Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе.
статья на тему
Формирование коллективных отношений между учащимися в процессе активной, творческой, содержательной коллективной деятельности. Задачи классного руководителя, в процессе решения которых происходит становление и развитие у детей навыков взаимодействия и сотрудничества. Стержневые ориентиры в жизни детского сообщества, которые служат критериями оценки человеческих поступков. Примеры мероприятий, проведение которых стало традицией класса, роль родителей в формировании детского коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvitie_detskogo_kollektiva_v_nachalnoy_shkole.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель рассказывает о формировании коллективных отношений между учащимися в процессе активной, творческой, содержательной коллективной деятельности.
В статье раскрываются задачи классного руководителя, в процессе решения которых происходит становление и развитие у детей навыков взаимодействия и сотрудничества.
Определены стержневые ориентиры в жизни детского сообщества, которые служат критериями оценки человеческих поступков
Приводятся примеры мероприятий, проведение которых стало традицией класса, рассказывается о роли родителей в формировании детского коллектива, о диагностике развития коллектива.
Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе.
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Грачева Тамара Викторовна
В первый класс приходят дети такие разные, разобщённые. Они ссорятся, бесконечно жалуются друг на друга даже по пустякам. Первейшая задача учителя сплотить всех этих детей в дружный коллектив, включить каждого ученика в систему коллективных отношений. И формируются эти коллективные отношения не благодаря наставлениям, а в процессе активной, творческой, содержательной коллективной деятельности.
В первом классе часто прибегаю к играм ( и на уроках и во внеурочной деятельности). Это такие игры, как «Угадай, чей голосок», «Живые звуки», «Поддержи добрым словом», «Волшебное дерево» и другие. Такого рода игры помогают первоклассникам не только ближе узнать друг друга, но и видеть, замечать в своих одноклассниках хорошие качества, поступки.
Большое внимание уделяю индивидуальной работе с ребёнком, через которую стараюсь воспитать в нём самокритичность, привычку к объективной оценке своих и чужих поступков.
Целенаправленно формирую у детей навыки взаимодействия и сотрудничества в парах и группах. Так, используя групповую форму работы на уроках, отмечаю, что дети не только с интересом относятся к работе одноклассников, но и заинтересованы в том, чтобы она была успешной. Дети учатся анализировать свою и чужую работу, начиная анализ с положительной характеристики, а перечислять недостатки в корректной форме.
Чтобы научить детей сотрудничать, стараюсь решить несколько задач:
- Создать у детей мотивацию взаимодействия, направленность на совместную работу. Дети в итоге убеждаются, что делать что-то вместе приятно, интересно, часто выгодно. Потому что вместе можно сделать гораздо лучше, больше, чем в одиночку. Объяснять это на словах малоэффективно, дети должны это понять на собственном опыте, прочувствовать.
- Обучить детей правилам, которые помогут им эффективно взаимодействовать: обсуждать свои замыслы и планы, не вмешиваться в работу другого без согласия того, быть справедливым.
- Обеспечить детям опыт совместной деятельности: учебной, игровой, физкультурно-оздоровительной и создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Из опыта мы с вами знаем, как трудно бывает некоторым детям в коллективе. Оказавшись в неблагоприятных условиях, ребёнок обретает комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность. Поэтому важно вести большую пропедевтическую работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях, пониманию общечеловеческих ценностей.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на неё не имеет права никто. Другая ценность – преклонение перед человеком, который дал тебе жизнь, - боготворение матери.
Родной дом, земля, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека. К числу общечеловеческих ценностей относится и природа. Все эти ценности понять и освоить сразу младшему школьнику трудно. Их постижение идёт и на уроках, и в чтении, и благодаря кино и телевидению. Но если каждый день и каждый час держать их в качестве стержневых ориентиров в жизни детского сообщества, они становятся регуляторами норм общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков.
И ещё очень важно для учителя соблюдение правил оценочной безопасности. Суть их в том, что даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём. А весь список правил безопасности можно закончить правилом: «Взрослый, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки».
В содержание уроков и внеклассных мероприятий необходимо «вкраплять» коррекционная работу.
Например, виды работы, направленные на:
- снятие конфликтности
- Коррекция поведения с помощью ролевых игр
-Формирование адекватных форм поведения в коллективе
-Снятие напряжения у детей (релаксация)
- Коррекцию тревожности
-Рисование спиралевидными линиями
-Пластилиновая живопись
-Изображение своего настроения
-Формирование умелости и уверенности руки
В классе проводится много мероприятий, праздников, конкурсов, коллективных творческих дел. Стараюсь, чтобы все они были содержательными, дающими информацию для ума и чувств детей. Продумывая их, определяю место и роль каждого ребёнка. По итогам проведения анализирую сама и приучаю самих детей анализировать проведённое мероприятие, делать выводы на будущее. Традицией стало проведение таких мероприятий, как
- Театрализации ( «Как медведь трубку нашёл», «Птичья школа»)
- Теле-шоу для родителей
- «Диалоги о воспитании»
- «Экстренные выпуски новостей»
- Клуб «Белый попугай»
- Конкурсные программы:
- «А вам слабо?»
- «Рекорды Гиннеса»
- Дни именинников
Организация таких мероприятий закономерно заставляет ребёнка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе складываются разные ситуации, диктующие определённые поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения. Дети делают маленькие шаги к управлению самими собой. У каждого ребёнка появляется поручение на определённый промежуток времени. Отражает это страничка в портфолио класса и рубрика в классном уголке «Вклад каждого в общее дело».
Очень весом в деле формирования детского коллектива вклад родителей.
- Родители – соорганизаторы мероприятий, поездок, экскурсий
- Родители – члены команд в мероприятиях-соревнованиях, конкурсах
- Родители – члены жюри
- Родители – участники сценок, выступлений
- Родители – соавторы презентаций, мероприятий
- Родители –редакторы стенгазет
Через специальные методики, наблюдения, мини-сочинения ведётся диагностика уровня сформированности детского коллектива.
Темы мини-сочинений:
- «Какой Я?»
- «Если бы у меня была волшебная палочка…»
- «Мои друзья»
- «Какой я друг?»
- «Каким я стал?»
- «Кому я хочу сказать спасибо?»
- «Какой он, наш 4Б?»
Содержательны и показательны для меня, как классного руководителя, синквейы, которые сочиняют дети в группах, на тему «Одноклассники»
Одноклассники Одноклассники
Дружные, хорошие Весёлые, добрые
Учатся, спорят, веселятся Думают, играют, помогают
Уважают друг друга, помогают Вместе учатся, отдыхают
Друзья Друзья
Практически все дети посещают кружки, секции, студии. Несколько ребят учатся ещё и в музыкальной и художественной школах. Это тоже показатель того, что дети стремятся к общению в коллективах.
Учимся сотрудничать не только внутри своего класса, но и с другими коллективами: с классами в параллели, с ДОУ №30. Выходим на участие в общешкольных и районных мероприятиях.
В классном уголке отражено участие каждого ребёнка в конкурсах различного уровня. Дети могут сравнить свой рейтинг с прошлогодней информацией.
В процессе сотрудничества появляются признаки развития детского коллектива:
- Постоянная готовность к действию, общению
- Ощущение собственной значимости
- Уважение друг к другу
Важна и позиция, которую занимает учитель. Слагаемыми, ведущими к результату, являются:
- Разумное сочетание педагогического руководства с естественным стремлением учащихся к самостоятельности, независимости, с их желанием проявить инициативу и действовать самостоятельно
- Не подавление, а умелое направление активности детей, дозирование помощи
- Включение коллектива класса в общешкольную деятельность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детской одарённости в начальной школе
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...
Опыт работы с родительскими и детским коллективами в начальной школе.
Материал о том, как лучше строить свои отношения с родителями и детьми , начиная с начальной школы, чтобы они стали общей школьной семьёй....
Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"
В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...
Рабочая программа развития детского коллектива в начальной школе
Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наук...
«Деятельность классного руководителя по формированию детского коллектива в начальной школе»
В статье обобщен опыт работы по формированию детского коллектива в начальной школе....
Презентация на тему: " Игры на сплочение детского коллектива в начальной школе".
Игры на сплочение коллектива. Помогут установить положительный контакт между детьми. Проявить интерес и внимание к сверстникам....
Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе
Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе...