программа шаг к здоровью
методическая разработка по теме

программа шаг к здоровью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shag_k_zdorovyu.docx90.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Шаг к здоровью»

Цель: формирование физически крепкой, психически устойчивой, нравственной личности

Принципы:

Общепедагогические:

  1. Гуманизации
  2. Природосообразности
  3. Культуросообразности
  4. Систематичности и последовательности
  5. Связи теории с практикой и с жизнью

Здоровьесберегающей педагогики:

  1. Ненанесение вреда
  2. Приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
  3. Триединого представления о здоровье
  4. Отсроченного результата
  5. Контроля за результатами

Педагогические подходы:

  1. Гендерный
  2. Личностно-ориентированный
  3. Деятельностный

Компоненты

учебный

Внеклассной деятельности

Работа с родителями

диагностика

Задачи

Формирование здорового образа жизни в процессе обучения

Формирование здорового образа жизни в процессе внеклассных мероприятий

Формирование связей между стилем жизни в школе и стилем жизни в семье учащегося

Выявление  и коррекция проблем,

приводящая к снижению здоровья

Содержание

  1. Внедрение информации здорового образа  жизни в учебные предметы
  2. Цикл классных часов

Систематические внеклассные мероприятия оздоровительного характера

  1. Просветительская деятельность
  2. Вовлечение во внеклассную работу оздоровительного характера

Анализ

Формы

  1. Урок
  2. Практические занятия
  1. Кружки
  2. Секции
  3. Акции
  4. Соревнования
  5. Викторины
  6. Театрализованные представления
  7. Музыкальные зарядки

Родительские:

  1. Лекторий
  2. Собрания
  3. Консультации

Круглые столы

Праздники

мониторинг

Методы

Методы обучения по Лернеру-Скаткину

Методы воспитания по Сластенину

Беседы

Убеждения

  1. Опрос
  2. анкетирование
  3. Тестирование
  4. Набюдение

Результат: физически крепкая, психически устойчивая, нравственная личность выпускника начальной школы

Система работы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Общепедагогические принципы

Принцип природосообразности наиболее четко и содержательно раскрыт Я.А.Коменским. Суть данного принципа заключается в том чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа воспитанника, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами.

Принцип культуросообразности. Данный принцип связан с именем Дистерверга А.. Принцип предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение.

Принцип систематичности и последовательности. Сущность данного принципа отраженна в выражении Каменского Я.А.: «Все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего».

Принцип связи теории с практикой и с жизнью в контексте нашего исследования выражает необходимость подготовки учащейся молодежи к правельному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуаций. В конечном итоге полученные гигиенические знания должны трансформироваться в соответствующие умения и навыки, определяющие поведение индивидуума.

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Принцип ненанесения вреда - предполагает применение оздоровительных систем и методов, обоснованных с научной точки зрения и реализуемых  на практике людьми, имеющими соответствующую профессиональную подготовку;

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов предпологает, что все происходящее в общеобразовательном учреждении - от разработки планов, программ до проверки их выполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, работу с родителями и т.д.- должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и учителей. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья школьников: физического, психического, духовно-нравственного:

Принцип триединого представления о здоровье - неразрывное единство здоровья физического, психического и духовно-нравственного;

Принцип отсроченного результата - суть его заключается в том, что личностные измерения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируются длительно и подспудно, а потому для получения положительных результатов требуется время. Результат чаще всего проявляется в форме неожиданного выбора, поступка, не свойственного ранее этому человеку;

Принцип контроля за результатами – основан на получении обратной связи, должен быть реализован как в работе всей школы, так и в работе каждого учителя, в его индивидуальной педагогической технологии.

Педагогические подходы (гендерный)

Одним из важнейших подходов, используемых при организации процесса сохранения здоровья учащейся молодежи в общеобразовательной школе и определяющих в конечном итоге особенности использования всех вышеперечисленных подходов, является гендерный подход. Гендерный подход представляет собой процесс сохранения здоровья учащихся с учетом полоролевых различий.

Методы обучения Лернена-Скаткина

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Репредуктивный
  3. Эвристической беседы
  4. Проблемного изложения
  5. Частично-поисковый
  6. Научно исследовательский

Методы воспитания по Сластенину

Формирование сознания:

Поощрения

Порицания

Убеждения

(беседа лекция рассказ)

Упражнения

Личный пример

Словесное одобрение

Похвала

Благодарность

награда

замечание

Средства воспитания, используемые при реализации образовательного компонента

При формировании  у учащихся  знаний умений и навыков здорового образа жизни использовалась наглядность:

  1. Предметная (реальные и натуральные объекты)
  2. Изобразительная (картины, репродукции, схемы, чертежи)

Технические средства обучения и воспитания:

  1. Визуальные – слайдшоу
  2. Звуковые – аудиозаписи
  3. Аудиовизуальные – кинофильмы, видеофильмы, мульфильмы

Направление деятельности объединения «Шаг к здоровью»

Фукнкция:

  1. планирование,
  2. организация,
  3. контроль и коррекция совместной деятельности по сохранению и укреплению здоровья младшего школьника

Субьекты:

  1. администрация школы,
  2. школьный психолог,
  3. школьный врач,
  4. классный руководитель
  5. родители,
  6. представители Молодежного Центра гимназии

Данная структура включает в себя следующие направления деятельности по здоровому образу жизни:

  1. Проведение периодического курса гигиенического воспитания. Ведущая роль принадлежит врачам и школьным психологам

  1. Организация и проведение систематического цикла классных часов для младших школьников по 4 часа  в год с 1 по 4 классс. Организует и проводит классный руководитель с привлечением врачей городской поликлиники (узких специалистов), школьного психолога, школьного врача, учителей физической культуры, учителей биологии

  1. Организация и проведение систематически и периодически действующих внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий

  1. Систематически действующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
  1. Секции: футбол, спортивные танцы, бассейн, каратэ, общая физическая подготовка - ведут руководители секций. Перечисленные секции организуются  и функционируют на базе образовательного учреждения и базе дополнительных учреждений города
  2. Ежедневные музыкальные утренние зарядки – ведут представители Молодежного Центра гимназии
  3. Оздоровительные паузы и спортивные переменки – ведут представители Молодежного центра гимназии
  4. Летняя оздоровительная площадка

  1. Периодически – действующие внеклассные мероприятия:

Вид мероприятия

Кто организует и проводит

День Здоровья

Учитель физической культуры

День права

Классный руководитель

День туризма и спорта

Учитель физической культуры

День профилактики…

Классный руководитель

Школьный врач

Акция «Скажем, нет – вредным привычкам»  

Классный руководитель

Театрализованные представления

Классный руководитель

Туристические слеты

Заместитель директора по вр

Классный руководитель

Походы по Подмосковью

Классный руководитель

Встречи с интересными людьми

Классный руководитель

Спортивные соревнования

Классный руководитель

Учитель физической культуры

Игры доброй воли

Классный руководитель

Шашечные турниры

Классный руководитель

День футбола, пионербола ….

Учитель физической культуры

Классный руководитель

Конкурс строя и песни

Классный руководитель

Учитель физической культуры

Конкурс агитбригад

Классный руководитель

Мобильные группы

Молодежный Центр гимназии

Тренинги на сплочение коллектива

Школьный психолог

Конкурс «Молодцы и девицы»

Классный руководитель

Малые олимпийские игры

Учитель физической культуры

Аукцион знаний по здоровому образу жизни

Классный руководитель

Спортивные переменки

Классный руководитель

Минутки здоровья

Классный руководитель

Экран хорошего настроения

Школьный психолог

Классный руководитель

Акция «Доброе сердце»

Классный руководитель

Тренинг «Цвет дня»

Школьный психолог

Проект «Город здоровья»

Классный руководитель

4  Санитарно-гигиеническое обеспечение учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и правилами

Приоритетная роль отводится школьному врачу, классному руководителю и родителям

5 рациональная организация учебного процесса, основанная на применении организационно-педагогических и психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий

Приоритетная роль отводится учителям, школьному психологу и школьному врачу

6 Коррекционно-воспитательная работа, основанная на психолого-педагогической поддержке

Включает в себя организацию и функционирование кабинета психолога в образовательном учреждении и городского центра психолого-педагогической коррекции

7 Работа с родителями

Родители являются одновременно субъектами и объектами в деятельности по сохранению здоровья учащихся младшего школьного возраста в общеобразовательной школе.

В качестве субъекта родители выступают при организации и проведении внеклассных мероприятий спортивно-оздоровительной направленности, коррекционно-воспитательной деятельности, обеспечения санитарно-гигиенических условий в школе.

В качестве объекта родители выступают при проведении среди них просветительской работы по сохранению здоровья их детей с учетом половозрастных и полоролевых особенностей, которая осуществляется посредством родительских лекториев, индивидуальной беседы и групповых консультаций.

Родительский лекторий организует классный руководитель с привлечением специалистов: школьного психолога, школьного врача,  врачей детской поликлиники

Индивидуальные и групповые консультации проводит школьный психолог, школьный врач и классный руководитель

8  диагностическая работа по определению эффективности деятельности, направленной на сохранение здоровья учащейся молодежи в образовательном учреждении

Данная работа предполагает несколько направлений, осуществляемых практически всеми членами объединения, и включает в себя определения

  1. Уровня гигиенических знаний  - осуществляется классным руководителем
  2. Сформированности умений и навыков ведения учащимися здорового образа жизни  - осуществляется классным руководителем
  3. Уровень физической подготовки – проводится учителем физической культуры
  4. Успеваемости и качества знаний учащихся фиксируется классным руководителем
  5. Уровня нравственной и нервно-психической устойчивости – проводится школьным психологом при участии классного руководителя
  6. Уровня заболеваемости учащихся – определяется школьным врачом при содействии классного руководителя и учителя
  7. Участие во внешкольных мероприятий и занятость учащихся во внеурочное время

Занятость в кружках и секциях

Анализ 2009-2010 учебного года

Из 27 учащихся 25 посещают кружки и секции по следующим направлениям:

  1. Познавательное 12
  2. Спортивное 16
  3. Художественное 27

Анализ 2010-2011 учебного года.

Из 27 учащихся класса 27 посещают кружки и секции по следующим направлениям:

  1. познавательное 13 человек
  2. спортивное  21 человек
  3. художественное 27 человек

Занятость в кружках и секциях

за 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы

по направлениям: познавательное, спортивное, художественное

Спортом  во внешкольных  учреждениях города занимаются  21учащийся  из 27:

  1. Тэквандо 1
  2. Каратэ 2
  3. Футбол 5
  4. Плавание 7
  5. Гимнастика 1
  6. Народные танцы 2
  7. Спортивные бальные танцы 1
  8. Танцы (Хип-хоп) 8

Состояние здоровья детей в значительной степени зависит от их физической деятельности. В ходе исследование выяснено, что обучающиеся систематически посещают занятия в оздоровительных и спортивных центрах, причем по сравнению с прошлым годом увеличилось количество детей занимающихся спортом.

По сравнению с прошлым учебным годом учащиеся класса стали меньше болеть. Пропусков по болезни за сентябрь 2009-2010 учебного года 45 дней, за сентябрь 2010-2011 года 24 дня. Количество пропущенных дней уменьшилось в 2 раза.

Литература

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. – 559 с.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
  3. Ананьев П.Б. Влияние на здоровье детей основных факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. …канд. пед. наук. – М., 2000. – 23 с.
  4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 567 с.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1989. – 432 с.
  6. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. – М., 2003. – 156 с.
  7. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М.: Изд-во МГУ,   1990. – 367 с.
  8. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – Киев:  Рад. школа, 1985. – 236 с.
  9. 15.  Баль Л.В., Барканова С.В. Формирование здорового образа жизни
  10. российских подростков: Учебное пособие для классных руководителей
  11. 5–9 классов. – М.: Владос, 2002. – 25 с.
  12. 1990. - № 1. – С 20-26.
  13. 17. Баранов А.А. О проекте Федеральной целевой программы «Здоровый  
  14. ребенок» // Здоровые дети России в XXI веке. – М., 2001. – С. 27–34.
  15.  Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного:  Книга для родителей. – М.: Вентана-Граф, 2002. – 32 с.
  16. Семенова И.И. «Организация педагогического условия сохранения здоровья в общеобразовательных учреждении: Дис., кандидат педагогических наук Москва 2007-275 страниц

Родительское собрание на тему «Главное здоровье – остальное будет»

Цель:

Формирование устойчивой нравственной позиции в выборе здорового образа жизни

Задачи:

  1. распространение положительного опыта
  2. Приобщение семей к здоровому образу жизни
  3. Расширение кругозора родителей в вопросах здорового образа жизни

Место проведения:

  1. МОУ гимназия № 9

Время проведения:

  1. 18.30

Форма проведения:

  1. собрание

Предварительная работа:

  1. Анкетирование учащихся
  1. С чем вы ассоциируете слово здоровье
  2. Во сколько вы ложитесь спать, во сколько встаете
  3. Ваш режим дня
  1. Приглашение специалистов: психолога, окулиста

Методы и приемы

  1. Беседа

Методическое обеспечение

  1. Памятка
  1.  Соблюдать режим дня
  2. Ввести в привычку навыки гигиены
  3. Правильно питаться
  4. Заниматься спортом
  5. Вести беседы о вредных привычках
  6. Вовремя посещать врача

Оборудование:

Мультипроектор

магнитофон

Описание собрания:

(родители собираются под песню В.  Шаинского  «Улыбка»)

Главное……….. остальное будет (на доске)

  1. Определите тему нашего собрания

Тема нашего собрания очень актуальна. Здоровье величайшая ценность дарованная природой        По статистике … детей рождается здоровыми.  В нашей школе 1200 учащихся, из них … здоровы. В нашем классе у 35 процентов детей снижено зрение

  1. Выступление врача окулиста

 Сегодня на собрании мы постараемся поискать  ответ на вопрос: как сберечь здоровье?

  1. С чем вы ассоциируете слово  здоровье?
  2. Зачитываю определение детей (спорт, врачи, …….) По определению медицинской энциклопедии здоровье  - это состояние организма человека, когда функции всех органов и систем уравновешены с внешней средой и  отсутствуют какие либо болезненные изменения.
  3. Чтение стихотворения

Берегите здоровье друг друга

У природы мы малая часть

Вы кому-то ответили грубо

Чью-то жизнь сократили на час

Дементьев

  1. Отчего зависит состояние здоровья, только от того, что мы кому-то ответили грубо? (стиль жизни)
  2. Выступление семей родителей «Мои увлечения»

(туристические походы, клуб любителей бега, всей семьей в оздоровительный центр, спортивное ориентирование)

  1. Чтение стихотворения

Друзья мои! Возьмите посох свой

Идите в лес, бродите по долине

И в долгу ночь глубок ваш будет сон

А.С.Пушкин

  1. Ответы детей из анкеты на второй вопрос

Ребенок должен спать…. Часов иначе…….А впереди учебный трудный день. Значит от нас зависит здоровье ребенка. А вы знаете, как уберечь здоровье то, что есть? Как правильно питаться, какой режим дня  соблюдать.

  1. Ответы детей из анкеты на третий вопрос

Сегодня нам стоит послушать специалистов

  1. Выступление психолога

Можем сделать многое

  1. Соблюдать режим дня
  2. Ввести в привычку навыки гигиены
  3. Правильно питаться
  4. Заниматься спортом
  5. Вести беседы о вредных привычках
  6. Вовремя посещать врача

Помните, что здоровье ваших детей  в наших руках. Нас постоянно преследуют враги: лень, неумение распределить свое время.  Должны помнить, что здоровая нация это наше с вами будущее. Мы с вами  должны помнить о  таких  мелочах как улыбка, комплимент, уважительное отношение друг к другу. Ведь ребенок учится тому, что видит у себя в дому. А мы все один социум. Здоровье каждого из вас является общим делом.

Классный час

Тема: «Строим дом здоровья»

1 класс

Цель:

Формирование устойчивой нравственной позиции в выборе за здоровый образ жизни

Задачи:

  1. Познакомить с правилами здорового образа жизни
  2. Воспитывать культуру общения
  3. Расширение кругозора  в вопросах здорового образа жизни
  4. Получение опыта здорового образа жизни

Место проведения:

  1. МОУ гимназия № 9

Время проведения:

  1. 12.00

Форма проведения:

Классный час

Методы и приемы

  1. Беседа

Оборудование:

Мультипроектор

Магнитофон

Мультфильм «Мойдодыр»

Фотовыставка «Мир моих увлечений»

  1. : Кирпичи:

здоровье

еда

ь

вода

овощи

режим

отдых

движение

зарядка

  1. Карточки

Зарядка

Умывание

Завтрак

Учеба в школе

Обед

Посещение кружка, секции

Отдых

Полдник

Ужин

Описание классного часа

Мы сегодня с вами построим дом за 45 минут.

- Вы думаете это возможно? Давайте попробуем

- Начнем с  чего? ( С фундамента)

- Чтобы быть здоровым, надо каждое утро  что делать? ( зарядку)

- Давайте сделаем зарядку, и тогда может у нас с вами появится фундамент

Физминутка………

Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо делать каждый день зарядку

Фундамент готов, приступаем к строительству первого этажа

- Игра «Повтори за мной»

 ( ведущий под музыку показывает движения, все его повторяют, по команде: «Ап», меняется ведущий)

- Жизнь – это движение, готов первый этаж

( На кирпичике фото детей в спортивных секциях. Рассматривается фотовыставка с фото детей в спортивных секциях)

- Выступление детей о занятиях спортом (карате, тэквандо, спортивные танцы, плавание)

Вывод: Чтобы быть здоровым надо обязательно заниматься спортом.

- Необходимо правильно сочетать работу и … отдых

Еще один этаж готов.

Что вы подразумеваете под словом отдых?

Вывод: Делу время – потехе час

- Все дети знают, что людям необходимо соблюдать что? Режим

(составление режима дня из нарезанных слов)

Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня

- Как называются три приема пищи? ( завтрак обед ужин)

 - -Что обязательно надо есть, чтобы быть здоровым? (фрукты, овощи)

- интеллектуальная  игра «Что это?»:

авакадо –

банан –

ежевика –

арбуз –

помидор –

манго –

Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо правильно питаться

еще один этаж дома готов, осталось 3 этажа и крыша

- Необходимо кожу всегда содержать в  порядке и поможет нам что? Вода

Чаще мойся, воды не бойся.

(показ фрагмента мультфильма  «Мойдодыр»)

- Какой совет дал Мойдодыр всем ребятам?

- Почему плохо быть грязнулей?

Вывод: Чтобы быть здоровым необходимо тело содержать в чистоте

Ь

Е

Древние говорили: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть»

- Как вы понимаете это высказывание?

-Игра «Полезное и бесполезное»

 (Называю слова : яблоко, сок, газировка, шоколадка, каша, персик, чипсы, хлеб, молоко, тортик,кефир, геркулес, лук, пепси. Дети отвечают: полезно или неполезно)

Почтальон Печкин

- Здравствуйте. Это гимназия, 1 класс.  Принес телеграмму от Сиропчика.

Телеграмма

«Здравствуйте, ребята. Лежу в больнице. Лечусь. Ем леденцы, пью газировку, заедая чипсами. Скоро буду здоров. До встречи. Сиропчик.»

- Как вы думаете, скоро вылечиться Сиропчик? Почему?

Вывод: Еда должна быть здоровая и полезная

Итог -  крыша здоровье

Жил на свете мальчик  Леня – это очень хорошо

Он учился в нашей школе – это очень хорошо

В 7 утра он поднимался – это очень хорошо

И зарядкой занимался – это очень хорошо

И всегда он умывался – это очень хорошо

Только правильно питался – это очень хорошо

Вот мы и построили с вами дом здоровья. Желаю вам всегда быть здоровыми.

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело отправляйся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению "Здоровые дети - здоровая Россия"

Я являюсь учителем начальных классов и, приняв детей в первый класс, поставила для себя задачу: формирование здорового жи...

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...

Рабочая программа метапредметного проекта "Здорово жить здорово" для 4 класса

Объём курса 34 часа в год,  из расчета 1 ч в неделю.Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова «Здорово жить – здорово!», следовательно, основную цель мы видим в формировании у обучающи...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"

Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни "Быть здоровым – здорово!"

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров ...