Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу
материал по теме
Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. Задача учителя - создать условия, организовать образовательную и внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга, уважали традиции и культуру разных народов, живущих в одной стране - России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnye_otnosheniya.docx | 195.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа № 2”
округа Муром Владимирской области
Перед современными педагогами стоит задача формирования новой культуры отношений. К сожалению, в нашем обществе много агрессии, нетерпимости и непримиримости. Стремительный темп жизни, социальные проблемы и воспитательная инерция родителей по отношению к детям порождают отсутствие толерантности у современных детей. Осознавая важность данного вопроса воспитания, Министерством образования и науки РФ рекомендована государственная программа. Основная ее цель - воспитание детей в духе терпимости, уважения друг к другу независимо от вероисповедания, национальной принадлежности, социального и материального уровня родителей. Данная программа построена на принципах толерантности:
Отказ от насилия;
Добровольность выбора;
Искренность убеждений.
Наибольшую сложность у младших школьников вызывают такие требования толерантного отношения к окружающим, как проявление терпимости к чужому мнению или поведению, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками как к равным. Распространенным явлением в группе детей младшего школьного возраста становится то, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, дразнят, обижают, между детьми происходят постоянные стычки, драки, проявляется агрессия.
Перед педагогами стоит задача формирования толерантных взаимодействий. Оно не является врожденным, а развивается, подвергается стимулированию и коррекции.
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.
В.А.Сухомлинский
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур. Задача учителя - создать условия, организовать образовательную и внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы дети понимали и принимали друг друга,
уважали традиции и культуру разных народов, живущих в одной стране - России.
Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.
В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. Межличностная
толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. На мой взгляд, толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими и эмпатией по отношению к ним. Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Чем же толерантная личность отличается от интолерантной? Этих отличий довольно много. Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Зная о них, толерантные люди менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для самореализации у них выше. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.
Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремиться снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такого – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии. Ориентация на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться. Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими. Авторитаризм. Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе. Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Младший школьный возраст наиболее оптимальный для формирования толерантных взаимоотношений.
Являясь классным руководителем 3 «В» класса, большое внимание уделяю толерантности учащихся. Цель моей работы - воспитание личности, любящей свою Родину, имеющей активную гражданскую позицию,
обладающей духовной культурой, умеющей определиться и адаптироваться в современных условиях. Исходя из этой цели, я как учитель ставлю перед собой следующие задачи:
развивать познавательную активность учащихся, как условие интеллектуального, духовно нравственного, коммуникативного и физического самовыражения;
формировать интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности ребенка; содействовать развитию творческих способностей; создавать содружество детей, педагогов и родителей.
Мы все чаще и чаще говорим о толерантном мире, т.е. мире без жестокости и насилия, мире, в котором главной ценностью является неповторимая и
неприкосновенная человеческая личность. Но произносить эти красивые слова недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.
Следовательно, моя задача, как учителя: воспитание свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Толерантность предполагает и терпимое, а лучше, дружелюбное отношение между мальчиками и девочками класса, отношение к окружающим людям, к родителям. Поэтому, чтобы реализовать данную цель я организую систему
дел на протяжении четырёх лет.
Учитывая возрастные особенности первоклассников, я в течение первого учебного года провожу коллективные мероприятия, которые помогают
каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, узнать что-то новое о ребятах, найти новых друзей. Так, как для детей 6-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны взрослых людей, я опираюсь в своей воспитательной работе на доверительные отношения родителей и детей и активно привлекаю родителей к делам класса.
В 1 классе я ставлю целью воспитательного процесса: помочь каждому ребенку в осознании неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника.
Задачи: Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива.
Помогать первоклассникам легче переносить адаптационный период.
Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
Воспитывать у учащихся умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.
Активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям.
Формировать традиции классного коллектива.
За период начальной школы ребенок приобретает новые ценностные ориентиры в общении. Оценка товарищей, мнение детского коллектива становятся постепенно основными мотивами поведения школьника. Педагогу необходимо строить свой воспитательный процесс с учетом этих особенностей развития. Именно в этот период учитель начальных классов начинает формировать коллективные связи и отношения, опираясь на возникающее у детей общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимную оценку, желание делать все сообща, делать то, что делают другие. Трудовая и игровая деятельности, присутствующие в жизни младшего школьника, имеют большое значение в формировании толерантных взаимоотношений. А особое значение для установления неконфликтных отношений имеют игры с правилами. Игра требует от участников организованности, внимания и проявления воли. Несколько участников, которые играют, должны действовать согласованно, т.е. возникает командность. Дети должны действовать в соответствии с правилами, которые опять предполагают коллективные действия. Эффективной игра становится благодаря участию взрослого на равных позициях с детьми, который поддерживает и поощряет его самостоятельность и делает ее серьезной, привлекательной, создается атмосфера сотрудничества. Еще одним важным условием успешного формирования толерантных
взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Причинами заниженной самооценки могут быть: Объективные недостатки. Вымышленные недостатки. Неуспех в общении. Угроза отчуждения в детстве. Чрезмерное внимание к внешним оценкам, исходящим от значимых для ребенка лиц. Причины завышенной самооценки все перечисленные мною, только наоборот. Дети с заниженной самооценкой не уверенны в себе, бояться вступать в отношения с другими, держатся в стороне от общих дел, а при общении проявляют либо замкнутость, либо агрессию. А дети с завышенной самооценкой, из-за своей исключительности, тоже попадают в зону отчуждения, и поведение их может носить тот же, описываемый выше характер. Формирование толерантности осуществляется и в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах. Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды. Процесс формирования толерантных отношений и качеств личности младшего школьника представлен в следующей таблице:
№№ п\п | Поле формирования толерантных отношений | Формы работы |
1. | Урочное занятие | Подбор и конструирование заданий, направленных на формирование и развитие толерантных качеств личности |
2. | Жизнь класса | Психологически точное распределение ролей и обязанностей в классе, проведение классных часов в форме игр и тренингов, выстроенных в систему формирования толерантных отношений между учащимися |
3. | Внеурочная деятельность | Построение программы формирования толерантных отношений и качеств личности учащегося и взаимосвязь программы с другими формами внеучебной деятельности: туристической, кружковой, проектной, исследовательской и др. |
Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:
сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, если обеспечиваются:
доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;
создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;
оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:
при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, значимость друг для друга, способность и готовность к независимости своей позиции;
обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;
создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, совмещая это с уважительным отношением к мнению других;
не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;
добиваться правильной позиции лидеров, организаторов работы в классе, микрогруппах;
обеспечить динамику количественного и качественного состава микрогруппы, сменяемость ролевых позиций детей, лидеров, организаторов в зависимости от видов деятельности;
создавать ситуации, стимулирующие взаимопомощь детей друг другу и другим микрогруппам, ситуации успеха через успех другого, успех группы;
с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы (по желанию, способностям, интересам, стихийные);
добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умения корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;
при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, я опираюсь на личностно-ориентированный и деятельностный подход. В своей работе я придерживаюсь принципов и правил, которые помогают мне построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативно. Принцип целенаправленности. Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. Правила: развитие интереса к проблеме толерантности; развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности; четкое определение конечного результата воспитательных воздействий; постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов,
потребностей, особенностей учащихся; Учет индивидуальных и половозрастных особенностей. Воспитание толерантности во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.
Правила: тщательное изучение особенностей личности воспитанника; организация педагогических действий на опережение (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не закрепилось в сознании); определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в соответствии с индивидуальными и половозрастными особенностями, сочетая их с самовоспитанием; Принцип культуросообразности . В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. Правила: опираться на положительный опыт взаимодействия ребенка с миром; учитывать культурный уровень микросреды ребенка (класс, семья, друзья); отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике; использовать потенциал культуры мира Принципы связи воспитания толерантности с жизнью. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие
расхождения слова с делом. Правила: подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям с окружающим миром; демонстрация последствий толерантности и интолерантности; поиск способов решения, сотрудничество и диалог; возложение ответственности за свое поведение (толерантные или интолерантные действия). Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Правила: организация общения с позиции педагогического такта, доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение в любых обстоятельствах. Принцип опоры на положительное в ребенке. Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у детей и подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми. Правила: выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки на толерантность; создание ситуации успеха Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности. Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. Правила: изучение возможностей, особенностей и потенциала микросреды; опираться на возможности и уровень социальной среды; интеграция микросреды в воспитательный процесс по формированию
толерантности. Принцип единства знания и поведения. Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и на поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. Правила: соблюдение взаимосвязи уровней формирования толерантности; перевод толерантности из области знания в область действия. Принцип диалогичности и сотрудничества. Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. Правила: актуализация, стимулирование потребности воспитанников к
самовоспитанию толерантности; организация активных форм и методов воспитания толерантности. Принцип воспитывающей рефлексии. Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанникам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. Правила: побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности. Таким образом, учитывая все принципы и правила воспитания толерантности в классном коллективе, я организую воспитательную работу, стараюсь добиваться высоких результатов.
Но воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения "учитель – ученик". Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Если педагог толерантен, он уверен, открыт, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. И еще очень важный момент:
воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле "родители + дети + учитель". Таким образом, семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.
Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы. Поэтому на базе нашего класса создан семейный клуб «Наша дружная семейка». Цель создания: объединить усилия школы и семьи в вопросах толерантного воспитания и развития ребёнка, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов; предоставить возможность родителям общаться друг с другом и детьми, делиться опытом семейного воспитания, повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела, способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Семейный клуб - это предложение объединить усилия неравнодушных людей для развития культуры семьи, семейных отношений, ценностей, традиций.
Это - питательная среда для семейного творчества, исследования, созидания.
Это - возможность живого, непосредственного, равноправного общения в дружеском кругу: родителей с детьми и между собой, детей - с родителями и друг с другом.
Это - особый опыт, позволяющий полнее, ярче, острее прочувствовать и понять свой семейный мир, свои семейные ипостаси - родительскую, сыновью, дочернюю...
В семейном клубе дети и их родители имеют возможность непринужденно, естественно соотнести свой опыт, свои трудности и чаяния с опытом «себе подобных», что дает основания пройти этот ответственный этап жизни семьи более качественно, уверенно, укрепив свои позиции. Дети и родители в клубе не противопоставлены друг другу, а сосуществуют и действуют совершенно равноправно - в равной мере разделяя ответственность, попеременно беря инициативу в свои руки.
Этот опыт весьма поучителен и для взрослых, и для детей. Для ребенка такая практика особенно эффективна, ибо он имеет возможность ощущать свою принадлежность и к миру семьи, и к миру сверстников - одновременно, непротиворечиво, а это важнейшая задача его взросления. У него укрепляются и развиваются ценности семьи вообще и своей, в частности, ибо эти ценности принимаются в среде сверстников. Впрочем, сложно сказать, для кого - родителей или детей, - встречи в клубе более значимы...
В рамках семейного клуба проходят различные занятия и тренинги, «посиделки» и ритуалы, походы и представления. Главное же - сама атмосфера семейного клуба, его люди.
Организация клубов родителей в начальной школе - благодатное дело. Оно сплачивает родителей, позволяет развивать собственную наблюдательность в воспитании детей, формировать родительскую адекватность самооценки, критичность во взглядах на собственное воспитание, помогает избежать в будущем проблем подросткового возраста. Занятия в клубе формируют единомышленников - энтузиастов, способных впоследствии стать авторитетными друзьями для многих ребят, столкнувшихся с серьезными жизненными проблемами. Большим подспорьем в работе классного руководителя с учащимися играют клубы творчества, членами которого являются родители и дети. В них ребята и их родители объединены общим увлечением, которое не только сплачивает взрослых и детей, но и формирует совершенно иной мир взаимоотношений детей и взрослых. Изучение мира животных и растений, флористика, живопись, увлечение поэзией и спортом, шитьем и вязанием - все эти увлечения стали основой создания нашего клуба. Клубное занятие - это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе. Красивой традицией класса стала ежегодная презентация работы клуба: маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, стихотворный отчет участников клуба.
В своей деятельности использую нетрадиционные формы проведения внеклассных мероприятий, например, к празднику 8 Марта готовим литмонтаж в стихах для мам и бабушек в 1 классе, а далее проводим конкурсно- развлекательные мероприятия «А ну-ка, бабушки!» или КВН, в котором участвуют и мамы, и бабушки, и дети. Более 25 лет работы в школе я всеми силами старалась не обижать, не отталкивать от себя родителей, а дружить с ними. Каждый раз, получая класс, я с надеждой жду встречи с родителями моих будущих воспитанников. Будут ли они помогать мне в работе, станут ли моими единомышленниками? Только вместе с родителями, общими усилиями мы можем добиться того, чтобы ребенок раскрыл свои способности, стал толерантным.
С первых дней стараюсь заинтересовать родителей школьной жизнью, привлечь их к внеклассной работе, и многие из них охотно откликаются. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, с удовольствием принимающих участие в организации того или иного мероприятия, оказывающих посильную помощь. Остальные родители включаются в работу постепенно в течение года. Я как классный руководитель много и с удовольствием работаю с родителями моих учеников. Формы работы самые разнообразные: классные родительские собрания, нетрадиционные встречи за чашкой чая,
индивидуальные беседы, посещения родителей и учащихся на дому, дни открытых дверей. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Традиции сплачивают коллектив, способствуют утверждению благоприятной эмоционально-психологической атмосферы, в которой вдохновенно работается, интересно живется, где каждый уверен в поддержке. 1. Акция «Мы рядом»: учащиеся посещают заболевших одноклассников и оказывают им помощь».
2. Конкурсы: «А ну-ка девочки», «А ну-ка мальчики».
3. Зимние и летние соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья».
4. «Праздник рождения класса». Эта дата отмечается ребятами каждый год.
5. День именинника «Ура! Я родился», который мы решили проводить совместно с родителями.
6. «День книголюба» - беседы о писателях и их произведениях, конкурс чтецов и т.д.
7. 1 апреля «День смеха»: он способствует снижению тревожности учащихся класса, формированию наблюдательности, воспитанию оптимизма, находчивости.
Когда мы обсуждали данные мероприятия с детьми, которые с учителем планируем сделать традиционными, они все включились в обсуждение и планирование проведения данных дел. Это доказывает эффективность коллективного планирования воспитательной работы в классе и позволяет все классные дела проводить как коллективные творческие, а не формальные мероприятия.
Система мероприятий и коллективно-творческих дел, которые я разработала, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами. Учитывая возрастные особенности учеников, я проводила коллективные дела, которые помогли каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, с которыми они знакомы уже не первый год, найти новых друзей. Поскольку для учащихся очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекаю
родителей к делам класса. Стараюсь помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника, воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим. Во время собраний дети участвуют вместе с родителями в разных интересных формах совместной активности: разыгрывают спектакли, устраивают концерты, подвижные игры, проводят разнообразные соревнования и конкурсы, читают вслух книги, смотрят «мультики» с последующим обсуждением, устраивают чаепития по поводу дней рождения и т.д. Дети, участвуя в работе клуба, учатся играть и обращаться друг с другом и взрослыми в свободной, не стесненной школьной дисциплиной обстановке, реализуют потребность в самооценке. У них развиваются жизнерадостность, остроумие, стремление к самостоятельности и творчеству, расширяется их кругозор, формируется правильное и оптимистическое мировоззрение, воспитываются умения и навыки хорошего тона и дружелюбного, благожелательного поведения. В семейном клубе воспитываются не только дети, но и сами родители приобретают умения и навыки жизни в гражданском обществе, становятся активными гражданами, способными принять на себя ответственность не только за свой дом и свою семью, но и за детей из других семей, за развитие общественно-полезной обучающей и воспитательной среды для всех детишек, в том числе и из малообеспеченных и неблагополучных семей. Огромную роль в формировании толерантности играют и семейные традиции, которые существуют и в сфере быта: если в семье традиционной станет взаимопомощь по домашнему хозяйству, исчезнут перегрузки у части ее членов, преимущественно у женщин, легче можно будет разрешить проблему свободного времени, появятся дополнительные возможности для духовного развития, самообразования, культурного отдыха, физического самосовершенствования. Нравственно – воспитывающий потенциал семейных традиций огромен. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции накладывают свой отпечаток и на культуру человеческих потребностей, желаний, способствуют выработке умения управлять своими желаниями, регулировать их, отказаться от части из них на благо семьи. Традиции влияют и на формирование качеств личности. Воспитание чувства долга, умения нести ответственность за свои поступки, друг о друге значительно более успешно осуществляется в семьях с установившимися положительными традициями. Однако следует помнить, что эти традиции возникают не сами по себе. Для их создания необходимы большой и нелегкий труд, высокая духовная культура родителей.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Кажется, совсем недавно мои ученики, доверчиво протянув ладошки выпускникам школы, прошли после праздничной линейки через школьный двор и впервые переступили порог своего второго дома, в котором им предстоит провести 11 лет. Это было совсем недавно… и это было давно! Пролетел сентябрь, за ним – октябрь, промчались каникулы. Мои заметно повзрослевшие и поумневшие дети многому научились, многое постигли. Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе. В течение учебного года мы старались соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами с начала года: - человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека; - человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту; - человек должен учиться дружить и иметь друзей; - человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи. Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными. Рассказ классного руководителя младших школьников своим ученикам о бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе, способствует тому, что младшие школьники желают подражать своим старшим товарищам, брать с них пример. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения складывались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.
В течение трех лет, работая над проблемой толерантности, я достигла хороших результатов. Ученики раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе меньше стало конфликтов, действует самоуправление, ребята посещают спортивные секции и кружки по интересам, помогают планировать, готовить и проводить внеклассные мероприятия, среди них нет «маленьких начальников», они все равны, относятся к друг другу с пониманием, поддерживают друг друга в трудной ситуации, принимают одноклассников такими, какие они есть. Они с интересом и азартом соревнуются в различных конкурсах, очень любят побеждать, но и умеют проигрывать. А главное, все родители активно принимают участие в организации и проведении как КТД, так и родительских собраний, конференций, диспутов, активно работает родительский комитет. Чего же должен достичь педагог в своей работе. Результатом сформированности толерантности у младшего школьника являются следующие показатели: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; приобретение навыка умения действовать с наличной ситуацией; следование правилам, принятым в группе; способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящее события; способность понимать других людей на основе овладения информацией. Сложившаяся система отношений в нашем классе позволила добиться главной цели - сплотить детский коллектив. Все самое запоминающееся, яркое мы стараемся отснять на видеокассету, чтобы к окончанию начальной школы создать фильм и подарить его детям и учителю. В.А.Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность, чуткость против зла приобретаются лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты». Исполнилась моя заветная мечта: родители, учитель, дети объединились в школе, руководимые общим интересом. Я им очень благодарна и верю, что зернышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы. Анализ деятельности семейного клуба показал, что на протяжении трех лет работы сложился коллектив единомышленников, объединенный общими целями и задачами, связанными с воспитанием ярко выраженной личности. За три года ребята проявили себя с лучшей стороны. Доброжелательность, чуткость, отзывчивость, принципиальность, ответственность, целеустремленность стали основными нравственными качествами ребят. Родители стали активными участниками воспитательного процесса как в своих семьях, так и в школе. Более четкими, определенными стали их
взгляды, появилась самостоятельность в суждениях, укрепились межпоколенные связи. Взаимоотношения находятся в состоянии непрерывного развития, поэтому в процессе работы она претерпевает ряд изменений, дополнений, подвергается корректировке. Я постоянно совершенствую свою деятельность, ищу новые формы, пробуждаю инициативу, бужу сомнения, но никогда не оставляю равнодушных, так как в центре внимания – ребенок, его настроение, его здоровье, его радость. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача – быть им другом, раскрыть их души. Ведь я – классный руководитель - посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей. И очень хочется, чтобы в наших жизненных условиях профессия классного руководителя не теряла своего особого значения и призвания “сеять в душах благодать”! Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!» Закончить хочется девизом «Все делаем творчески, иначе - зачем?»- и действительно, если не творчески, то зачем?
Литература
1.Бобинова СВ. «Воспитание культуры толерантности»,Ж. «Начальная школа» № 8 - 2004 г 2.Бухвалова В.А. «Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества», М.: 2000г. 3.Вульфов Б.З. «Воспитание толерантности», Ж. «Внешкольник»-2002г. № 6. 4.Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. 5. Дмитриев Г.Д. «Многокультурное образование» - М,«Народное образование» 1999г. 6.Киянченко Е.А. «Учим детей общаться», Ж.«Начальная школа» № 6-2002 г. 7.Кульевич С.В., Лакоценина П.Г. «Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию», Воронеж, 2006г. 8.Ничаева Н.П. «Управление воспитательным процессом в классе», М.: Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". 9.Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20. 10. Маленкова Л. В одном классе - два разных мира. // Народное образование, 2002, № 1. 11.Немов Р.С. Психология. М., Просвещение: Владос, 1995. 12. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001. 13. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
14.Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9. 15.Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М., Бонфи, 2002. 16. Степанова E.Н, Александрова М.А. "Классному руководителю о классном часе" М., 2002. 17.Трубина Л. «Толерантная и интолерантная личность. Основные черты и отличия», ж. «Воспитание школьников» № 3 - 2003 г.
Приложение
Вечер отдыха
"Вместе нам хорошо"
Ведущий: Добрый вечер, дорогие ребята и уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что вы, отложив все свои дела и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Добро пожаловать на наш семейный праздник «Вместе нам хорошо». Мы собрались на вечер, который, надеемся, подарит вам хорошее настроение. Будьте активны, играйте, участвуйте в конкурсах и просто отдыхайте! В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём
Основа основ – родительский дом.
Семью свою очень я люблю,
Ей привет горячий шлю:
Папе, маме и сестре,
Бабуле старенькой и… мне!
Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
Но маму люблю я совсем не за это.
Весёлые песни она напевает,
Нам скучно вдвоём никогда не бывает!
Мамина улыбка
Вносит счастье в дом,
Мамина улыбка
Нужна везде, во всём!
Как не сказать нам тёплых слов о папах,
Которые так сильно любят нас,
Которые лишь иногда бранятся,
А хвалят, хвалят очень много раз.
Спасибо им за их мужскую строгость,
За сдержанность, за волю и уют,
За сильные и верные мужские руки,
Что любят нас, и дом наш берегут.
Мы мамам и папам нашим
Пожелать хотим удачи.
В делах успехов, а в семье тепла.
Мы так хотим, чтоб все узнали люди, Что мамы наши,
Что папы наши.
Все: Лучше всех всегда!
Чем жива семья сегодня?
Всех проблем не одолеть.
И порою забываем,
Что в заботах и тревогах
Главное – семью сберечь.
Дом, в котором мы живем,
Самый лучший в мире дом.
Память добрую о нем
Мы всю жизнь в сердцах несем.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нем на тысячу лет!
Ведущий. Все вы знаете, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, бывать на воздухе, но как трудно бывает иногда пересилить себя, встать пораньше, сделать несколько упражнений, облиться холодной водой. Мы откладываем все на “потом”. А что, если попробовать заниматься вместе, всей семьей? Может, тогда будет легче?! И пусть девизом сегодняшнего праздника станут простые слова: «Неразлучные друзья – взрослые и дети!» Звучит спортивная фонограмма песни «Мама» из мультфильма «Мама для мамонтенка».
И солнечным утром,
И пасмурным днем
Со спортом мы дружим
И дружно живем,
В семье нашей дружно живем,
И песню о спорте поем.
На теннис идем мы с сестренкою Таней,
У папы футбол, ну а фитнес у мамы,
В бассейн в выходной всей семьей,
В почете и спорт, и здоровье!
В поход, на рыбалку - семьей!
Да здравствуют спорт и здоровье!
Ведущий: Говорят, что все семьи счастливы по-своему. Позвольте, я познакомлю вас с несколькими цифрами. Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за 2 детьми и мужем, в течение года перемывает 18000 ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек и т.д. А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно за год достигает 5 тонн. И, конечно же, дело каждого в семье – присоединиться к маме - тяжелоатлетке и переложить парочку тонн посуды с её плеч на свои. А ещё каждой маме, даже на кухне, хочется быть красивой. Начинаем наш спортивный праздник. Но, конечно, продолжать мы его будем уже в спортивном зале. (Переходим в спортивный зал.) Итак, я предлагаю создать 2 команды: команда №1 – дети, команда №2 – родители.
1. Надуй шарик Для данного конкурса понадобится 8 воздушных шаров. Из зала выбирается 8 человек. Им раздаются воздушные шары. По команде ведущего участники начинают надувать шарики, но так, чтобы шарик при надувании не лопнул. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
2. Кто дальше дунет
Дуем на шарик так, чтобы он летел ближе к полу, а не вверх. Шарик не должен лопнуть. 3. Эстафета с мешками. 4. Папы переносят своих мам, а мальчики - девочек на «островок безопасности».
А теперь я приглашаю отдохнуть ребят.
- Ну-ка, дайте мне ответ,
Вам сегодня скучно?... (нет!)
Вам всем весело живётся?...(да!)
А сейчас повторяйте за мной слова и движения. Нам всем весело живётся,
Мы в ладоши хлопаем.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Я беру себя за…(лоб, нос, ухо, волос, руку, живот, при этом показывать другое) Кто ошибается зову к себе.
Ой, какие вы невнимательные. Сейчас проведём с вами разминку. Поднимите правую руку. Потрясите кистью. Поднимите левую и покачайте руками. А теперь качайте руками и шумите, как лес: ш-ш-ш-ш-ш!, а сейчас разведите руки в стороны и пожужжите, как самолёты: ж-ж-ж-ж-ж! Замечательно! Помашите руками, как крыльями, и покричите: кш-кш-кш-кш! Молодцы! Поздравляем вас! Теперь летом вы не будете бегать, а будете работать, т.к. вы успешно прошли школу огородного пугала. Отдохнули, тогда в путь.
5. “Дружба”. Удерживая лбами большой надувной мяч и взявшись за руки, два участника команды бегут до ограничительного знака и обратно. У линии старта передают эстафету следующей паре.
6. “Праздничная”. Добежать до противоположной стороны зала, взять 1 лист с буквой и вернуться обратно. Эстафета считается законченной, когда команда выстроилась, держа перед собой составленное слово. Использованные слова: СЧАСТЬЕ! КРАСОТА! ВЕСЕЛЬЕ!
7. Баба-Яга
Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы - швабра. Участник встает одной ногой в ведро, другая остается на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке - швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.
8. На теннисной ракетке пронести мячик до стойки и обратно.
Давайте отдохнём от конкурсов и просто поиграем в актёров.
8 участников разбирают роли: солнце, ветерок, червячок, петух, кузнечик, цветы.
Сейчас я буду читать рассказ, ну а вы должны сыграть свои роли.
«Как прекрасно утро в лесу. Из-за горизонта выплывает яркое, улыбающееся солнце, разбросав свои лучи на зелёную поляну.
Цветочки рады первому солнцу – они радостно тянутся к его лучам.
Небольшой ветерок овевает их со всех сторон, и они шелестят своими лепестками.
Вдруг, откуда не возьмись, появляется весёлый кузнечик. Он прыгает с цветка на цветок, хлопая крылышками и радуясь жизни.
Неподалёку ползает маленький червячок. Он выполз погреться на солнышке. Тут появляется замученный голодный петух. Он громко закукарекал, да так, что кузнечик с испугу затрясся в нервной лихорадке и поскакал в лес.
А червячок не успел спрятаться и петух его склевал.
Цветы, увидев это, задрожали и прижались к земле.
Петух, довольный своим обедом, расправив крылья и гребень, громко и самодовольно кукарекнув, заметил цветы.
Они ему очень понравились, и он, не раздумывая, сорвал их, и счастливый направился домой.
Солнце перестало улыбаться и решило спрятаться от петуха и никогда больше ему не светить.
Ветерок же разбушевался и всю свою силу обрушил вслед уходящему петуху. Кузнечик затосковал по червячку.
Так закончилась эта трагедия, а вместе с ней закончился день. И наступила ночь».
9. “Посиделки”. Участники команд усаживаются на спортивные скамейки в затылок друг другу и передают сидящему сзади игроку два надувных мяча. Последний с мячами бежит, садится вперёд и снова передаёт мячи. Эстафета продолжается до тех пор, пока игроки не окажутся на своих местах.
10. Золотой ключик
Участникам игры придется изобразить мошенников из сказки "Золотой ключик". Вызываются две пары. Один в каждой паре - лиса Алиса, другой - кот Базилио. Тот, кто Лиса - сгибает в колене одну ногу и, придерживая ее рукой, вместе с Котом, у которого завязаны глаза, обнявшись, преодолевают заданную дистанцию.
11. Нести два воздушных шарика, прижав, их друг к другу
12. “Салют соперникам”.
На 4 матах лежат разбросанные воздушные шары. Все участники команд по сигналу ведущего лопают воздушные шары, садясь на них. По окончании салюта ведущий объясняет, что все остатки воздушных шаров необходимо собрать. Выиграет та команда, которая соберёт больше резины с завязками. Жюри подсчитывает “улов” этого конкурса и всех предыдущих перед большой заключительной эстафетой.
На этом наша конкурсная программа завершается. Большое спасибо за участие, за вашу находчивость и ваши улыбки. Закончился конкурс, закончилась встреча, Мы все чуть устали, но нас согревали |
Провели мы состязанья,
И желаем на прощанье:
Всем здоровье укреплять,
Мышцы крепче накачать.
Телевизор не смотреть,
Больше с гирями потеть.
На диване не лежать,
Бегать, прыгать и скакать!
Не бойтесь, люди, дождя и стужи! Почаще посещайте стадион, кто с детских лет со спортом дружит, всегда здоров, красив и ловок, и силен.
Пусть все это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо – семья!
Храните ее, берегите ее!
Нет в жизни важнее цели!
День пожилого человека
Добрый день, дорогие ребята! Добрый день дорогие гости, бабушки и дедушки! В осеннем календаре есть необычная дата, когда сердце переполняется чувством глубокой признательности, когда хочется говорить слова благодарности, быть особенно чутким и внимательным к людям.
Этот день именуется МЕЖДУНАРОДНЫМ днем пожилых людей. До сих пор не смолкают споры о том, как относиться к этому празднику. Существует ли граница, переступив которую человек становится пожилым? Ведь возраст - вовсе не критерий, а мерило опыта.
Посмотрите на лица присутствующих в этом зале бабушек и дедушек! Сколько в них света, радости, энергии, доброты!
Поэтому, может быть, лучше назовем этот день
Днем взаимной чуткости, внимания и такта,
Днем добрых улыбок и светлых мыслей.
Не беда, что седина посеребрила виски,
а паутинки морщин легли возле глаз.
Главное, чтобы вы были молоды душой.
Дедули уважаемые!
Бабули обожаемые!
Поздравляет нынче вас
Наш третий, дружный класс.
Вас отзывчивых, в жизнь влюбленных,
Вас по - разному жизнью отмеченных.
И назвать вас пожилыми
Мой язык, поверьте, отказывается
Вы активные, вы живые,
Вы красавцы все и красавицы!
Ни к чему вам в паспорте даты,
Коль глаза до сих пор лучатся.
Вы же запросто как когда – то,
По – весне способны влюбляться.
А уж дело свернуть какое –
Молодежи не угнаться!
В общем, праздник, мои герои,
По – другому должен назваться:
День особенных, самых мудрых,,
Самых, самых людей заслуженных,
Устоявших в заботах трудных,
Самых преданных самых нужных
Мы пока лишь третьеклашки,
Знаем мало мы еще,
Но всех бабушек и дедушек
Все мы любим горячо.
Все вас помнят, уважают,
Все здоровья вам желают.
Наш поклон вам за терпенье.
Все
Счастья вам и вдохновенья!
Осень. Тихо шелестят листья за окнами, природа приходит в состояние умиротворенности и покоя. Наверно, не случайно праздник наш пришелся на такое время-пик золотой осени. Ведь в жизни людей наступает пора, когда бурные годы весны, молодости остались чуть позади.
Она красивая и величавая, мудрая и спокойная. К этому периоду приобретено многое: знания, жизненный опыт, мудрость.
Вы достигли возраста такого
Что просится приветственное слово:
Примите наши поздравленья
Здоровья, счастья и добра
И пусть плохого настроенья
У вас не будет никогда.
На мир смотрите с наслажденьем
И грусть отступит и беда.
Успех, удача и везенье
Пусть вам сопутствует всегда.
Сколько прожито лет?
Мы не будем считать
Очень хочется вам
В этот день пожелать
Не стареть, не болеть, никогда скучать
И еще много лет этот праздник встречать
Для нас загадка – Ваши годы
Всегда вы чудно хороши
Желаем в жизни все невзгоды
Сметать усилием души.
Ваш лозунг – жить, презреть усталость
Наверно, силу вам даёт
И чтоб загадка оставалась, -
Вы молодейте каждый год.
(ПЕСНЯ: «ВАМ ВСЕМ ДАВНО ЗА 50», на мотив «Огней так много золотых»)
Не страшны вам года
Хоть волосы седые
Коль сохранили навсегда
Вы чувства молодые.
Рецепта долголетья нет-
Хотя мы все о нём мечтаем.
Здоровья, счастья, долгих лет
От всей души мы вам желаем.
За годом год бегут года,
Бегут они неутомимо,
Спешат года назло всегда,
Но пусть они проходят мимо.
Ведите с ними рьяно бой
Живите дольше, не старейте
И всем врагам наперекор
Лекарств как можно меньше пейте
(ПЕСНЯ «КРУТИТСЯ, ВЕРТИТСЯ ШАР ГОЛУБОЙ»)
Закон природы так суров
Бегут года в потоке века
Как много есть прекрасных слов,
Чтобы поздравить человека.
Но мы не ищем этих слов,
А просто от души желаем:
Здоровья, счастья и цветов
И жить все 100 не унывая.
Не подыскать такого слова
Чтоб в полной мере пожелать
Вам хорошего здоровья,
И никогда не унывать.
Желаем счастья и добра
Поменьше горя печали
Чтоб было больше светлых дней
А хмурые, не посещали
Желаем не болеть, не унывать.
Побольше отдыхать, покрепче спать
Тихонько чтобы спорились дела
И чтоб судьба хранила вас всегда
Примите вы огромное спасибо
За вашу строгость и за доброту
Пусть в вашей жизни мир и счастье
Одной дорогой рядышком идут
Мы знаем что вы любите
Песни, шутки, пляски
Но нет ничего интересней
Чем наши русские сказки,
Праздник продолжается
Сказка начинается
Сказ о дедушке и бабе
О внучке и курочке Рябе.
Сказка о том, что деньги - главное, но всё же
Мир в семье всего дороже
(СЦЕНКА «КУРОЧКА РЯБА» слова в приложении ниже)
В классе нашем дружном
Девчонки просто класс.
Они задорный танец покажут вам сейчас
Танец зажигательный, очень увлекательный.
Ставьте ушки на макушки
ПЕСНЯ «БАБУШКИ-СТАРУШКИ» (слова в приложении)
Школу музыкальную давно я посещаю
И небольшую пьесу сейчас я вам сыграю.
Праздник наш уже кончаем
Что же вам ещё сказать
Разрешите на прощанье
Вам здоровья пожелать
Не болейте, не старейте
Не сердитесь никогда
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда.
Есть такой детский анекдот. Родителям было некогда, и на родительское
собрание пошел дедушка. Пришел он в плохом настроении и сразу стал ругать
внука:
- Безобразие! Оказывается, у тебя по истории сплошные двойки! У меня,
например, по этому предмету были всегда пятерки!
- Конечно, - ответил внук, - в то время, когда ты учился, история была намного короче! . Мы хотим, дорогие, пожелать, чтобы ваша история продолжалась
как можно дольше, чтобы вас радовали дети, внуки, правнуки…
Чтобы вас чаще радовало теплыми лучами солнышко, а дожди были только
теплыми, грибными…
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь
Говорим мы «До свиданья!
До счастливых, новых встреч»
ПЕСНЯ «КРУТИСЯ ВЕРТИТСЯ ШАР ГОЛУБОЙ»
Крутится, вертится шарик земной.
Годы, как птицы, летят чередой
С праздником вас мы поздравить пришли,
И Вам в подарок шары принесли.
В красных шарах выраженье любви,
Мы их с собою сейчас принесли.
Дружбы и верности пламенный знак,
Мы принесли его в наших сердцах.
В синих шарах голубые мечты,
Чтобы мечтали по-прежнему Вы.
Чтобы сбывались мечты все у Вас,
Этого мы все желаем сейчас.
В шаре зелёном надежда живет
В то, что счастливым окажется год.
В то, что на свете не будет войны,
Будут леса и сады зелены.
Черный же шар мы с собой не несли
Не потому, что его не нашли.
А потому, что в сердцах у друзей
Лишь пожелания солнечных дней
3. «Бабушки – старушки»
1.Под окошком кто сидит целый день обычно
Кто на нас всегда сердит и ворчит привычно
Кто ругает снег за снег, дождь за дождь ругает
И конечно лучше всех всё на свете знает. 2р.
Припев
Бабушки, бабушки, бабушки, старушки
Бабушки, бабушки ушки на макушке
Бабушки, бабушки мы вас уважаем
Только как вас понять, мы , увы, не знаем.
2.Кто к кому когда пришёл, кто чего нарушил.
Всё известно хорошо бабушкам-старушкам
Покачают головой строго и сурово
И боится их порой даже участковый 2р
Припев 2раза
Тема
Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование толерантных отношений у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
В статье раскрывается понятие толерантность, которая имеет прямое отношение к нашим повседневным педагогическим – учительским, родительским- тревогам и заботам, что ее воспитание – это наш...
Формирование толерантных отношений у младших школьников
В последние годы в России и за рубежом мы наблюдаем всплеск жестокости и насилия со стороны не только взрослых, но и подрастающего поколения. Это тревожит все прогрессивное человечество земли. Как бор...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Формирование культуры умственного труда у младших школьников (из опыта работы)
Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о ...
Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников через систему мероприятий проекта "Ты хотел бы быть здоров?"
Описание опыта работы по формировнию здорового образа жизни младших школьников....
Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с особенностями здоровья: из опыта учителя начальных классов
Здесь представлена идея для воспительной работы по теме: "Формирование толерантного отношения к младшим школьникам с особенностями здоровья: из опыта учителя начальных классов"...