Урок РТВ "Зима пришла - снег и радость принесла" 2 класс
классный час (2 класс) на тему

Васильева Светлана Иннокентьевна

Через интересный классный час расширяем знания детей о зимних праздниках и старинных традициях дошедших до наших дней. Развиваем чувство гордости за родной край.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs.doc60 КБ
Microsoft Office document icon kartochki.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Васильева Светлана Иннокентьевна,

МОУ «СОШ№12» г. Ангарск, Иркутская область.

Тема классного часа: «Зима пришла – снег и радость принесла».

Класс: 2, возраст детей 8 – 9 лет.

Время проведения: начало декабря

Цели:

Образовательные:

- получить новые знания и систематизировать уже    имеющиеся знания и представления о характерных признаках зимы в неживой природе.

- расширить знания детей о русских народных праздниках и традициях.

 - познакомить с приёмами фантазирования.

Планируемый результат: расширить знания детей о зимних праздниках и старинных традициях дошедших до наших дней, развивать чувство гордости за родной край.

Развивающие:

- развивать внимание, память, логическое мышление.

- умение высказывать свое мнение, доказывать его правоту.

- развивать интерес к предстоящему празднику, поддержать праздничное настроение.

Планируемый результат: развивать творческие способности у детей, гибкость и нестандартность мышления.

Воспитательные:

                        - привитие интереса к творчеству.

                        - любовь к народным традициям.

                        - развитие толерантности и культурности.

                        - повышение информационной насыщенности.

Планируемый результат:

Подготовительный этап: распределить слова сценки, подготовить индивидуальные карточки (найди зимние приметы), познакомить с целями и задачами.

Оборудование и дидактический материал:

  1. Гимнастика для глаз (снежинки разного цвета, желтая, зеленая, красная, белая)
  2. Елка (с буквами)
  3. Оформление игр (по аналогии «хорошо – плохо», на прямую аналогию «на что похож снег?», физминутка «к нам Дед Мороз идет»)
  4. Конверт с письмом от декабря
  5. Индивидуальные карточки (найди зимние приметы)
  6. Мордочки поросят, мешочки, снежинки (за правильные ответы)

Раздаточный материал: мешочки, листок бумаги, карточки, цветные                       карандаши.

В современном динамичном мире творческое мышление считается высшей ценностью, поэтому тему занятия считаю актуальной. Цель занятия раскрыть у детей творческие способности. Развивать ребенка в этом направлении очень важно. На этом занятии были предложены задания, игры, направленные на развитие у ребенка способностей мыслить нестандартно, творчески. «Творить – означает созидать, создавать новое, то, что не существовало прежде» - как говорил А.И. Савенков.

        Но я уверена, что успехов в творчестве достигают не только те, кто умеет создавать новые идеи, но и тот, кто творчески разрабатывает уже существующее. Главное – вызвать интерес к творчеству, побудить к действиям.


Ход занятия:

I. Организационный момент

Мы с вами много говорили о Сибири, о нашем родном крае, как он красив во все времена года. И вот наступила долгожданная зима! Она так долго плутала, не желая навестить Сибирь. Отгадаем, как называется наш клубный час.

Отгадывание ребуса

(предлагается схема на доске «Зима пришла – снег и радость принесла»)

О чём мы будем сегодня говорить? (ответы детей: о зиме.)

        II. Основная часть

I. Вступительное слово преподавателя.

        Мы в морозильнике живем

Мы так Сибирь свою зовем

В ней никому не тесно

В ней очень интересно.

Интересно и весело в Сибири зимой. Кто-то любит зиму, а кто-то ругает. Давайте посмотрим, о чём спорят дети зимой.

II.Выступление детей

1 девочка: (капризно топает ногой):

Опять на землю выпал снег.

Пропал бы лучше он на век!

Я очень зиму не люблю,

И холода я не терплю

Мальчик: (бегает, изображая игру в хоккей):

Зимой с компанией друзей

Мы можем поиграть в хоккей!

А ты хоть раз по шайбе била клюшкой?

Попробуй, поиграй с подружкой.

И ты поймешь тогда сама,

Как хороша у нас зима.

1 девочка: (крутит у виска пальцем):

Ты, Андрей с ума – то не сошел?

Вот хоккеистку, тоже, мне нашел!

Я собирать цветы люблю

И танцевать, а не как ты

Стремглав носится по катку,

Махая клюшкой набегу

К ним подходит Лена.

2 девочка: (кивая головой в знак согласия):

Люблю я очень рисовать,

Хочу художницею стать.

Пейзажи зимние люблю,

Из снега статуи леплю.

1 девочка: (кутаясь в платок):

А как же злые холода?

2 девочка: Ну, холод – вовсе не беда.

На это есть пальто и шарф.

Мальчик: Вот так, выходит, что я прав.

Зимой – отличное житьё!

1 девочка: (показывая на ребят):

Вы посмотрите на неё!

(Хватается за голову)

У них просто нет мозгов.

Зимой снега, метель, мороз.

Порой кусает он до слёз.

Обледенелая земля…

Нет, ненавижу зиму я.

Маша уходит

Мальчик: (с облегчением в голосе):

Я Машиному рад уходу.

Как можно зиму не любить?

Приятно в нежную погоду

На лыжах по лесу скользить.

Или на санках с горки съехать…

2 девочка: (подхватывает):

А сколько радости и смеха

Приносит людям Новый год!

К нам Дед Мороз приходит в дом.

(немного подумав.)

Но правда есть и в Машиных словах.

Она, наверное, по – своему права,

Ведь можно очень не любить

Метели, холод, лёд, сугробы

Но время надо интересно проводить,

Чтоб не страдать зимой, а

Радоваться чтобы.

III. Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Помогите мне разобраться всё же зима это хорошо или плохо? За правильные ответы вы будете получать мельчайшие частицы снега – это?……снежинки.

IV.  Игра: «Хорошо – плохо»         (Оформление на доске)

ЗИМА

ХОРОШО

Можно кататься на горке, лыжах, коньках, лепить снеговиков, валяться в снегу, играть в снежки.

ПЛОХО

Холодно, нельзя долго гулять, метели, вьюги, много одежды, возможны обморожения.

Вывод: Молодцы, спасибо! Есть в каждом времени года свои достоинства и недостатки, но нам нужно двигаться дальше.

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Не балует она природу ни красками, ни цветами, все у нее прибрано сверкает белизной, что это за белизна? (ответы детей: снег). Правильно, снег! Но ведь снег похож на многие сыпучие вещества, на какие именно мы поговорим после прочтения стихотворения.

V. Чтение стихотворения ребенком:

Роман Сеф

На свете все на все похоже:

Змея – на ремешок из кожи;

Луна – на круглый глаз - …огромный;

Журавль – на тощий кран подъемный;

Кот полосатый – на пижаму;

Я на тебя, а ты на маму.

На что похож снег? (Игра на прямую и компонентную аналогию)

СНЕГ

ПО СХОДСТВУ

Одеяло,  лимонная кислота, вата, облако, ванилин, пух, мука, разрыхлитель теста, поролон, сахар, пена, сладкая вата, соль, сухое молоко, приправа.

ПО СВОЙСТВАМ

Холодный, рассыпчатый, хрустящий, белый, пушистый, мягкий, скрипучий.

VI. Гимнастика для глаз (использовать разноцветные снежинки в разных частях класса).

VII. Самостоятельное применение знаний.

Работа по карточкам «Найди зимние приметы»

Посыпала на землю зима снега пушистого, разноцветного, подула ветрами сильными. Но вот беда, не помню я ни одной приметы, помогите отыскать приметы зимы в карточках, правильный ответ обведите кружочком.

Итог: Какие зимние приметы вы нашли? (чтение вслух).

На наш адрес пришло 3 письма от зимних месяцев.

        - Назовите эти месяца (декабрь, январь, февраль)

        - Как вы думаете, от кого первый конверт? (от декабря)

        - Чтение письма от декабря (текст письма)

Физминутка: «Идет, идет к нам Дед Мороз»

«Идет, идет к нам Дед Мороз»

К нам Дед Мороз идет.

И знаем мы, что Дед Мороз

Подарки нам несёт.

(слова физминутки напечатаны на листе А4, после каждого прочтения слова заменяются действием).

VIII. Игра: «Какими фруктами украсим ёлку?»

(На ёлке расположены буквы: м, я, ь, а, с, а, о, и, н, б, л, й, о, у, ш, к, е, д, н, п, в, и, г, х, ф, р.). Из этих букв необходимо составить как можно больше названий фруктов.

Предполагаемые ответы: мандарин, яблоко, груша, айва, апельсин, банан, хурма, персик, слива, лимон, ананас, манго, виноград, грейпфрут, финик, абрикос, лайм, авокадо, помела, кокос, канталуп, дуриан.

IX. Игра – рассуждение:

        - У вас на партах мешочки, нарисуйте, чтобы вы хотели получить от Деда Мороза в подарок. Все пожелания мы положим в коробку и унесём в лес вместе с заработанными снежинками.

X. Фантастическая аналогия.

        - Ёлка – это маскарад, костюмы, маски. Представьте, 27 декабря вы пришли на новогоднюю ёлку, а вместо учителей, воспитателей, завуча, вахтеров, вас встречают сказочные герои. Они очень похожи на нас, некоторые даже внешне, но, прежде всего по характеру. На кого будет похожа завуч, вахтер, в кого превращусь я?

Предполагаемые ответы: баба Яга, снеговик, домовой, Красная Шапочка, Фиона.

        - Молодцы!

XI. Итог занятия:

А теперь такой вопрос: Как называется танец вокруг ёлки? (хоровод)

        Вставайте в круг, слушайте загадку: Назовите домашнее животное, визг которого, предупреждает о наступлении холодов (свинья).

        (Вручение жетонов с изображением свинки)

О чем говорили? Что понравилось на занятии? (дети высказывают свое мнение). Какую снежинку вы бы поставили сегодня за нашу работу.

  1. Белую – не понравилось
  2. Желтую – понравилось
  3. Красную – отлично

Учитель: Давайте на ёлку поместим эту снежинку. Я очень довольна вашими ответами и вашей работой. Надеюсь, сбудутся все ваши пожелания в Новом году. Во время прогулки отнести коробку с пожеланиями в лес.


Анализ занятия.

Занятие проводилось во втором классе, программное содержание соответствовало возрасту. Считаю, что занятие имело результативность, т.к. были реализованы поставленные цели, сделаны выводы, подведен итог. Закрепление и освоение новых понятий было основано на знании старых игр. На протяжении всего клубного часа использовались методы как словесные так и практические, а так же метод организации учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации. Воспитательное воздействие программного материала высокое, эффективно использована наглядность. Этапы занятия взаимосвязаны, игровые моменты использованы рационально, дети в работе принимали активное участие. Речь их была содержательной, логичной, ребята не боятся ошибиться, доказать свою точку зрения. Присутствовало наличие познавательного интереса, сопричастность каждого к практической деятельности. Стиль общения демократический, речь педагога доступна, логична, эмоциональна и красочна.

Принципы  личностно-ориентированного подхода были использованы на протяжении всего занятия. Прослеживались принципы творчества и успеха, дети отвечали индивидуально, получали жетоны, радовались за свои успехи и успехи товарищей. Были активны, свободны в своих действиях и суждениях. Перед детьми стоял выбор, что им нарисовать на индивидуальных мешочках – это принцип выбора. Были созданы условия для формирования индивидуальной личности ребенка (принцип индивидуальности). Вопросы были направлены на поисковую деятельность, задания подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей: на зрительное восприятие, слуховое внимание. Рассмотрели аналогию по свойствам, компонентную (структурную) по свойствам компонентов, необходимо было найти объекты аналогичной структуры. Фантастическая аналогия позволила снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Не было негативной реакции, только положительные эмоции. Главная цель занятия – развитие творческих способностей детей, гибкости и нестандартности мышления ребенка достигнута с помощью развивающего метода (ТРИЗ-технологии).

Используемая литература.

  1. А.В. Лимаренко «Избука» Учебное пособие для преподавателей, воспитателей, гувернёров и родителей. Москва 1999г.
  2. С.И. Гин «Мир фантазии» С.П.Б. 2004г.
  3. О.В. Узорова «Сценки – минутки на школьном уроке» АСТ Москва 2003г.
  4. В.Н. Петров «Зимние праздники игры и забавы для детей» ТЦ «Сфера» Москва 1999г.



Предварительный просмотр:

Индивидуальные карточки.

Найди зимние приметы

1. Весной летит много паутины – лето будет жаркое.

2. Вода в реке пенится – тоже к дождю.

3. Зима не лето – в шубу одета.

Найди зимние приметы

1. Весной летит много паутины – лето будет жаркое.

2. Ранние ласточки – примета счастливого года.

3. Тусклые звезды – к оттепели.

Найди зимние приметы

1. Весной летит много паутины – лето будет жаркое.

        2. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

        3. Высыпки звезд ярко блестят на небе – к стуже.

Найди зимние приметы

1. Ранний прилет грачей и жаворонков – к теплой весне.

2. Ночная роса долго не высыхает – к грозе.

3. Высыпки звезд ярко блестят на небе – к стуже.

Найди зимние приметы

  1. Восход солнца в чистом небе – ясному дню не бывать.
  2. Чем суше и теплее в сентябре – тем позднее зима наступит.
  3. Потеплело, облака побежала против ветра – метель надвигается.


Предварительный просмотр:

Письмо декабря.

Здравствуйте ребята!

Я, декабрь первый месяц зимы! Всю землю стужу. Мои верные спутники и помощники – мороз трескучий, да ветры вольные.

Древне русское название месяца – лютень, а в народе студенец, за лютую пору, за длительную стужу, называют меня хмуренем, стужайлой.

Сегодня 13 декабря, а вы знаете, чем знаменит день был в давние времена? Нет? Слушайте.

        Этот день Андрея Первозванного. Этот день считался девичьим праздником, девушки молились о женихах. Считалось, что девичья молитва в этот день легко достигает неба

        В народе верили, что если девушка обойдет дом крутом, осыплет свой путь зерном и споет: «Я святый Андрию, конопельку сню,

             Дай же, боже, знати!

             С кем веселье трати!»

        То она обязательно жениха себе сыщет. Но и парни молились о суженой:

        «Андрюшка, батюшко, покажи невесту».

        А в ночь, ходили к реке или озеру, рубили лунку, и «слушали» воду: тихая вода – к хорошей Зиме, а если слышится шум, то быть стужам и метелям.

        Я, декабрь богат народными праздниками. А завтра, 14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят – учеников: «Батюшка Наум, наведи ум» Этот день отмечался, как праздник посвящения в ученики. Дети показывали свои успехи. Отцы приглашали учителя в свой дом. Он приносил букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал свои успехи родителям. Учителю дарили подарки, это был горшок каши, густо усыпанный монетами

        19 декабря – Николин день. В этот день чествовали стариков. После Николы начинались колядки, а после колядок, в последний день -  Новый год. Но праздновали его так. Считалось, что 31 декабря по земле ходит нечистая сила и надо от нечисти защищаться. Известна примета: не оставлять пустых банок и чашек открытыми, иначе в них проникает нечистая сила. Нальёшь в такую банку воды, выпьешь, а она в тебя войдет.

        На новогоднем столе были: печенье в виде фигурок домашних фигурок, пирог для колядующих, семена ржи, овса, пшеницы и мед.

        А ёлку стали украшать только в XIX веке, Петр I увидел это таинство в Германии и приказал, тоже, если рубить и наряжать, так как ель дом мир и счастье приносит.

«А вы дома ставите ёлку? Какую живую или искусственную? Кукую правильнее? Докажите свою точку зрения»

А меня не бойтесь, я хоть и стужайло и дни коротки, темные и тусклые, а вас люблю.

Ваш Декабрь.

Я вам приготовил ёлку не простую, а украшенную фруктами. «Какими фруктами я украсил ёлку» А кто главный герой ёлки? (Дед Мороз)

Игра: А еще могу помочь доставить ваши пожелания Деду Морозу, нарисуйте и напишите, что хотите получить в подарок, а я прослежу, чтобы Дед Мороз получил ваши послания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока-исследования с ЭОР по курсу "Окружающий мир"по теме "Изучение свойств снега и льда", 1 класс

Проект урока-исследования  по курсу "Окружающий мир" в 1 классе по теме "Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лёд". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"

Опытным путем  учащиеся  1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...

Урок по предмету :"Окружающий мир" в 1 классе по теме: "Зима. Снег, его свойства".

Урок  подготовлен по учебнику О. Т, Поглазовой. Дети самомтоятельно, наблюдая, изучают материал урока. В урок включены и занимательный материал, и природоведческие задачи, и элементы драматизации...

урок окружающего мира (развития речи) в 4 классе "Пришла волшебница зима"

Урок -обобщение  по окружающему миру(развитию речи) в 4 классе по теме "Пришла волшебница зима". На данном уроке обобщаются знания учащихся о зимних месяцах, народных приметах зимы, изменениях в ...

Интеллектуальная игра "Крестики-нолики" по теме "Зима пришла - снег и радость принесла!"

Цель занятия:  в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания по окружающему миру, литературному чтению, музыке, технологии.Правила игры:Для участия в игре формируются две команды П...

урок "Откуда берутся снег и лед" 1 класс

урок по окружающему миру  "Откуда берутся снег и лёд" по программе Школа России 1 класс...

Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс УМК Плешакова ("Школа России")

Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной техно...