Процесс овладения чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью.
презентация к уроку по логопедии

Чтение – сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов и включает зрительное восприятие, узнавание и различение букв. Процесс овладения чтением – это процесс формирования навыка, а потому он подчиняется основным закономерностям формирования этого навыка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Процесс овладения чтением детьми с интеллектуальной недостаточностью Подготовила Перевозникова О.П. учитель-логопед 2020

Слайд 2

Чтение – психофизиологический процесс речедвигательный анализатор зрительный анализатор з рительное восприятие речеслуховой анализатор

Слайд 3

1- ступень овладения звуко -буквенными обозначениями, 2 - ступень слогоаналитического (слогового) чтения , 3 – ступень становление синтетических приемов чтения, 4 - ступень синтетического чтения. Ступени формирования навыка чтения

Слайд 4

Формирование фонематического анализа и синтеза Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем). Формирование зрительного анализа и синтеза. Формирование пространственных представлений. Формирование зрительного мнезиса . I . Овладение звуко -буквенными обозначениями

Слайд 5

Оптическая единица чтения – слог. Способ чтения – аналитический . Смысловая догадка . Повтор прочитанного слова. Трудность синтеза. Трудность усвоения грамматических связей между словами предложения. Понимание предложений, текста затруднено. II . Слогоаналитическое чтение

Слайд 6

Переход от аналитических к синтетическим приемам чтения. Смысловая догадка (в пределах предложения, а не всего текста). Угадывающее чтение. Возрастание темпа чтения. III . С тановление синтетических приемов чтения

Слайд 7

Увеличение темпа чтения – чтение словами, группами слов. Главная задача – осмысление читаемого. Смысловая догадка определяется содержанием прочитанного. Развивается беглость и выразительность чтения. IV . Синтетическое чтение

Слайд 8

Проходят те же этапы, что и в норме. Овладевают ступенями значительно дольше. Ступени обучения чтению растягиваются в о времени. Промежутки между ступенями более продолжительны. Особенности формирования навыка чтения у детей с ОВЗ

Слайд 9

Усвоение букв (особенность зрительного восприятия, трудность различения и запоминания букв, нечеткость акустических образов соответствующих звуков). Слияние звуков в слоги (с трудом формируется обобщенное представление о слоге). Взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее. Понимание читаемого. Большое количество ошибок. Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми

Слайд 10

Дислексия – частичное нарушение процесса чтения. Алексия – полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения. Понимание сущности дислексий

Слайд 11

1 – не усвоение букв, 2 – побуквенное чтение, 3 – искажение звуковой и слоговой структуры слова, 4 – нарушение понимания читаемого, 5 – аграмматизмы в процессе чтения. Ошибки при нарушении чтения

Слайд 12

Б уквы не усваиваются. Б уквы смешиваются. З амены букв: д – л, х – к, ж – в, г – т, ж – ш, т – г, д – т, р – л. Замены фонетически схожих: г – к, ж – з, ж – ш, д – т, р – л . Замены графически схожих: г – т, т – г, х – к, д – л . Замены графически и артикуляционно схожих: х – к, д – л. Н е усвоение букв

Слайд 13

Нарушение слитности чтения слога. Умение различать и выделять звуки из речи, соотносить их с графическим изображением. Владение сложными формами звукового анализа (определение количества, последовательности звуков, их место в слоге, слове). П обуквенное чтение без последующего слияния в слоги, с последующим слитным произношением слога, слова . Побуквенное чтение

Слайд 14

Замены букв в словах. Перестановки звуков ( утка – «тука» ). Пропуски согласных при их стечении (кукла – « кула ») . Вставки гласных при стечении согласных. Перестановки слогов ( мыло – «ломы» ) Искажения слов (замена другим словом, либо бессмысленным звукосочетанием) шкаф – «шапка», л ыжи – « ыжан ». Персеверации и антиципации (рак, нос – «рак, рос»), « нак , нос») . Искажение звуковой и слоговой структуры слова

Слайд 15

Нарушение смысловой стороны процесса чтения при технически правильном чтении. Чтение механическое без узнавания прочитанного. Не дают ответы по содержанию текста. Когда тот же текст прочитывает педагог, дети отвечают на вопросы по прочитанному. Нарушение понимания читаемого

Слайд 16

фонематического восприятия (дифференциация фонем) фонематического анализа зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв) пространственных представлений зрительного мнезиса (запоминание букв ) Навык чтения зависит

Слайд 17

Восприятие графического образа слова. Перевод графической формы в звуковую. Понимание прочитанного. Операции процесса чтения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...

«Использование кинезиологических упражнений в физкультминутках на занятиях с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

Данна презентация освещает, на мой взгляд, очень важные вопросы психологического развития детей с интеллектуальными недостатками. В настоящее время с такого рода проблемами встечается практически ...

Трудности при овладении чтения детьми с ОВЗ и пути их преодоления.

Данная презентация содержит материал по преодолению трудностей при  овладении чтения детьми младшего школьного возраста. Представлена методика раннего выявления дислексии (МРВД). Также предложены...

Доклад "Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"

Доклад «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»Галина Ивановна Кравченко Доклад:"Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"Про...

Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроке русского языка

Методика преподавания русского языка в коррекционной школе...

Игра как коррекционно-терапевтическое средство в работе учителя начальных классов с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Статья раскрывает вопросы природы игры, её использование педагогом, с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Материал позволяет провести теоретическое осмысление и изучени...

Статья на тему: "Процесс обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью".

Одной из двух главных составляющих целостного педагогического процесса является обучение. По своей сложности он, возможно, уступает только воспитанию и развитию. Дать полное и всестороннее определение...