Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления.
статья на тему

Евдокимова Оксана Юрьевна

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Учитель должен организовывать коллективную деятельность детей. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_klassnogo_kollektiva.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления.

Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим  учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.

Мальчики и девочки, переступая школьный порог, мечтают найти себе новых друзей, проявить себя, показать родителям и всем родственникам свои способности и умения. От учителя начальных классов во многом зависит развитие творческих способностей детей. Необходимо вовремя  направить в нужном направлении стремление ребенка познать новое.  Каждый ребенок рождается исследователем. Он понимает, что мир познаваем и старается изучить его предметы и явления, находясь в классном коллективе.

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Отношения в классном коллективе во многом определяют судьбу будущего гражданина. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие личности ребенка происходит в сфере досуга, игры, свободного общения. Однако, не так много семей готовы к полноценному общению со своим ребенком: и даже в благополучной семье ребёнок порой испытывает одиночество, а родители даже не подозревают о возникновении отчуждения, что впоследствии может привести к серьёзным проблемам. А в школе при проведении тех или иных воспитательных мероприятий дети получают возможность сами участвовать в их подготовке, делать то, что их интересует и раскрывать свои знания и способности, реализовать свой творческий потенциал, развивать чувство собственного достоинства.

 Для успешного осуществления воспитательного процесса, уже в первом классе составляется программа развития ученического коллектива.

Ставятся цели на  учебный год:

  1. Сплочение коллектива через развитие индивидуальных особенностей учащихся;
  2. Обеспечение успешной адаптации учащихся на первом этапе обучения;
  3. Развитие творческих  способностей у ребенка на уроке  и во внеурочное время;
  4. Обеспечение наличия в классе нестандартных поручений в соответствии с интересами учащихся и их возможностями;
  5. Нацеливание  детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд.                

 Главными задачами данной программы являются:

- создание необходимых условий жизни детей в школе;

- воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников;

- организация многообразной учебной, общественно – полезной и творческой деятельности учащихся;

- наполнение режима дня определённым содержанием, когда для каждого режимного момента выделены не только обязанности и занятия детей, но и определена система целесообразных и взаимосвязанных педагогических действий взрослых;

- формирование гражданских и организаторских качеств школьника, развитие инициативы и самостоятельности, индивидуальных склонностей и интересов.

       Направление деятельности:

  1. Учебно-познавательное.
  2. Художественно-эстетическое.
  3. Гражданско-патриотическое.
  4. Нравственное.
  5. Физкультурно-оздоровительное.
  6. Трудовое.

     Учитель должен организовывать коллективную деятельность детей. Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Дети учатся руководить и подчинятся. Предъявляя требования друг к другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные.

     В чем проявляется работа по самоуправлению класса?

  1. Распределение поручений. Планирование воспитательной работы класса.
  2. Классные собрания.
  3. Организация дежурства по классу.
  4. Работа с активом: «Оказание помощи отстающим и слабым детям».
  5. Контроль  посещаемости.
  6.  Контроль  поведения.
  7. Работа с классом по подготовке внеклассных мероприятий.
  8.  Участие в школьных мероприятиях 

Так как ядром школьной воспитательной системы и главным субъектом её является классный коллектив, то встает вопрос: «Каким он должен быть?»

Классный коллектив  (в идеальном варианте):

- хорошо организованный, самоуправляющийся с демократично сформированными органами самоуправления;

- каждый член живёт интересами класса, болеет и переживает за его дела, успехи или неудачи;

- все имеют возможность участвовать в управлении классом и защищать его честь;

- подавляющее большинство сопричастно с делом класса, ведь любить и ценить можно то, что ты создал и к чему приложил руку, голову;

- обязательность мероприятий, в которых участвует весь класс и вся школа, дел, которые бы объединяли всех.

                                                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе.

Формирование коллективных  отношений между учащимися  в процессе активной,  творческой, содержательной коллективной деятельности. Задачи классного руководителя, в     ...

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива. (Из опыта работы)

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы)...

Статья "Формирование толерантности в классном коллективе"

1. Значение толерантности в современном обществе.2. Понятие толерантности. Место в системе воспитания.3.Воспитание нравственных свойств младших школьников в условиях педагогического воздействия....

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе

Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе...