СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»
проект
Основные принципы реализации проекта:
- непрерывность как механизм полноты и целостности образования в целом;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- добровольность, заинтересованность, энтузиазм;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
- раскрытие и развитие способностей детей.
Общие направления деятельности:
- Самоуправление - участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы.
- Шефство - проявления заботы о младших, общественная деятельность по оказанию систематической товарищеской помощи кому-, чему-л. в учебном, воспитательном, культурном и т. п. отношении.
- Социальное партнерство - привлечение к деятельности общественные организации, консультантов, специалистов, экспертов и др.
Направления по тематике проектов:
- Краеведение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение исторической памяти, традиций старших поколений
- Здоровьесбережение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
- Интеллектуальное творчество - создание и защита собственного интеллектуального продукта.
- Художественное творчество - создание и защита собственного продукта художественного творчества
- Ролевая деятельность, профориентация - организация и проведение групповых, общешкольных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальный проект начальной школы МОБУ СОШ№7 | 684.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальный проект «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» ГО г. Якутск
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие»
Якутск, 2020
Оглавление:
I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА.............................................................................. II. АКТУАЛЬНОСТЬ................................................................................... III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА................................................................. 3.1. Организаторы и участники проекта 3.2. Этапы реализации проекта 3.3. Основные формы реализации проекта IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.................................................................. 4.1. Направления проекта 4.2. Мероприятия проекта V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА............................................ VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА......................................... VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.......................................................... | стр. 3 4 5 6 10 12 12 |
I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Предметно-образовательная среда: социальное взаимодействие» |
Срок реализации проекта | с 2018 года |
Учреждение | МОБУ Средняя общеобразовательная школа №7 ГО "г. Якутск" |
Адрес Учреждения | Юридический адрес: 677005, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Шавкунова,63 Почтовый адрес: 677005, Республика Саха (Якутия) г. Якутск, ул. Шавкунова,63 |
Тел./ факс | Приемная 42-08-44 Учительская 42-21-59 Завучи 42-26-95 |
Электронный адрес | school7ykt@mail.ru school7@yaguo.ru |
Целевые группы |
|
Цель проекта | Реализация совместной социальной деятельности и отношений, суть которой заключается во взаимном обмене между обучающимися идеями, инициативами, социальным опытом (ценностями, личными интересами и потребностями) и др. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты |
|
II. АКТУАЛЬНОСТЬ
В современной педагогической науке проблема воспитания социально активной личности является одной из актуальных.
Социальная активность - сознательная деятельность личности, направленная на участие в социальных процессах и на изменение окружающих социальных условий, характеризующая человека с позиций его ценности для общества, других людей.
Одним из путей решения проблемы воспитания социально активной личности является внедрение реальных социальных практик в повседневную жизнь школы.
Социальная практика (в широком смысле) – вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе: социальной группе или по отношению к отдельным людям.
Естественной площадкой социальной практики выступает школа, поскольку она является той средой, которая дает ребенку первый опыт социального отношения и социально-активных действий. В школьной среде социальная практика выступает как вид образовательной деятельности, направленной на развитие социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, получение опыта социального действия. Именно в школьной среде мы прививаем ребенку социально-значимые навыки, социальные компетенции, необходимые для ответственного взаимодействия и сотрудничества. И с этой целью апробируем различные технологии социальной практики.
В наших учебных кабинетах создана специальная предметная среда. Содержательно и функционально создаваемая среда отличается метапредметностью, универсальностью. Она призвана создавать множественные точки для личностного развития.
Социальный аспект предметно-образовательной среды заключается в осуществлении во всех своих проявлениях социальных отношений и деятельности школьной среды. И именно в предметной среде формируются и реализуются способности каждого ученика, создаются условия, когда каждый непосредственно включается в жизнедеятельность школьного сообщества (идея проекта).
Таким образом, актуальность проекта обусловлена необходимостью:
- внедрения реальных социальных практик в повседневную жизнь школы;
- привития социально-значимых навыков, социальных компетенций, необходимых для ответственного взаимодействия и сотрудничества;
- апробации различных технологий социальной практики в условиях современной школы.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
3.1. Организаторы и участники проекта
В проекте участвуют все обучающиеся младших классов, учителя начальных классов, родители (законные представители), общественные организации, представители общественности города, республики.
Обучающиеся начальных классов выступают одновременно организаторами и участниками проекта.
Организаторы проекта:
- создают и расширяют базу электронных методических и дидактических комплексов;
- разрабатывают опыты и эксперименты с дальнейшей демонстрацией и обучением обучающихся других классов;
- организуют тематический отдых детей и подростков.
Участники проекта:
- посещают практикумы;
- проводят опыты и эксперименты;
- осуществляют учебную исследовательскую и проектную деятельность.
Общее руководство проектом осуществляется учителями начальных классов и родителями (законными представителями), которые:
- осуществляют общее руководство;
- несут ответственность за ресурсное обеспечение проекта, материально-техническую базу.
Общественные организации, представители общественности:
- оказывают консультативную, методическую, практическую помощь;
- участвуют в определении общего круга проблем, тематик мероприятий;
- принимают непосредственное участие в мероприятиях проекта.
3.2. Этапы реализации проекта
1 этап - создание и расширение базы электронных методических и дидактических комплексов;
2 этап - организация предметно-образовательной среды по учебным кабинетам; разработка планов и сценариев мероприятий;
3 этап - практическая реализация проекта; развитие проекта
3.3. Основные формы реализации проекта:
- внеурочная деятельность;
- тематические лекции, выступления;
- практикумы и др.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
4.1. Направления проекта
Основные принципы реализации проекта:
- непрерывность как механизм полноты и целостности образования в целом;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- добровольность, заинтересованность, энтузиазм;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе урочной и внеурочной деятельности;
- раскрытие и развитие способностей детей.
Общие направления деятельности:
- Самоуправление - участие в организации школьного самоуправления на уровне класса и школы.
- Шефство - проявления заботы о младших, общественная деятельность по оказанию систематической товарищеской помощи кому-, чему-л. в учебном, воспитательном, культурном и т. п. отношении.
- Социальное партнерство - привлечение к деятельности общественные организации, консультантов, специалистов, экспертов и др.
Направления по тематике проектов:
- Краеведение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение исторической памяти, традиций старших поколений
- Здоровьесбережение - участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
- Интеллектуальное творчество - создание и защита собственного интеллектуального продукта.
- Художественное творчество - создание и защита собственного продукта художественного творчества
- Ролевая деятельность, профориентация - организация и проведение групповых, общешкольных мероприятий.
4.2. Мероприятия проекта
В учебных кабинетах начальных классов создана предметно-образовательная среда по направлениям и соответствующим темам.
Кабинеты | Тематика | Цель | Оборудование |
Направление «Краеведение» | |||
№ 101 | «Природные зоны России» | Изучение климатических особенностей, животного и растительного мира России | Карта природных зон России, макеты, фотографии, учебные фильмы, печатные информационные материалы (плакаты, буклеты и др.) с описанием разных климатических зон |
№ 202 | «Виртуальная экскурсия по Якутску» | Составление виртуальных познавательных экскурсий по памятным и историческим местам родного города; знакомство с историей города | Карта города, экскурсионные атласы, информационные материалы, фотографии, учебные фильмы |
Направление «Здоровьесбережение» | |||
№ 102 | «Игры народов Севера» | Содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера; установление прочных связей с коренным народом и обогащение духовных и социальных качеств детей | Национальные настольные игры, атрибуты народных игр, наглядные пособия, информационные материалы |
№105 | «Экология и здоровье человека» | Изучение влияния воздействия факторов окружающей среды на организм и здоровье человека, изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета | Макеты, модели, карты России, Якутии, информационные материалы, учебные фильмы, дидактические игры |
Направление «Интеллектуальное творчество» | |||
№ 203 | «Путешествие в космос» | Приобщение детей к знаниям о Вселенной, освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле; расширение представлений о звездах и планетах | Макеты, модели, карта Солнечной системы, информационные материалы, фотографии, учебные фильмы |
№208 | «Исследования, опыты, эксперименты» | Практическое внедрение детского экспериментирования и коллекционирования как средств развития познавательной активности | лабораторное оборудование, индивидуальные коллекции, информационные материалы, учебные фильмы |
№ 209 | «Голубая планета - Земля» | Формирование у детей понятия целостности картины мира; расширение кругозора | Физическая, политическая карты мира, глобусы, компас, атласы, учебные фильмы, справочники, энциклопедии |
Направление «Художественное творчество» | |||
№ 201 | Кукольный театр «Балаганчик» | Знакомство с различными видами зрелищного искусства; создание условий для формирования творческих способностей; развитие коммуникативных навыков | Сцен. оборудование для кукольного театра, театральные реквизиты, бутафория, различные виды кукол (марионетки, куклы-перчатки, тростевые и т.д.) |
№210 | «Соцветие народов» | Формирование понятия «Мы - россияне - единый многонациональный народ нашей родины; воспитание чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории РФ, чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей | тематические выставка, народные инструменты, народная символика, куклы в национальных костюмах, информационные материалы |
Ролевая деятельность, профориентация | |||
№211 | «Игротека» | Создание структурированного хранилища игр и игровых техник; ознакомление с видовым многообразием игровых активностей, обучение игровым техникам; моделирование собственных сценариев для новых игр. | каталог игр (настольных, интеллектуальных и др.), игрушки, атрибуты игр, информационные материалы, учебные фильмы |
№212 | «Проект по конструированию «Лего-сити» | Знакомство с различными видами конструкторов; формирование инженерного мышления детей, посредством использования конструкторов разных поколений; моделирование собственных сценариев для игр | конструкторы (металлические, деревянные, лего-конструкции и др.), тематические выставки, информационные материалы |
№213 | «Профориентационный проект «Город мастеров» | Расширение представлений о мире профессий; осознание важности образования в получении профессии; моделирование различных социальных ситуаций | атрибуты, символика профессий, атлас профессий, тематические выставки, информационные материалы |
По содержанию практические занятия можно условно разделить на три модуля:
Модуль «Творчество» - разработка и презентация индивидуального или коллективного продукта деятельности на основе учебного оборудования.
В силу своего возраста младший школьник легко и быстро включаются в эту деятельность. Детям интересно, любопытно. В создаваемой среде они свободны, открыты, легко вступают в контакт друг с другом, делятся своими мнениями, опытом. Этот блок выступает уникальной площадкой для воспитания в себе новых качеств, развития навыков публичных выступлений, социальной адаптации и мобильности.
Модуль «Живая энциклопедия» - разработка и проведение учебно-познавательных лекций, бесед, презентаций.
Мир человека и природы - уникальны, и опыт каждого ребенка индивидуален. Этот бесконечный поток информации, поступающий нам из окружающего мира каждый видит по-своему. Рассказы детей о своем опыте взаимодействия с окружающим миром могут явиться по настоящему живой энциклопедией начинающей жизни.
Модуль «Презентация» - организация выставочного, демонстрационного материала, наглядных средств.
Эта деятельность требует кропотливого труда, пытливого ума, креативного мышления, крепких теоретических знаний в конкретной области. Направление этого блока открывает нам личные интересы ребенка, его предпочтения, задатки.
В целом, каждый блок нашего проекта направлен на формирование и укрепление мысли о том, что каждый человек уникален, и каждый вносит свою лепту в общую жизнь класса, школы, общества. И каждое социальное, общественное событие отражается в жизни каждого.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемно-поисковое, интерактивное и др.
Мероприятия проекта представляют собой специальную форму организации учителем познавательной деятельности, способа познания, осуществляемый как совместная деятельность учащихся. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы (Голованова И.И., Асафова Е.В., Телегина Н.В.).
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
С точки зрения социальной ориентации предметно-образовательная среда призвана:
- организовать социальное взаимодействие различных школьных сообществ (ученических коллективов, значимых взрослых и др.);
- привить навыки самоуправления, самоорганизации ученических сообществ, творческих групп,
- связать личные интересы, потребности с общественно-значимыми событиями и социально-полезными делами;
- формировать жизненно важные социальные навыки как инициатива, добровольчество, социальная ответственность, доверительные отношения и т.д.
Социальное взаимодействие осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся.
В работе можно выделить три этапа работы:
1 этап. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом.
2 этап. Создание малых инициативных групп (МИГ) - особая форма организации обучения, основанная на межличностных взаимодействиях субъектов, направленная на обеспечение их само-и взаимоактивности в решении учебно-познавательных, коммуникативно-развивающих и социально-ориентированных задач (Коротаева Е.В.)
Рис. 1. Модель самоуправления в МИГ
3 этап. Публичная презентация продукта.
Каждый класс в течение учебного года должен посетить занятия всех проектов предметно-образовательной среды и представить на различную аудиторию свой продукт.
Рис. 2 Модель реализации проекта
VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Кадровое:
- привлечение социальных партнеров;
- создание малых инициативных групп.
Информационное:
- создание банка методических материалов по проекту;
- разработка календарного цикла организуемых мероприятий;
- мониторинговые мероприятия;
- освещение на сайте учреждения о ходе проводимых мероприятий;
- Образовательные интернет-ресурсы
Материально-техническое:
- оборудование учебных кабинетов;
- интерактивное оборудование
Дидактическое:
- информационные материалы (стенды, буклеты, информационные бюллетени, плакаты, карты и др.)
- аудио-видеоматериалы;
- модели, макеты;
- бутафория, реквизиты, атрибуты игр и т.п.
- сценарии, планы проводимых мероприятий.
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Познавательная активность - инициатива и самостоятельность обучающихся; расширение возможностей для личностной самореализации;
- Исполнительность, инициатива, ответственность - создание реальных социальных сетей, коммуникативное развитие, вовлечение обучающихся в жизнь школьного сообщества;
- Самоуправление, самоорганизация, самореализация - приобретение обучающимися социальной компетентности, жизненно важных навыков, первичная профессионализация, определение личностной уникальности и индивидуальности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социальный проект «Жизнь дана на добрые дела» как опыт взаимодействия религиозной организации и образовательных учреждений.
Выступление на VIII Образовательных чтениях Центрального федерального округа Российской ФедерацииСекция №7 «Взаимодействие религиозных и общеобразовательных организаций: цели и задачи»25 сентября 2013...
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения. ...
Социально-педагогический проект по работе с родителями "Взаимодействие школы и родителей в обучении воспитании младших школьников"
Цель проекта: Формирование основ родительской компетенции....
Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.
Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается специальными службами сопровождения Обеспеч...
Социальный проект по профилактике детского дорожного травматизма среди школьников. «Путешествие в страну дорожных знаков»
Одной из наиболее острых на сегодняшний момент проблем является проблема безопасности на дорогах.Одна из причин дорожно-транспортных происшествий - низкая культура участников дорожного движения, их не...
" Школа МЧС". Социальный проект класс.,Проблемы воспитательного процесса, Формы и методы взаимодействия классного руководителя, воспитателя, обучающихся и родителей.
Выступление на педагогическом совете, на МО.Презентация.Конспекты социального проекта, школа МЧС....
Проект «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»
Данная разработка содержит паспорт проекта «Создание условий для развития активной гражданской позиции подростков через взаимодействие их с социальными субъектами в открытой среде»(Создани...