Взаимодействие семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка
методическая разработка по теме

Митрофанова Наталья Александровна

Формы взаимодействия семьи и школы в интересах сохранения здоровья ребёнка

Скачать:


Предварительный просмотр:

О взаимодействии семьи и школы

в интересах сохранения здоровья ребёнка.           Слайд № 1,         Слайд № 2.     

Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л.А. Кассиль

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее — их физическое состояние или обучение?» Еще Л. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от активного участия в этом процессе детей; создания здоровьесберегающей среды; высокой профессиональной компетентности и грамотности педагога и родителей. Понятно, работа с родителями должна носить планомерный характер. Деятельность учителя, направленная на укрепление здоровья детей, будет иметь малый успех, если она ведется в аспекте учитель дети. В этой работе необходимы звенья: учитель родители, родители дети.

Идея скоординировать усилия взрослых на активизацию субъекта воспитания давняя, но реализуется она трудно, так как нелегко привлечь родителей к проблемам школы.

Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, необходима психологическая перестройка учителей и родителей. Только при полном понимании и поддержке со стороны родителей можно достичь поставленной цели.

Мы понимаем, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст. В этот период дети значительную часть времени проводят в семье, где закладываются основы отношений к себе и своему здоровью. Здоровый образ жизни — это радость в доме, это залог счастливой и благополучной жизни детей в гармонии с миром.

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит,  прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? 

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:            Слайд № 3.

  • информационная;
  • воспитательно-оздоровительная;
  • формирующая;
  • охранно-оздоровительная;
  • контролирующая,
  • бытовая.

Задачи взаимодействия:                                                                                           Слайд № 4.

  • формирование активной педагогической позиции;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика).

Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей                                                                                  
Приложения к письму Минобразования России от 31.01.2001 г. № 90/30-16   Слайд № 5.   

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Во многих регионах России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики. В регионах созданы и действуют городские советы родительской общественности; общественные родительские организации; областные родительские комитеты.

 В нашей школе работает Совет школы в состав которого входят родители, дети, учителя.

В ряде регионов приоритетное внимание в объединении взаимодействия семьи и школы уделено вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов — от семьи, семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и дидактизм.

                     

 Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей        Слайд № 6.                              

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.).

Организация диагностической работы по изучению семей.

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников).

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет учреждения, Попечительский совет, родительский комитет, Совет отцов и др.); объединений родителей по семейным проблемам (школа молодых родителей, союз, ассоциация, клубы молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей-инвалидов, семейные клубы).

Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, библиотекаря, воспитателей (групп продленного дня, интернатов, класса).

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни (факультативы, спецкурсы, кружки, клубы по программам «Этика и психология семейной жизни», «Основы семейного воспитания»).

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.).

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

                          Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни

        Здоровье – это состояние физического, духовного, социального благополучия.

        Здоровый образ жизни – образ жизни, способствующий сохранению, укреплению, восстановлению здоровья.

        По определению ВОЗ здоровый образ жизни предполагает: рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение.

        По мнению экспертов ВОЗ, здоровье человека более чем на 50 % определяется его образом жизни. Поэтому воздействие на образ жизни признано Всемирной организацией здравоохранения одним из самых перспективных и эффективных путей развития в медицине, что согласуется с принципом профилактической направленности здравоохранения.

        Здоровье человека зависит от многих факторов. Это и состояние окружающей среды, социально-экономическое развитие стран, устойчивое развитие семьи, культура педагогов и родителей.

        На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими является семья, ее образ жизни, привычки, традиции. Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современная школа должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры здоровья прежде всего родителей. Образование родителей, в отличие от детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.

        Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребенка зависит от следующих факторов:                                                                                                                     Слайд № 7.                                                                                                                                

  • социально-культурного, определяющегося образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранение своего здоровья и здоровья своих близких.
  • социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
  • технико-гигиенического, определяющегося условиями проживания, оборудованием жилища, особенностями образа жизни семьи.

Без усвоения, освоения, присвоения общечеловеческих ценностей нет человека, и задача формирования культуры здоровья заключается не в объеме информации, а в усвоении ценностных установок личности, направленных на культуру здоровья. Поэтому на передний план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей. И к таким средствам относятся: деятельность, общение, отношения.

Деятельность, как известно, - основной фактор развития человека. Деятельность, преобразующая мир, несущая смысл добра, милосердия и справедливости, формирует человека. Не менее важное условие – и цель деятельности. Она должна быть направлена на пользу другому человеку.

Общение как атрибут деятельности повышает ее воспитательный эффект. Оно должно быть диалогично, проблемно, духовно содержательно, интеллектуально насыщенно. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, так как отношения – критерии развития семьи.

        Общение и деятельность по формированию культуры здоровья школьников в семье напрямую связаны с психологическими механизмами социализации. Первый такой механизм – подкрепление. Поощряя определенное поведение ребенка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьсберегающих правил, родители внедряют в сознание ребенка систему ценностных установок и норм культуры здоровья, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет. Другим механизмом является идентификация. В ее основе лежит подражание своим родителям, ориентация на родительский пример, на их уровень сформированности культуры здоровья.

        К сожалению, приходится констатировать, что родители далеко не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни.                                                                                                                         Слайд № 8.                

        К основным причинам рискованного поведения родителей можно отнести:

  • недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены, нездоровое сексуальное поведение, несоблюдение правил психогигиены и т.д.); недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;
  • неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти» и т.д.;
  • отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению психоактивных веществ, не умеют преодолевать стресс, не владеют навыками самоконтроля и самопомощи и т.д.;
  • социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, недостаточное количество психологов и психотерапевтов и т.д.; отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам ФЗОЖ.

В сложившейся ситуации не вызывает сомнения тот факт, что современная семья не может выполнить свою роль в формировании у детей здорового образа жизни без активной поддержки со стороны школы.

        Первым и решающим условием такого положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу формирования культуры здоровья, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи знаниями и умениями по вопросам укрепления и сохранения здоровья, в их усвоении непосредственно теоретической и практической, определенным образом организованной здоровьеориентированной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в формировании культуры здоровья не только своего ребенка, но и класса в целом.                                                                                                                                           Слайд № 9.                     

        Совместная работа школы и семьи должна вестись в следующих направлениях:

  • просветительская работа с родителями учащихся;
  • обучение родителей формам и методика формирования у детей и подростков здоровьесохранных умений и навыков;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, внеклассную и внешкольную воспитательную работу;
  • пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья.

Атмосфера в семье и здоровье

Мамы и папы, бабушки и дедушки, дети и внуки – семья, социальная ячейка нашего общества. Маленький коллектив, спаянный любовью, заботой друг о друге, взаимной помощью. Здесь и радость, и горе – все на всех. Нет нужды лишний раз повторять, как много значит семья в жизни человека.

Как бы ни были велики наши успехи на работе, в общественной деятельности, счастье не будет полным, если в семье нет спокойной, жизнерадостной атмосферы, атмосферы доверия, любви, взаимопонимания.

Это особенно важно в наш сумасшедший век с его многократно убыстрившимся ритмом, возросшим потоком информации, несущим человеку большие нагрузки.

Семья – это психологическое убежище, где человек может спокойно отдохнуть и нравственно и физически от трудового дня.

Одна из примечательных черт семьи нашего времени: матери, как правило, работают. И это предъявляет особые требования к организации быта в семье. Важно, чтобы обязанности по дому были распределены между всеми членами семьи.

Физкультура - союзница семейного счастья

Наше сложное время предъявляет повышенные требования к человеку. И родители, желающие, чтобы их дети нашли место в жизни общества, стали достойными гражданами своей страны, не должны жалеть на это усилий и времени, использовать все возможные средства.

В решении задач, стоящих перед современной семьей, неоценимое место может занять физическая культура. Ведь она несет не только здоровье родителям и детям, бабушкам и дедушкам. Она сплачивает совместными целями, общим – здоровым и выверенным – ритмом жизни.

Нередко кто-то из членов семьи занимается серьезно спортом. Он, как бы мал ни был, привносит в дом дух спорта, интерес к нему. И может стать семейным спортивным лидером, ведущим за собой остальных, щедро делясь знаниями и приобретенными умениями. Как благотворно это может сказаться на личных, семейных общениях!

Так что смело берите физкультуру в союзницы семейного счастья. Здоровье детям, родителям, дедам, радость движений, преодоление собственных слабостей, новые возможности контактов и взаимопонимания – все несет она с собой.

Большую роль в работе с родителями играет наглядная агитация. Для родителей оформляются красочные стенды, вывешивается информация на медицинские темы (ушибы; профилактика отравлений; закаливание; лекарственные травы; профилактика травматизма; ядовитые грибы и ягоды; естественные факторы оздоровления).

 Родители и педагоги должны предъявлять детям единые обоснованные и понятные им требования.

Когда учителя сталкиваются с проблемой частых простудных заболеваний, выясняется, что проблема не в детях, а в чрезмерной опекаемости родителей. Боясь за свое дитя, родители неосознанно наносят его здоровью вред. На собрании по этой теме можно предложить ролевую игру родителям: «Представьте, что вы собрались на прогулку. Оденьтесь так, как вы одеваете детей. Теперь бегом на горку и с удовольствием в течение часа катаемся. Пора возвращаться домой. Что с вами происходит? Вам тяжело. Майка отсырела от чрезмерной тяжелой одежды. И достаточно легкого ветерка, минутного стояния, как подкрадывается простуда».

Семья и духовное здоровье

В первые годы жизни дети прочно усваивают систему отношений, существующих в семье. Характер этой системы отношений определяют чувства, царящие в семье: добрые в своей основе или злые, гармоничные или индифферентные. В последнем случае дети вырастают чёрствыми, эмоционально глухими. У них отсутствует способность к сопереживанию, что мешает строить нормальные человеческие отношения и в обществе, и в своей собственной семье. Еще до создания семьи таким людям трудно полюбить и стать любимыми. Неспособность к сопереживанию мешает им ощутить человеческое счастье.

Откуда же тогда взяться семейной гармонии? 

Поведение родителей, характер их отношений, атмосфера в семье создают модель, на основе которой ребенок оценивает роль матери и отца в семейном коллективе. У детей формируются или (не формируются) такие качества, как мужественность, женственность, нравственная чистота, трудолюбие; вырабатывается (или не вырабатывается) своеобразный протест, резкое негативное отношение к таким человеческим слабостям, как пристрастие к алкоголю, наркотикам, половая распущенность. А насколько велика роль родителей в привитии детям организованности, опрятности, гигиены!

Умение любить – важнейший элемент нравственной культуры личности. Поэтому, родители, думающие о счастье своих детей, должны научить их видеть в любви красоту подлинно человеческих отношений. Способность к любви также воспитывается в годы жизни ребенка в родительском доме.

Настоящее чувство между отцом и матерью, их уважение друг к другу, помощь и забота, допустимые проявления нежности и ласки, происходящие на глазах у ребенка, являются могучей движущей силой развития способности любить.

Семья должна привить ребенку ответственность перед его будущей семьёй. В мальчике воспитывается мужественность, благородство, особое отношение к женщине – стремление беречь её, защищать. В девочке развивается женственность, нежность, гордость тем, что она – будущая мать, хранительница домашнего очага.

                     Формы взаимодействия педагогов и родителей                   Слайд № 10.                     

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Нравственность и здоровье»; «О доброте и милосердии»; «Как научиться быть здоровыми», «Дети и компьютер» и др.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классные руководители должны  организовывать специальные встречи с отцами детей, проводить конференции-размышления, собрания «Роль отца в воспитании детей»,

 «Быть хорошим отцом — подлинный талант».

Некоторые секреты успешности родительского собрания

  1. Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
  3. Использовать форму разговора за чашкой чая, особенно в начале 1-х классов.
  4. Определите одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении постройте собрание.
  5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
  6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).
  7. Придумайте свои простые правила родительского собрания, доведите их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложения, вносить встречные; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».
  8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.

9.        Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Учителю на заметку

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  • Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

Организация консультаций для родителей учеников одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которая не находит времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями – и, как правило в экстренных случаях: неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, конфликты с учителем. Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребёнка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Педагогическое консультирование носит сугубо индивидуальный характер, и потребность в нём возникает тогда, когда ситуация становится чрезвычайной, требующей экстренной помощи. Главная задача на этом этапе - попытаться оказать семье не только информационно – педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Организация консультативной помощи для родителей в образовательном учреждении имеет свою специфику. С одной стороны, консультирование должно носить строго конфиденциальный характер, а с другой – необходимо отслеживать характер затруднений родителей и учеников, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность.

Консультирование родителей может быть двух типов:

  • методическое (все, что касается освоения образовательной программы)
  • психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

Однако не зависимо от типа существуют определенные принципы консультирования:

  • создание доверительных отношений;
  • взаимоуважение;
  • заинтересованность консультантов;
  • компетентность;
  • формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;
  • хорошая организация консультирования.

Не секрет, что родители учеников, в основном, люди занятые. Они так же интенсивно работают, как и педагоги, им так же тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие.

Должна быть создана такая атмосфера, чтобы любой родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо, потому что, как театр начинается с вешалки, так и сотрудничество школы с семьей начинается еще в вестибюле.

Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию домашней библиотеки, по организации семейных праздников и т.п.)

Телефон доверия - разрешение родителям в определенные дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребенка вопросы.

Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

Обучающий семинар предполагает не только обсуждение, но и наглядную демонстрацию выполнения тех или иных упражнений, способа организации помощи в выполнении домашних заданий.

В любой обучающей деятельности важно сформировать активную образовательную среду, создать атмосферу взаимопомощи и психологического комфорта. Часто и педагоги, и родители забывают об этом, но для развития академических успехов ребенка значимость этого фактора трудно переоценить. Особое внимание необходимо уделить методике выполнения домашних заданий, способами объяснения материала, правильного ведения дневников и оформления тетрадей.Практика организации таких семинаров показала их высокую результативность. Следует разъяснить и убедить родителей, что успешное обучение детей во многом зависит от здоровья ребенка. Родителям надо укреплять здоровье детей, нервную систему, слух, зрение, приучать к правильной осанке, учить выполнять режим дня. Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Очень важно умело использовать эту активность, не обманув доверие родителей, так как основное знание, которое они получат в начале своего взаимодействия со школой – это отношение школы к ним. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. 

Организация совместной деятельности родителей и детей           Слайд № 11 – 18.                     

Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения — это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В общеобразовательных школах — единственном социальном институте, через который проходят практически все дети, — сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей.

Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность детских групп, сформированных с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Притча “Пророк и длинные ложки” (восточная притча)                 Слайд № 19.                     

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь .“Где ад и где рай?“ – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.

 “Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других.

“Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии “ ученик – учитель – родитель” определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.«Береги чистоту внутреннюю – чистые мысли, чистые желания, чистые поступки, чистые слова, чистая пища. Будь скромным. И соблюдай законы Природы», – сказал выдающийся болгарский ученый Петр Димков. Хорошо помня о рекомендациях по питанию и физической активности, необходимо придавать большее значение нашим помыслам. Сегодня все специалисты, занимающиеся вопросами культуры здоровья, ЗОЖ и первичной профилактикой, единодушны в одном: здоровье грядущих поколений будет достигнуто профилактикой духовных недугов и искажений в развитии общества.              

         Мониторинг         Слайд № 20 – 25.       

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся

  • Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
  • Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
  • Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
  • Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
  • Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  • Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
  • Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

                                                                                                                                                               Слайд № 26.                     


Извлечения из нормативно-правовых документов «Что должны знать


родители?»


Основа всего государства состоит

в правильном воспитании юношества.

Цицерон

КОНСТИТУЦИЯ РФ                                                                                                                             Слайд № 27.                     

Статья 38.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 43.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ                                                                                                            Слайд № 28.                             

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА                                                                                                 Слайд № 29.                     

Статья 26.

1. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВАХ                                                                             Слайд № 30.                               

Статья 13.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»                                                                                                   Слайд № 31.                     

Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса

  1. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
  2. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.
  2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.
  3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.

Рекомендации  родителям.                                                                      Слайд № 32     Слайд № 33

1. Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить уклад семьи на принципах здорового образа жизни:

- живите в определенном режиме труда, отдыха, питания, а именно: стремитесь своевременно ложиться спать и вставать, полноценно и рационально завтракать, обедать, а ужинать не позднее 19 часов;

- начинайте день с утренней физзарядки протяженностью не менее 30 минут, желательно на свежем воздухе с использованием пробежки и элементов гимнастики. После зарядки - душ, который нужно завершить обливанием холодной водой. Перед сном обливание повторить;

- бросьте курить, объясняя своим детям, что это форма самоубийства. Ограничьте употребление алкоголя, исключив в присутствии детей его употребление вообще;

- оставьте за порогом своего дома недовольство ценами, правительством, руководителями и подчиненными, неудачами и плохим самочувствием. Все это невольно передается членам вашей семьи. Происходит постепенное нагромождение стрессовой энергии, которая постепенно разрушает нервную систему, нарушает работу всех других систем организма, снижает его защитные функции;

- не становитесь рабами телевизора, особенно в выходные дни. Найдите время для общения с природой - в парке, за городом, на даче;

- очень хорошо если вы в свободное время увлекаетесь одним из видов спорта - бегом, футболом, теннисом, плаванием, восточными единоборствами;

- помните, что все ваши привычки - не более как стереотипы, создающие обманчивое чувство комфорта.                                                                            Слайд № 34

2. Если вы желаете видеть своего ребенка трудолюбивым (а лишь это дает возможность реализовать себе в жизни и претендовать на успех), придерживайтесь таких правил:

- никогда не лишайте своих детей участия в семейном труде, какой бы квалификации и умения он ни требовал. Это не только воспитывает необходимые в будущей семейной жизни навыки, но и формирует привычку, потребность все время делать что - то для семьи, является залогом будущего семейного благополучия;

- никогда не проявляйте непочтения, не говорите плохо о поступках членов вашей семьи, морально поощряйте трудовые усилия каждого. Выполнение работы должно в подсознании ассоциироваться с получением в итоге положительных эмоций. Страх неудачи не должен ограничивать инициативу и творчество;

- никогда не выносите «сор из избы». Утверждайте авторитет и почтение к своей фирме и к своей профессии у членов семьи, иначе вашему ребенку будет тяжело перестроить собственное сознание, и по инерции он аналогично будет относиться к своей «службе» и не добьется успеха и признания;

- никогда не делите в семье труд на «мужской» и «женский». Любое дело должно выполняться качественно. В этом залог воспитания чувства долга относительно любого труда, необходимость которого выдвигает жизнь.                                                                                                                                            Слайд № 35

3. Если вы хотите видеть своих детей способными создать крепкую семью, быть в ней счастливыми, подарить вам благодарных и культурных внуков, то:

- будьте выдержанные и спокойные в семейном кругу, сохраняйте доброжелательный, интеллигентный тон общении;

- уделяйте своим детям максимум внимания в свободное от работы время, интересуйтесь всеми их делами, сопереживайте вместе с ними, создавайте атмосферу абсолютного единства в семье;

- с подчеркнутым уважением относитесь к жене (мужу), постоянно возвышайте культ женщины, матери (отца - главы семьи, добытчика) в глазах своих детей. Избегайте ссор, конфликтов, скандалов, даже критики в адрес жены (мужа) в присутствии детей. Выясняйте свои отношения и отношения к детям до их возвращения из школы, чтобы предъявить единые требования, поддерживать высокий авторитет женщины - матери и мужчины - отца.                                                                                                                Слайд № 36

4. Если вы хотите видеть своих детей не закомплексованными в обществе, культурными, то:

- отнеситесь со всей серьезностью к работе школьных воспитателей, живо интересуйтесь успехами ваших детей. Не допускайте, чтобы ваши дети пропускали школу;

- не жалейте времени, а по возможности и средств для совместного культурного отдыха со своими детьми. Посещения театра, художественной выставки, концерта;

- находите время читать сами и приобщайте к миру книжной премудрости детей. Не найти лучшей гимнастики для ума и души, чем хорошая, полезная книга;

- было бы очень неплохо, если бы вы смогли привить своему ребенку одну, но очень пылкую страсть культурологического характера, или, как теперь говорят, хобби, которое было бы связано с искусством или духовной культурой. Длительное и серьезное увлечение в сфере интересного и прекрасного воспитывает в характере стойкую потребность в красоте, творчестве, эстетике, вырабатывает хороший вкус, не говоря уже о том, что заинтересованность вызывает стойкий иммунитет против влияния негативных обстоятельств окружения.                                                                                                                                        Слайд № 37

5. Если вы не желаете видеть своих детей беспринципными, циничными, отравляющими жизнь себе и другим, вам и окружающим, то не разрешайте себе заниматься в присутствии ваших детей сплетнями, критиканством по адресу своих родственников, знакомых, клиентов, учителей ваших детей. Если вы думаете, что в «перемывании костей» взрослыми в присутствии вашего ребенка нет ничего вредного, то вы очень ошибаетесь. У ребенка возникает подсознательное, а поэтому очень устойчивое убеждение, что мир состоит из подлецов и кретинов. Нигилизм и двуличность войдут в плоть и кровь ваших детей, и этого они никогда не смогут спрятать от окружающих и будут лишены любви и поддержки, доверия и дружбы, потому что приобретут репутацию желчных и неприятных людей, а в итоге - людей несчастливых.                                                  Слайд № 38

6. И наконец, вы желаете, чтобы ваш ребенок вырос добрым, внимательным, милосердным, готовым поддержать вас в старости. Чтобы на склоне лет вам не довелось горько разочароваться и остаться брошенным, одиноким, нужно уделить вам самим максимум внимания и уважения к собственным родителям, особенно в период их болезней, не оставлять их без опеки и помощи, как можно чаще украшать их одиночество своим присутствием, лаской, жертвуя при этом, возможно, частью своего комфорта и денег. Делайте это вместе с вашими детьми. Воспитанные на примере постоянной заботы о старости, они обязательно будут милосердными и к вам в сложное для вас время. Душевные усилия, потраченные на любовь и заботу, вернутся к вам.

Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа»        Слайд № 39.                     

21 января 2010 года,  Санкт-Петербург

В выступлении на церемонии открытия Года учителя Президент подчеркнул, что суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»   Слайд № 40.                     

(утверждена Президентом Российской Федерации)

Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего                                                                                 Слайд № 41.                     

Какими характеристиками должна обладать школа в XXI веке?

Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступенях.

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа – это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями – школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой, столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования                                                 Слайд № 42.                     

  •          1. Переход на новые образовательные стандарты 
  •          2. Развитие системы поддержки талантливых детей
  •         3. Совершенствование учительского корпуса 
  •         4. Изменение школьной инфраструктуры 
  •         5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 
  •         6. Расширение самостоятельности школ 

    5. Сохранение и укрепление здоровья школьников                                          Слайд № 43.                     

    Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

    Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – всё это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлён переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году  введён новый норматив занятий физкультурой – не менее трёх часов в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

    Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребёнка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учётом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья.
                                                                                                                                           
    Слайд № 46.                     
    От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива «Наша новая школа» должна стать делом всего нашего общества.

Презентации учащихся (5 – 11 кл.)

 

  Стандарты второго поколения                                          

       

                       Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор

                                                                                             ( Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)

Рекомендации по организации совместной работы обраэовательного учреждения, семьи и социума          

      По результатам многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но попытки ряда исследователей заглянуть чуть глубже, выявить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чём они видят его смысл, показывают, что многие подростки рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни, буквально: курить, выпивать, «отрываться» на дискотеках, в ночных клубах и залах игровых автоматов, подолгу «зависать» у компьютера,  вести свободную сексуальную жизнь, рисковать в экстремальном спорте, экспериментировать с психоактивными веществами — и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

       

           Подобная трактовка ценности здоровья вряд ли может быть признана конструктивной как для человека, так и для общества. В такой ситуации становится всё более необходимым делать акцент на формировании у школьников активистской культуры здоровья.

      Для полноценной   реализации   внеурочной   программы спортивно-оздоровительной деятельности подростков необходима организация социального партнёрства образовательного учреждения, семьи, управляющих и общественных структур спортивно-оздоровительной направленности.                                                                                                                         Слайд № 44.                     

     Социальное партнёрство — тип социального взаимодействия, участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.  

В основе социального партнёрства лежат принципы:

 •добровольности;

•        взаимовыгодности и взаимодополняемости;

•        открытости участников партнёрства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнёрство;

•        согласования интересов на основе переговоров и компромисса;

•        закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах;

•        взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договорённостей;

•        взаимопомощи (а при необходимости — взаимозащиты) участников партнёрства в отношениях с иными субъектами за  его пределами.

         

           Ключевым фактором успешности социального партнёрства в сфере реализации образовательных программ является взаимодействие школы и семьи. Именно от отношения семьи во многом зависит, насколько полноценной и продуктивной будет деятельность школьника.

                 

          Однако современные семьи настолько разнообразны и самобытны (независимы или почти независимы от внешних (регламентаций и ограничений),  что невозможно говорить о каком-то универсальном рецепте вовлечения семьи в партнёрство со школой (в том числе во внеурочной сфере). Даже среди семей с позитивным воспитательным потенциалом наблюдаются заметные различия, которые необходимо учитывать.

                                                                                                                                                           Слайд № 45.                     

               Семьи с доминантой религиозных ценностей  (христианских, мусульманских, иудейских, буддийских и др.) Высшей ценностью в таких семьях признана вера в Бога.  Ценности культуры, общественной и частной жизни рассматриваются сквозь призму того,  насколько они приближая удаляют человека от высшей ценности. Семьи довольно осторожны и избирательны в своих контактах с другими социальными субъектами, особенно религиозно индифферентными. Однако если контрагенты вызывают у религиозно ориентированной семьи доверие, она может стать как  просто надёжным партнёром, так и ценным посредником в отношениях с близкой ей религиозной общиной (организацией).

             

             Семьи с доминантой светско-гуманистических ценностей. Высшая ценность в этих семьях — ценность Человека как  существа, не нуждающегося во внешнем оправдании, творца культуры и субъекта истории. А главное, что воспитывается в детях — доброе, заботливое отношение к другим людям, гуманность и альтруизм, устремлённость к свободе, труду и творчеству. Такие семьи максимально открыты к  взаимодействию с просоциальными общественными субъектами; способны выступать инициаторами партнёрства в сфере воспитания, безусловно поддерживать позитивные и противостоять негативным тенденциям в развитии социальных контактов по вопросам воспитания.

             

     

           Семьи с доминантой прагматических (широко практицистских) ценностей во главу угла ставят ценности делового успеха, профессионального и карьерного роста, материального благополучия и финансовой независимости. При этом детям прививается уважительное отношение к чужому успеху и достижениям, чувство здоровой конкуренции. Впрочем, необходится без некоторой доли недоверия, скепсиса в отношении людей, которые идут по жизни иными путями. Прагматически ориентированные семьи в меньшей степени, чем светско-гуманистические, но всё-таки тоже открыты к конструктивному социальному взаимодействию в сфере воспитания.Оно их интересует в первую очередь той пользой, которую может принести семье. Впрочем, им не чужды и интересы контрагентов. Семьи, относящиеся к данному типу, придают межсубъектным отношениям деловой, целесообразный и взаимообязывающий характер.

             

           Семьи с доминантой утилитарных (узко практицистских) ценностей. Интересы и ценности таких семей замкнуты на самих себя, на воспроизводство сложившегося образа жизни. Идеал жизнедеятельности членов таких семей — делать то, что полезно и привычно для семьи, руководствуясь при этом не высшими   ценностями   и   рациональными   соображениями, а рассудком и здравым смыслом. Члены семьи живут своим мирком, доморощенными нормами, правилами, образцами, которые впрочем, не противоречат социально одобряемым. Такие семьи не видят особой необходимости во взаимодействии с другими социальными субъектами по вопросам воспитания. Присущая им зацикленность на собственных, доморощенных нормах, правилах, образцах затрудняет их участие в договорных отношениях. Конечно, их можно втянуть в эти отношения, но они предпочтут быть не партнёрами, а наблюдателями, сочувствующими другим, но не разделяющими с ними ответственность.

       

         Семьи с доминантой гедонистических ценностей. Получение удовольствия от жизни, необременительная работа (учёба), весёлый и разнообразный досуг, бытовой комфорт — вот то, что прежде всего ценится в таких семьях. При этом все эти устремления «разумно эгоистичны» — здесь не желают зла другим,   не  используют их как  средство для  достижения собственных целей, потребление удовольствий и благ не носит стяжательского характера. Гедонистически ориентированные семьи могут быть благосклонны, снисходительны к взаимодействию с другими социальными субъектами в сфере воспитания, но при этом постараются избежать какой-либо ответственности. Однако, в отличие от семей предыдущего типа, эти семьи можно увлечь идеей и практикой воспитательного партнёрства, в том числе в вопросах организации спорта, оздоровления, спортивного досуга детей, создания комфортной среды, положительного эмоционального микроклимата и т.п.

Итог

В воспитательной и здоровьесбсрегающей работе школы необходимо учитывать и зависимость поведения детей от воздействия средств массовой информации. Приходится признать, что на здоровье детей
воздействие СМИ скорее негативное. Огромный объем ненужной информации перегружает память, отвлекает внимание от
важных дел, вызывает утомляемость, повышенную нервозность и раздражительность.
Конечно, школа и родители не могут изменить работу СМИ, но скорректировать их
воздействие на психику, здоровье детей —
не только возможная, но и необходимая задача школы и родителей. Классные руководители часто напоминают, чтобы родители регламентировали просмотр передач детьми, помогали детям делать правильный выбор передач.

При выборе направления работы с родителями по вопросам здоровьесбережения коллектив школы, как показывает практика, должен учитывать: результаты социологического опроса родителей (какими видят родители своих детей); имеющиеся условия для психофизического благополучия детей в школе и семье (при необходимости — их создание); осуществление сотрудничества в вопросах оздоровления; необходимость привлечения родителей к работе педсоветов и совещаний.

На каждом собрании раздавать памятки по проблемам воспитания и здоровья детей. Чтобы памятки не терялись, сформировать «Папку семейного воспитания», куда вкладывать не только памятки, но и вырезки из газет, касающиеся воспитания детей. Многие родители тоже могут завести такие папки, назвав их «С любовью к своим детям.

Энергизатор                                                                                                      Слайд № 47.                     

        

Назвать свое имя и сказать определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем педсовете.

 Наталья – ну, что же, неплохо;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие семьи и школы в развитии творческой личности ребёнка"

Этот материал может стать основой для проведения педагогического совета. В нём изложен материал, который отражает особенности взаимодействия школы, родительской обществености, семей учащихся....

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка...

взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка

выступление на педагогическом совете...

Выступление на педсовете на тему "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"

Доклад на педсовете на тему "Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребёнка"...

Основные направления взаимодействия семьи и школы в вопросах укрепления здоровья детей

Младший школьный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие и становление функциональных систем организма, ...

Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника

Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит от того как складываются отношения между семьёй и школой....

Родительское собрание по теме: "Взаимодействие семьи и школы в интересах ребёнка"

ldquo;Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это ...