программа развития детского коллектива "Мы - Солнышки!"
рабочая программа
Моя программа развития классного коллектива называется «Мы – Солнышки!». Маленький человек – это маленькое солнышко для мамы и папы, бабушки и дедушки, и для учителя тоже…..Ведь, как без солнца не может быть жизни на земле, так и без маленьких солнышек - детей – нет будущего у нашей страны. А чтобы они выросли настоящими людьми и стали счастливыми, им нужна забота, любовь и тепло окружающего мира. Это поможет каждому ребенку чувствовать гармонию в самом себе, с самим собой, жить в гармонии с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_detskogo_kollektiva.docx | 140.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1
Пояснительная записка
Что я думаю? Дети – это нежные ростки, которым нужны тепло и ласка, а часто и опора. Чтобы способствовать росту того, что дает буйные побеги, нужно посеять зерна доброты, разума, растить человечность.
Воспитанию должна быть присуща интеллектуальная, трудовая, досуговая, социальная деятельность, проводимая с детьми. Нельзя обучать, не воспитывая, а воспитывать, не обучая. Ведь воспитаннику следует объяснить, раскрыть, что одно и то же в жизни человека может быть и добром и злом.
В современной жизни ребенок сталкивается с необходимостью найти свой способ поведения и общения, исходя из необходимости умения жить среди людей, быть толерантным, адекватно оценивать свою личность, умения регулировать свои желания во имя права другого человека, овладеть коммуникативной культурой. И я, как классный руководитель, осознаю свою ответственность перед будущим нашего общества. Я должна создать каждому ученику оптимальную образовательную среду, позволяющую овладеть знаниями, умениями, навыками, необходимыми для продуктивной жизнедеятельности, самообразования и самовоспитания. Поэтому мной была разработана программа воспитательной работы в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию гармоничной личности ученика и создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
- Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Моя программа развития классного коллектива называется «Мы – Солнышки!». Маленький человек – это маленькое солнышко для мамы и папы, бабушки и дедушки, и для учителя тоже…..Ведь, как без солнца не может быть жизни на земле, так и без маленьких солнышек - детей – нет будущего у нашей страны. А чтобы они выросли настоящими людьми и стали счастливыми, им нужна забота, любовь и тепло окружающего мира. Это поможет каждому ребенку чувствовать гармонию в самом себе, с самим собой, жить в гармонии с окружающим миром.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- в каждом ребенке есть искорка, нужно ее зажечь;
- верить, что ребенок не может быть плохим;
- ориентировать на выполнение нравственных норм.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
- умение выслушивать его до конца;
- не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
- открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
Прогнозируемые результаты.
Какие результаты я жду от этой программы?
Я хочу, чтобы мои дети умели обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения проблемы. Развивали интерес к учению, понимали, что коллективный успех класса зависит от собственных достижений каждого, осознали необходимость личной гигиены и занятий спортом, отрицательное влияние на организм вредных привычек, чтобы они открыли в себе творческую направленность и желание творчески подходить к любому делу. Мне хотелось бы, чтобы каждый ребенок моего класса стал терпимым, умел отстаивать свою нравственную позицию, раскрыл бы себя в социально-значимой деятельности.
Раздел 2
Содержание воспитательной деятельности
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Воспитательная система функционирует за счёт комплексного взаимодействия всех направлений гармоничного развития ребёнка в различных сферах. Выделяются следующие направления воспитательной работы:
1. Оздоровительное направление «Мое здоровье в моих руках».
2. Нравственное воспитание «В человеке должно быть все прекрасно…».
3. Семейное воспитание «Папа, мама, я – дружная семья».
4. Досуг и творчество «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».
5. Патриотическое воспитание «Я люблю свою землю, родные края».
6. Воспитание коллективизма «Я, ты, он, она – вместе мы друзья».
7. Интеллектуальное воспитание «Хочу все знать».
Каждое направление имеет свои конкретные цели, которые реализуются в ходе выполнения программы.
Направление I. «Здоровье» - «Мое здоровье в моих руках».
Цели: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поэтапные задачи программы:
1 ступень – начальное ознакомление с основными понятиями и представлениями (1 класс).
Основные задачи:
1. Сформировать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Создать элементарные представления об основных понятиях ЗОЖ.
3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить непонимания основных понятий ЗОЖ.
2 ступень – углубленное изучение (2 класс).
Основные задачи:
1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
3. Формирование практически необходимые знания, умения и навыки, рациональные приемы мышления и деятельности.
3 ступень – закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшее их совершенствование (3-4 классы).
Основные задачи:
1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения.
2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
3. Обеспечить вариативное использование правил ЗОЖ в зависимости от конкретных обстоятельств.
Направление II. «Гражданин» - «Я люблю свою землю, родные края… »
Цели: научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям народов, народным промыслам, расширить знания об окружающем мире, экологических проблемах, формировать гражданское самосознание, воспитывать патриотизм, уважение к историческому наследию своей Родины.
Задачи:
1. Углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи.
3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России.
4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.
5. Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.
Тематика классных часов ( примерная – может корректироваться)
Часть 1. Я – гражданин России.
- «С любовью к России».
- Летопись природы родного края.
- Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.
- Все работы хороши – выбирай на вкус.
- На лесной поляне.
- День Защитника Отечества.
- Подвигу народов жить в веках.
- Красота русской природы.
- Слава хлебу на столе.
Часть 2. Мы – вместе.
- Деловая игра «Главные вопросы».
- Утренник «Ваши права и обязанности».
- «По морям, по волнам».
- «О дружбе, доброте, отзывчивости».
- От самоуничижения к самоутверждению.
- «Звездный час».
- «В гостях у Мойдодыра».
- Школа вежливых наук.
- Сюрпризы лесной полянки.
Направление III. «Семья» - «Папа, мама, я – дружная семья»
Цели: повышение психологической компетентности родителей, способствующей оптимизации детско-родительских отношений; создание положительной психологической атмосферы в семье.
Задачи:
1. Дать элементарные психологические знания родителям.
2. Научить навыкам конструктивного взаимодействия.
3. Помочь родителям и детям полюбить друг друга.
4. Научить принимать, понимать друг друга и доверять друг другу.
5. Способствовать осознанию родителями важности родительского внимания и воспитания.
Организация деятельности:
- Лекционный метод передачи знаний.
- Психодиагностические методы исследования личности.
- Экспрессивные методы творческого самовыражения в движениях, в рисунках, в письменных и творческих работах.
- Методы социально-педагогического тренинга:
а) дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем;
б) метод анализа конкретных ситуаций;
в) игровое моделирование;
г) игры и упражнения разной направленности;
д) психологические этюды.
Тематика классных родительских собраний (примерная – может корректироваться)
1. Нравственный микроклимат семьи – основа формирования личности ребенка.
2. О воспитании любви к природе.
3. Воспитание у ребенка любви к чтению.
4. Как помочь детям в учебе? День рождения класса.
5.Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет.
6. Семейные праздники.
7. Воспитание культуры поведения у младших школьников.
8. Семейный конфликт и дети.
9. Родительская любовь и ее роль в воспитании детей.
10. Развитие творческих способностей в семье.
11. Веселимся всей семьей.
12. Почему дети лгут? Проблема нравственности.
13. «Чтение – окно в мир познания».
14. Ваш ребенок и его друзья.
15. Секреты здоровья ребенка.
16. «Учимся вместе с детьми». Родительский турнир.
17. Воспитание милосердия.
18. «Что делать, если…». Ситуация для обсуждения с родителями.
19. «Поздравление наших пап…».
20. КВН «Если хочешь быть здоров».
21. Несколько полезных советов родителям.
Направление IV. «Нравственность» - «В человеке должно быть все прекрасно…»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
3. Развивать у учащихся желание поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
4. Знакомить учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственными подвигами во имя человечества.
5. Формировать у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы работы
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Спецкурсы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Поисковая работа, помощь в создании музеев, уход за памятниками и памятными местами.
- Шефская работа учащихся в детских домах, больницах.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Театральные и кинопремьеры по нравственной тематике.
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Изучение нравственного наследия, имеющего общественный характер: золотое правило нравственности, заповеди и проповеди.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление V. «Досуг и творчество» - «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!»
Цель: создание условий для проявления учениками инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться чужим успехам и огорчаться за свои неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Формы работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- литературные гостиные, конкурсы талантов, марафоны;
Направление VI. «Интеллект» - «Хочу все знать»
Цель: помочь ученикам развить способность мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи:
1. Определить круг реальных учебных возможностей учеников и зону его ближайшего развития.
2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
4. Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Формы работы:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные марафоны внутри класса, школы;
- интеллектуальные бои;
- школы интеллектуального развития;
- тренинги интеллектуальных умений;
- спецкурсы.
Направление VII. «Общение» - «Я, ты, он, она – вместе мы друзья»
Цель:
Задачи:
1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.
4. Учить приемам преодоления проблем в общении.
Формы работы:
- социометрия;
- интерактивные игры, тематические классные часы;
- тренинг общения детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставление;
- праздники, конкурсы, ролевые игры.
План воспитательной работы
Воспитательный план моей программы на весь период обучения в начальной школе составлен по одним и тем же направлениям. Изменяются только задачи воспитания и развития учащихся, то есть совершенствуются с изменением возраста учащихся.
За четыре года у детей формируются определенные взгляды на жизнь, навыки устойчивого поведения, они учатся правильному общению, сознательному учению и многому другому. В плане хорошо прослеживаются примерные сроки проведения мероприятий и формы проведения. Учащиеся привыкают к порядку и тематике проведения мероприятий из года в год, поэтому из класса в класс сохраняется преемственность, зарождаются традиции жизни в начальном звене.
Данный план удобно корректировать, добавлять общешкольные мероприятия. Удобно составлять текущее планирование и подводить итог работы классного коллектива.
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
сентябрь | 3 - 7 | Урок России «Горжусь судьбой страны своей» | 1 сентября. Праздник Первого звонка «Здравствуй, школа!» | Библиотечный час «Терроризм - страшное слово» | Родительское собрание «Давайте познакомимся!» | |||
10 – 14 | День солидарности в борьбе с терроризмом | Часы общения с последующим инструктажом по ТБ a. (о правилах безопасного поведения в общественных местах, соблюдения правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности) | Конкурс рисунков «Золотая осень» | Экскурсия в природу «Вот и осень пришла» | Беседа «Я - ученик» (правила поведения в школе, в столовой…) | |||
17 - 21 | Беседа – диалог «Классный коллектив» | Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» | Час общения «Я- талантлив» | Консультирование родителей. | ||||
24 - 28 | Делаем класс красивыми уютным все вместе | Час общения «ПДД, светофор, Правила поведения в общественном транспорте» | 100 лет со дня рождения Бориса Заходера, библиотечный час | Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево!» |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
октябрь | 1 - 5 | Месячник гражданской обороны (беседы). | «Да будет славен День Учителя!»: подготовка концерта и выпуск праздничных газет «Моим учителям». | Беседа «Болезни грязных рук» | День пожилого человека(изготовление открыток) | Индивидуальное консультирование родителей. | Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку» | |
8–12 | Кругосветное путешествие «Лицей – наш дом, мы дружно здесь живём!» | Что такое закаливание. Правила закаливания. | Фотовыставка «Пионерское и комсомольское прошлое моей семьи» (4-11 классы) | Экскурсии в зал истории школы «Я в мир удивительный этот пришёл отваге и правде учиться» (история комсомольской организации школы № 5») | Учебная книга – наш друг (учебное занятие). | |||
15 - 19 | «Друзья мои, прекрасен наш союз..» Литературная гостиная | Час общения «Мое здоровье – мир без наркотиков!» | Час истории «Юность, опалённая войной» | Праздник «Золотая осень». | ||||
22 – 26 | Подготовка к празднику «День народного единства». | Профилактика гриппа, инфекционных заболеваний | Конкурс чтецов «Осень золотая» | Линейка по итогам 1 четверти. Планирование осенних каникул. Правила безопасного поведения на каникулах. | Трудовой десант - уборка класса перед каникулами |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
ноябрь | 10 - 13 | Урок гражданственности 4 ноября - День народного единства | Час общения «Мы разные, но мы вместе» | ПДД – «Знайте правила движения как таблицу умножения» | Литературно – творческий конкурс «Я люблю тебя, Россия!» | Индивидуальные встречи с родителями. | Беседа о празднике «День матери». | |
16– 20 | Час общения «Учимся общаться» | Устный журнал «Расти здоровым» | Экскурсия в библиотеку. | Беседа «Уважай старших» | ||||
23 - 30 | Час общения «Права и обязанности ребенка» | Час общения «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…» | Фоторепортаж «Дорогой мой человек – мама!». | День матери – «Моя мама лучше всех» (собрание – концерт) |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
декабрь | 1 - 4 | Час общения «Честность прежде всего» | Акция «Антинаркотическая декада» - Профилактика курения | Познавательная беседа «Зимушка - зима» | «Что делать, если…». Ситуация для обсуждения с родителями. | |||
7- 11 | Беседа о дне Героев Отечества. (9 декабря) | Акция «Антинаркотическая декада» - профилактика наркомании | Конкурс рисунков «Я люблю зиму» | Час общения « Встречают по одёжке, провожают по уму». | ||||
14 - 18 | Час общения «День Конституции РФ» | Час общения «Умеем ли мы общаться?» | Игра «Здоровые дети – здоровая нация!» | Мастерская Деда Мороза – конкурс новогодней игрушки. | 14 декабря – День Наума грамотника | |||
21 - 29 | Безопасность поведения на зимних каникулах. Пожарная безопасность на елках. | Городской конкурс декоративно-прикладного творчества | «Празднование Нового года в разных странах» | Утренник «Здравствуй, Новый год» | Трудовой десант - уборка класса перед каникулами |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
январь | 11-15 | Час общения «Умеем ли мы дружить?» | Беседа о рациональном правильном питании | Изготовление кормушек для птиц | Конкурс пословиц о зимних приметах. | |||
18-22 | Час общения «Мои права и обязанности» | Профилактика суицида | Индивидуальные встречи с родителями | Акция «Покормите птиц зимой!» | ||||
25 - 29 | Игра «Красный, жёлтый, зелёный». | Витамины наши друзья…(беседа) | Час общения «Праздник труда» | Час общения «Профессии моих родителей» |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
февраль | 1 - 5 | Посещение краеведческого музея | Час общения «Мир без войны» | Искусство делать подарки (беседа) | Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников». | Акция «Покормите птиц зимой!» | ||
15-19 | Почта влюбленных – 14 февраля – День Св. Валентина | Беседа и личных вещах гигиены… Встреча с фельдшером лицея. | Игра - викторина «Что? Где? Когда?» | Индивидуальные встречи с родителями и консультирование. | ||||
22-29 | День Славы – уроки мужества | Конкурсная программа для мальчиков | Зимние забавы с родителями | Путешествие по страницам Красной книги» Орловской области |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
март | 1 - 5 | Час общения «Будь справедливым в словах и поступках». | Час общения «День православной книги» | Час общения «Суицид среди подростков. Группы смерти » | Конкурс лучших тетрадей, учебников. | Индивидуальные встречи с родителями и консультирование | ||
7 - 11 | Час общения «Поздравляем наших девочек» | Фотоконкурс «Посмотри на край, в котором я живу!» | Общешкольное родительское собрание - концерт для мам и бабушек | «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка. | ||||
14- 23 | Безопасность поведения на весенних каникулах. | Акция «Цветы на пришкольный участок» | Час общения « Путешествие в книжное царство - мудрое государство». | Трудовой десант - уборка класса перед каникулами |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
апрель | 4 - 8 | Час общения «Будь справедливым в делах и поступках». | Всероссийский День Здоровья | Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». | Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее» (между семьями классов) | |||
11-15 | Беседа «Любовь к Родине». | Игры на развитие воображения и внимания. | Час общения «День Земли» | Акция «Наш чистый город!» | ||||
18 - 22 | Час общения «Чистота – залог здоровья!» | КВН по сказкам. | Консультирование родителей. | Экологическая акция «Посади дерево!» | ||||
25 - 29 | Тематическая линейка «Я помню, Я – горжусь!» | Час общения «О тех, кто мир нам подарил». | Фестиваль «Поем песни ВОВ» | Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» |
Патриотизм | Общение | Здоровье | Творчество и досуг | Интеллект | Семья | Нравственность | ||
май | 2 - 7 | Экскурсия в музей славы. | Час общения «Это страшное слово – война!» | Открытка Ветерану! | Уроки памяти | «Бессмертный полк» | Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать». | |
9- 14 | . Беседа «Будь внимательным к людям» | Час общения «Правила поведения на водоёмах» | Конкурс рисунков на асфальте – «Пусть всегда будет мир!» | Конкурс «Грамотеев». | Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы». | |||
16 –20 | Час общения «15.05 – День Семьи!» | Безопасность поведения на летних каникулах. | Итоговое родительское собрание. | Трудовой десант - уборка класса перед каникулами |
Раздел 3
Организация самоуправления
В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества (родителями), направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников.
Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству.
Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника. Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие «Солнечный город».
Главные герои – герои – коротышки Н.Н.Носова, живущие в Солнечном городе. Мы всем классом отправляемся в гости к жителям Солнечного города. Мы учимся у них самоуправлению.
Атрибутика и символика:
У жителей «Солнечного города» есть герб - улыбающееся солнышко— символ добра, истины и красоты, галстуки - желтого цвета, символизирующий союз детей и взрослых.
Все жители «Солнечного города» имеют права и обязанности
Права жителей «Солнечного города»:
— выбирать дело себе по душе;
— участвовать в выборе, проведении и обсуждении КТД;
— высказывать свое личное мнение, смело отстаивать свои позиции;
— самостоятельно выбирать полянку развития для КТД;
— использовать КТД для воплощения своих идей;
— обращаться за помощью к взрослым, если в этом есть необходимость.
Обязанности жителей «Солнечного города»:
— прилежно учиться, познавать окружающий мир;
— воспитывать в себе трудолюбие, честность, ответственность;
— уважать старших, учителей, родителей, с почтением относиться к пожилым людям;
— помогать младшим, передавать им свои знания;
— любить, чтить и уважать традиции родного коллектива, школы, села, страны, в которой ты живешь.
Девиз класса:
В дружбе – сила!
Это факт.
Мы как лучики сияем-
Никогда не унываем,
Всегда движемся вперед,
К цели дружба нас ведет!
Законы класса:
1.Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
2.Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
3.Не дерись без причины.
4.Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
5.Играй честно, не подводи своих товарищей.
6.Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
7.Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8.Из – за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из – за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
9.Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Самая большая ценность Солнечного города его жители: Знайки, Медуницы, Винтики, Шпунтики, Пилюлькины, Гусли,Тюбики и Торопыжки. Каждый коротышка живет в своем домике и выполняет определенные поручения. Все ребята на первом классном часе делятся на микрогруппы по своему желанию. Ребята выбирают командира группы и отправляются погостить к определенному сказочному герою сроком на одну четверть, потому как дети устают выполнять одни и те же поручения. Таким образом, в течение года они смогут поработать в разных направлениях.
Дела распределяются следующим образом:
Знайки – ученики увлеченные учебой, любознательные и желающие активно помогать классному руководителю.
Нет в мире любопытней коротышки.
Об этом знают все малышки.
Все видеть, слышать Знайка хочет первым.
Науке, книгам служит очень верно.
Поручение Знайки: оказывать помощь учителю в проведении классных часов, в проверке домашнего чтения, раздавать тетради ученикам, контролировать сдачу тетрадей учениками, проверять заполнение расписания, уроков в дневниках.
Медуницы – ученики, любящие природу. Они отвечают за мероприятия, о природе и следят за растениями.
Медуница очень любит и животных и цветы…
Все расскажет о природе.
Много будешь знать и ты…
Поручение Медуницы: следить за порядком в кабинете, мыть доску, вытирать пыль, наводить порядок, проводить рейды по сохранности учебников.
Пилюлькины - ученики, выполняющие роль санитаров. Они следят за чистотой и опрятностью коротышек, проводят рейды и оказывают первую помощь.
А Пилюлькин – доктор наш.
Придет на помощь в любой час.
Знает он лекарств состав
Из кореньев и из трав.
Пилюлькин поручает: следить за порядком в столовой, отмечать отсутствующих.
Торопыжки – лучшие спортсмены в семейке, участвуют в спортивных делах города и организовывают их.
Он первый чемпион по спорту!
Он, чуть заря, и к теннисному корту.
Зовет друзей своих он на зарядку:
«А, ну-ка, стройся! Рассчитайся по порядку!»
Торопыжкин поручает: проводить зарядку, строить ребят на урок физкультуры и организовывать игры на переменах.
Винтики и Шпунтики – коротышки – мастера. Все трудовые дела организуют и контролируют сохранность мебели и порядок в домике.
У Винтиков и Шпунтиков - золотые руки.
Коротышкам этим вовсе не до скуки.
Пилят, точат, клеят, шьют –
Замечательно живут!
Гусли и Тюбики – дети, отличающиеся танцевальным, музыкальным и художественным творчеством, желающие сочинять, рисовать и выступать.
Им день без творчества нельзя прожить.
Стихи и музыка, - какая радость в этом:
И не приходиться друзьям тужить.
Как хорошо быть и музыкантом, и художником, и поэтом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская организация "Солнышко"
Положение о детской организации для учащихся начальной школы, положение о соревновании в организации, план работы, направления деятельности, заповеди, эмблема....
План работы детского объединения "Солнышко"
Начальная школа. Детское обединение. План работы....
Программа развития детского коллектива "Помоги себе сам".
В духе времени сегодня модно говорить об инновационных образовательных технологиях. У меня тоже есть своя "любимая" педагогическая технология -это здоровьесберегающая технология. Ещё В. Шененбер...
Детское объединение Солнышко
Выступление из опыта работы с ДО "Солнышко"....
отчёт о реализации социального проекта классной детской организации "Солнышко" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года
В отчёте представлена результативность работы социального проекта "Добро начинается с тебя" за 1-е полугодие 2013-2014 учебного года...
Программа развития детского коллектива «Тропинки к творчеству»
В основе программы развития детского коллектива «Тропинки к творчеству» лежит коллективно-творческое дело (КТД), единой целью которого становится раскрытие и развитие индивидуальных творческих сил че...
Рабочая программа развития детского коллектива в начальной школе
Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наук...