Рабочая программа по факультативному курсу «Этика: азбука добра»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Данная образовательная программа направлена на обучающихся 1-4 классов. Программа относится к направлению общественно полезная практика, разработана на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой для внеурочной деятельности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_etika_azbuka_dobra.docx | 58.16 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №25»
г. Балаково Саратовской области
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №25 _______ А.А.Разумовская «______» ___________2011 г Протокол педагогического совета №_1___ от «_31_» __августа___2011 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
«Этика: азбука добра»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Учитель начальных классов
Трубинова Лариса Геннадьевна
2011г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по факультативному курсу «Этика: азбука добра» (общественно полезная практика) разработана на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И. Петровой для внеурочной деятельности младших /Сборник программ внеурочной деятельности" к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века- М.: Вентана-Граф, 2011.- Руководитель проекта – член-корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова/ Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа адресована учащимся 1-4-х классов средней общеобразовательной школы № 25. Возрастная категория: 7 – 11 лет.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования 2009 г. и БУПу 2004 г.
Место предмета в учебном плане.
Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 1 час занятий в неделю. Общее количество- 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика факультатива.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, экскурсии, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета .
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
- класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
- класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
- класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
- класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этика: азбуки добра » .
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Содержание тем учебного курса
Школьный этикет – 23 часа (понятие об основных правилах поведения в школе). -Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) – 39 часов
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в
реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации
словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать
сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
О трудолюбии – 29 часов
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида – 22 часа
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет – 22 часа
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в
общественных местах.
Формы контроля: тестирование.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Основные требования к уровню подготовки школьников, обучающихся по данной программе
Школьники научатся:
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Оценивать внешний вид человека.
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Календарно-тематическое планирование
по факультативу «Этика: азбука добра» в 1 классе
1 час в неделю (33 часа)
№ | Дата | Содержание | Кол-во часов | Коррек-тировка |
Школьный этикет -5 ч. | ||||
1 |
| Мы пришли на урок. | 1 | |
2 |
| Зачем нужны перемены? | 1 | |
3 |
| Мы – в школьной столовой. | 1 | |
4 |
| Классный коллектив. | 1 | |
5 |
| Повторение: золотые правила школьной жизни. | 1 | |
Правила общения – 10 ч. | ||||
6 |
| Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность). | 1 | |
7 |
| Чем я богат? (человеческие качества) | 1 | |
8 |
| Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | |
9 |
| Уважай старших. | 1 | |
10 |
| Гостевой этикет. | 1 | |
11 |
| У меня зазвонил телефон. | 1 | |
12 |
| Мой учитель. | 1 | |
13 |
| Подумай о других: сочувствие – как его выразить? | 1 | |
14 |
| Моя семья. | 1 | |
15 |
| Моя семья. | 1 | |
О трудолюбии – 8 ч. | ||||
16 |
| Что помогает учиться лучше.(старательность). | 1 | |
17 |
| Что помогает учиться лучше. Правильное питание. | 1 | |
18 |
| Как мы трудимся в школе и дома Режим дня. | 1 | |
19 |
| Бережливость: каждой вещи своё место. | 1 | |
20 |
| Книжкины друзья. Помощь школьной библиотеке. | 1 | |
21 |
| Книжкины друзья. Помощь школьной библиотеке. | 1 | |
22 |
| Все профессии нужны. | 1 | |
23 |
| Профессии моих родителей. | 1 | |
Культура внешнего вида -5 ч. | ||||
24 |
| Основные правила Мойдодыра. | 1 | |
25 |
| Основные правила Мойдодыра. | 1 | |
26 |
| Каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | 1 | |
27 |
| Внешний вид школьника. | 1 | |
28 |
| Как себя украсить? | 1 | |
Внешкольный этикет – 5ч. | ||||
29 |
| Правила поведения на улице, в транспорте. | 1 | |
30 |
| Правила поведения в общественных местах. | 1 | |
31 |
| Удивительный сосед. | 1 | |
32 |
| «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | |
33 |
| Праздник «Да здравствует вежливость и доброта!» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по факультативу «Этика: азбука добра» во 2 классе
1 час в неделю (34 часа)
№ | Дата | Содержание | Кол-во часов | Коррект. |
Школьный этикет – 6 ч. | ||||
1 | Правила поведения в классе. | 1 | ||
2 | Обязанности дежурного по классу. | 1 | ||
3 | Дисциплина в школе и в классе. | 1 | ||
4 | Классный коллектив. | 1 | ||
5 | В библиотеке: люби книгу. | 1 | ||
6 | Повторение: золотые правила школьной жизни. | 1 | ||
Правила общения -9 ч. | ||||
7 | Приветствие и прощание. | 1 | ||
8 | Правила обращения. | 1 | ||
9 | Волшебные слова. | 1 | ||
10 | Товарищи и друзья. | 1 | ||
11 | Как завоёвывать друзей. | 1 | ||
12 | Дал слово – держи. | 1 | ||
13 | Мимика, жесты и поза в общении. | 1 | ||
14 | Диалоги со сверстниками. | 1 | ||
15 | Мальчики и девочки. Как выразить симпатию? | 1 | ||
О трудолюбии – 7 ч. | ||||
16 | Учусь всё делать сам. | 1 | ||
17 | Как родители заботятся обо мне. | 1 | ||
18 | Обязанности «мужские» и «женские». | 1 | ||
19 | Мои домашние обязанности. | 1 | ||
20 | Книжкины друзья. Помощь школьной библиотеке. | 1 | ||
21 | Все профессии нужны. Экскурсия на хлебокомбинат. | 1 | ||
22 | Профессии моих родителей. | 1 | ||
Культура внешнего вида – 7 ч. | ||||
23 | Правила личной гигиены. | 1 | ||
24 | Встречают по одёжке… | 1 | ||
25 | Какая причёска! | 1 | ||
26 | Внешний вид школьника. | 1 | ||
27 | Полезные привычки. | 1 | ||
28 | Полезные привычки. История носового платочка. | 1 | ||
29 | Вредные привычки. Курение. | 1 | ||
Внешкольный этикет – 5 ч. | ||||
30 | На улицах города. | 1 | ||
31 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | ||
32 | Ты в ответе за тех, кого приручил. | 1 | ||
33 | Поведение на природе. | 1 | ||
34 | Поведение на природе. Экскурсия в парк. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по факультативу «Этика: азбука добра» в 3 классе
1 час в неделю (34 часа)
№ | Дата | Содержание | Кол-во часов | Коррект. |
Школьный этикет – 6 ч. | ||||
1 | Устав школы. Наши права и обязанности. | 1 | ||
2 | Взаимопомощь: учёба и труд. | 1 | ||
3 | Будь активным человеком! | 1 | ||
4 | Как организовать самопроверку и взаимопроверку | 1 | ||
5 | Школьное имущество надо беречь. | 1 | ||
6 | Сохраним в порядке книжки и тетрадки | 1 | ||
Правила общения – 10 ч. | ||||
7 | Время надо беречь. | 1 | ||
8 | Старших уважай, малышей не обижай! | 1 | ||
9 | Слово лечит, слово ранит. | 1 | ||
10 | Сорные слова. | 1 | ||
11 | Свет мой, зеркальце, скажи… | 1 | ||
12 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | 1 | ||
13 | Наши имена. | 1 | ||
14 | Самолюб никому не люб. | 1 | ||
15 | Добрым жить на белом свете радостно. | 1 | ||
16 | Правила классного коллектива. | 1 | ||
О трудолюбии – 7 ч. | ||||
17 | Труд кормит, а лень портит. | 1 | ||
18 | В гостях у сказки. | 1 | ||
19 | Соревнования «А ну-ка, девочки!» | 1 | ||
20 | Книжкины друзья. Помощь школьной библиотеке. | 1 | ||
21 | Соревнования «А ну-ка, мальчики!» | 1 | ||
22 | Все профессии нужны. Экскурсия в пожарную часть.. | 1 | ||
23 | Профессии моих родителей. | 1 | ||
Культура внешнего вида – 5 ч. | ||||
24 | Встречают по одёжке… | 1 | ||
25 | Всегда ли украшения нас украшают? | 1 | ||
26 | Культура внешнего вида. Экскурсия в прошлое. | 1 | ||
27 | Полезные привычки. Правила личной гигиены. | 1 | ||
28 | Вредные привычки. Алкоголизм. | 1 | ||
Внешкольный этикет – 6 ч. | ||||
29 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | ||
30 | Мы идём в гости. | 1 | ||
31 | Посиделки – чаепитие. | 1 | ||
32 | «В гостях у дедушки Этикета» | 1 | ||
33 | Наш прекрасный город! | 1 | ||
34 | Поведение на природе. Экскурсия по улицам города.. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
по факультативу «Этика: азбука добра» в 4 классе
1 час в неделю (34 часа)
№ | Дата | Содержание | Кол-во часов | Коррект. |
Школьный этикет – 6 ч. | ||||
1 |
| Устав школы. Наши права и обязанности. | 1 | |
2 |
| Учитель и ученик. Правила общения. | 1 | |
3 |
| Правила общения с одноклассниками. | 1 | |
4 |
| Школа – наш второй дом. | 1 | |
5 |
| Игра «Город вежливости». | 1 | |
6 |
| Старших уважай, малышей не обижай! | 1 | |
Правила общения – 10 ч. | ||||
7 |
| Как аукнется – так и откликнется. | 1 | |
8 |
| Жестикуляция и мимика в общении людей. | 1 | |
9 |
| Жестикуляция и мимика в общении людей. | 1 | |
10 |
| Правила приветствия. | 1 | |
11 |
| Дал слово – держи. | 1 | |
12 |
| Л. Пантелеев «Честное слово» | 1 | |
13 |
| Диалоги со сверстниками. Практикум. | 1 | |
14 |
| Диалоги со сверстниками. Проблемные ситуации. | 1 | |
15 |
| Добрым жить на белом свете радостно. | 1 | |
16 |
| Один за всех и все за одного. | 1 | |
О трудолюбии – 7 ч. | ||||
17 |
| Не лежи на печи – будешь есть калачи. | 1 | |
18 |
| Трудолюбивый и ленивый. Литературное путешествие. | 1 | |
19 |
| Трудолюбивый и ленивый. Литературное путешествие. | 1 | |
20 |
| Книжкины друзья. Помощь школьной библиотеке. | 1 | |
21 |
| Конкурсная программа «Мамины помощники» | 1 | |
22 |
| Культура физического и умственного труда. | 1 | |
23 |
| Герои труда. | 1 | |
Культура внешнего вида – 5 ч. | ||||
24 |
| Встречают по одёжке… | 1 | |
25 |
| Одежда и осанка. | 1 | |
26 |
| Что значит «выглядеть взрослым»? | 1 | |
27 |
| Полезные и вредные привычки. | 1 | |
28 |
| Вежливость и внешний вид. | 1 | |
Внешкольный этикет – 6 ч. | ||||
29 |
| Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | |
30 |
| Проект "Что такое «хорошо» и что такое «плохо»7" | 1 | |
31 |
| Игра-соревнование «Школа этикета» | 1 | |
32 |
| Социальная акция «Чистый двор» | 1 | |
33 |
| Готовимся к празднику. | 1 | |
34 |
| Семейный праздник «Стали мы на год взрослей!» | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
1. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века- М.: Вентана-Граф, 2011.
Образовательные диски
1.Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
2.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007.
3. Мультимедийная энциклопедия.
Литература
1.Е.Н. Арсенина, Л.Б. Кислова. Внеклассные мероприятия в начальной школе. – Волгоград: Учитель. 2005. – 185 с.
2. Т.Н. Максимова. Классные часы: 3 класс /М.:ВАКО, 2008. – 272 с.
3. С.Н. Подгорная, О.В. Перекатьева. Современные праздники в начальной школе (1 – 4 классы) Практическое пособие для учителей начальных классов средних школ. – М: ИКЦ «МарТ», 2004. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка (1 класс) "Этика: азбука добра".
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"
Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра"
Данная прорамма внеурочной деятельности "Этика:Азбука добра" разработанна в соответствии с требованиями ФГОС и возрастными особенностями детей начальной школы. Программа содержит пояснительную з...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» , составлена в соответствии с ФГОС
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рабочая программа для 3 класса «Этика: азбука добра» ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика:азбука добра"4 класс
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Необходимость нрав...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС второго покаления. Предназначена учителям работающим в 1 классе....