Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)
статья по зож на тему
Целью настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.В результате грамотно организованного учебно–воспитательного процесса мы не только научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь не только своё здоровье, но и здоровье окружающих людей, но из стен общеобразовательного учреждения выйдет не только человек интеллектуально развитый, но, прежде всего личность, развитая духовно и физически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tekhnologii.programma_v_zdorovom_tele-zdorovyy_dukh.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)
Мезенцева С.А., учитель начальных классов, МБОУ СОШ №14 г.Архангельска.
Представляю вам опыт работы классного руководителя по программе «В здоровом теле - здоровый дух».
«Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто» (Сократ)
Идея: формирование здорового образа жизни. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
Цель: создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Слайд 4
Задачи:
1. создание здоровьесберегающей среды в классе;
2.рациональная организация учебно-воспитательного процесса ;
3.организация просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и навыков здорового образа жизни;
4.организация физкультурно-оздоровительной работы с учащимися;
5.формирование социального партнерства между педагогами и родителями в здоровьесберегающей сфере;
6.профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся;
7.формирование комплексной просветительской деятельности в здоровьесберегающей сфере совместно с другими учреждениями и организациями
Срок реализации программы:1-4 классы.(4 года)
Диагностический инструментарий:
- Метод наблюдения
- Анкетирование (родителей, учеников)
- Индивидуальные беседы(с родителями, с детьми)
- Тесты :«Кто ты сова или жаворонок», «Твой характер», «Родительское отношение к детям»
- Методика незаконченных предложений: «Мне нравится…», «Я боюсь…», «Мне тревожно…»
Основные моменты деятельности классного руководителя:
1.Сотрудничество с медицинским персоналом школы:
- Изучение медицинских карточек при поступлении в школу
- Анализ результатов медицинского обследования обучающихся
- Выделение учащихся класса, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей физкультуры
- Анализ здоровья учеников и результатов учёбы
- Вакцинация
2.Сотрудничество с родителями учащихся:
- Психолого –педагогическое просвещение родителей (конференции, собрания, консультации, тренинги)
- Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс(открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел, совместные мероприятия с детьми)
3.Сотрудничество с психологом, социальным работником и логопедом школы:
- Диагностика социального и психологического здоровья
- Выделение «группы риска»
- Мониторинги
- Организация бесплатного питания детей из малообеспеченных семей
- Психологическое сопровождение образовательного процесса в школе
4.Сотрудничество с внешкольными организациями с целью проведения просветительской и коррекционной работы)
- Институт развития ребёнка
- Детская поликлиника №1 отделение восстановительного лечения(кислородные коктейли 2 раза в год)
- Абонемент в соляную пещеру в 1 классе
5.Организация и проведение внутриклассных, внеклассных мероприятий:
- Лекции, беседы
- Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников
- Наглядная агитация: стенгазеты, уголки здоровья
- Создание санитарного актива для проведения рейдов чистоты и личной гигиены учащихся
Формы работы с классным коллективом.
1.Физкультурно-оздоровительная работа включает в себя:
- Спортивные конкурсы, соревнования, «Весёлые старты» между классами и внутри класса.
- Походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы
- Праздники и фестивали спортивной(военной) песни
- Марафоны, кроссы, лыжные гонки
- Ежегодная игра «Мама, папа, я- спортивная семья»
- Организация «тихих» перемен(настольные игры, чтение книг, шашечные турниры)
- Подвижные игры на воздухе, на переменах (любимые игры детей по опросам)
- Организация горячего питания в столовой, не первый год проходит акция «Молочные реки»
Программа включает в себя проведение классных часов по данной теме.
Темы классных часов разработаны для каждого класса.
1 класс.
- Перемена с увлечением
- Режим дня
- Путешествие в Страну здоровья(2 часа)
- Глаза- главные помощники человека
- Правила безопасности при общении с животными
- Можно и не ссориться
2 класс.
- Домашние задания
- Семейная спортивная спартакиада
- Секреты здоровья
- Если хочешь быть здоров
3класс.
- Мы школьники, а это значит
- Учись учиться
- Правила здоровья
- Здоровье и болезнь
- Здоровая пища
- Гигиена и её значение
- Правда об алкоголе
4 класс.
- Режим дня –это серьёзно (дискуссия)
- Компьютер- мой помощник
- Урок здоровья
- Мода и здоровье
- Азбука безопасности
- Моё свободное время
Также с беседами на различные темы приходят родители, школьный врач.
- О секретах хорошей осанки «Выпрямись!»
- Как победить простуду
- Профилактика гриппа
- Вредные привычки
- Сорт в нашей жизни
- Спорт в моей семье
Содержание и формы работы по просвещению родителей.
1.Консультации по запросам родителей :
- Приёмы развития саморегуляции
- Утомляемость ребёнка и как с ней бороться
- Если ваш ребёнок часто болеет
- Подвижные и медлительные дети
- Леворукость и праворукость
2.Собрания.
- Трудности адаптации первоклассников к школе
- Развитие интереса к спорту у ребёнка
- Вредные привычки и как от них избавиться
- Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять
- Режим дня школьника
3.Дискуссии:
- Культура общения с компьютером
- Физическое здоровье ребёнка- залог успешности учебной деятельности
- Ваш ребёнок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.
Во время урочной деятельности на каждом уроке обязательно проведение физкультминуток, динамических пауз, музыкальных минуток отдыха. В начальной школе они чаще всего проводятся в игровой форме. Литературы выпущено очень много, стараюсь к каждому предмету, даже к каждой теме на уроке подобрать подходящие физкультминутки.
К оздоровительным мероприятиям относится точечный массаж по Уманской (актуален в зимнее время)
На уроках окружающего мира и на занятиях по ОБЖ в нач. школе проводится обучение оказанию первой медицинской помощи.
В своей работе использую методику проектов. По своим интересам дети выбирают темы для исследований. Бывает, что темы касаются здоровья Во 2 классе ученики, например, для исследования выбирали такие темы: «Польза йогурта», «Исследование интересов учеников начальной школы», «Жевательная резинка: вред или польза?», «Вредные привычки» В 3 классе хотим затронуть тему питания младших школьников.
Очень важна для сохранения здоровья учащихся Рациональная организация учебного процесса, которая включает:
- Составление расписания уроков в соответствии с нормами СаН ПиНа
- Дозировка домашних заданий в соответствии с возрастными нормами
- Индивидуализация обучения
- Соблюдение требований к использованию ТСО
- Использование здоровьесберегающих технологий
Постоянное соблюдение гигиенических правил письма и правил чтения на уроке и дома формируют правильную осанку, предупреждают нарушения зрения. Опорные таблицы в кабинете подсказывают гигиенические правила зрительной работы, упражнения гимнастики для глаз.
«Пальчиковые игры», гимнастика для пальцев развивают мелкую моторику руки. Особенно актуальны в 1 классе, т.к. учителя нач. классов отмечают, что наибольшую проблему в обучении современных 1-класссников представляет неподготовленность руки к письму.
Вывод:
В последнее время перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым, поэтому как никогда актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего детства. Именно поэтому школа призвана обеспечить условия в образовательной среде для формирования здорового образа жизни путём создания такой окружающей среды, которая способствует сохранению и укреплению здоровья.
За время обучения в школе ребёнок должен всем овладеть. Учитель видит свою главную задачу в том, чтобы обучать, инициировать, контролировать учебный процесс так, чтобы дети учились искусству учёбы, не нанося вред своему здоровью и здоровью окружающих. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учёных-практиков, учителей, родителей. Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию ребёнка, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряжённой умственной нагрузкой.
Решить проблему физического и психического здоровья школьников, создать мотивацию на ведение здорового образа жизни успешно помогают здоровьесберегающие образовательные технологии. Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной в полной мере, когда профессионально и в системе реализуются здоровьесберегающие технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...
Использование современных обучающих технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Раскрывая содержание организации проектной деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях:- проектная деятельность формиру...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии ФГОС
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС Песочная терапия- чудо на песке.
выступление...
Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Необходимо сформировать не только предметные результаты, но и метапредметные, и личностные. Поэтому актуальным...