Внеклассное мероприятие "С любовью к России"
классный час по теме

Мельник Светлана Викторовна

Данное внеклассное мероприятие можно провести с детьми младшего школьного возраста 9-11 лет.

   Цель данного мероприятия: ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами;  развивать интерес к истории России, родному краю;    

 воспитывать чувство гордости и патриотизма.

  Внеклассное мероприятие построено как путешествие по страницам истории нашей России. Так что его можно использовать как во внеурочной работе, так  и в урочной деятельности.

Например, некоторые элементы взять для проведения уроков литературного чтения, окружающего мира, истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_lyubovyu_k_rossii.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                          Мельник Светлана Викторовна,

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                              МБОУ «СОШ №1 п. Переволоцкий»


К 1150- летию зарождения российской государственности










                                                   





                                         О, Россия, с нелёгкой судьбою страна,

                                                        У меня ты, Россия, как сердце одна,

                                                        И я другу скажу, я скажу и врагу –

                                                        Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.

                                                                                                        Ю. Друнина

              Тема патриотизма – сегодня актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

     Патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения является одним из главных направлений воспитательной работы. Важное место занимает воспитание в ребёнке патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь оказывает проведение классных часов,  часов общения, внеурочных занятий, экскурсий, которые способствуют:

  1. углублению знаний учащихся о Родине, своём крае, месте рождения;
  2. более содержательному знакомству с историей своей семьи;
  3. углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;
  4. воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;
  5. пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.

    С детских лет нужно учить ребёнка уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства.  Государственная символика олицетворяет демократическое государство, с одной стороны, и свидетельствует о преемственности исторических традиций – с другой. Поэтому необходимо передать подрастающему поколению искреннее уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам страны.

   Решению этих задач призвана способствовать деятельность школы в следующих направлениях:

  1. воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
  2. воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
  3. формирование чувства гордости за свой родной край, преданность родному городу;
  4. воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей составляющей духовно-нравственной и социальной ценности.

 Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение к природе. А это постепенно перерастает в любовь к родине, своему народу.

           Данное внеклассное мероприятие можно провести с детьми младшего школьного возраста 9-11 лет.

   Цель данного мероприятия: ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами;  развивать интерес к истории России, родному краю;    

 воспитывать чувство гордости и патриотизма. 

  Внеклассное мероприятие построено как путешествие по страницам истории нашей России. Так что его можно использовать как во внеурочной работе, так  и в урочной деятельности.

Например, некоторые элементы взять для проведения уроков литературного чтения, окружающего мира, истории.

Внеклассное мероприятие 

 

Цели:                                                                                                   СЛАЙД   1

  1. Ознакомить с отдельными эпизодами истории России, её символами;  

     систематизировать знания учащихся о Государственных символах

     России;

  1. Развивать интерес к истории России, родному краю;    
  2. Воспитывать чувство гордости и патриотизма. 

  Форма:  внеклассное мероприятие

  Подготовительный этап.

  1. Флаг РФ;
  2. Герб РФ;
  3. Текст Гимна России;
  4. Видеофрагмент о необъятных просторах нашей страны (3 мин.);
  5. Кроссворд;
  6. Танец «Во поле берёза стояла»;
  7. Презентация;
  8. Найти тексты песен «С чего начинается Родина», «Москва, звонят колокола…», «Уголок России»;
  9. Дети рисуют рисунки на тему: «Люби и знай свой край»; «Символы России».
  10. Русские костюмы.

 Оформление доски.

На доске должны быть записаны:

  1. тема;
  2. страницы истории нашей России;
  3. иллюстрации герба и флага РФ;
  4. рисунки детей на тему «Люби  и знай свой край»; «символы России».

Оборудование: мультимедиапроектор, репродукции с изображениями любимых уголков природы, карта России, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, рисунки детей, народные костюмы.

Ход внеклассного мероприятия

  1. Вступительное слово

Учитель:                                                                                                СЛАЙД   2

             Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

            Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. А матушкой – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов...

           Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.   ( К. Д. Ушинский)

          (Звучит песня «С чего начинается Родина, слова М. Матусовского, музыка В. Баснера.)

Ученик: 

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

 Учитель:                                                                                                   СЛАЙД   3

           Ребята,  2012 год объявлен президентом нашей страны Д. А. Медведевым годом Российской истории.  Это  год празднования юбилея – 1150-летия зарождения государственности нашей страны.

           Сегодня мы проведём внеклассное мероприятие «С любовью к России»  Путешествовать будем по страницам истории нашей России.                                                                                                                                                          Страница первая «История страны и её символы»

Учитель:                                                                                                    СЛАЙД   4  

           Во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей страны. Символы как бы говорят людям: вы не одиноки в этом мире, за вами ваша страна.                                                                                      СЛАЙД   5  

          А люди знают, что у их страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими знамёнами, гербами выстояли в самых тяжёлых испытаниях. А раз выстояли предки, значит, и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Гражданин гордится Родиной, значит, готов помогать ей, защищать её.

          Каждое государство имеет три основных символа. Назовите их.

(герб, флаг, гимн)                                                                              СЛАЙД   6

 

             Сегодня мы поговорим о Государственном  гербе, гимне,  и флаге России.

 (Звучит музыка, выходят чтецы.)

1-й чтец: Откуда появилось такое название – «Россия»?

2-й чтец: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

3-й чтец: Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

4-й чтец:

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…

Россия…

Раздолье…

Равнины…

Берёзы босые, седые осины.

Всё дорого с детства,

Всё памятно с детства.

И всё же не можем никак наглядеться.

Учитель: Что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе?

Дети (хором): Все мы – россияне!

Учитель: Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГЕРБ                                                   СЛАЙД   7

  Учитель:   Перед вами Государственный герб России. Опишите его.

(изображение герба)

1-й чтец: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры.

2-й чтец: Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.

3-й чтец:  Что напоминают нам орёл и его широко расставленные крылья?

(солнце и его лучи)

     На груди орла помещён Герб Москвы – Святой Георгий Победоносец («ездец» - от слова «ездить»). Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогало ему победить змея. Змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

4-й чтец: Три короны над ним, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов.

5-й  чтец: Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство и независимость России.

Государственный герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГИМН                                                  СЛАЙД   8

  Учитель:   Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнованиях.

     Что должны делать люди во время исполнения Государственного гимна?

(во время звучания гимна необходимо встать, мужчинам снять головные уборы)

     Каждое утро в России начинается с Государственного гимна, который звучит по радио 1 минуту 19 секунд. Перед вами текст гимна России. Его новые слова были написаны Сергеем Михалковым в 2000г. Композитор, написавший музыку, Александр Александров, 1938г.

    А теперь прочтите Гимн и найдите слова, которые отражают любовь к Родине – России, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее.                                                                                            СЛАЙД   9

Учитель:   В гимне находят отражение ценности нашего государства. Внимательно прочитайте ещё раз текст российского гимна.

 – Какие ценности России нашли своё отражение в гимне?

Учащиеся находят следующие ценности:

  1. Любовь к Родине;
  2. Верность отчизне;
  3. Религиозность;
  4. Свобода;
  5. Дружба народов;
  6. Уважение к прошлому;
  7. Связь с предками;
  8. Патриотизм;
  9. Гордость;
  10. Природа;

                                                                                                            СЛАЙД   10

    Учитель: Исполним Государственный гимн России (1 куплет и припев).

 (Звучит гимн, слова С. В. Михалкова, музыка А. В. Александрова. Дети поют гимн стоя.)     

   

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ФЛАГ                                                 СЛАЙД   11

                                                                                                           (по щелчку)

     Учитель: А как выглядит Государственный флаг России?

(изображение флага)

             Во все времена цвету придавали особый смысл. Что означают цвета Российского флага?

(белый – мир, чистота совести;

синий – небо, верность, правда;

красный – огонь, отвага, любовь)

          А кто из вас знает, при каком императоре в России появился бело-сине-красный флаг?

(при Петре Первом, в 1705 г. – указ о даровании флага торговым судам)

          В 2010 году Российскому флагу исполнилось 305 лет.

          С какими государственными символами мы познакомились сегодня?

          Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее.

         Каждый гражданин должен знать символы своей страны, должен уважать и любить свою Родину!

Учитель: Ребята, давайте закрепим наши знания о символах России. Отгадаем кроссворд.                                                                                         СЛАЙД   12


1.

2.

3.

4.

5.

6.

                                                                                           СЛАЙД   13

 (по щелчку)

  1. Официальная эмблема государства, края, города.          
  2. Имя воина, который изображен на гербе столицы Российской Федерации.
  3. Какой цвет российского флага символизирует отвагу.
  4. Цвет полосы российского флага, обозначающий верность и честность.
  5. Торжественная песня.
  6. Символ вооруженных сил страны.

    Учитель: Ребята, какое слово мы получили по вертикали? (Россия)

         Учитель: Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. км 2. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

(На фоне видеофильма о просторах России дети, одетые в русские костюмы читают стихи.)                                                             СЛАЙД   14

(по щелчку)

1-й чтец: 

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля.

2-й чтец: 

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины,

Это Родина моя.

3-й чтец: 

Слышу песню жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

  1. Страница «Столица России»

Учитель:                                                                                                    СЛАЙД   15

         Наша следующая страница «Столица России».

         В одной старинной летописи написано: «Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы-реки и за Неглинкою, и возлюбил сёла оны, и повелел на месте том вскоре соделати мал деревян град, и прозвал его званием реки тоя – Москва-град».

       Во время рассказа учителя выходит ученик в костюме Юрия Долгорукого и произносит слов: «Москва-град!»

1-й чтец:                                                                                            СЛАЙД   16

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

2-й чтец:

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах…

(Звучит песня О. Газманова «Москва, звонят колокола…»)           СЛАЙД   17

  1. Страница «Родной край»

Учитель: Наша следующая страница «Родной край».                      СЛАЙД   18

 «Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то…» - так писал о России поэт С. Есенин много лет тому назад. Россию называют «родниковым краем», «ромашковой Русью». Берёзку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии и прозе, в музыке, в живописи. Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы

Удивительна судьба русской берёзки. В мирное время она – радость, подруга, советчица, а в грозные годы войны берёза была символом непобедимой России. Какое милое дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько образов и сравнений. Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.

1-й чтец: 

Деревьев разных не сочтёшь –

Одно другое краше.

Но где ты дерево найдёшь

Родней берёзки нашей!

(Исполняется танец «Во поле берёзка стояла».)                             СЛАЙД   19

2-й чтец: Берёза с незапамятных времён почитаема и любима она на Руси.

3-й чтец: Есть старинная поэтическая загадка, отгадайте её: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье, а четвёртое – жаждущим родник». Что это?

Дети (хором): Берёза!

4-й чтец: 

Без берёзы не мыслю России –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетье иные

От берёзы вся Русь рождена.

Учитель: Дети, какие вы знаете пословицы о Родине? Давайте проведём аукцион пословиц.                                                                             СЛАЙД   20

С родной земли умри – не сходи.

Своя земля в горести мила.

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На родной сторонке и камешек знаком.

На чужой сторонке Родина милей вдвойне.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторонка – мать, чужая – мачеха.

Кто Родиной торгует, того кара не минует.

Родину, как родителей, на чужбине не найдёшь.

Кто за Родину дерётся, тому сила двойная даётся.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Смело идти в бой, Родина за тобой.

Родина краше солнца, дороже золота.

За край родной иди бесстрашно в бой.

5-й чтец: 

Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Учитель: Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.

1-й чтец:

 Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой,

2-й чтец: 

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

3-й чтец: 

Берегите Россию –

Без неё нам не жить.

Берегите её,

Чтобы вечно ей быть!

Учитель: Россия – это наш дом. Домом можно назвать и область, где мы живём.

- Ребята, в какой области мы живём? (В Оренбургской)

- Да, мы живём в Оренбургском крае.

4-й чтец:                                                                                                СЛАЙД   21

Люблю бескрайние просторы,
Край необъятный странный наш,
Платков изящные узоры,
Степей и гор простой пейзаж.

5-й чтец:                                                                                                 СЛАЙД   22                                                                     

Люблю зимы трескучий холод
И лета томную жару,
На окнах - роспись и узоры,
Росу на листьях поутру.

6-й чтец:                                                                                                  СЛАЙД   23                                                                                         

Урала жгучую прохладу,
Степей бескрайний наш простор,
В лесу из зелени преграду -
Сосновый стройный частокол.

Учитель: Домом можно назвать посёлок, в  котором мы живём.

- Как  называется наш посёлок? (Переволоцкий)

Учитель: Каждый человек должен любить место, где он родился и живёт. Любить родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою осень. Любить людей, с которыми мы живём, любить свой народ. Наша малая Родина – Переволоцк.

       У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берёт начало его жизнь, - к отчему краю. Писатель В. Г. Распутин говорил: «Малая» родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

     Наш родной Переволоцкий район наделён всеми красотами земли русской. У нас есть всё: и раздольные поля, и леса, и озёра.

1-й чтец:                                                                                              СЛАЙД   24

Этот маленький посёлок
Дорог сердцу моему.
Я из многих тех девчонок,
Что всегда верна ему.
Здесь до боли всё знакомо -
Каждый камень, каждый столб.
Я в степях своих, как дома,
Потому что здесь мой дом.

   2-й чтец:

 Есть в сердце Отчизны такой необъятной

Рабочий посёлок для нас дорогой.

Он сердцу родной, он милый, приятный,

Уютный и добрый такой.

  3-й чтец:

Я живу в  Переволоцке -

Это не сон.

В центре – старая церковь,

Как памяти звон.

4-йчтец:                                                                                                СЛАЙД   25

Неподалёку  вечный огонь.

Взгляд героев суров:

Не забыть никому

Ни войны, ни врагов.

5-й чтец:                                                                                           СЛАЙД   26

Переволоцк!

Нет красивей земли.

Это место родное

На карте страны.

  1. Подведение итогов

Учитель: Ребята, на нашей последней странице мы подведём итог нашего мероприятия.                                                                                        СЛАЙД   27

     Любить Родину – это значит любить её историю, культуру, гордиться её прошлым и настоящим, беречь её достояние и заботиться о будущем.

     Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная нашей истории. Я надеюсь, что мы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать ещё больше о родной стране.    

     Дорогие ребята! Наше внеклассное мероприятие «С любовью к России» подошло к концу. Я хочу вам пожелать всего доброго и светлого.  Учитесь верить, надеяться на лучшее, смотреть в будущее с оптимизмом. И тогда у вас всё получится.  

Учащиеся исполняют финальную песню «Уголок России» (1 куплет и припев)

Литература:

 О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселёва. «Я – гражданин России!»

1-4 классы. Москва «ВАКО», 2008г

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"C любовью о России"

Внеклассное мероприятие..,...

Внеклассное мероприятие "Любовь с первого взгляда"

День святого Валентина в начальных классах....

Внеклассное мероприятие о родном крае "С любовью к России"

Разработка мероприятияПрезентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaeva/file/4205224/Данное мероприятие составлено мной и было проведено с учениками 3 В класса МАОУ СОШ№2 п.Серышево в ...

Внеклассное занятие "Любовь и уважение к Отечеству"

Внеклссное занятие для учащихся 3-4 классов по теме "Любовь и уважение к Отечеству"  Дети знакомятся с символикой РФ, замечательными городами нашей Родины и знаменитыми людьми нашей страны....

Внеклассное мероприятие "Любовь - это чудо"

Конспект внеклассного мероприятия по теме "Любовь- это чудо" для детей 3-5 классов...