Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"!
Длительность одного занятия составляет 45 минут.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития сколиотической болезни позвоночника, создание здоровьесберегающей среды в школе.
Плавание, гимнастика, содействует решению следующих задач:
· всестороннее гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, нормальное физическое воспитание;
· формирование потребности физического самосовершенствования, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
· развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
· коррекция осанки, укрепление мышечного корсета;
· содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Учебный материал распределен сообразно возрастным особенностям учащихся.
В 4 классе мы начнём с ознакомительных упражнений - это упражнения в плавательном бассейне, направленные на освоение с водой и обучение навыкам плавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_zdorovym_byt_zdorovo.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.
Но, следуя за техническим прогрессом, современная школа продолжает наращивать объем и интенсивность информации, что приводит к переутомлению учащихся, ухудшению их физического и психического здоровья. Наиболее распространенным заболеванием среди учащихся школ являются заболевания опорно-двигательного аппарата.
По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И. Турнера по России нарушения осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10%.
Физическое состояние детей, проживающих в городе Лебедянь, усугубляется неблагоприятными климатическими условиями: недостатком кислорода, перепадами атмосферного давления, коротким световым днем в зимний период, гиподинамией.
В сложившейся ситуации посильную помощь детям должны оказывать не только врачи, но и преподаватели физкультуры в школе, тренеры детских спортивных секций.
В основу программы «Здоровым быть здорово!» положены упражнения общего воздействия, направленные на профилактику нарушений осанки и предотвращение заболеваний позвоночного столба. Она адаптирована к условиям массовой общеобразовательной школы и дополнена упражнениями гимнастики.
Программа «Здоровым быть здорово!» разработана для обучающихся 4 класса. Она рассчитана на 36 учебных часов при одно разовом занятие в неделю.
Длительность одного занятия составляет 45 минут.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития сколиотической болезни позвоночника, создание здоровьесберегающей среды в школе.
Плавание, гимнастика, содействует решению следующих задач:
- всестороннее гармоничное развитие личности, укрепление здоровья, нормальное физическое воспитание;
- формирование потребности физического самосовершенствования, умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- коррекция осанки, укрепление мышечного корсета;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
Учебный материал распределен сообразно возрастным особенностям учащихся.
В 4 классе мы начнём с ознакомительных упражнений - это упражнения в плавательном бассейне, направленные на освоение с водой и обучение навыкам плавания.
В основе обучения лежат принципы здоровьесберегающей педагогики.
- Принцип «не навреди».
Программа «Здоровым быть здорово!» составлена на основе традиционных упражнений физической культуры, и предполагает контроль со стороны учителя за физическим и функциональным состоянием занимающихся.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
Он соблюдается через проведение запланированных мониторинговых процедур (тестирование, анкетирование, ведение
«Дневников самоконтроля»).
- Принципы непрерывности и преемственности.
Он определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу не от случая к случаю, а систематично и в течение длительного времени (учебного года).
- Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Он соблюдается через подбор учебного материала, темпа учебной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся.
- Принцип активных методов обучения.Они позволяют вовлечь учащихся не только в мыслительную, но и поведенческую деятельность.
- Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Программа кроме профилактической направленности решает воспитательные задачи. Ребята учатся правилам техники безопасности и умению применять их в повседневной жизни. Воспитывается потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
- Принцип отсроченного результата. Этот принцип не относится к важнейшим, но часто не учитывается при оценке результативности программ и мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся. Существует немало приемов и тренингов, позволяющих получить быстрый, показательный, но иллюзорный результат.
- Принцип контроля за результатами. Он соблюдается через применение мониторинговых процедур.
Учебный план
№ | Содержание материала | 4 класс | Количество часов |
1 | Теоретические сведения | 1 | 1 |
2 | Упражнения на суше | 2 | 2 |
3 | Практические навыки по технике плавания применительно к специфике нарушений осанки (подготовительные упражнения и обучение технике) | 17 | 17 |
4 | Упражнения на воде | 5 | 5 |
5 | Игровые упражнения Игры на воде | 10 | 10 |
6 | Тесты | 1 | 1 |
Итого: | 36 | 36 |
Учебно-тематический план
Содержание программы:
Теоретические сведения (1 час)
Даются детям в форме кратких бесед. Беседа на тему: «Знакомство с бассейном».
Рассказ об акватории, бассейне, правилах поведения и безопасности.
«Правила безопасности»,
«Правила купания в открытых водоемах».
Гигиенические требования к пловцу. «Гигиена пловца»
Основы закаливания организма. «Сведения о закаливании, профилактика простудных заболеваний»
Профилактика простудных заболеваний.
Профилактика травматизма на воде.
Основные способы плавания.
Правила ведения «Дневников самоконтроля».
Упражнения на суше (2 часа)
На первых уроках дается общая характеристика имитационных подготовительных упражнений и техника их выполнения с целью подготовки учащихся к упражнениям в водной среде: техника дыхания, движений ногами, движений руками.
Практические навыки по технике плавания применительно к специфике нарушений осанки (подготовительные упражнения и обучение технике) (17 часов).
При благоприятном систематическом воздействии на организм ребенка водной среды развиваются двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируются обмен веществ и работа внутренних органов, но самое главное – занятия плавание способствует разгрузке позвоночника и улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя уменьшению деформации позвоночника и ее стабилизации.
Для овладения водной средой и техникой плавания разработана следующая последовательность обучения:
- погружение, всплывание, освоение горизонтального положения, скольжение, выдох в воду;
- техника дыхания;
- техника движений ногами с задержкой дыхания на вдохе, с произвольным дыханием, с выдохом в воду;
- согласование движений ногами с дыханием;
- техника движения руками с произвольным дыханием;
- согласование движений ногами и руками с задержкой дыхания;
- согласование движений руками, ногами и дыхания.
Упражнения на воде (15 часов)
Комплексы упражнений строятся по аналогии со структурой урока физкультуры и состоят из трех частей. Подготовительная часть включает подготовительные упражнения и упражнения на коррекцию осанки. Основная часть нагружена собственно упражнениями, большинство из которых выполняются лежа на спине, боку, животе. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки.
Игровые упражнения. Игры на воде (7 часов)
В плавании игра, игровые упражнения являются частью урока, особенно в младших классах. Игра повышает эмоциональное состояние ребенка, помогает ему преодолеть чувство боязни воды, неуверенности в себе. Различные эстафеты с предметами и без, игры «Пионербол», «Поиск жемчужин», «Караси и карпы», «Пятнашки», «Стрелка», «Салки», «Водолазы», «Рыбаки и рыбки», плавание в ластах направлены на ознакомление со свойствами воды, на развитие физических качеств.
Планируемые результаты:
- Повышение уровня физического развития.
- Приобретение и закрепление полученных навыков плавания и обучение специальным упражнениям.
- Выработка правильной осанки.
- Улучшение функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
Аппарат контроля предполагает систему тестов, зачетных упражнений, анкетирование родителей:
Тесты:
- подвижность позвоночника;
- сила мышц спины;
- сила мышц брюшного пресса.
Зачетные упражнения:
- выдохи в воду;
- «Медуза»;
- «Поплавок»;
- скольжение на груди и на спине;
- дыхательные упражнения;
- проплывание отрезков поперек бассейна на технику исполнения: руки способом «Брасс», ноги способом «Кроль»;
- дыхательные упражнения;
- скольжение на дальность; плавание до 25 м, руками способом «брасс», ногами способом «кроль»
Все эти упражнения выполняются учащимися по окончанию изучения тем разделов.
Методическое обеспечение учебного процесса: ведущими методами обучения являются методы физического воспитания, такие как метод демонстрации, метод разучивания упражнений в целом и по частям, метод стандартного непрерывного упражнения, интервального упражнения, попеременного упражнения, игровой метод.
Организация учебного процесса: занятия состоят из упражнений в гимнастическом зале и в плавательном бассейне. Занятия проводятся в плавательном бассейне один раз в неделю длительностью 45 минут. На занятиях используются гимнастические коврики, палки, скамейки, мячи, кубики, плавательные доски, ласты, очки для плавания.
Результаты реализации программы
Программа «Здоровым быть здорово!» принята к апробированию в 2014-2015 учебном году в 4 классе. Для отслеживания результатов была выбрана контрольная группа обучающихся 4 класса, состоящая из 25 человек.
Учащиеся выполняли тесты.
- Сила мышц спины (на скамейке). Лежа на животе руки на пояс, ноги держать. Определить время до полного утомления мышц.
- Сила мышц правой (левой) стороны туловища (на скамейке). Лежа на правом (левом) боку, руки за голову, ноги держать. Определить время до полного утомления мышц.
- Сила мышц брюшного пресса. Лежа на спине, руки за голову, перейти в положение сидя и обратно (ноги держит помощник). Темп не выше 16 раз в минуту.
- Отслеживались результаты медосмотра учащихся.
Условия реализации программы
- Тематическое планирование; поурочное планирование.
- Наличие материально-технической базы:
- плавательный бассейн;
- спортивный зал;
- доски для плавания;
- туристические коврики (дорожки);
- гимнастические палки;
- гимнастические скамейки;
- легкие мячи.
Литература, необходимая для освоения курса
Для ученика: программой не предусмотрена литература для учащихся.
Для учителя: Хамленский Г.А. Коррекция нарушений осанки у школьников: Методические рекомендации. – СПб.:
«Детство-пресс», 2001г.
Периодическая печать: Научно-методический журнал Физическая культура
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)
Описываемый в данной работе курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...
Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ
Рабочая программа внеурочной деятельности В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ...
Презентация образовательной программы внеурочной деятельности "В здоровом теле-здоровый дух"
Аннотацияк образовательной программе внеурочной деятельности «В здоровом теле – здоровый дух» АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»
Цель программы - создание условий для повышения всех уровней здоровья учащихся (физического, психологического, нравственного).Задачи программы:- сохранить и укрепить здоровье учащихся;- создавать межл...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В здоровом теле – здоровый дух»
АктуальностьВ настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов начального образования относится сохранение и укрепление здоровья детей. ФГОС второго поколения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»
Пояснительная запискаСамое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкив...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Быть здоровым – здорово!»
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ...