Процесс становления и развития классного коллектива как фактора формирования индивидуальности обучающихся
методическая разработка (3 класс) на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_klassnogo_kollektiva.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Глуховская школа-интернат №2

Доклад по теме:

«Процесс становления и развития классного коллектива как фактора формирования индивидуальности обучающихся»

Выступление на ШМО

классных руководителей

Воспитатель: Баруздина В.И.

Ногинск 2018г

Состояние классного коллектива – непрерывный процесс его развития                          

Творческое воспитание не в том заключается, что на смену одним формам работы придут какие-то другие формы, - нет, эти другие формы должны изобретаться на ходу, каждый день, и единственная традиция в творческом воспитании – это традиция постоянного принципиального обновления, изобретения и развития.

С.Л. Соловейчик

Перед воспитательной практикой образовательного учреждения со всей остротой стоит вопрос о поиске резервов активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства.

Классный руководитель занимает особое место в решении данной проблемы. Взаимодействие классного руководителя и учащихся является основой для успешного развития классного коллектива. В коллективе класса в процессе его развития как целостного явления, на фоне взаимодействия воспитанников в деятельности, воспитанников и воспитателя. Через переживания в процессе деятельности и взаимоотношений ребёнок имеет возможность «поработать» со своим сознанием, системой ценностей, потребностями и мотивами, пытаемся ответить на вопросы: Кто я? Чем я отличаюсь от Другого? Как со мной другим? Как мне с другими? Как мне жить? Кем я хочу быть? Что для меня ценно в жизни?

Именно в первичном коллективе, в его состояниях и социально-психологическом климате сосредоточены воспитательные потенциалы саморазвития и самосовершенствования. состояние классного коллектива – это непрерывный, противоречивый процесс его развития, имеющий свои этапы, переходы от состояния «группы» до полноценно живущего коллектива. Развитие коллектива – это становление, развитие отношений и взаимоотношений в деятельности. Это сотворчество детей и взрослых и на уровне целей, и на уровне содержания деятельности, и на уровне рефлексии. Только эмоционально-насыщенная деятельность, адекватная возрасту учащихся, творческая по характеру и социальная по направленности способствует проявлению индивидуальности в коллективе.

Воспитателю необходимо выстроить систему деятельности на основе собственной логики, где и будет реализован арсенал содержания, технологий, приемов, форм. и все это – вместе с детьми!

Необходимо придать процессу формирования коллектива технологичность. Поэтому актуально создание воспитательной системы класса. Без этого эффективное управление развитием классного коллектива вряд ли возможно.

По мнению А.Н. Лутошкина, «установление соответствия между побудительными возможностями коллективных эмоциональных состояний и конкретными условиями совместной деятельности людей является важнейшей стороной сознательного управления эмоциональной сферой коллектива».

Теоретическое осмысление, методическое обеспечение и практическое воплощение этой идеи стало предметом деятельности преподавателей, методистов, которые стремятся ответить на вопросы: «Какой должна быть логика процесса формирования классного коллектива? В чём заключается целесообразность управления таким педагогическим процессом? Какие средства, формы и приёмы реализует педагог в этом процессе? Каков прогнозируемый результат, как его увидеть?»

Занимаясь решением проблемы развития коллектива, полезно осмысление и обсуждение законов воспитания, проистекающих из природы человека.

(Б.М. Бим-Бад. «Педагогическая антропология):

 Закон единства, целостности, неразрывности воспитания. Речь идёт об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Закон золотой середины. Любая крайность, любая абсолютизация отдельных постулатов и требований в отношении между воспитывающим и воспитанником могут быть неблагоприятны и даже опасны. этот закон основан на незримом, но крайне необходимом воспитателю чувстве меры.

Закон золотого совпадения. Весьма значительно оптимальное соотношение воспитывающего вмешательства в жизнь ребёнка с его активностью. Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми.

Закон оптимального закаливания или воспитания трудностями через трудности. Рост трудностей, если он не чрезмерен, сопровождает совершенствование человека. При этом важна «дозировка» сложного, польза – только на пороге посильного, с учётом индивидуальных возможностей.

Закон должной мотивации, который обязывает воспитателя создавать условия для личностного освоения культуры, для соединения наличного знания воспитанника о себе и о мире с новой информацией, которая не ускользнёт в этом случае от чувств и сознания ребёнка.

Классный коллектив как субъект воспитания

1. Некоторые подходы к изучению проблемы коллектива.

Ещё в XIX веке (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) подчёркивалось влияние коллектива на личность через атмосферу, общие ценности, отношения между детьми, отношения воспитателей и воспитанников. Уже в этот период указываются значимые для развития коллектива условия: игра, общее дело, традиции, «рождение» лидера, характер воспитателя, особый «дух», атмосфера.

Развитие коллективного сознания соотносится с внутренними и внешними условиями. В этом плане важное значение имеет школьный класс, где общие переживания в совместной деятельности объединяют воспитанников, где вырабатываются общие правила, убеждения, оценка событий, корректируются ценности.

Анализ результатов исследований позволил выделить проблемы педагогической деятельности классных руководителей:

  • недостаточный уровень понимания и, соответственно, организации системной деятельности по формированию классного коллектива;
  • недостаточно отчётливое видение образа ожидаемого результата, что затрудняет и процесс анализа, целеполагания, планирования;
  • недостаточная освоенность методики формирования коллектива, затруднения в подборе содержания и форм деятельности, методов диагностики эффективности воспитательного процесса в классе.

Таким образом, существуют проблемы в педагогической деятельности классного руководителя и потребность в освоении технологии формирования классного коллектива.

Решению проблем воспитания в целом, проблем в формировании и развитии классного коллектива может способствовать обращённость педагогов к наследию А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, других (в том числе и современных) исследователей этой проблемы.

Для отчётливого видения и организации развития коллектива необходимо понимать особенности групповой динамики (развитие коллектива как социальной группы), выделять уровень развития коллектива (соответственно – этап его формирования), знать темообразующие признаки коллектива и использовать их как критерии оценки перехода на следующий этап развития.

Исследователи (Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин, И.А. Френкель) выделяют следующие системообразующие признаки коллектива.

Организационное единство – оптимальная организация членов классного коллектива, обеспечивающая высокий уровень их взаимодействия, способность к взаимозаменяемости и эффективность управления. Организационное единство проявляется в координации (согласовании) действий людей, характере взаимной зависимости, в субординации.

Направленность групповой деятельности – показатель соответствия (или несоответствия) норм, ценностных ориентаций, целей коллектива целям и ориентациям более широких общностей (школьного сообщества, общества, человечества). Направленность деятельности (ценностно-ориентированное единство) отражает актуализацию ценностно-смыслового ядра воспитательной системы.

Подготовленность к групповой деятельности – показатель своеобразной срабатываемости людей, степень «обученности» взаимодействию в результате опыта, имеющихся знаний о качествах, особенностях возможностях друг друга. Подготовленность выражается в способности к интеграции вклада каждого в достижение общего результата.

Психологическое единство коллектива представляет собой единство связей и отношений, обеспечивающее саморегулирование процесса развития коллектива. Психологическое единство включает в себя:

  • интеллектуальное единство – единая система знаков, понятий, выработка «группового языка» (общего мнения), способность находить оптимальный способ принятия решения;
  • эмоциональное единство – индикатор самочувствия, способность к самонастраиванию коллектива;
  • волевое единство – основа режима деятельности, выражающаяся в способности создавать необходимое и достаточное напряжение сил при преодолении препятствий.

Исследователи проблемы коллектива в сфере организации коллективной деятельности вычленяют такое личностное приобретение как опыт. Известно значение опыта для жизненной стратегии личности. Особо значимы подходы к исследованию эмоционально-нравственного опыта коллектива научной школы К.Д. Радиной, (Радина К.Д. Эмоциональные ориентиры как психолого-педагогические основания теории и практики воспитания.) где выделена значимость эмоционального аспекта в структуре взаимоотношений как переживаний в форме положительного, отрицательного и индифферентного отношения: «от характера сложившегося эмоционально-нравственного опыта детей зависит их отношение к деятельности, её перспективам, её организации и особенно их отношение к людям».

Мы рассматриваем эмоционально-нравственный опыт как процесс организации деятельности и отношений её субъектов в коллективе, с другой стороны – как результат деятельности и отношений. В нём деятельностный план выступает как вхождение в деятельность, как «объективное», субъективный план – как переживание.

Развитие классного коллектива как субъекта воспитания возможно только в процессе системной деятельности – и на уровне формирования структуры, и на уровне организации процесса жизнедеятельности в классе, при придании педагогической деятельности по формированию и развитию коллектива класса логики, определяемой гуманистическим смыслообразующим ядром, в основе которого находится единство коллективного и индивидуального.

Почему же система? И зачем она необходима в классе?

2. Воспитательная система класса как условие эффективности формирования классного коллектива

Наличие воспитательной системы позволяет сделать более эффективным педагогический процесс, а, соответственно, и результат – личностные изменения человека. Система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, и педагогов, и родителей, обеспечивает их со-развитие в коллективе.

Воспитательная система класса – социально-педагогическое явление, представляющее собой целостную и взаимосвязанную совокупность компонентов, содействующую развитию личности и коллектива.

Воспитательная система класса включает следующие компоненты: ценностно-смысловое ядро; субъекты деятельности; деятельность; отношения и взаимоотношения; освоенная среда системы (внутренняя и внешняя); управление.

Для создания и развития воспитательной системы класса классному руководителю необходимо понимать особенности каждого компонента, его взаимосвязи с другими и значение для целостной системы.

  • Ценностно-смысловое ядро включает ценности, принципы организации деятельности, цели и задачи, критерии оценки ожидаемых результатов. Ценности существуют в трёх формах: 1) как идеал, выработанный общественным сознанием; 2) как объективированная форма в виде произведений материальной и духовной культуры, либо человеческих поступков; 3) как процесс трансформации общественных ценностей в личные (ценностно-ориентированная деятельность.

  • Субъекты деятельности, её организующие и участвующие в ней – учащиеся, родители, педагоги, а также, возможно, друзья класса, гости, психологи, социальные педагоги, логопед и другие. Основными принципами взаимодействия классного руководителя с другими субъектами деятельности являются:

«ИЗУЧАТЬ!»: индивидуально-личностные особенности каждого ребёнка, каждого родителя, каждого педагога и знать собственные индивидуально-личностные особенности и границы своей профессиональной компетентности.

«ВКЛЮЧАТЬ!»: учащихся, педагогов и родителей в процесс совместной деятельности, подведение итогов этой деятельности (рефлексия).

  • Деятельность (в том числе общение как вид деятельности), объединяющая субъектов. Деятельность в классе может считаться системной, если выделяются определённые традиции и «ключевые» дела. (В числе «ключевых» дел могут быть: поход, спектакль, собрание по итогам года, другие дела, объединяющие родителей, учащихся, педагогов в процессе подготовки и проведении таких мероприятий). Традиции – это сложившиеся в коллективном опыте, сохраняющиеся длительное время привычные способы общения и осуществления совместной деятельности. Особыми формами традиций являются: обычаи и ритуалы. ОБЫЧАЙ – это воспринятый из прошлого образец поведения, воспроизводимый в его неизменном виде. Для него характерно такое групповое поведение, которое исходит не из сложившейся ситуации, а диктуется принятыми ранее стандартами. РИТУАЛ – представляет собой строго регламентированный порядок действий, выступающий символом определённых отношений и ценностных ориентаций.

  • Отношения и взаимоотношения: проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия. Системная деятельность должна быть направлена на воспитание «культуры отношений». Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать.

  • Освоенная среда системы: включает в себя внутреннюю предметную среду (оформление помещений, характер расположения мебели ,освещение, температурный режим, характер текстовой информации, наглядность и т.п., а также освоенную внешнюю среду, то есть те объекты ближайшего социума, которые субъекты используют в процессе деятельности.

  • Управление воспитательной системой: понимается как процесс реализации управленческих функций:
  • информационно-аналитической;
  • планово-прогностической;
  • мотивационно-целевой;
  • организационно-исполнительской;
  • контрольно-диагностической;
  • регулятивно-коррекционной.

Системно выстроить деятельность по формированию и развитию классного коллектива – значит последовательно реализовать смысл, заложенный в смыслообразующем ядре, структурно связанных компонентах всей системы, педагогическом процессе, отражающем взаимосвязи этих компонентов, то есть создать своеобразную смысловую преемственность.

2. Основные принципы технологии формирования классного коллектива:

  • Принцип параллельного действия (взаимовлияние личности и коллектива).
  • Принцип динамики развития (периоды спада и периоды интенсивного движения необходимо изучать, выяснять факторы, препятствующие и способствующие развитию).
  • Принцип перспективы (планировать ближайшие дела и события, «видеть» свои перспективы, мечтать, прогнозировать отдалённые события).
  • Принцип насыщения и чередования (одинаково нежелательны периоды длительного бездействия и перенасыщенность даже самыми интересными формами).
  • Принцип ответственной зависимости (готовность принять на себя ответственность растёт с переходом от незначимой деятельности к значимой).
  • Принцип изменения роли классного руководителя (эти изменения проявляются: 1) в характере непосредственного общения с классом в целом; 2) в социальной роли: от организатора к «теневому» педагогическому центру; 3) в степени делегирования полномочий актива класса.

Классификация уровней развития коллектива (по А.Н. Лутошкину)

Для классного руководителя очевидно удобна классификация уровней развития коллектива, предложенная А.Н. Лутошкиным. («Как вести за собой»).

  1. «Песчаная россыпь» присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветерок посильнее и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или ещё мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твёрдого авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

  1. «Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, в классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к немы не приложить усилий. Когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь ещё является нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера, хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.

  1. «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путём. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это ещё не всё. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а нет одиночных частых вспышек. В группе есть на кого опереться.

Эта группа заметно отличается от других своей индивидуальностью. Однако бывает трудно волю собрать в кулак, найти во всём общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

  1. «Алый парус» Это символ устремлённости, вперёд, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действует принцип: «Один за всех и все за одного!» Командный состав парусника – знающие надёжные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают её. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживаю чувство горечи, если их постигает неудача. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Приходят на помощь, если их попросят. Хотя коллектив и сплочён, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть и исправлено.

  1. «Горящий факел» Это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и завесь коллектив. Здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не всё.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают всё, чтобы принести людям пользу, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Удобно использовать в практике воспитания данную классификацию и для выбора форм и приёмов педагогического руководства, и для изучения динамики развития коллектива.

Использована литература:

Учебно-методическое издание

Ольга Алексеевна Лепнева

Елена Алексеевна Тимошко

Издательство «Центр гуманитарной литературы».

109202, г. Москва, шоссе Фрезер, 17, оф. 1-й этаж.

E-mail: chl@comail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

программа развития классного коллектива

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родит...

Формирование и развитие классного коллектива, органов его самоуправления.

Важную роль в формировании подрастающего поколения играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности.  Учитель должен организо...

«Классный коллектив как фактор формирования личности школьника»

Влияние коллектива на формирование личности школьника....

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива. (Из опыта работы)

Определение критериев воспитанности учащихся, способов её изучения и формирования в соответствии с индивидуальным развитием классного коллектива.(Из опыта работы)...

САМОУПРАВЛЕНИЕ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ

В условиях демократизации общественной жизни первостепенное значение имеет самоуправленческое начало в жизнедеятельности школьного коллектива. Самоуправление это пространство, на котором формиру...