урок окружающего мира (развития речи) в 4 классе "Пришла волшебница зима"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок -обобщение  по окружающему миру(развитию речи) в 4 классе по теме "Пришла волшебница зима". На данном уроке обобщаются знания учащихся о зимних месяцах, народных приметах зимы, изменениях в живой и неживой природе,о жизни птиц и зверей в зимнее время,организуется игра "Следы на снегу" (собирание пазлов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc77 КБ
Microsoft Office document icon dif._zadaniya.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Пришла волшебница зима»

Цели: провести наблюдения за зимними изменениями в природе;

           Систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;

           о сезонных изменениях в природе, жизни животных зимой.

Задачи урока:               

Образовательная – обобщить знания детей о зиме;

                                 - показать связь живой и неживой природы;

                                  - на основе личных наблюдений учить делать выводы;

                                   - учить детей вести диалог, сравнивать , отстаивать свою                                                 точку зрения;

  Развивающая – развитие логического мышления, памяти, воображения,                                                сравнения, сопоставления;

                              - развитие познавательного интереса к предмету;

                              - развитие творческих способностей;

                              - развитие чувства ответственности.

 Воспитательная: - прививать любовь к природе;

                                - вырабатывать сопереживание ко всему живому.

Оборудование.       Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

 презентация «Приметы зимы», задания и бланки для теста, дифферинцированной работы,  картинки «зимующие и перелетные птицы»,  дидактические  раздаточные материалы, календарики, , закладки.

Ход урока

  1. Организационный момент. 

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, дорогие гости!

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

Улыбнитесь друг другу и мне. Это поможет в преодолении трудностей.

Произнесем волшебную фразу.

(Дети произносят: “Я хочу много знать”).

II. Сообщение темы и цели урока.

 - Сегодня на уроке развития речи мы с вами побываем в гостях у времени года. А какого? Вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?        

(Зимой)

— Да, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы.

II1 Актуализация прежних знаний. Проверочное тестирование (5 мин)

Давайте вспомним, что мы с вами знаем об окружающем нас мире. И выполним задание – тестирование. Ребята, перед вами листочки  с заданием. Вы должны прочитать вопрос, варианты ответов и обвести только правильный ответ.

(раздаются  листочки ученикам и они выполняют задание)

А сейчас поменяйтесь листочками, возьмите красный карандаш. Проверим задание. ( На компьютере проверяем правильные ответы)

Поставьте оценку своему товарищу:

5 – без ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3 ошибки

IV. Вступительная часть.

Послушайте стихотворение М. Пожаровой “Заклинание зимы”  (Читают ученики).

1.Разукрасилась Зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек – снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках.
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:

2.“Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите…
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!

3.Спи, земля, усни,
Сны волшебные храни:
Жди в парчу одета,
Нового рассвета!”

Учитель:

- Какую картину вы представили, слушая стихотворение? (Зима. Она навела строгий порядок в лесах и полях. Не балует зима природу ни красками, ни цветами. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Тихо спит земля под теплым одеялом.)

V.Обобщение опорных знаний

1.Зимние месяцы.

Учитель. В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

( СЛАЙД №)  

Ребята, а кто из вас знает, как называют эти месяцы у русского народа?

 Декабрь- «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь –«студень». Самый холодный и ветряный месяц в году. Январь – году начало – зиме – середина.

 Февраль – «лютый», «снежный», «бокогрей». Месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнышка. Говорят: «вьюги да метели под февраль прилетели»

 

- Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в неживой и живой природе в это время года.

2.Неживая природа

Какие изменения происходят в неживой природе?

Ученик. Дни стали короче, солнце светит реже, холодно.  Слайд №

Учитель. Приведите примеры зимних явлений в неживой природе.

Ученик. Снегопад, метель, оттепель, гололедица, метель, вьюга, пурга. ( слайд №)

Зима самое холодное время года. Приходят лютые морозы. Всё кругом замирает, замерзает. В неживой природе произошли большие перемены о которых мы только что говорили.

3. Живая природа

-Но неживая природа тесно связана с какой природой?  (живой)  (слайд из презентации)

Зима – трудный период в жизни растений и животных.

И сейчас мы вспомним, как зима отразилась на  их жизни.

Учитель. На какие группы делятся все растения?

Ученик. (Деревья, кустарники, травы.)

Учитель. Какие бывают деревья?

Ученик. (Лиственные и хвойные.)

(Слайд )

 Учитель. Сравните лиственные и хвойные деревья. Сделайте вывод о том, как они зимуют.     

(Слайд )

Ученик. Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

 

Учитель. Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница.

 (Слайд 27)

Учитель. Какую роль выполняет снег для этих растений?

Ученик. (Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

 Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

- А как зимой можно определить дерево, если оно без листвы? (стволу, плодам, семенам)

Зима – период покоя в жизни растений.

VI. Физминутка

   Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

 Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

VII. Работа по теме урока.

1. Секреты животного мира.

 Учитель. А сейчас мы узнаем секреты животного мира.

На какие группы делятся животные?

 

 Учитель. О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

- Отгадайте загадку: (Cлайд ) 

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.              (Белка)

 

 Сообщения детей

Хозяин лесной

Просыпается весной,

 А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)    (Слайд)

  Сообщения детей

Загадка: За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара.    (Лиса)     (Слайд )

Слайд

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.          (Заяц)

  

 

Учитель:

Заяц-беляк и заяц-русак довольно крупные зверьки, длина тела наиболее рослых достигает 70 см. Русак летом и зимой серый; зимой он лишь немного светлеет. Беляк же зимой становится совсем белым, чем и объясняется его название.

 

Это интересно!

·        Мыши – основной корм лисы зимой. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

·        Обычно каждая белочка имеет несколько гнёзд (иногда до 30) в разных местах. Белка не всегда находит свои запасы, и ей приходится питаться семенами хвойных растений. Чтобы насытиться, ей надо за день съесть семена из 28 шишек ели или 380 шишек сосны. В семенах ели намного больше жира, чем в семенах сосны, поэтому они намного питательнее.

Таким образом, давайте сделаем вывод, как зима повлияла на жизнь животных?

(Обобщение ответов детей открывается схема из презентации к уроку.) слайд №

морозы

Нет корма

снег

Тёплый мех

Впадают в спячку

Используют летние запасы

Перебираются ближе к жилью человека

Смена окраски

зима

3.Жизнь птиц зимой.    (Слайд № )

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

- Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?  (Слайд № 33)

-  Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?   

- Почему они улетают?    

 -Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

- Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона).

– А какие птицы прилетают с севера?

Дети: Снегири.

Учитель: Любители полакомиться рябиной – снегири, а еще свиристели.  (Слайд )

Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?

Дети: Голод страшен птицам зимой.

Учитель: Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.

Чем мы можем помочь зимующим птицам?  (слайд  )

Зима – трудное время в жизни птиц и животных.

4. Следы на снегу

А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?

Дети: Следы.

Учитель: Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных,  Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)

Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.

VIII. Письменная дифференцированная работа.  Обобщение.

(У детей на партах лежат конверты с заданием, 3 варианта.) (Дифференцированная работа)

Дети, у которых лежат красные закладки на партах:

- допишите недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в живой природе.

Дети, у которых лежат на партах зелёные закладки: закончите предложения об изменениях в неживой природе

Дети, у которых желтые закладки: составьте картину зимнего леса.(Задание в рабочей тетради )

IX. Итог урока.  (3 мин.) 

Оцените свою деятельность на уроке:

“+” – справился:
“?” – сомневался;
“-” – не справился.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Как зимуют различные звери, птицы, рыбы?

— А что вы сами можете сделать, чтобы помочь животным зимой? (Сделать кормушки, подкармливать птиц.)

О каком времени года мы говорили сегодня на уроке?

Назовите приметы зимы.

 - Выставление оценок. Сегодня вы активно участвовали на уроке. Выполнили много заданий. Ставлю вам соответствующие  оценки. Я вам дам на память закладочки о сегодняшнем уроке.

А гостям я хочу подарить   календарики на 2011 год на память о сегодняшнем уроке.

 X.Домашнее задание.  нарисовать  рисунок “ Зимние забавы”.

Дополнительное задание  (если останется время)

Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд )

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

Птицы

 Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

       Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

 Свиристели- прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.

Звери

Белка

     К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

      К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

    Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

Медведь

    Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

    Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

     Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

     Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

Лиса

    Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Заяц 

К зиме заяц меняет цвет шубки с серой на белую для того, чтобы хищные звери не заметили его на снегу.

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.



Предварительный просмотр:

Задания для дифференцированной работы.

Вариант 1.

Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о зимних изменениях в живой природе.

Все лиственные деревья в зимнем лесу стоят _____________.

Только ___________________ и ___________________ хвастаются зеленым нарядом. Травянистые растения зимуют ________________

Не слышно в лесу птичьего щебета. Только далеко – далеко разносится стук _______________. В зимнем лесу можно увидеть, прыгающую по деревьям пушистую красавицу __________. Люди помогают зверям и птицам перенести зимний голод. Они ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

Закончи предложения об изменениях в неживой природе зимой.

Самое заметное изменение в неживой природе – это


Часто идет сухой, колючий или мокрый _________________.

Метут  сильные ____________________. Вода в реках, прудах и озерах

________________________. Почва  сильно _____________________

и покрылась __________________.

Слова для справок: похолодание, метели, промерзла, снегом, снег, замерзла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Зима: покой природы».

Тип урока:комбинированный.На данном уроке, в соответствии с требованиями ФГОС мною были намечены следующие предполагаемые результаты:Предметные:- расширять знания об окружающем мире, зиме как од...

Комбинированный урок чтения с элементами комплексной реабилитации, окружающего мира, развития речи и рисования.С.А.Есенин "Береза"

Комбинированный урок посвященный стихотворению С.Есенини "Береза""На данном уроке мы закрепляем умение правильно передавать сюжетную композицию произведения. формируем правильное, осознанное чтение....

Открытый урок по окружающему миру (развитие речи) "Составление описательного рассказа по картине"

Показана работа по обучению детей составлению описательного рассказа по картине, серии картинок и с использованием мнемокарт....

Конспект урока окружающего мира в 1 классе Тема: Экскурсия «Зима»

Тема: Экскурсия «Зима»Цель: создать условия для ознакомления учащихся с зимними изменениями в природе, формирования представления о красоте  природы и умения выражать это словами, организации наб...

Презентация "Динозавры" к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Где зимуют птицы?"

На уроке окружающего мира по теме "Где зимуют птицы?" мы рассказываем ученикам ещё и о вымерших животных: динозаврах. Эта презентация поможет учителю....

Грибы. Ознакомление с окружающим миром, развитие речи(1-2 классы)

Расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений. Знакомство с разнообразием видов грибов.Формирование умения восстанавливать деформированные слова. Воспитание бережного отношения...