План-конспект урока мужества «Я говорю с тобой о Ленинграде…»
классный час (4 класс) по теме
К концу урока дети должны ознакомиться с особенностями жизненной ситуации блокадников, почувствовать гордость за своё Отечество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Этап | Цель | СУМ | Деятельность, и формы познавательной деятельности | Результативность поставленных целей |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Подготовка учащихся к работе на уроке. | Психологическая мобилизация внимания учащихся. | Здравствуйте ребята, я студентка Педагогического колледжа № 9 «Арбат», сегодня проведу у вас урок мужества, посвящённый 65 годовщине снятия блокады Ленинграда. Я вам раздам текст, мы будем читать его по цепочке. | Приветствуют учителя, готовят своё рабочее место. | Полная готовность класса к уроку. |
Объяснение материала. | Молчат дети, в молчании стоят люди. Кажется, что все онемело. Здесь, перед вечным огнем склонили и обнажили головы. К вечному огню однажды приблизился слепой человек. С тростью в руке он медленно подошел. Люди расступились, а слепой опустился на колени, положил трость рядом с собой, поднял руки и громко произнес: “Друзья! Дорогие мои друзья! Я пришел к Вам!” Потом он поцеловал холодный мрамор и закончил: “Друзья мои, я пришел к Вам поговорить, поцеловать Вас!” Плачет слепой, заплакали люди. Есть события, над которыми время не властно и чем дольше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Именно к таким событиям и относится Великая Отечественная война. 65 лет прошло с тех пор, как отгремели залпы салюта победы. Более 20 миллионов человек погибли в годы войны. Но до сих пор сердца наших людей помнят, скорбят и кланяются их подвигу. Ведь “сколько в человеке памяти, столько в нем и человека”. Каждый год сотни людей приходят к Вечному огню, чтобы почтить их память. В нашей стране немало мест, сохранивших память о Великой Отечественной войне. А сегодня мы поговорим о Ленинграде. Вы знаете, что сейчас он называется Санкт-Петербург. Враги подошли не просто близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его. Из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. И приехать теперь никто не может. все пути к нему на суше были захвачены фашистами. Город окружен врагами со всех сторон. Это значит, что он в блокаде. 900 блокадных дней люди жили практически без пищи, без воды, без света и без топлива. На их головы сыпались бомбы и снаряды! Голодные, измученные, едва передвигавшие ноги от слабости, они находили в себе силы делать оружие, варить сталь, ремонтировать танки, тушить пожары, одним словом, бороться! 900 дней с врагом боролись не только взрослые, но и дети. В городе была установлена самая низкая норма хлеба – 250 граммов на карточку рабочего и 125 граммов служащим и иждивенцам. Да и что это был за хлеб, который выпекали с примесями отрубей, древесной коры, пищевой целлюлозы, хлопкового жмыха. “Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея холодец. По городу шла смерть. Люди падали от слабости на улицах. А дома умирали дети, старики. У оставшихся в живых не было сил похоронить умерших. Сотни семей вымирали от голода...” Мне хочется вам рассказать об одной такой семье. В Ленинграде жила семья Савичевых. До войны в ней было 9 человек. Все они жили в одном доме. А в годы блокады за несколько месяцев этой семьи не стало. Об этом узнали, когда прочли записную книжку самого маленького члена этой семьи – Тани. В доме было очень холодно, в окнах не было стекол, на улице тридцатиградусный мороз, а девочка почти такая же, как и вы, каждый день писала. Девочку удалось эвакуировать. Ее увезли в Горьковскую область с детским домом. Но крайнее истощение и нервное потрясение сломили ее, вскоре она умерла. Нам сейчас не просто представить себе город, который выстоял без света, хлеба и тепла. Город, который не успел эвакуировать всех детей в тыл. А какими словами передать состояние ребятишек, у которых на глазах убивали отца или мать, бабушку, дедушку, брата или сестру. Вот послушайте, как об этом вспоминает Людмила Северская, пережившая блокаду. “Вокруг рвутся снаряды, жуткое завывание пикирующего самолета. Так и хочется вдавиться в землю, в стену, чтобы только не слышать, как к тебе летит смерть. И вот мама, только что живая мама вдруг охает и падает замертво. Куда бежать? Кого звать на помощь?” Очень часто на улицах Ленинграда были и такие случаи. У многих детей в те дни не стало ни дома, ни семьи. Они не знали своей фамилии, не могли назвать адрес. Одна девочка упорно твердила: “Живу кругом”. Но, несмотря ни на что, город жил! В осажденном Ленинграде работало немало замечательных поэтов, писателей, композиторов. 39 ленинградских школ не прекращали занятия! Даже в такое тяжелое время дети хотели учиться. Каждое утро по сугробам в лютую стужу голодные, часто попадая под обстрелы, пешком, идя 5-6 км, они шли из холодных квартир в такие же классы. В то время среди ребят был распространен девиз: “Пятерка – снайперский выстрел врагу!” Каждый из тех, кто учился или учил, в те дни чувствовал себя на боевом посту. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Дети шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но случалось и прямо на уроке. Почти 700 тысяч ленинградцев погибло во время блокады. 470 тысяч из них погребено на Пискаревском кладбище. Многие могилы без имен. В любое время года здесь лежат цветы: на братских могилах, у Вечного огня, возле гранитной стены с выбитыми на ней словами: “Никто не забыт и ничто не забыто!” А на третьем километре былой “дороги жизни” у поселка Ковалева стоит памятник “Цветок жизни”. Этот цветок – памятник ребятам, погибшим в блокаду. С лепестка всем, кто приезжает сюда, улыбается лицо мальчугана, а рядом дорогие каждому человеку слова: “Пусть всегда будет солнце!” Зимой, например, вся поляна в снегу, а цветок стоит. Он растет во все времена года. Это вечный цветок жизни. Проходят годы. Вы взрослеете. И я надеюсь, что и ваши сердца, ребята, не останутся равнодушными к тем, кто отдал свои жизни ради нас с вами. Кто погиб, защищая вечный огонь жизни. | Игорь: «Вечный огонь! Оксана: «участь готовил Гитлер Ленинграду. Он хотел этот город вместе с его жителями уничтожить, стереть с лица земли. Для осуществления этого варварского плана гитлеровское командование бросило Ленинграду более 40 отборных дивизий. Город был окружен, блокирован гитлеровцами» Виктор: «На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость! 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю, но не сдались!» Алла: «Более 15 тысяч юных ленинградцев награждены медалью “За оборону Ленинграда”. Так как город был блокирован, поэтому к испытанию огнем прибавился и голод. Враги надеялись сломить сопротивление жителей. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. Единственным “окном”, соединявшим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Переправляться по нему было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не было. Поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась. И тогда по льду проложили автомобильную трассу. Эту дорогу ленинградцы назвали “дорогой жизни”. Скольких людей она спасла от смерти! Гитлеровцы быстро узнали о существовании дороги. На колонны машин, на лед, раскалывая его, посыпались бомбы и снаряды. Под воду уходили машины с грузами, люди. Но, несмотря на это, шоферы мужественно продолжали вести машины в осажденный город, доставляя продукты, вывозили людей. Вот как об этом рассказывала Ольга Берггольц в одном из своим стихотворений» Саша: «И было так: на всем ходу Ремонт на пять минут – пустяк, Чуть разогнешь – опять сведет И вот в бензине руки он Вперед! Как ноют волдыри, 16 тысяч матерей пайки получат на заре – Вова: «Эта тонкая тетрадка Таня Савичева, Таня, Женя умерла 28 декабря в 12 ч 30 минут 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 ч ночи 1942 г.» Катя: «Ленинград в тисках блокады От коптилки не согреться, Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч ночи 1942 г. Смолк зловещий гул орудий, Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч дня 1942 г. Мама – 13 мая в 7 ч 30мин утра 1942 г.» Иван: «Будьте бдительными, люди! Люди, вслушайтесь в дневник! Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.» Лариса: «Это – всем живущим в назиданье, Над любыми в мире дневниками Это смертный приговор убийцам, Паша: «На развороченном пути Где твоя, мальчик, мама? Он сел. Его снежком заносит. Игорь: «Девчонка с ведерком пустым А там меж сугробов горбатых, Лена: Здесь голоса приглушены, Соизмеряют вечность – миг, Маша: «Девчонка руки протянула |
Практическая работа | Организация деятельности учащихся по воспроизведе -нию знаний на конструктивном уровне. | Овладение учащимися способами действия по алгоритмическим предписаниям | Сейчас я раздам вам листочки, а вы напишите, пожалуйста, письмо неизвестному солдату, поблагодарив его за подвиг, который он совершил. Ребята спасибо за работу, было очень приятно, что вы читали и слушали внимательно. | Дети пишут письмо неизвестному солдату. | Дети выражают своё уважение погибшим солдатам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Я говорю с тобой из Ленинграда
Классный час с презентацией...
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"
Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...
Внеклассное мероприятие "Я говорю с тобой из Ленинграда..."
Дню снятия блокады города Ленинграда посвящается…Представлен обзорный материал, способствующий нравственно-патриотическому воспитанию младших школьников на примере героического прошлого России ...