I Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне; создание благоприятной обстановки | .Долгожданный дан звонок. Начинается урок Постарайтесь всё понять, Много нового узнать! - Наш девиз: Я хочу много знать! - Сегодня на уроке будем продолжать учиться работать парами и коллективно, в группе. - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума. - Я желаю вам удачи и новых открытий!
| Планируемые результаты. Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности. Метапредметные: Коммуникативные: - организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.
|
II этап. Постановка учебной задачи. Актуализация субъектного опыта обучающихся. Цель: -повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося; -обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке; - актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках; - обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.
| Учитель: Проводит подводящий диалог с целью актуализации знаний. Слайд 1 - Посмотрите на экран на иллюстрации. -Каким одним словом можно объединить эти иллюстрации? (зима) -Почему? По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима? - Назовите главные условия, из-за которых происходит смена времен года, т.е наступление зимы ( Солнце стало ниже над горизонтом, похолодание -стали низкие температуры воздуха, изменились осадки) Оцените ответ Игра -А сейчас проверим, знаете ли вы зимние месяцы. Вы читаете название месяца и сигнализируете светофором.(зеленый да, желтый –нет) Итог: - Назовите зимние месяцы. - Как вы понимаете пословицу. «Декабрь зиму начинает, а год кончает» Слайд 2 -Дальше вы будете работать в парах - А сейчас откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей паре зимние слова. Чья пара будет готова, поднимет ответ. - Какие слова у вас получились? (снег и лед) - Кто скажет тему нашего урока? ( Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд) - Сегодня у нас урок - лаборатории. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.
| Планируемые результаты. Личностные: - Проявление интереса к поставленной проблеме. Метапредметные: Регулятивные: - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; - выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью. Предметные: - узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.
|
III Открытие нового знания Цель: - по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково; - обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу | 2 Выдвижение гипотезы - Знаете ли вы, что такое снег и что такое лёд? - Откуда берутся снег и лед? (из воды) - А как вы думаете ? Наводящий вопрос : Снег и лед , это одно и тоже? (дети выдвигают свои гипотезы: снег и лёд – это не одно и то же) - Это наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть. 2. Практическая работа. - Работать вы будете в парах, поэтому вспомните, что для успешной работы? ( нужно уметь договариваться с товарищем, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.) - Откройте учебник на с. 48 и определите цель наших опытов. (Изучим свойства снега и льда) - Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает его, а остальные сигналами оценивают (зелёный – согласны, красный – нет). Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках. Слайд 3 Опыт 1 - Что нам нужно для опыта? - Сейчас насыпьте в стаканчик с водой снег, а в другой положите кусочек льда и пока отставим их в сторонку на некоторое время. - А сами займемся вторым опытом. - Попробуйте в снегу сделать ямку. - А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? - А теперь я попробую ударить по льду молотком. - Что вы заметили?
Слайд 4 - Закончите вывод, подставив слово-помощник. - Проверяем. Вывод формулирует 1 пара, а остальные оценивают. - Соедините в тетради эти свойства, а один ученик на доске
Слайд 5,6,7 Какая беда может случиться, если лёд тонкий? Вывод: тонкий лёд очень хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду. Толщина льда должна быть не менее 7 см ( вот такая!) -Я ВАМ РАЗАДАЛА ПАМЯТКИ КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА льду . Дома вместе с родителями разберете их. Слайд 8 Опыт 3 - Что нужно для третьего опыта? - Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод. - Формулируют вывод
Слайд 9 Опыт 4 - Что необходимо для этого опыта? - Можно ли что-либо разглядеть через снег? - А через лёд? - Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 пара
Слайд 10 Вернемся к первому опыту. - Что происходит с ними? - Закончите вывод с помощью слова-помощника. - Вывод формулирует
Слад 11 3. Физкультминутка.
| Планируемые результаты: Личностные: - эмоционально-ценностное отношение. Метапредметные: Регулятивные: -организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально; - умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
|
IV Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. Цель: - обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. - организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения; - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.
| - Работа в Рабочей тетради. (Идет параллельно с проведением опытов)
- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили? - А к какому выводу мы пришли?
- А теперь давайте ещё раз повторим, что мы узнали про снег и лёд на нашем уроке. Откроем тетради на с. 46, задание 2. - Прочитаем задание. - Что записано в столбиках? -Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. Соедините стрелками. - Проверим. На доске появляется запись Снег Лед Белый Бесцветный Непрозрачный Прозрачный Рыхлый Хрупкий Тает, превращается в воду. - Работа по электр.носителю
Итог - Назовите свойства снега. (1 человек отвечает, остальные оценивают.) - Свойства льда. (называет 2 человек) - А теперь вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.) Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода. показ фильма
2. Работа с учебником. - А теперь найдите вывод в учебнике (чтение вывода на с. 69)
| Планируемые результаты: Личностные: - ответственное отношение к выполнению заданий. Метапредметные: Регулятивные: - умения вести самостоятельный отбор информации; - умение выполнять учебное действие. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - умение работать индивидуально. Предметные: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. |
V Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее | - Беседа о снеге и льде в природе.
- Отгадывание загадок
1 загадка: Зима на крыши серые Бросает семена - Растит морковки белые Под крышами она. (сосульки) Картинка на доску
- А бывают ли сосульки опасными? (да. Особенно весной) - А что такое сосулька ? ( это лед) - Как в домашних условиях воду превратить в лёд? - Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах). Слайд - А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде. - Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур. - А вы что делаете изо льда? ( горки)
2 загадка С неба звезды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Черная земля. Много-много звездочек, Тонких, как стекло; Звездочки холодные, А земле тепло! (снежинки) Картинка на доску - Рассмотрите снежинки - Все ли снежинки одинаковые? (нет) - А что же общего (одинаковое) у всех снежинок? ( 6 лучей)
2. Задание по электронному носителю . - Найдите половинку от снежинки. - А что такое снежинка ? (снег) Слайд Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры. - А вы что делаете из снега? (снеговиков, крепости) - Ребята, а вы снег и лед любите? Почему?
| Планируемые результаты. Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; - работать в группе; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
|
3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. Создание ситуации успеха. Цель: - установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию; - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
| Тест + Да - Нет ? Не знаю
- Снег при таянии превращается в воду.
- При замерзании вода превратится в лед.
- Снег бесцветный.
- Лед прозрачный.
- У снежинки 5 лучей.
- Снег рыхлый.
- Лед хрупкий.
- Снег прозрачный.
- Все снежинки одинаковые.
- Снег белый
|
- Нет(-)
- Да(+)
- Нет(-)
- Да(+)
- Да(+)
- Нет(-)
- Нет(-)
- Да(+)
|
Проверьте правильность выполнения работы по эталону на слайде и оцените с помощью смайликов . веселый смайлик – нет ошибок, справился без затруднений; серьезный -ошибок нет, но было трудно, плаксивый – я ошибся, но разобрался, в чем моя ошибка. | Планируемые результаты: Личностные: - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - оценивать достигнутые результаты. Предметные: -знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?» |
VIII Рекомендации для занятий дома Цель: - обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Учитель предлагает задание на выбор и по желанию обучающихся: - Дорисовать снежинки в вашей тетради.
2. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.
| Планируемые результаты. Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий. Метапредметные: Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес; - организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - выполнять учебное действие в соответствии с заданием. Познавательные: - уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - работать индивидуально; - задавать вопросы. Предметные: - умения систематизировать знания по теме |
VII Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: - совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Работа по группам Задание: Рассмотрите сейчас снежинки. И найдите к снежинкам половинки и соедините их Дети выполняют и готовые картины вывешивают на доску.
- Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
- Назовите основные свойства снега и льда.
- Молодцы! - Я вами очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы настоящие исследователи. У нас в классе висят красивые снежинки. Вы сейчас тоже превратитесь в снежинки и полетите к ним: те, кому на уроке было очень интересно, полетят к белой снежинке, кому на уроке было скучно к зелёной снежинке.
| Планируемые результаты: Личностные: -проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности; - участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные: - ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: - умения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»
|