«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».
статья по теме
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын ) В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей духовно-нравстенной культуры, Описана система и направления по которым ведётся работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Vzaimodeystvie_semi_i_shkoly_v_razvitii_nravstvennogo_potenciala_mladshih_shkolnikov.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».
Ляпунова Н.Ф.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Маслянская средняя общеобразовательная школа
Без устойчивой системы нравственно-
духовных ценностей не устоят
ни село, ни город, ни Земля наша…
А.И.Солженицын
Как известно, воспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого процесса воспитания, участниками которого являются воспитательно-образовательные учреждения и организации. Именно школа призвана быть активным участником семейного воспитания школьников. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям таких знаний, которые формируют их духовность и нравственность на основе наших традиций, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». С тех давних времен почти все мыслители и педагоги обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе российского образования. Педагогика считает необходимым развить у человека духовность, ориентированную на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека. Величие народа определяется его духовной культурой.
В нашей школе уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников на основе целевых программ воспитательной работы в классных коллективах. В своей работе с учениками классные руководители совместно с родителями ведут беседы, проводят классные часы по формированию духовности у своих учеников. Чтобы эта работа велась методично и целенаправленно, необходима определённая система мероприятий в этом направлении. К примеру, в 4 классе реализуется программа «Вместе мы-сила!», которая предполагает работу по следующим направлениям:
1. «Я и Я» – здесь нужно работать в направлении формирования гражданского отношения к себе, воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности (классные часы «Доброе сердце», «Спешите делать добро», «Поговорим о дружбе» и др.).
2. «Я и семья» – во время работы в этом направлении нужно постараться сформировать чувство уважения и любви к членам своей семьи ( классные часы «О маме», «Профессии наших родителей», работа родительского клуба).
3. «Я и школа» - формирование у учащихся осознания принадлежности к коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. ( классные часы «Без друзей меня чуть-чуть», «Ты и твои друзья» и др.)
4. «Я и Отечество» - воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности и верности духовным традициям России, формирование чувства патриотизма у учащихся (конкурс рисунков «Святые заступники Руси», классный час «О Родине с любовью», экскурсии в музей).
5. «Я и планета» - воспитание у ребят чувств взаимопонимания и взаимосвязей между человеком, обществом, природой (классный час «Экология. Охрана природы», экскурсии на природные объекты).
Широкие возможности для развития духовно-нравственного воспитания открываются и в системе дополнительного образования. К организации кружковой деятельности в классе привлечены родители, увлеченные каким-либо видом творчества, спортом, имеющие способности и, что важнее, желание передать знания и умения не только своему ребенку, но и его одноклассникам.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. При работе в данном направлении важно взаимодействие классного руководителя с родителями. Эту работу можно организовать в форме анкетирования, беседы, консультации, родительских собраний, посещения семьи, классных часов, вечеров, экскурсий, создания родительских клубов.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29). Значит, как цель воспитания должны быть определены для нашей страны российские ценности, то, что всегда отличало россиян: коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным и, что имеет особое значение, патриотизм. Важно правильно определить духовные ценности и идеалы, к которым должно стремиться подрастающее поколение.
Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника
Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностейНе устоят ни село, ни город, ни Земля наша…А. И. Солженицын Как известно, воспитание духовно-нравственных...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.
О взаимодействии семьи и школы в приобщении к чтению младшего школьника....
Презентация "Сотрудничество семьи и школы в развитии личностных УУД младших школьников"
Как гласит старинная поговорка, человеческое счастье состоит из двух составляющих – у кого родиться и у кого учиться. При этом важно, насколько данные составляющие гармонично взаимодействуют между соб...
Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Статья о взаимодействии семьи и школы...
Доклад на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»
О взаимодействии семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников...