Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
элективный курс по теме
Представлена комплексная программа по становлению классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_stanovleniya_i_razvitiya_klassnogo_kollektiva.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
Формирование человека-гражданина.
Вид программы: комплексная, долгосрочная.
Срок реализации: 4 года
Возраст детей: 7 - 10 лет
Пояснительная записка
Современная жизнь постоянно создает ситуацию, привлекающую наше внимание к ценностям человечества. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, семьи рассматривается как одно из основных направлений государственной образовательной политики.
Сегодня одной из главных проблем современного Российского общества является воспитание человека - патриота с активной жизненной позицией. Ведь за последнее десятилетие из-за социально-экономической нестабильности мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами нашей страны. Следовательно, воспитание гражданско-патриотического чувства у учащихся является важным направлением работы всего образовательного процесса класса, школы.
Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Это возраст беззаботной радости, игры, сказки. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать – не от личной обиды, а от переживания за судьбы других людей, - от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями, в нем дети видят красоту и уродство, счастье и горе. Все, что дети узнают об окружающем мире, все общественные явления, поступки людей в прошлом и в настоящем – все это должно пробуждать в юных сердцах глубокие нравственные чувства. Ребенок не должен быть холодным «хранилищем» истин. Поэтому одним из важных этапов программы является воспитание человечности, доброты, ласки, доброжелательности. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. А детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.
Поэтому, деятельность классного руководителя и педагога определяется тремя словами:
воспитание
Человека - Гражданина
- патриота;
- социально активного;
- знающего свои права и обязанности;
- знающего традиции, обычаи, историю своего народа, своей страны;
- уважающего людей других национальностей и вероисповеданий.
- умного;
- воспитанного
- творческого;
- коммуникативного;
- с первичными навыками самоорганизации,
самоконтроля; самообразования;
- со стилем здорового образа жизни.
Успешность процесса воспитания напрямую зависит от той атмосферы, в которой находится ребенок. Ему должно быть так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен и себе и другим. В благоприятной атмосфере проявляются и развиваются способности, индивидуальное и коллективное творчество, происходит раскрытие и реализация каждым учеником своих возможностей. Принятие ребенка, как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я, вот главные принципы программы.
Диапазон работы классного руководителя широк. Мы работаем в своем маленьком мире (микросоциуме), и учимся общаться в большом, незнакомом мире (макросоциуме) путем включения ребенка в сферу внеклассной и внешкольной жизни; расширения границ школьного социума с целью приобретения детьми нового социального опыта; участия в школьных, городских конкурсах, фестивалях; включения учащихся в деятельность школьной организации. Младшему школьнику нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая и досуговая. Ведь только в деятельности укрепляются и изменяются отношения между детьми.
А «место жительства» класса (кабинет) – это та среда, жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение классного коллектива, развиваются личностные отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентиры. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива.
Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Это наше будущее!
Цель программы:
«Создание благоприятных условий для становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина».
Задачи программы:
- Создание для детей условий, способствующих развитию способностей каждого ребенка, способности для самовыражения, раскрытие творческого потенциала в каждом ребенке, развитие самостоятельности суждений и мышления детей, активизация их познавательной деятельности.
- Развитие лучшего понимания ребенком себя, чувства уверенности в своих силах.
- Способствование формированию человека – гражданина.
- Развитие групповой сплоченности и навыков общения со сверстниками, навыков сотрудничества.
- Создание условий для формирования детского коллектива.
- Укрепление здоровья учащихся, формирование нравственных качеств.
«Программа становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина» разработана на основе реализации принципов и задач, заложенных в Программе развития школы на 2007-2012 годы, Программе «Воспитание, дополнительное образование и развитие личности», Программе реализации деятельности детской общественной организации в начальном звене «Солнечный город» до 2012 года. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.
Принципы реализации Программы
- участие и включенность в ее реализацию всех участников образовательного процесса класса;
- комплексное наполнение толерантным содержанием всех блоков образовательной системы: обучения, воспитания, развития;
- расширение сферы деятельности классного коллектива, сферы самостоятельной и практической деятельности ребенка с целью создания условий для его самоопределения и развития как человека-гражданина.
Условия для реализации Программы:
- Взаимодействие основного и дополнительного образования;
- Программно-методическое обеспечение;
- Материально-техническая база: (спортплощадка; компьютерный класс, учебные кабинеты; школьный и краеведческий музей; средства ТСО; школьная библиотека; музыкальная комната)
Тематика блоков, цели, формы и методы их реализации
Четверть | I | II | III | IV |
Блок | «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | «Я – гражданин России» | «Единым творческим порывом…» | «Дорогами добра» |
Направление | физическое | патриотическое нравственное | художественно-эстетическое, интеллектуальное | экологическое, нравственное |
Формы и методы | КТД, классные часы, беседы, встречи, экскурсии, наблюдения, спортивные игры и соревнования, походы, экскурсии, занятия в спортивных секциях, трудовые дела, факультатив «Край, в котором я живу», акции, моделирование обучающих ситуаций. | КТД, классные часы, беседы, встречи, игры экскурсии, дни национальных культур, акции, моделирование обучающих ситуаций, факультатив «Край, в котором я живу», исследовательская деятельность. | КТД, конкуры, фестивали, олимпиады, участие в концертных программах, работа театральной студии, смотры-выставки, акции, моделирование обучающих ситуаций, факультатив «Край, в котором я живу», исследовательская деятельность. | КТД, классные часы, беседы, встречи, игры и соревнования, походы, экскурсии, наблюдения, экскурсии, трудовые дела акции, моделирование обучающих ситуаций, факультатив «Край, в котором я живу», исследовательская деятельность. |
Тренинги, диагностико - аналитическая работа: Презентации. Работа с родителями. |
В каждом блоке помимо основного направления деятельности включены следующие разделы: «Здоровье», «Интеллект», «Общение», «Нравственность», «Гражданин», «Семья», которые перекликаются и дополняют основной блок.
Патриотическое
Цель: Пробудить в детской душе чувство сопричастности к истории родной страны, чувство гордости за силу и величие большой и малой Родины.
Художественно-эстетическое
Цель: Развитие творческого потенциала учащихся, создание условий для его самореализации.
Семейное
Цель: Утверждение значимости семейных ценностей в сознании детей.
Интеллектуальное
Цель: Развитие и поддержание познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, стремления к обогащению современными научными знаниями.
Направления по становлению и развитию классного коллектива; формирование человека – гражданина.
Семейное
Цель: Утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи.
Нравственное
Цель: Развитие духовно-нравственых ценностей у младших школьников.
Физическое
Цель: Формирование и стремление к здоровому образу жизни младших школьников.
Экологическое
Цель: Воспитание любви к природе, потребности в её защите, охрана и изучение природы родного края.
Раздел блока «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Цель: Способствовать осознанию потребности в здоровом образе жизни. Сформировать умения составления индивидуального режима дня в соответствии с особенностями своего организма, популяризация здорового образа жизни.
«Здоровье» | «Интеллект» | «Общение» | «Нравственность» | «Гражданин» | «Семья» |
«Режим дня – твой помощник», «Будь сильным и здоровым».
|
|
|
|
«Кухня коми народа».
|
|
Раздел блока «Я – гражданин России»
Цель: Пробудить интерес к прошлому своего народа. Познакомить с национальной культурой. Приобщить детей к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с исторической памятью.
«Здоровье» | «Интеллект» | «Общение» | «Нравственность» | «Гражданин» | «Семья» |
|
экологический турнир.
|
|
|
ные символы», «Известные люди Коми края».
«Мир просит помощи».
|
|
Раздел блока «Единым творческим порывом…»
Цель: Раскрыть и способствовать развитию творческого потенциала ученика. Создать условия для саморазвития, самосовершенствования и самоопределения в образовательной деятельности.
«Здоровье» | «Интеллект» | «Общение» | «Нравственность» | «Гражданин» | «Семья» |
|
|
|
|
(выставка книг и изделий «Из бабушкиного сундука»).
|
|
Раздел блока «Дорогами добра»
Цель: Содействовать формированию этических, нравственных и практических отношений к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами. Способствовать развитию чувства милосердия, сострадания к окружающему миру.
«Здоровье» | «Интеллект» | «Общение» | «Нравственность» | «Гражданин» | «Семья» |
|
|
|
|
|
|
Дополнительные мероприятия по реализации
Программы становления и развития классного коллектива с учетом индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста. Формирование человека-гражданина.
№п/п | Мероприятия | Сроки | Исполнители |
1. | Мероприятия по совершенствованию работы классного руководителя | ||
1.1. | Формирование, изучение и анализ нормативно-правовой и научно-теоретической базы. | в течение года | ШМО, классный руководитель |
1.2. | Корректировка и совершенствование деятельности в направлении сплочения классного коллектива, самоопределения и развития школьников. | в течение года | ШМО, классный руководитель |
1.3. | Организация взаимодействия с ДОО «Солнечный город» и ДОО «ШАГ» по вопросам развития социальной активности, самостоятельности детей младшего школьного возраста. | в течение года | Классный руководитель, кураторы и горожане ДОО «Солнечный город», ДОО «ШАГ» |
1.4. | Организация различных форм обмена опытом в целях выработки предложений по совершенствованию содержания и методов работы (методобъединения, семинары) | по плану | администрация школы, ШМО, МУ «ГУНО» |
2. | Мероприятия по сплочению классного коллектива | ||
2.1. | Тестирование учащихся на изучение уровня сплочения и развития классного коллектива | 1 раз в два года | Классный руководитель, психолог |
2.2. | Исследование познавательных интересов учащихся (по Л.М.Фридману) | ежегодно | психолог |
2.2. | Встречи, беседы, классные часы по темам: «Дружба, «Мы разные, но мы вместе!» и т.д. | по плану | Классный руководитель, орг. группа класса |
2.3. | Осенний бал | ежегодно: октябрь | Классный руководитель, орг. группа |
2.4. | Классные именины | ежегодно, в конце каждой четверти | Классный руководитель, орг. группа, родители |
2.5. | Школьный фестиваль классных коллективов «Осенний калейдоскоп» | ежегодно, октябрь | Зам директора по ВР классный руководитель, орг. группа класса |
2.6. | Акции: «Доброе дело»; «Теплое слово» | ежегодно, в теч.года | Классный руководитель |
2.7. | Новогодние гуляния | декабрь | Классный руководитель, орг.группа класса |
2.8. | Организация походов по родному краю. | ежегодно | Классный руководитель, родители |
2.9. | Работа театральной студии класса | в течение года | Классный руководитель |
2.10. | Проведение развлекательных, познавательных и музыкальных программ для детей и родителей | ежегодно, в течение года | Классный руководитель, орг.группа |
3. | Мероприятия по формированию личности, человека-гражданина | ||
3.1. | Система мероприятий, направленных на патриотическое воспитание обучающихся через учебные предметы. | в течение года | Классный руководитель |
3.2. | Акция «Выбор» (агитация учащихся в кружки, студии, клубы, секции ОУ и города ДОО) | ежегодно, в течение года | Классный руководитель, ДОО «Солнечный город», ЦРЛ «Гармония» |
3.3. | Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия». | ежегодно | ДОО «Солнечный город» |
3.4. | Смотр – конкурс «Наша память» (конкурс военной песни) | ежегодно | Зам.директора по ВР классный руководитель |
3.5. | Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и воинами - интернационалистами (часы общения, библиотечные часы, «уроков мужества») | ежегодно, февраль-май | Классный руководитель |
3.6. | Конкурс ученичества «Золотой и серебряный РОСТок» | ежегодно | Зам.директора по ВР |
3.7. | Общешкольная конференция «К вершине РОСТа» | ежегодно, май | Администрация |
3.8. | Фестиваль классных коллективов | ежегодно | Зам.директора по ВР классный руководитель |
3.9. | Организация показа и обсуждение документальных и художественных фильмов на военно-патриотические и исторические темы. | ежегодно | Классный руководитель, библиотекарь |
3.10. | Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто». | ежегодно, май | ДОО «Солнечный город», классный руководитель |
3.11. | Акции: - Шагайте с нами; - Выбор; - Здравствуйте! - Подарок ветерану; - Георгиевская ленточка; - Дети детям; - Мы за чистый город!; - Росток; - Теплое слово - Подарок маме; - Доброе дело | ежегодно сентябрь сентябрь октябрь май май в теч.года май май ноябрь март в теч.года | Классный руководитель, орг. группа |
Ожидаемые результаты реализации Программы
Результаты для ребенка: интерес, положительное отношение и активность ребенка в реализации Программы, позитивное изменение самооценки и ценностных ориентаций, степени удовлетворенности ребенком своих потребностей и интересов, проявление чувств сострадания и милосердия, самоопределение в творческой и общественной деятельности, проявление интереса к событиям общественной жизни, повышение уровня воспитанности школьников.
Результаты для классного коллектива: выявление лидеров; ролевое самоопределение учащихся, обретение навыков организации; умение принимать совместные решения, коллективно планировать работу, совместно подводить итоги и анализировать результаты собственной деятельности, вести коллективный поиск истины, умение жить и действовать в группе, коллективе.
Результаты для педагога: знание и совершенствование форм и методов работы, направленных на совершенствование личности ребенка, приобретение опыта по социально-профессиональному сопровождению школьников, совершенствование навыков организации и проведения мероприятий различной направленности.
Результаты для родителей: участие в делах класса и школы, выявление индивидуальных особенностей своего ребенка, единение в совместной деятельности детей и родителей, позитивное изменение степени удовлетворенности родителей образовательным процессом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат «Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий»
ВВЕДЕНИЕВ последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошё...
Психологические особенности детей младшего школьного возраста как условие развития универсальных учебных действий.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.В связи с тем, что приорит...
Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста
Материал к родительскому собранию во 2 классе "Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста"....
Психологические особенности детей младшего школьного возраста,с нарушением развития коммуникативных данных.
Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально - психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Однако, не все так ...
Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"
Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"...
Доклад на ШШО «Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»
Доклад на ШШО«Особенности детей младшего школьного возраста и их учет при организации обучения с использованием электронного обучения и дистанционных технологий»...
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста
Организация учебно-воспитательного процесса с учетом психовозрастных особенностей детей младшего школьного возраста...