Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" 1 класс УМК Плешакова ("Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Конспект урока "Откуда берутся снег и лёд?" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной технологии на уроках в начальной школе помогает учителю научить детей думать критически, нести ответственность за свое усвоение знаний, учиться работать в сотрудничестве со своими одноклассниками, развивать познавательные интересы.
Дети с помощью учителя определяют направление изучения темы, активно воспринимают изучаемый материал, соотносят старые и новые знания, формулируют выводы . Активное применение форм и методов технологии критического мышления на уроках в начальной школе помогает воспитанию творческого, думающего человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока 1 класс окружающий мир "Откуда берутся снег и лед?" | 875.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс: окружающий мир, 1 класс.
Тема урока: Откуда берутся снег и лёд?
Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»
Цель урока: познакомить со свойствами снега, сформировать представление о том, что снег и лёд – это замерзшая вода.
Задачи урока:
Обучающие
1. Повторить, обобщить, систематизировать знания о времени года – зима.
2. Научить определять свойства снега и льда путём проведения опытов.
3. Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию.
4. Проверить уровень усвоения темы.
Развивающие
1. Формировать умения детей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией, умение увидеть проблему и найти пути ее решения.
2. Развивать критическое мышление учащихся.
2. Формировать и развивать познавательные интересы о свойствах предметов, которые нас окружают.
3. Развивать умение работать в группе.
4. Развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.
5. Развивать умение формулировать выводы.
Воспитательные
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Воспитывать любовь к родному краю.
Формируемые УУД:
Личностные:
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика».
Регулятивные:
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.
Коммуникативные:
- предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Методы и приёмы: диалогические, алгоритмические, эвристические, наглядные, практические, анализ, обобщение , приемы технологии критического мышления.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование и средства обучения:
- Мир вокруг нас: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
- Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Вита-Пресс, 2017.
- Цветные карандаши.
- Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.
- Снежинки
- Карточки со словами ( снег, лёд, белый, рыхлый, непрозрачный, тает, бесцветный, прозрачный, твёрдый)
- Листы цветной бумаги.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте , ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
2. Актуализация знаний.
Ребята, кто узнал о реке, которая протекает в нашей местности?
(на доске располагаются фотографии, рисунки, печатные материалы о реках Селенге и Удэ, озере Байкал)
- Почему Селенгу называют любимой женой Байкала?
-Кто может рассказать легенды и Селенге?
-Какие две реки сливаются на территории нашего города?
-Давайте разместим ваши рисунки в нашем художественном салоне.
- Чем река отличается от моря?
Спасибо , ребята, за ваши ответы, вы хорошо потрудились! Узнали и рассказали другим много нового и интересного!
3. Самоопределение к деятельности.
На доске появляется корзина идей.
Дети отгадывают загадки и карточки с словами- отгадками помещаются в корзину.
Все резные, кружевные – Не драгоценный камень, а светится (лёд)
лёгкие пушинки
С неба прилетели к нам
Белые … (снежинки).
Распахнул я настежь двери, Рыбам зиму жить тепло:
В сад гляжу – глазам не верю. Крыша-толстое стекло.
Эй! Смотрите, – чудеса! (лед на реке, озере)
Опустились небеса!
Было облако над нами –
Оказалось под ногами! (снег)
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Прочитаем тему урока на стр. 68 учебника.
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
4. Работа по теме урока.
На доске появляется рисунок «Дерева предсказаний»
Дети отвечают на вопросы, дают ответы- предположения, на дерево прикрепляются листочки с ответами
- откуда же берутся снег и лед?
-что общего у снега и льда?
- где вы видели лед?
- можно ли дома увидеть лед?
- если вода замерзнет, что она образует?
- когда из воды образуется лед?
Давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопросы. Прочитаем материал учебника на стр. 68-69. ( Читает учитель или хорошо читающий ученик)
Зачитываются записи на листочках ответах на дереве предсказаний, неверные убираются.
5. Физкультминутка.
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
6. Практическая работа в группах. (работа выполняется по заданиям учебника с. 68-69 и по плану , данному в рабочей тетради с.45№ 1)
Ребята, готовы стать учёными-исследователями?
- Чтобы доказать или опровергнуть наши выводы, которые мы сделали с помощью дерева предсказаний, надо провести опыты.
- Работать вы будете в группах, поэтому помните, что для успешной работы нужно уметь слушать и слышать друг друга, распределять работу между собой, быть очень внимательными и дружелюбными. Дети делятся на 4 группы, по 8-9 человек в каждой.
- Откройте учебник и определите цель наших опытов.
(Изучим свойства снега и льда)
- Работать будем по учебнику: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод. Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.
Опыт 1
- Что нам нужно для опыта?
- Попробуйте в снегу сделать ямку.
- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.
- Что заметили?
- А теперь я попробую ударить по льду молотком.
- Что вы заметили?
- Закончите вывод, подставив слово-помощник.
- Проверяем. Вывод формулирует 1 группа, а остальные оценивают.
Опыт 2
- Что нужно для второго опыта?
- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.
- Формулирует вывод 2 группа.
Опыт 3
- Что необходимо для этого опыта?
- Можно ли что-либо разглядеть через снег?
- А через лёд?
- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 группа.
Опыт 4
- И последний опыт.
- Что необходимо для опыта?
- Положите снег и лёд в стаканчики с водой.
- Что происходит с ними?
- Закончите вывод с помощью слова-помощника.
- Вывод формулирует 4 группа.
- Назовите свойства снега. группа отвечает, остальные оценивают.
- Свойства льда называет группа.
- А теперь вспомните, какова была цель наших опытов?
(Изучить свойства снега и льда)
- Достигнута ли цель опытов?
Молодцы, ребята! Давайте с вами проведем аукцион знаний. ( за верные ответы дети получают снежинки от Снеговика)
Снег Лёд
Необходимо прикрепить карточки со словами в два столбика ( рыхлый, в тепле тает, белый, прозрачный, в тепле тает, бесцветный, хрупкий, непрозрачный)
7.Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 2 (с.46)
- прочитайте слова в левом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.
- прочитайте слова в правом столбике. Это свойства снега или льда? Соедините стрелками.
№ 3 (с.46)
- рассмотрите рисунки. Что общего у всех снежинок? Выполните задание самостоятельно.
8.Закрепление изученного материала.
Поиграем в путаницу. Метель налетела и перепутали все загадки с ответами.
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.(Мороз)
Без досок, без топоров
Чрез речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.(Лёд)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (Февраль)
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется… (Снег)
Все лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (Санки)
Зацепилась за карниз
И растет, как шишка, вниз. (Сосулька)
По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне расстает вмиг
Это белый... (Снеговик)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела. (Метель)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,Белые …
(Снежинки)
На дворе - горой,
А в избе - водой. (Сугроб)
Спасибо, ребята! Снеговик всем активным участникам дарит снежинки!
9.Рефлексия, подведение итогов урока.
- Что нового узнали на уроке?
- В чем различие снега и льда?
-Какие свойства снег и лед?
-Есть что-то не понятное вам?
-Оцените свою работу на уроке? ( перед детьми на пате три снежинки, грустная, веселая, равнодушная) Поднимите снежинку, которая соответствует вашему настроению.
Спасибо, дети за урок!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Школа России"
Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Школа России"...
Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."
Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...
Конспект урока по ИЗО для 1 класса по программе Школа России по теме "Красоту надо уметь замечать"
Данный урок проводится во второй четверти. Дети на этом уроке учатся замечать красоту природы, а в этом им помогает Мастер Украшения....
Конспект урока окружающего мира для 3 класса по программе "Школа России" по теме "О молниях, змеях, собаках и прочем".
Урок построен в форме исследования, что поможет детям, самостоятельно изучив материал его лучше усвоить. Работа в группах даёт детям возможность высказывать своёмнение. доказывать свою правоту, формир...
Презентация к уроку русского языка по теме Сочинение по картине А.А.Пластова "Первый снег" в 4 классе по программе Школа Росси
Презентация знакомит учеников с биографией художника, его картинами. Показаны этапы работы над сочинением....
Конспект урока "Тела,вещества и частицы" 3 класс УМК Плешакова ("Школа России")
Конспект урока "Тела,вещества и частицы" к УМК А.А. Плешакова ("Школа России") с применением технологии развития критического мышления. Применение приемов и методов данной технолог...
Конспект урока по математике. Тема: "Нумерация. Класс тысяч" (УМК "Школа России", 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «класс тысяч», формирование навыка образовывать читать числа больше 1000.Планируемые результатыПредметные:- знать понятие «класс ...