"Взаимодействие семьи и школы в развитии творческой личности ребёнка"
методическая разработка по теме
Этот материал может стать основой для проведения педагогического совета. В нём изложен материал, который отражает особенности взаимодействия школы, родительской обществености, семей учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель начальных классов
МБОУ-СОШ № 12 г. Армавира,
руководитель МО начальных классов
Геращенко Елена Станиславовна.
Педсовет
по теме: «Взаимодействие семьи и школы в воспитании творческой личности ребёнка»
Цель: систематизировать опыт работы ОУ по созданию единого воспитательного пространства семьи и школы.
Задачи:
1. Анализ школьной системы воспитания по взаимодействию семьи и школы, основанной на гуманных ценностях.
2. Выявление наиболее эффективных инновационных форм взаимодействия школы и семьи.
«Удивительный этот дом - школа!
Здесь все перемешалось: детство и зрелость , юность и романтика, наука и люди, мечты и реальная жизнь. И люди, однажды пришедшие раз сюда по зову сердца , никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой каторгой». В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания!
И пусть дети кричат только от радости, а морщины на учительских и родительских лицах будут следами былых улыбок.»
Это наши мечты, которые хотелось бы сделать реальностью.
А теперь - реальность, которую диктует нам жизнь:
Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.
В своём послании Федеральному собранию президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев определил главную задачу школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьное образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.
Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».
Таким образом, на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентноспособную личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.
Что же такое творчество? По мнению учёных и психологов,
Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
Наши дети определяют творчество так:
- Это «увлечения, которые не в тягость», которыми они готовы заниматься всегда;
- это то, что человек делает своими руками и от всей души;
- это проявление таланта, фантазии;
- это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
- вид деятельности, в результате которой появляется что-то новое;
- это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.
Как видите, в этих двух определениях много общего.
Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 10-м.
“Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке”
Ш.М.Амонашвили.
Кто же в большей степени помогает ребёнку развить творческие способности? Что об этом думают сами дети и их родители? Оказывается, по результатам опроса в большей степени помогают развить творческие способности родители, классный руководитель и педагоги доп.образования. Именно, взаимодействие этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.
Многие классные руководители в нашей школе считают, что каждый ребёнок одарён по своему в той или иной степени, и главная задача классного руководителя вовремя заметить творческий потенциал ребёнка и создать условия для его развития, привлекая к этому и родителей.
Особое внимание уделяется работе с одарёнными детьми.
- в школьной системе воспитания создаются условия для социальной адаптации таких детей
(Совет класса, школьное самоуправление, творческие предметные недели, заседания клуба Что? Где? Когда?, внеклассные мероприятия различной тематики и т.д)
-осуществляется психолого-педагогическая поддержка одарённых детей;
- создана система стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, премии, награды);
- организуются туристические поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми для расширения кругозора одарённых детей;
- ведутся «Дневники успеха учеников или портфолио» с целью фиксирования достижений учащихся.
-привлечение творчески одарённых детей в кружковую деятельность, в работу спортивных секций и творческих коллективов.
Мы видим, что возросла в этом году занятость наших учащихся в кружках и секциях по сравнению с прошлыми годами. В нашей школе функционируют кружки: исторический (Виноградова Н.А.);
стрелковый и клуб Сибиркина – рук-ль Штепа Г.А.,
вокальный – Ованесян И.Г.,
оформительский – Кочурина Н.С.,
«Юный пожарный» - Баканов В.В.,
ЮИД – Митяжин Р.В.
Принцип развития личности ребёнка эффективно осуществляется в сотворчестве всех субьектов: учителей, родителей, самих учеников. И только это взаимодействие способствовало тем успехам, которые достигли наши ученики в этом году:
Это 1 место в городской игре «Мы маленькие дети большой страны» для отрядов 2-3 классов;
3 место «Класс года 2011»,
1 место в городском конкурсе «Сегодня- школьник, завтра – избиратель»,
3 место в городском экологическом конкурсе «Природа просит защиты»,
1 место в 1 этапе городской игры «Зарница»
Раскрытию творческих потенциалов учащихся способствуют
* проведение в школе месячника посвящённого « Дню Матери» с организацией фотовыставки, выставки рисунков, семейных проектов «Готовим вместе с мамой», «Мастерим вместе с папой»,
*организация традиционных спортивный игр «Весёлые старты», «Папа, мама , я – спортивная семья»,
*театрализованные представления для младших классов, для ребят из детского дома, подготовленные старшеклассниками,
* концерты к календарным праздникам Дню учителя, 8 марта.
* организация различных творческих мастерских,
* участие наших ребят в молодёжном добровольческом и волонтёрском движении.
*и разумеется школьное самоуправление, как фактор развития творческой инициативной личности.
Всего этого мы добились благодаря тесному сотрудничеству с семьями учащихся, которое строится по следующим принципам:
- Первый - принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
- Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
- Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
- Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в работе и в воспитании детей.
- Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином творческом деле с детьми.
Школой и классными руководителями давно отработан алгоритм взаимодействия с родителями:
- Школа (классный руководитель) информирует семью о планах работы
семья оценивает влияние данной работы на детей,
- школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,
семья определяет меру содействия решению их,
- школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,
семья откликается на приглашение, участвует,
- школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
- семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
- школа (класс) организует общее дело,
семья участвует в общих делах.
Каждый классный руководитель использует в работе различные формы работы с родителями:
Индивидуальные: посещение семьи, консультации.
Групповые: заседание родительского комитета, совета класса, консультации, беседы…
Массовые: родительское собрание, праздники, посещение театра, экскурсии…
Причём одни из них традиционные, другие нетрадиционные. Своим опытом, находками в области взаимодействия семьи и школы поделятся наши коллеги (выступления преподавателей по теме педсовета).
Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.
Творческое состояние души педагога, умение и способность души трудиться создаёт обстановку успеха для детей. А успех, как любой рекорд, нужно готовить вдумчиво, глубоко и серьёзно, используя различные методики и оригинальные подходы.
Притча
- Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили все семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Проект решения педсовета
- 1. Продолжить работу педагогических лекториев для родителей, создав для этого рабочие группы (1-4 классы, 5-8 классы, 9-10 классы).
- 2. Проводить индивидуальные тематические консультации
( социальный педагог, психолог, школьный инспектор по делам несовершеннолетних).
- 3. Продолжить с целью более тесного взаимодействия школы и семьи проведение Дней открытых дверей в классах по параллелям.
- 4. Классным руководителям использовать в работе положительный опыт воспитания в семье.
- 5. На родительских собраниях придерживаться профессионального правила: не оглашать отрицательные стороны протекающего процесса формирования личности ребенка и не объявлять о недостатках семейного воспитания в конкретной семье.
Рефлексия
В чём состоит наш успех?
Успех нашей школы в успехе детей,
В единстве родителей, учителей,
В тех людях, которые нас окружают,
В идеях и мыслях, что нас окрыляют,
В таланте, сотрудничестве и креативе,
В совместных делах, что сближают, сдружили,
В весёлых глазах, излучающих свет, -
Во всём этом виден наш общий успех!
И чтобы признания школе добиться,
Все вместе к успеху должны мы стремиться!
Армавир, 2010год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын ) В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей духовно-нравстенно...
"О взаимодействии семьи и образовательного учреждения в интересах личности ребёнка"
доклад на родительское собрание...
Взаимодействие семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка
Формы взаимодействия семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка...
« Взаимодействие семьи и школы в целях социализации личности в образовательном пространстве" .
формирование субъектной позиции родите¬лей в работе школы и класса, при проведе¬нии различных форм работы с семьей и детьми...
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка
Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка...
Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".
СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...
Выступление по теме "Взаимодействие семьи и школы в развитии личности учащегося"
В статье говорится о сотрудничестве школы и семьи в создании благоприятных условий для воспитания и обучения детей....