жизнедеятельности природы

Умения и навыки описывать   объекты природы

Проявление интересы к экологическим примерам

Убежденность в охране         природы

Практическая деятельность

Входная            (стартовая)        диагностика

Не оценивался этот показатель

НУ-30%

СУ-40%

ВУ-30%

НУ-40%

СУ-50%

ВУ-10%

НУ-30%

СУ-40%

ВУ-30%

НУ -25%

СУ-60%

Ву-15%

НУ-30%

СУ-60%

ВУ-10%

Промежуточная диагностика

НУ-10 %

СУ-40 %

ВУ-50 %

НУ -20%

СУ-70%

ВУ-10%

НУ-30%

СУ-40%

ВУ-30%

НУ-30%

СУ-20%

ВУ-60%

НУ-20%

СУ-40%

ВУ-40%

НУ-10%

СУ-20%

Ву-70%

Итоговая            диагностика

НУ –

СУ-30 %

ВУ-70%

НУ---

СУ -40%

ВУ -60%

НУ – 10%

СУ-30%

ВУ – 60%

НУ---

СУ-10%

Ву-90%

НУ---

Су-30%

ВУ-70%

НУ---

Су-20%

ВУ-80%

Сравнительный анализ качества

---

Качество показателя повысилось на 30%

Качество показателя повысилось на 50%

Качество показателя повысилось на 60%

Качество показателя повысилось на 40%

Качество показателя повысилось на 60%

Таким образом, динамика показателей и критериев показывает, что у учащихся наблюдается рост экологической воспитанности по всем показателям. В цифровых данных по каждому критерию в среднем на 30-50 % повысилась экологическая воспитанность. Значит, наши задачи экологического воспитания осуществились и достигли цели через комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность ребенка и через познавательный, развлекательный, исследовательский, благотворительный блок практических мероприятий. Следовательно, дополнительное образование младшего школьника несет воспитательный эффективный результат в аспекте формирования нравственных природосберегательных действий ребенка.

Анкетирование.

Вопросы анкеты:

  1. Что такое природа?
  2. Что природа дает человеку?
  3. Назовите охраняемые растения нашей местности.
  4. Какие животные занесены в Красную книгу

    нашей местности?

  1. Какие насекомые появляются первыми весной?
  2. Что такое фотоохота?
  3. Назовите лекарственные растения?
  4. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?
  5. Как человек разрушает природу?

10.Что могут сделать дети для охраны природы?

Результаты работы по программе экологического воспитания младших школьников.

       Формирующий эксперимент, проводимый по нашей программе во 2-4 классах Сосновской основной общеобразовательной школы Майнского района показал, что дети стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе. Так,  например, Киверова Юля прочитала и рассказала своим товарищам сказку А. Дитриха и Г. Юрмина «Разноцветная речка» о вреде, который приносят промышленные заводы, загрязняя наши речки и озера. А Андрей Плаксин повесил кормушку и поделился со своими друзьями наблюдениями о том, какие птицы прилетали к его искусственной столовой. В заключение формирующего эксперимента был проведен повторный срез. Детям были предложены вопросы анкеты. Данные повторного среза показали, что после занятий заметно выросло количество полных ответов и снизилось количество неправильных ответов.

                                                                                                                           Ответы учащихся 2-4 классов на вопрос: Что такое природа?                                    Как видно из графика (приложение1), большинство учащихся дали достаточно точные ответы  на данный вопрос. Среди компонентов природы школьники наиболее часто называли воздух, растения, воду, животных, человека.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что природа дает человеку?                    Приведенные данные свидетельствуют, что большинство учащихся дали правильные ответы (приложение 2).                                                        

Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся 2 класса на вопрос: Назовите охраняемые растения нашей местности (приложение 3). Полученные ответы позволяют делать вывод о том, что занятия по программе привели к повышению уровня знаний об охраняемых растениях. Уменьшилось количество неточных ответов, многие растения, называвшиеся до занятий одним – двумя школьниками, стали известны большинству школьников.

Ответы учащихся 2-4 классов на вопрос: Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? Как видно из графика (приложение 4), большинство учащихся назвали охраняемых животных.

Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Какие насекомые появляются первыми весной? Как показывают результаты анкетирования (приложение 5), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу.

Ответы учащихся 2-4 классов на вопрос: «Что такое фотоохота?» (приложение 6). Приведенные данные говорят о том, что многие учащиеся познакомились на занятиях кружка с безопасным видом охоты  в природе - фотоохотой.

Ответы учащихся 2-4 классов на вопрос: Назовите лекарственные растения? Как видно из графика, большинство учащихся узнали достаточное число видов лекарственных растений (об этом свидетельствуют графики и диаграммы - приложение 7).

Ответы учащихся 2-4 классов на вопрос: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? Как видно из графика (приложение 8), у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности.

Ответы учащихся 2-4 классов на вопрос: Как человек разрушает природу? Приведенные данные свидетельствуют (приложение 9), что школьники узнали  о многочисленной деятельности человека на природу.

Ответы учащихся 2-4 классов на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? Как видно из графика (приложение 10), большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановление природной среды.

Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической деятельности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. Но результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа по программе достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны.

Выводы

  1. Кружковая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.

  1. Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.

  1. Кружковая работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.

Заключение.

        Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексных на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы кружковой работы экологического воспитания младших школьников, позволяющих полнее реализовать возможности экологического воспитания.                                                                                                      Проведенная работа привела к следующим выводам:

  1. Экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
  2. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
  3. несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
  4. Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, оьеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
  5. При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
  6. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в рамках специально разработанной программы кружка: «Юный эколог», способствует значительному повышению экологической культуры школьников.

               

                                                                                        

Список литературы:

  1. Адольф Т.А. и др. Заповедными тропами. – М. Просвещение, 1988
  2. Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные.- М.: Мысль, 1991
  3. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения.-

     М.: Агропромиздат, 1989

  1. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. – М.: Просвещение, 1964
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М.: Просвещение, 1992.
  3. Артемонова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх

     дошкольника.-М. : Просвещение, 1992

  1. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский, Цитцир О.Ю. Экологическая азбука для детей и подростков.-М.: Изд.МН ЭПУ ,1995
  2. Банников А.Г. и др.Заповедными тропами зарубежных стран. – М.: Мысль,1976
  3. Банников А.Г. и др. Мы должны их спасти.-М.Мысль,1982
  4. Береги природу/ серия книг/. –М.: Педагогика, 1986-1990
  5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц.М.: Просвещение, 1972
  6. Благосклонов К.Н. Рассказ о красной книге.

      М.:Физкультура и спорт, 1984

  1. Володин В., Хазановский П.Энергия, век двадцать первый.-М.: Детская литература, 1989.
  2. Верзилин Н.М. Лес и жизнь. Л.: Детская литература, 1966
  3. Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. М.: Молодая гвардия, 1985.
  4. Гиляров М. ,Криволуцкий Д. Жизнь в поле. М.: Молодая гвардия, 1985.  
  5. Гринева Е.А. Изучение природной среды и ее охрана. Академия педагогических наук СССР. М.; 1983
  6. Дарреля ДЖ. Поймайте мне колебуса.- М.: Мир,1975
  7. дежкин В.В.В мире заповедной природы.- М. Советская Россия,1989
  8. Дмитриев Ю. Хитрицы и невидимки: Рассказы о том, кто как защищается.-М.: Детская литература,1967
  9. Дмитриев Ю.Пожарицкая Н. Твоя Красная книга.-М: Молодая Гвардия, 1986
  10. Дмитриев Ю. и др. Книга природы.-М.Детская литература, 1990
  11. Дмитриева О.О. природе для больших и маленьких.М.: Просвещение, 1982
  12. Дижур Б.А.Жалобная книга природы.-М.Детская литература, 1973
  13. Козлов М.А., Олигер Н.М.Школьный атлас- определитель беспозвочных.-М.: Просвещение, 1991
  14. Кузнецова М.А.,Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях.-М.: Высшая школа.1992
  15. Лапин П.И.Ботанические сады СССР.-М.: Колос,1984
  16. Ликум А. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. 8 томов.-М.: МГУ , 1993
  17. Нидон К. и др. Растения и животные : Руководство для натуралиста.- М.:Просвещение, 1985.                  

          30. Новиков В.С.,Губанов Н.А.Школьный атлас- определитель высших

        растений.-М.:Просвешение.,1985.

31.Они должны жить:Серия альбомов. Лесная промышленность.-         М.:Агропромиздат,1982-1990.

32.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины.М.:Просвещение,1991.

33.Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе.Начальная школа,1988№8.

34.Плешаков А.А. Природоведение : Учебник для 3 клласа четырехлетней начальной школы.-М.:Просвешение,1992.

35.Плешаков А.А. Зеленые страницы.-М.: Просвешение,1983.

36.Рахманов А.И. Птицы-наши друзья.М.: Росагропромиздат,1989.

37.Растения и животные.- Руководство для натуралиста.М.: Мир,1991.

38.Розанов Б.Г. Живой покров земли.-М.:Педогогика,1989.

39.Сосновский И.П. Живые музеи.-М.: Знание,1981.

40.Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные.-М.: Лесная промышленность,1987.

41.Сотинк В.Ф. Кладовая здоровья.- М.: Экология,1991.

42.Старикович С.Ф. Они живут не только в заповеднике.- М.: Детская литература,1988.

43.Сахаров С. В мире дельфина и осьминога.-М.: Малыш, 1987.

44.Тапасийчук В. Экология в картинках.-М.: Детская литература,1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по пожарной безопасности для младших школьников на 2014 – 2015 учебный год «Огонёк»

В программе представлена работа дружины юных пожарных в начальной школе на учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников

Цикл занятий – уроков общения –рассчитан на детей младшего школьного возраста. Формы занятий самые разные: путешествие, сочинение сказки, составление письма, рисование, размышление, диалог...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...

«Внеурочная деятельность и формирование познавательных способностей младших школьников»

Одной из форм развития познавательных способностей младших школьников является внеурочная деятельность...

Презентация «Внеурочная деятельность и формирование познавательных способностей младших школьников»

Одной из форм развития познавательных способностей младших школьников является внеурочная деятельность...