Классный час: "Красноармейск - моя Родина "
классный час (4 класс) на тему

Карандина Галина Ивановна

 

Личностно-ориентированный классный час. Форма проведения: круглый стол. Формы взаимодействия: диалоговые, исследовательские, проблемные. Цель: показать участие ребят с момента подготовки классного час до его завершения. Воспитание любви к Родине; сопереживания, соучастия, деятельного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kruglyy_stol.zip19.19 КБ

Предварительный просмотр:

                     

                    Тема конкурса:

«Мой край – моя Родина»

Тема классного часа:

«Красноармейск – моя Родина»

                                                                                                                      Автор:

Карандина Г.И.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска

Саратовской области

                                               

                                           

                                                     2012-2013 уч.год

Целевой компонент классного часа: 

Цель: подвести детей к осознанию понятия «Родина» («малая Родина», «родная земля»), деятельному отношению к реальному миру.

Задачи:

Воспитывать любовь к Родине;

Развивать:

 патриотические, гражданские чувства;

 умение видеть реальность,  принимать решения;

деятельное отношение к действительности;

Познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города.

Организационно - деятельный компонент:

Дата: _______________ Время:4, 5 урок.

Место: классная комната.

Участники: 4 класса

Гости: работник краеведческого музея, родители.

Место данного классного часа в воспитательном процессе класса: входит в систему патриотического, гражданского воспитания.

Оборудование и оформление:

1) плакат с названием темы;

2) выставка: фотографии города, рисунки, книги, газеты и т.д.;

5)ПК, мультимедийное  оборудование.

Предварительная подготовка:

1 шаг: составление классным руководителем совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год.

       В определении темы принимали  участие школьники и их родители, в журнале - эстафете «Мир общих дел» была выделена тема «Моя земля», «Наш город – Красноармейск» «Красноармейск – моя родина»,  «История родного города», «Прошлое и настоящее нашего города».

2 шаг: уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению.

Методика «Куча - мала». Блиц-опрос по проблеме организации предстоящего классного часа.

Вопросы: Что?; Где?; Когда?; Как?; Для кого?; Для чего? И т.д.

Важны все идеи, из образуемой «кучи малы» выбираем самые интересные и полезные предложения.

3 шаг: выбор цели, содержания, формы и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.

Форма взаимодействия организаторов -  творческая группа. Она определила:

Цель: познакомить с историческим прошлым и настоящим родного города.

Содержание: история города, исторические памятники города – прошлое и настоящее, отношение горожан к родной земле, проблемы города, поиск пути решения проблемы.

Форма: круглый стол.

Место проведения: классная комната.

4 шаг: индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа.

Содержание:

Подготовка сообщений: «Родина. Большая и малая»;  «История  родного города»; «Как живет город сегодня?»;

Подготовка презентаций к классному часу;

Подготовка оформления доски.

Содержательный компонент классного часа:

Вступительная часть:

- Добрый день, уважаемые гости, ребята. Сегодня у нас круглый стол по теме « Красноармейск – моя родина».

Родина…,  какое знакомое слово. Мы слышим его с  4-5 лет. А понимаем ли мы его? Осознаем его значение? На эти вопросы мы сегодня попробуем найти ответы.

Слайд-шоу:  Светлана Копылова «Русская земля».

http://www.youtube.com/watch?v=g7WAMpEGfw4

Или просто слушание песни.

Обсуждение увиденного видеофильма (песни):

- Какие чувства у вас возникли, когда вы увидели родные просторы, услышали прекрасную музыку и песню?

- Как вы думаете, почему такие чувства, эмоции?

- Правильно, потому что родина – это то, что нам близко, очень родное, светлое.

- Ребята, давайте дадим определение понятию «родина»?

- Как вы назовете нашу родину?

- А как называется наша малая родина?

Основная часть:

Путешествие в прошлое. Выступления ребят.

- Ребята подготовили сообщения о нашем городе, послушаем их.

«История  родного города»

1 ученик: Ребята, представьте себе, что мы сейчас совершим путешествие в далекое прошлое, мы окажемся в 18 веке.

Территория, на которой мы сейчас проживаем, была плохо освоена и Екатерина II пригласила сюда иностранцев, желающих жить в России. Они  (немцы) приехали издалека, уставшие, но с огромным желанием построить здесь дома, лавки, церкви, начать новую жизнь.

2 ученик:

Немецкое поселение образовалось в 1764-1766 г. имело два названия Бальцер и Голый Карамыш. Бальцер – по фамилии основателя поселения, а Голый Карамыш по названию реки (Карамыш – «мутный, илистый»), голый – река, протекающая  по пустой степной местности.

3 ученик: Немецкие колонисты привезли с собой из Европы свой уклад жизни и быта, свою культуру и религию. Посетив городской краеведческий музей, вы  сможете узнать, как выглядело жилище колонистов, как они одевались, чем занимались. Вот несколько слайдов (презентация « ……….»):

Слайд № 2 - экспонаты музея;

Слайд № 3, 4- жилище колонистов;

Слайд № 5- одежда немцев Поволжья;

Слайд № 6 – продукция различных промыслов.

Это был очень трудолюбивый народ, любивший порядок, чистоту, ценивший труд. Они занимались земледелием, основали множество ремёсел и промыслов. Например, они изготавливали прекрасную мебель из дерева – комоды, буфеты, столы, стулья. Одним из ведущих промыслов стало плетение мебели из ивовой лозы.

Почти в каждом немецком доме стоял ткацкий станок, и хозяйки изготавливали лёгкую хлопчатобумажную ткань – сарпинку. В конце XIX века наш город уже был признанным центром по производству сарпинки. В нем насчитывалось 23 промышленных сарпинковых заведений.

Широкое распространение получили и другие промыслы, например маслобойное производство по переработке подсолнечника. Богатые залежи глины позволили открыть кирпичный завод с ручной формовкой кирпича и обжигом его в напольных печах. Это был кирпич такой прочности, что здания из него стоят до сих пор, а своеобразная мозаичная кладка делает их настоящими памятниками архитектуры.

Слайд № 7- ткацкий станок;

Слайд №  8, 9 - фотографии зданий.

Ещё одним наследием культуры колонистов было появление в Поволжье лютеранской и католической церквей. В нашем районе сохранились католический костёл в с. Каменка и лютеранская церковь в с. Усть-Золиха.

Слайд № 10 – фотография лютеранской церкви;

Слайд № 11 – церковь города.

Очень интересным материалом являются фотографии этих памятников и экспонатов краеведческого музея.

4 ученик: Бурные события XX века наложили свой отпечаток на судьбу нашего края и народа, который мы называем немцы Поволжья.

Революция 1917 года привела к возникновению автономной области немцев Поволжья, а Великая Отечественная война смела её с лица земли.

Таким образом, все, кто проживали на территории нашего района с 1924 по 1941 год,  были гражданами Автономной республики немцев Поволжья в составе РСФСР и, по рассказам старожилов, немецкое и русское население неплохо уживались здесь вместе.

5 ученик: В 1941 годы, автономия немцев Поволжья была ликвидирована, а местные жители (колонисты) сосланы  в Сибирь.

С 1942 года наш город носит название Красноармейск. Так его назвали в честь героической Красной Армии.

6 ученик: Город заполнился другими жителями, которые делали все для победы в  Великой Отечественной войне. На предприятиях города работали женщины, дети.

После войны город расширился, здесь были построены новые здания, школы, заводы и фабрики.

В  наше время красноармейцы делают много хорошего для развития нашего города.

Слайд № 12- 24

- Вот такое небольшое путешествие в историческое прошлое и настоящее у нас получилось.

2) Игра «Вопросы - ответы».

Формируются группы из 4-5 человек, на ватмане они записывают по 4 вопроса, на которые хотят получить ответ. На вопросы готовит ответы ученик – эксперт (это ребенок хорошо, знающий тему разговора)  и работник краеведческого музея.

- Какие вопросы у вас возникли? Сейчас мы попытаемся ответить на них. (Слово предоставляется ученику-эксперту, работнику музея.)

3) Просмотр фильма «Очерк «Так называемый городской парк»»  Р. Кириллова, обсуждение.

-Быстро проходит время. Меняются поколения, города. Изменился и наш город, в нем, как и во всем можно увидеть белые и черные краски. Посмотрим на это.

 (http://красноармейск-64.рф/2011020216/Video-kasaemo-Krasnoarmeyska/suzhetpark.html

Очерк "Так называемый городской парк"Р. Кириллов

- Какие чувства возникли после просмотра фильма? Почему?

- Почему изменилось отношение людей к парку?

- Можно ли назвать это место историческим?

- Как изменить эту ситуацию?

Решение проблемы в малых группах. Отчет групп, слово предоставляется каждому участнику группы.

Вывод.

Заключительная часть:

- Вот и подошел к концу наш круглый стол. Вспомним,  с чего он начинался. Фрагмент музыкального слайд-шоу  (песни)

 http://www.youtube.com/watch?v=g7WAMpEGfw4

- Родина…,  какое знакомое слово. Мы слышим его с  4-5 лет. А понимаем ли мы его? Осознаем его значение? …

На эти вопросы каждый из нас искал сегодня ответы, давайте еще раз ответим на них.

-Что такое Родина?

-В чем заключается любовь к Родине?

Оценочно-аналитический компонент классного часа:

Рефлексия:

Продолжите высказывания:

 Я узнал, что…
Новым для меня стало то, что…
Я убедился, что…
Меня огорчило, что  …
Я разочарован тем, что…  Я думаю, что ...  
Я убежден в том, что …

Тема классного часа была …

      Мне хотелось бы …

- Большое спасибо. Я надеюсь, что этот разговор затронул ваши  души, сердца. Мы обязательно еще раз вернемся к этой теме, чтобы изменить данную ситуацию. До свидания.

Приложения:

Презентация

Используемые источники:

http://www.menobr.ru/materials/47/28751/

http://www.zanimatika.narod.ru/RF23.htm

http://krasnoarmejsk.ru/?s=info

http://wiki.saripkro.ru/index.php/Немцы_Поволжья_-_кто_они%3F

http://красноармейск-64.рф/2011020216/Video-kasaemo-Krasnoarmeyska/suzhetpark.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всекубанский классный час «СУДЬБА И РОДИНА – ЕДИНЫ!»

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, край,       своих сверстников, совершивших подвиг во имя жизни. Формирование активной жизненной позиции, св...

Единый всекубанский классный час "Судьба и Родина едины!"

Единый всекубанский классный час, 2 класс....

Классный час: "Красноармейск - моя Родина "

Личностно-ориентированный классный час. Форма проведения: круглый стол. Формы взаимодействия: диалоговые, исследовательские, проблемные. Цель: показать участие ребят с момента подготовки классно...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Классный часна тему "Моя Родина - Россия. Моя Родина - Кубань"

 Цель урока: - показать красоту природы Краснодарского края;                 формировать нравственно-эстетиче...

Классный час Моя малая Родина классный час (4 класс) на тему

Классный час Моя малая Родинаклассный час (4 класс) на тему...