СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»
проект

Федорова Зарема Иннокентьевна

Основные принципы реализации проекта:

  • непрерывность как механизм полноты и целостности образования                      в целом;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • добровольность, заинтересованность, энтузиазм;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
  • раскрытие и развитие способностей детей.

 

Общие направления деятельности:

  • Самоуправление - участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы.
  • Шефство - проявления заботы о младших, общественная деятельность по оказанию систематической товарищеской помощи кому-, чему-л. в учебном, воспитательном,  культурном и т. п. отношении.
  • Социальное партнерство - привлечение к деятельности общественные организации, консультантов, специалистов, экспертов и др.

 

Направления по тематике проектов:

  • Краеведение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение исторической памяти, традиций старших поколений
  • Здоровьесбережение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
  • Интеллектуальное творчество - создание и защита собственного интеллектуального продукта.
  • Художественное творчество - создание и защита собственного продукта художественного творчества
  • Ролевая деятельность, профориентация - организация и проведение групповых, общешкольных мероприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» ГО г. Якутск

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»

Якутск, 2020

Оглавление:

I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА..............................................................................

II. АКТУАЛЬНОСТЬ...................................................................................

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.................................................................

3.1. Организаторы и участники проекта

3.2. Этапы реализации проекта

3.3. Основные формы реализации проекта

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА..................................................................

4.1. Направления проекта

4.2. Мероприятия проекта

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА............................................

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.........................................

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..........................................................

стр.

3

4

5

6

10

12

12

 

I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»

Срок реализации проекта

с 2018 года

Учреждение

МОБУ Средняя общеобразовательная школа №7 ГО

"г. Якутск"

Адрес Учреждения

Юридический адрес: 677005, Республика Саха (Якутия)

г. Якутск, ул. Шавкунова,63

Почтовый адрес: 677005, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Шавкунова,63

Тел./ факс

Приемная 42-08-44 Учительская 42-21-59 Завучи 42-26-95

Электронный адрес

school7ykt@mail.ru school7@yaguo.ru

Целевые группы

  • учащиеся начальных классов
  • учителя начальных классов
  • родители, законные представители

Цель проекта

Реализация совместной социальной деятельности                                     и отношений, суть которой заключается во взаимном обмене между обучающимися идеями, инициативами, социальным опытом (ценностями, личными интересами и потребностями)           и др.  

Задачи

  1. Получение и обмен собственным познавательным опытом с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  2. активизация социальной мобильности учащихся путем поддержки у детей инициативы, сообразительности, пытливости и самостоятельности;
  3. организация совместной деятельности разновозрастных учащихся, тематический отдых детей и подростков;
  4. формирование умения самостоятельно определять цели, содержание, направление совместной деятельности;
  5. привитие навыков ответственного взаимодействия                          и сотрудничества;
  6. формирование навыков коллективной работы в реальном социальном взаимодействии.

Ожидаемые результаты

  • Инициатива и самостоятельность обучающихся; расширение возможностей для личностной самореализации;
  • создание реальных социальных сетей, коммуникативное развитие, вовлечение обучающихся в жизнь школьного сообщества;
  • приобретение обучающимися социальной компетентности, жизненно важных навыков, первичная профессионализация, определение личностной уникальности и индивидуальности.

II. АКТУАЛЬНОСТЬ

В современной педагогической науке проблема воспитания социально активной личности является одной из актуальных.

Социальная активность - сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий, характеризующая человека с позиций его ценности для общества, других людей.

Одним из путей решения проблемы воспитания социально активной личности является внедрение реальных социальных практик                                          в повседневную жизнь школы.

Социальная практика (в широком смысле) – вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям.

Естественной площадкой социальной практики выступает школа, поскольку она является той средой,  которая дает ребенку первый опыт социального отношения и социально-активных действий. В школьной среде социальная практика выступает как вид образовательной деятельности, направленной на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия. Именно в школьной среде мы прививаем ребенку социально-значимые навыки, социальные компетенции, необходимые для ответственного взаимодействия и сотрудничества. И с этой целью апробируем различные технологии социальной практики.

В наших учебных кабинетах создана специальная предметная среда. Содержательно и функционально создаваемая среда отличается метапредметностью, универсальностью. Она призвана создавать множественные точки для личностного развития.

Социальный аспект предметно-образовательной среды заключается                              в осуществлении во всех своих проявлениях социальных отношений                                  и деятельности школьной среды. И именно в предметной среде формируются и реализуются способности каждого ученика, создаются условия, когда каждый непосредственно включается в жизнедеятельность школьного сообщества (идея проекта).       

Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью:

  • внедрения реальных социальных практик в повседневную жизнь школы;
  • привития социально-значимых навыков, социальных компетенций, необходимых для ответственного взаимодействия и сотрудничества;
  • апробации различных технологий социальной практики в условиях современной школы.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

3.1. Организаторы и участники проекта

В проекте участвуют все обучающиеся младших классов, учителя начальных классов, родители (законные представители), общественные организации, представители общественности города, республики.

Обучающиеся начальных классов выступают одновременно организаторами и участниками проекта.  

Организаторы проекта:

  • создают и расширяют базу электронных методических и дидактических комплексов;
  • разрабатывают опыты и эксперименты с дальнейшей демонстрацией                          и обучением обучающихся других классов;
  • организуют тематический отдых детей и подростков.

Участники проекта: 

  • посещают практикумы;
  • проводят опыты и эксперименты;
  • осуществляют учебную исследовательскую и проектную деятельность.

Общее руководство проектом осуществляется учителями начальных классов и родителями (законными представителями), которые:

  • осуществляют общее руководство;
  • несут ответственность за ресурсное обеспечение проекта, материально-техническую базу.

Общественные организации, представители общественности:

  • оказывают консультативную, методическую, практическую помощь;
  • участвуют в определении общего круга проблем, тематик мероприятий;
  • принимают непосредственное участие в мероприятиях проекта.  

3.2. Этапы реализации проекта

1 этап - создание и расширение базы электронных методических                                   и дидактических комплексов;

2 этап - организация предметно-образовательной среды по учебным кабинетам; разработка планов и сценариев мероприятий;

3 этап - практическая реализация проекта; развитие проекта

3.3. Основные формы реализации проекта: 

  • внеурочная деятельность;
  • тематические лекции, выступления;
  • практикумы и др.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

4.1. Направления проекта

Основные принципы реализации проекта:

  • непрерывность как механизм полноты и целостности образования                      в целом;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • добровольность, заинтересованность, энтузиазм;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
  • раскрытие и развитие способностей детей. 

Общие направления деятельности:

  • Самоуправление - участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы.
  • Шефство - проявления заботы о младших, общественная деятельность по оказанию систематической товарищеской помощи кому-, чему-л. в учебном, воспитательном,  культурном и т. п. отношении.
  • Социальное партнерство - привлечение к деятельности общественные организации, консультантов, специалистов, экспертов и др.

Направления по тематике проектов:

  • Краеведение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение исторической памяти, традиций старших поколений
  • Здоровьесбережение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
  • Интеллектуальное творчество - создание и защита собственного интеллектуального продукта.
  • Художественное творчество - создание и защита собственного продукта художественного творчества
  • Ролевая деятельность, профориентация - организация и проведение групповых, общешкольных мероприятий.

4.2. Мероприятия проекта

В учебных кабинетах начальных классов создана предметно-образовательная среда по направлениям и соответствующим темам.

Кабинеты

Тематика

Цель

Оборудование

Направление «Краеведение»

№ 101

«Природные зоны России»

Изучение климатических особенностей, животного и растительного мира России

Карта природных зон России, макеты, фотографии, учебные фильмы, печатные информационные материалы (плакаты, буклеты и др.) с описанием разных климатических зон

№ 202

«Виртуальная экскурсия по Якутску»

Составление виртуальных познавательных экскурсий по памятным и историческим местам родного города; знакомство с историей города

Карта города, экскурсионные атласы, информационные материалы, фотографии, учебные фильмы

Направление «Здоровьесбережение»

№ 102

«Игры народов Севера»

Содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера; установление прочных связей с коренным народом и обогащение духовных и социальных качеств детей

Национальные настольные игры, атрибуты народных игр, наглядные пособия, информационные материалы

№105

«Экология и здоровье человека»

Изучение влияния воздействия факторов окружающей среды на организм и здоровье человека, изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета

Макеты, модели, карты России, Якутии, информационные материалы, учебные фильмы, дидактические игры

Направление «Интеллектуальное творчество»

№ 203

«Путешествие в космос»

Приобщение детей к знаниям о Вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; расширение представлений о звездах и планетах

Макеты, модели, карта Солнечной системы, информационные материалы, фотографии, учебные фильмы  

№208

«Исследования, опыты, эксперименты»

Практическое внедрение детского экспериментирования и коллекционирования как средств развития познавательной активности

лабораторное оборудование, индивидуальные коллекции, информационные материалы, учебные фильмы  

№ 209

«Голубая планета - Земля»

Формирование у детей понятия  целостности картины мира; расширение кругозора

Физическая, политическая карты мира, глобусы, компас, атласы, учебные фильмы, справочники, энциклопедии

Направление «Художественное творчество»

№ 201

Кукольный театр «Балаганчик»

Знакомство с различными видами зрелищного искусства; создание условий для формирования творческих способностей; развитие коммуникативных навыков

Сцен. оборудование для кукольного театра, театральные реквизиты, бутафория, различные виды кукол (марионетки, куклы-перчатки, тростевые и т.д.)

№210

«Соцветие народов»

Формирование понятия «Мы - россияне - единый многонациональный народ нашей родины; воспитание чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории РФ, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей

тематические выставка, народные инструменты, народная символика, куклы в национальных костюмах, информационные материалы  

Ролевая деятельность, профориентация

№211

«Игротека»

Создание структурированного хранилища игр и игровых техник;  ознакомление с видовым многообразием игровых активностей, обучение игровым техникам; моделирование собственных сценариев для новых игр.

каталог игр (настольных, интеллектуальных и др.), игрушки, атрибуты игр, информационные материалы, учебные фильмы

№212

«Проект по конструированию «Лего-сити»

Знакомство с различными видами конструкторов; формирование инженерного мышления детей, посредством использования конструкторов разных поколений; моделирование собственных сценариев для игр

конструкторы (металлические, деревянные, лего-конструкции и др.), тематические выставки, информационные материалы

№213

«Профориентационный проект «Город мастеров»

Расширение представлений о мире профессий; осознание важности образования в получении профессии; моделирование различных социальных ситуаций

атрибуты, символика профессий, атлас профессий, тематические выставки, информационные материалы

 

По содержанию практические занятия можно условно разделить на три модуля:

  Модуль «Творчество» - разработка и презентация индивидуального или коллективного продукта деятельности на основе учебного оборудования.

В силу своего возраста младший школьник легко и быстро включаются в эту деятельность. Детям интересно, любопытно. В создаваемой среде они свободны, открыты, легко вступают в контакт друг с другом, делятся своими мнениями, опытом. Этот блок выступает уникальной площадкой для воспитания в себе новых качеств, развития навыков публичных выступлений, социальной адаптации и мобильности.

Модуль «Живая энциклопедия» - разработка и проведение учебно-познавательных лекций, бесед, презентаций.  

Мир человека и природы - уникальны, и опыт каждого ребенка индивидуален. Этот бесконечный поток информации, поступающий нам из окружающего мира каждый видит по-своему. Рассказы детей о своем опыте взаимодействия с окружающим миром могут явиться по настоящему живой энциклопедией начинающей жизни.      

Модуль «Презентация» -  организация выставочного, демонстрационного материала, наглядных средств.  

Эта деятельность требует кропотливого труда, пытливого ума, креативного мышления, крепких теоретических знаний в конкретной области. Направление этого блока открывает нам личные интересы ребенка, его предпочтения, задатки.

В целом, каждый блок нашего проекта направлен на формирование и укрепление мысли о том, что каждый человек уникален, и каждый вносит свою лепту в общую жизнь класса, школы, общества. И каждое социальное, общественное событие отражается в жизни каждого.  

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковое, интерактивное и др.  

Мероприятия проекта представляют собой специальную форму организации учителем познавательной деятельности, способа познания, осуществляемый как совместная деятельность учащихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы (Голованова И.И., Асафова Е.В., Телегина Н.В.).

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

С точки зрения социальной ориентации предметно-образовательная среда призвана:

  • организовать социальное взаимодействие различных школьных сообществ (ученических коллективов, значимых взрослых и др.);
  • привить навыки самоуправления, самоорганизации ученических сообществ, творческих групп,  
  • связать личные интересы, потребности с общественно-значимыми событиями            и социально-полезными делами;
  • формировать жизненно важные социальные навыки как инициатива, добровольчество, социальная ответственность, доверительные отношения и т.д.

Социальное взаимодействие осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.

В работе можно выделить три этапа работы:

1 этап. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом.

2 этап. Создание малых инициативных групп (МИГ) - особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само-и взаимоактивности                       в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих                               и социально-ориентированных задач (Коротаева Е.В.)

http://900igr.net/up/datas/190875/018.jpg

Рис. 1. Модель самоуправления в МИГ

3 этап. Публичная презентация продукта.

Каждый класс в течение учебного года должен посетить занятия всех проектов предметно-образовательной среды и представить на различную аудиторию свой продукт.  

Рисунок2.png

Рис. 2 Модель реализации проекта

VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Кадровое:

  • привлечение социальных партнеров;
  • создание малых инициативных групп.

Информационное:

  • создание банка методических материалов по проекту;
  • разработка календарного цикла организуемых мероприятий;
  • мониторинговые мероприятия;
  • освещение на сайте учреждения о ходе проводимых мероприятий;
  • Образовательные интернет-ресурсы

Материально-техническое:

  • оборудование учебных кабинетов;
  • интерактивное оборудование

Дидактическое:

  • информационные материалы (стенды, буклеты, информационные бюллетени, плакаты, карты и др.)
  • аудио-видеоматериалы;
  • модели, макеты;
  • бутафория, реквизиты, атрибуты игр и т.п.
  • сценарии, планы проводимых мероприятий.    

VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Познавательная активность - инициатива и самостоятельность обучающихся; расширение возможностей для личностной самореализации;
  • Исполнительность, инициатива, ответственность - создание реальных социальных сетей, коммуникативное развитие, вовлечение обучающихся в жизнь школьного сообщества;
  • Самоуправление, самоорганизация, самореализация - приобретение обучающимися социальной компетентности, жизненно важных навыков, первичная профессионализация, определение личностной уникальности и индивидуальности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальный проект «Жизнь дана на добрые дела» как опыт взаимодействия религиозной организации и образовательных учреждений.

Выступление на VIII Образовательных чтениях Центрального федерального округа Российской ФедерацииСекция №7 «Взаимодействие религиозных и общеобразовательных организаций: цели и задачи»25 сентября 2013...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...

Социальный проект по профилактике детского дорожного травматизма среди школьников. «Путешествие в страну дорожных знаков»

Одной из наиболее острых на сегодняшний момент проблем является проблема безопасности на дорогах.Одна из причин дорожно-транспортных происшествий - низкая культура участников дорожного движения, их не...

Проект «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»

Данная разработка содержит паспорт проекта «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»(Создани...