Путешествие в город Здоровья
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №51
Программа
деятельности лагеря «Здоровячок»
с дневным пребыванием детей
«Путешествие по городу Здоровья»
г.Липецк
Содержание программы.
Пояснительная записка.
Цели и задачи организации работы лагеря.
Содержание и формы реализации программы.
Условия реализации программы.
Критерии эффективности программы.
Предполагаемые результаты программы.
Наличие опыта реализации.
Пояснительная записка
Конвенция ООН о правах ребёнка закрепляет право детей на игры. Игровая деятельность должна физически, эмоционально, духовно развивать ребёнка, способствовать его развитию.
Игровая деятельность является основополагающей во всех программах. Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как интерес коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к деятельности.
Сюжетно-ролевая игра - реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах, и в этой жизни принимают участие все. В такой игре создаётся ситуация выбора, ведь ребёнок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели: или он идёт к цели один или со своим другом, или с отрядом. Сюжетно-ролевые игры представляют собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники!
Важнейшая функция игры - организаторская. Она даёт возможность многогранного раскрытия личности, развития её способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов. Такая игра должна:
содействовать сплочению коллектива;
иметь познавательное значение;
активизировать общественную деятельность детей;
обеспечивать мыслительную активность участников игры;
создать условия для детского творчества;
проходить по принципу: «меньше зрителей - больше участников».
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках. С целью организации летнего отдыха детей на базе МОУ СОШ№51 г.Липецка организуется детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену оздоровить 155 обучающихся. Возраст детей от 7лет до 12 лет. Продолжительность смены 18 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из малообеспеченных и многодетных семей, а также дети из неблагополучных семей.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
Продолжение учебного процесса в условиях лета;
Проблема летней занятости детей;
Укрепление здоровья учащимися.
При составлении программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:
Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы.
Анализ работы детского оздоровительного летнего лагеря при школе за прошлый год показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году лагерь проработал по программе «Большое космическое путешествие». Эта программа полностью отвечала требованиям и задачам, поставленным перед педагогами, работающими в летнее время с детьми. Ребята с удовольствием создавали свои спортивные команды, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели летопись спортивных достижений своего отряда. Кроме этого ребята с удовольствием изучали прошлое своего города. Интересно прошла встреча с представителями Центра профилактики здоровья. Дети были частыми посетителями библиотеки №21 , ДТ «Советский» . На наших соревнованиях по правилам дорожного движения были сотрудники ГИБДД.
Возможность лично окунуться в мир спорта, игры и показать свои спортивные умения, никого из детей не оставило равнодушным.
Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав прошлогоднюю работу, коллектив учителей и ученики пришли к выводу, что такую работу следует продолжить, но чтобы не повторяться, решили изменить название и некоторые правила. В этом году работа лагерной смены будет проходить в «Городе Здоровья» на большом совете было решено, что за прошедшие лагерные смены дети стали более эрудированны, физически выносливы, пора приступать к более серьезным испытаниям и узнать тайны сказочного города Здоровья, познакомится с его достопримечательностями. И назвали мы нашу программу «Путешествие в город Здоровья»
Цели и задачи программы.
Цель программы - создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.
Организация совместной деятельности детей и взрослых.
Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
Содержание и формы реализации программы.
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Путешествие в город Здоровья». Все учащиеся делятся на семь отрядов. Каждый отряд планирует свою работу с учётом общелагерного плана. Центром всего является школьный автобус «Детство».
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Организационный;
Интеллектуальный;
Спортивно-оздоровительный;
Творческий;
Экологический.
Нравственно-патриотический;
Каждый день смены будет посвящен открытию одной из улиц сказочного города под названием:
Площадь Встреч
Улица Мастеров
Площадка Подвижных игр
Проспект Интеллектуалов
Переулок Романтиков
Бульвар Сказок
Стадион Спортивный
Проезд Фантазий и Юмора
Проспект Неболейка
Парк Юный эколог
Переулок «Солнце русской поэзии»
Аллея Народных традиций
Сквер Искусства
Дворец «Очумелые ручки»
Площадь Талантов
Бульвар Этикета
Площадь Героев
Переулок Неожиданностей.
Структура управления.
Городничий - начальник лагерной смены.
Канцлер - заместитель начальника лагеря.
Визири - воспитатели
Гости города – здоровячки - дети.
Задача городничего, канцлера и визирей - организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию путешествия организуют канцлер и визири. Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, ведет дневник путешествий и наблюдений, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс дневников путешествий и наблюдений.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде карты сказочного города , где центром является школьный «Детство». Путешествуя по сказочному городу, здоровячки (дети) узнают много нового, делают различные открытия, проводят расследования, исследуют достопримечательности. Всего улиц, площадей, переулков, бульваров 18 - по количеству дней пребывания детей в лагере.
Рядом с картой города планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Конечно, создатели Программы не отрицают, что что-либо может и не сработать. За долгие 18 дней наш школьный автобус «Детство» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть ремонтные работы на дороге, неожиданные ситуации, даже разбойники и экологические пираты. Все жители и гости города Здоровья должны соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон | точного времени |
Закон | доброты. |
Закон | порядочности. |
Закон | дружбы. |
Закон | безопасности. |
Закон | взаимовыручки. |
Заповеди: |
Экипаж - одна семья. |
Один за всех и все за одного. |
Порядок, прежде всего. |
Каждое дело вместе |
Все делай творчески, а иначе зачем? |
Даже если трудно, доведи дело до конца. |
Чистота - залог здоровья. |
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
Учителя физической культуры
Библиотекарь
Педагоги дополнительного образования;
Учителя начальных классов
Вожатые (учащиеся 7-х классов )
Медсестра
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работают 1 воспитатель и 1-2 вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе отрядов, а также занимаются организацией отрядной жизни.
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки. Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня. . 6. Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника .
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат; формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Предполагаемые результаты программы.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Наличие опыта реализации.
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа «Путешествие по городу Здоровья» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Планирование работы.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум города : детская библиотека №21, Дом детского творчества «Советский», кондитерская фабрика «Рошен».
Примечание: В ходе работы летнего лагеря в планировании возможны изменения, так как не известны сроки начала сезона, и дни могут варьироваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по городу здоровья
Внеклассное мероприятие по предмету "Основы здорового образа жизни"...
Классный час "Путешествие по городу Здоровье"
Конспект классного часа...
Путешествие по городу Здоровье
Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни....
Путешествие по городу Здоровья
Проводится в течение 1,5 часа. За несколько дней до игры классам раздаются приглашения. Ведущие на этапах дают задания приходящим командам, затем выполнение задания оценивается по системе, установленн...
Цикл занятий "Путешествие в город Здоровья"
Цикл занятий "Путешествие в город Здоровья" состоит из программы и четырех разработок, из которых две презентации по ЗОЖ, одна игра-путешествие и занятие по оформлению стенгазеты "Здоровым быть здоров...
Разработка мероприятия "Путешествие в город здоровья"
Познакомить детей в игровой форме с инфекционными болезнями,методами их лечения. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
Путешествие в город здоровья
Внеклассный оздоровительный классный час...