Влияние самоуправления на развитие детского коллектива
статья по теме
Самоуправление в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_samoupravlenie_na_razvitie_detskogo_kollektiva.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние самоуправления на развитие детского коллектива
Бушуева Евгения Павловна, учитель начальных классов,
МБОУ «СОШ № 48», г. Кемерово
Изменения, происходящие в современном обществе в связи с демократизацией, требуют от его граждан проявления таких качеств, как гражданственность, инициатива, самостоятельность, активность – всего того, что составляет содержание социально активной позиции человека. Данные качества формируются в процессе воспитания, обучения в течение длительного времени, либо развиваясь и совершенствуясь, либо подавляясь – в зависимости от различных условий жизнедеятельности человека, влияния окружающей среды, содержания, путей и средств воспитания.
Решением этого вопроса служит развитие самоуправления в коллективе класса. Детское самоуправление – форма организации детского коллектива, в котором дети участвуют в управлении и руководстве делами своего коллектива. Самоуправление в детском коллективе является важнейшим средством социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг, ответственность за эти события.
У учителей начальной школы тяжелая задача - сформировать коллектив. Детский коллектив – есть группа, сплочённая общими переживаниями, общими интересами, общей работой, общими взглядами, дружбой.
Одним из важных условий образования коллектива является организация объединенной деятельности. Главное, чтобы эта деятельность была полезной и ценной обществу и значимой для учащихся, отвечала их интересам и желаниям. В таком случае учащиеся будут с радостью принимать участие в ней, смогут вместе с педагогом планировать дела, готовить и проводить, выполнять постоянные и временные поручения. Таким образом, в коллективе будет развиваться самоуправление. Есть деятельность – есть самоуправление.
Ученическое самоуправление в 3 «А» классе МБОУ «СОШ № 48» г. Кемерово осуществляется благодаря целенаправленной воспитательной работе, руководителем которой является автор данной статьи.
«С Радугой по жизни» - это реализация воспитательной работы класса, целью которой является создание условий, способствующих гармоническому развитию ребенка, самореализации его интересов, способностей, умений и накопление необходимого социального опыта.
Ученики класса распределяются по 6 направлениям, в каждом из которых есть ответственный («Всезнайки», «Санитары», «Цветоводы», «Хозяйственники», «Затейники», «Поварята»).
У каждого направления есть свои обязанности:
- «Всезнайки» помогают учителю в учебной части – помогают раздавать ученические тетради, проверяют на переменах у учеников наличие записи домашнего задания в дневниках.
- «Санитары» следят за выполнением учащихся правил гигиены в школе в общем и в столовой, следят за состоянием учебных принадлежностей и тетрадей, проводят акции «Самая чистая тетрадь», «У кого из нас в порядке вещи, книжки и тетрадки».
- «Цветоводы» заботятся о растениях класса – поливают их, опрыскивают, следят за листочками и цветочками.
- «Хозяйственники» отвечают за чистоту в классе – готовят доску к уроку, поддерживают чистоту в классе в течение учебного дня, следят за сохранностью классной мебели.
- «Затейники» организовывают игры на переменах, помогают учителю в проведении физминуток.
Все ребята имеют свои поручения и обязанности, которые сменяются один раз в две недели.
Для ребят третьего класса в самоуправлении преобладают элементы самоуправления, когда школьники учатся жить в коллективе, отвечать не только за себя, но и за товарищей, осуществлять совместную деятельность.
В начальной школе дети стремятся к различной деятельности, они активны, любознательны, стремятся к самостоятельности. Ученики с удовольствием выполняют различные поручения, проявляя при этом инициативу, приучаются к труду, к выполнению определенных обязанностей, к соблюдению правил и норм жизнедеятельности. Возрастные психологические особенности младшего школьника благоприятны для решения задачи развития в начальных классах элементов самоуправления.
Помимо поручений каждодневных, класс разделен на сектора, которые меняются раз в полугодие. Выбирается староста и актив, состоящий из 6 секторов: учебный сектор, трудовой сектор, спортивный сектор, художественный сектор, культмассовый сектор, дисциплинарный сектор.
Обязанности секторов:
- Учебный сектор – обычно в этот сектор просятся отличники. Ребята помогают неуспевающим или ученикам, которые пропустили уроки по какой либо причине, разобраться в конкретной теме, помогают учителю организовывать олимпиады, интеллектуальные конкурсы.
- Трудовой сектор отвечает за работу «Хозяйственников», помогает учителю в составлении графика дежурств и расписывает дежурство после окончания четверти.
- Спортивный сектор оказывает помощь в подготовке и проведении классных спортивных мероприятий, подготавливает ребят для школьных спортивных мероприятий.
- Художественный сектор отвечает за смену рубрик в классной стенгазете, за оформление класса к праздникам, отвечает за выставки рисунков.
- Культмассовый сектор помогает в подготовке и проведении классных дел, акций.
- Дисциплинарный сектор отвечает за дисциплину в классе.
Систематически проводится заседание актива класса, на котором планируется вся работа, а затем подводятся итоги. Староста выступает перед классом с отчетом о работе актива. Для того, чтобы каждый учащийся мог попробовать свои силы в общественной работе, после отчета проводятся перевыборы всего актива.
В результате каждый учащийся проявляет свои способности, чувствует себя в роли лидера. Важно, чтобы в роли лидера побывали не только активные люди, но и те, кто обычно является ведомыми.
Ученическое самоуправление - это возможность развить в себе лидерские, коммуникативные качества, приобрести опыт организаторской и управленческой деятельности. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу - Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям.
Без самоуправления коллектива невозможно гармоничное развитие личности в нем. Учащихся связывают взаимоотношения, которые возникают именно в работе, в общении, во взаимодействии, и им необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания.
Литература
- Дик, Н.Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 288 с.
- Интернет-ресурс. https://psyera.ru/4760/mladshiy-shkolnyy-vozrast
- Крупская, Н.К. Избранные педагогические труды [Текст]/Н.К. Крупская. – М.: Просвещение, 1978.- 322с
- Российская Педагогическая Энциклопедия [Текст] /Под ред. В.В. Давыдова. – М., 1999.- 886с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития детского коллектива "Помоги себе сам".
В духе времени сегодня модно говорить об инновационных образовательных технологиях. У меня тоже есть своя "любимая" педагогическая технология -это здоровьесберегающая технология. Ещё В. Шененбер...
Малая педагогическая концепция развития детского коллектива.
1. Цель, стоящая перед педагогическим коллективом – создание условий для максимального развития личности каждого ребенка. Она и определила цель моей работы в классе – помочь выработать...
Формирование и развитие детского коллектива в начальной школе.
Формирование коллективных отношений между учащимися в процессе активной, творческой, содержательной коллективной деятельности. Задачи классного руководителя, в ...
Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива»
Презентация по теме:Роль классного руководителя в создании и развитие детского коллектива».Выступление на педагогическом совете....
Программа развития детского коллектива «Тропинки к творчеству»
В основе программы развития детского коллектива «Тропинки к творчеству» лежит коллективно-творческое дело (КТД), единой целью которого становится раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил че...
Рабочая программа развития детского коллектива в начальной школе
Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наук...
программа развития детского коллектива "Мы - Солнышки!"
Моя программа развития классного коллектива называется «Мы – Солнышки!». Маленький человек – это маленькое солнышко для мамы и папы, бабушки и дедушки, и для учителя тоже...