Устный журнал с презентацией "Добрый и давний друг"
классный час по теме

Павленко Татьяна Васильевна

 

Презентация предназначена для учащихся начальной школы. Она рассказывает о жизни и творчестве замечательного поэта С.Я.Маршака. Дети вспомнят стихи, сказки Маршака, познакомятся с загадками, которые написал поэт. Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения, внеклассного чтения или во внеурочной деятельности .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Устный журнал «Добрый и давний друг»

Цели: 1. Расширить знания детей о жизни и творчестве детского поэта С. Я. Маршака;                          закрепление и систематизация знаний стихов, сказок, художественных переводов,

пьес «основоположника детской литературы».

2. Развивать творческие способности учащихся, речь, обогащать словарный запас.

3. Прививать интерес к чтению, воспитывать чувство любви к книгам.

Ход занятия

(Тексты слайдов читают подготовленные ученики. Учитель после просмотра слайда добавляет информацию.)

- Сегодня мы перелистаем страницы устного журнала, который посвящен знаменитому  детскому  поэту, 125-летие которого будет отмечаться в этом году.

- Прочитайте название устного журнала. (Слайд 1)

Страница 1. «Разгадай кроссворд»

Назвать фамилию этого человека вы сможете, если разгадаете кроссворд. (Слайд 2)

- Ответами на кроссворд служат пропущенные слова в  строчках из стихов этого поэта.

1. Бегемот разинул рот –

 Булку просит ..? (Бегемот)

2.Красный свет — проезда нет,

Желтый — будь готов к пути,

А зеленый свет — ..? (Кати)

3. А за двойкой - посмотри -              

    Выступает цифра ..? (Три)

4. Восемь кукол деревянных

  Круглолицых и румяных

  В разноцветных сарафанах

  На столе у нас живут.

  Всех ..? зовут. (Матрешками)

5. Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан, ..?(Саквояж)

6.Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел ..? (Подснежник)

- Итак, прочитайте в выделенном столбце кроссворда фамилию поэта.

- Да, сегодня, ребята, вас ждет встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком. 3 ноября – день рождения переводчика, детского поэта, доброго друга детей. (Слайд3)

- Давайте вспомним яркие, запоминающиеся детские стихи Маршака: «Детки в клетке», «Усатый - полосатый», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Почта», «Азбука в стихах и картинках». (Слайд 4)

- Назовите произведения С.Я.Маршака, которые читали вы.

- Сегодня мы еще раз встретимся с Самуилом Яковлевичем Маршаком – поэтом, переводчиком,  автором замечательных пьес. Вспомним любимых героев, отгадаем загадки, разыграем сказки.

Страница 2. «История жизни С.Я Маршака»

- Но сначала узнаем, с чего начинался талант поэта?

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные  годы писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Родители  Маршака занимались делами прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать  вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Жили очень бедно, часто переезжали с места на место. Но свободное время отец  любил проводить за книгой. Многое прочел вслух, по очереди со своей женой Евгенией Борисовной. Бабушка Самуила Яковлевича  была одаренной рассказчицей, любила подбирать к словам рифмы. Часто она даже думала вслух и говорила с внуками в рифму. (Слайд 5)

-В одном из черновых автобиографических набросков говорится: «Первое воспоминание детства - пожар на дворе. Раннее утро, мать торопливо одевает меня. Занавески на окнах краснеют от полыхающего зарева. Должно быть, это впечатление первых лет моей жизни и было причиной того, что в моих сказках для детой так много места уделено огню»

Читать Маршак научился рано, сидя во время занятий с братом, с которым занимался учитель. Когда ему было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

Маршак вспоминал: «…пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, «писать стихи» я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия, а иногда и четверостишия устно, про себя, но скоро забывал придуманные на лету строчки». (Слайд 6)

- В одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, он уже переводил древнеримского поэта Горация.

Маршак с братом поступили в воронежскую Острогожскую гимназию.  В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта, и считал его вундеркиндом.

 Перевестись в Петербург было очень трудно. Помогло знакомство с известным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. Уже тогда Маршак писал стихи, и они приглянулись Стасову.

 Маршак переезжает в Ялту к семье Горького, где продолжает учиться в Ялтинской гимназии. После он учился в Англии, закончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогло делать литературные переводы. Чтобы лучше изучить язык, чтобы слышать народную речь,  он пешком совершил большое путешествие по английской провинции. (Слайд7)

Страница 3. «Семейный альбом»

- Полистаем семейный альбом С.Я.Маршака. (Слайд8)

-Отец его был химиком-самоучкой, работал мастером на мыловаренных заводах. Человек большой воли, талантливый, напоминавший Дон-Кихота стремлениями к высоким несбыточным целям (его постоянно обманывали эксплуатировавшие его знания и выдумку заводчики), он немалого добился самообразованием - в профессиональных навыках и в общем культурном развитии. Яков Миронович знал наизусть много стихов - чуть ли не всего Некрасова, постоянно перечитывал Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Глеба Успенского, Диккенса, в подлинниках знакомился с произведениями Гёте и Гумбольдта. Речь его отличалась правильностью и широтой словаря. Свободное время он любил проводить за книгой. Многое прочел вслух, по очереди со своей женой Евгенией Борисовной.

Его мать Евгения Борисовна Маршак (урождённая Гиттельсон) была женщиной немногословной, не любившей выражать свои сокровенные чувства. С детских лет и на всю жизнь была она влюблена в литературу, в романы Тургенева, Гончарова, Диккенса, стихи Некрасова. (Слайд9)

- Любовь к чтению от родителей передалась и их детям. Детей в семье было шестеро. Трое из них стали известными писателями.

  Брат С.Я.Маршака Михаил Ильин (Илья Яковлевич Маршак) – автор книг  «Солнце на странице», «Сто тысяч почему», «Рассказы о том, что тебя окружает». А его сестра Е.Ильина (Лия Яковлевна Маршак-Прейс) написала удивительную повесть «Четвёртая высота», рассказывающую о жизни и подвиге Гули Королёвой. (Слайд10-12)

- Во время путешествия по ближневосточным странам (Турция, Палестина, Сирия и др.). Самуил Яковлевич знакомится с Софией Мильвидской, которая вышла за него замуж в январе 1912 года. Они прожили вместе почти сорок два года, пережили немало радости и горя, надежд и тревог, но никогда не теряли жизненной стойкости. (Слайд13)

В семье Маршака было трое детей. Рано ушли из жизни его маленькая дочь Натанель и младший сын Яков, скончавшийся в юности от тяжелой болезни. Старший, Иммануэль,  занимался  научной работой. (Слайд14-15)

Страница 4. «Любимых  детских книг творец» 

Печататься Маршак начал с 1904 г.  С 1908г. – профессиональный литератор.

В 1915 – 1917гг. появились его первые переводы английских поэтов. В 1920г.

В Краснодаре он организовал и возглавил комплекс детских учреждений «Детский городок», там работал один из первых театров для детей. В нем ставились пьесы, написанные Маршаком. (Слайд16)

В 1923г. вышли первые стихотворные книги Маршака для детей «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», перевод детской английской песенки «Дом, который построил Джек». (Слайд17)

(Дети читают отрывки из этих произведений, заранее подготовленные.)

В 1924 -1925гг. Маршак возглавлял детский журнал «Новый Робинзон», где печатались В.Бианки, Е.Шварц, Б.Житков. М.Горький называл Маршака «основоположником детской литературы у нас». (Слайд18)

Страница 5. «Литературная» 

- Вспомните названия стихотворений по их строчкам. (Слайд19-21)

- С.Я.Маршак был замечательным сказочником. Какие сказки вы знаете? (Слайд22)

(Дети инсценируют отрывки из сказок.)

Страница 6. «Игровая» 

-А знаете ли вы, что Маршак сочинял и загадки? Попробуйте их отгадать. (Слайд23-24)

Бьют его рукой и палкой.                                          
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч)

Его весной и летом

 Мы видели одетым.

 А осенью с бедняжки

 Сорвали все рубашки.

 Но зимние метели

 В меха его одели. (Дерево)

Я конем рогатым правлю.

 Если этого коня

 Я к забору не приставлю,

 Упадет он без меня. ( Велосипед)

Была зеленой, маленькой,

 Потом я стала аленькой.

 На солнце почернела я,

 И вот теперь я спелая. ( Вишня)

Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я что есть мочи день- деньской.

Как завижу лежебоку,

Что валяется без проку,

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка-

Чуть видна его фуражка. (Молоток)

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать. (Утюг)

Кто, на бегу пары клубя,

Пуская дым

Трубой,

Несет вперед

И сам себя,

Да и меня с тобой? (Паровоз)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)

Страница 7. «Маршак - переводчик» 

- Живя в Англии, поэт  узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов. Маршак – один из лучших поэтов – переводчиков в нашей стране.

Маршак не просто изучал язык, он впитывал историю страны, нравы, обычаи народа. Английский он изучал всю жизнь, поскольку много переводил с этого языка, а к своей работе Маршак относился очень ответственно: «...переводил я не по заказу, а по любви».  В Лондоне он начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его, тогда же столкнулся с замечательным английским детским фольклором, полным причудливого юмора. (Слайд25)

В 1923 году, вернувшись в Петроград, Маршак взялся за перевод с английского книг песен и стихов для детей, - «Дом, который построил Джек», «Шалтай – Болтай», «Потеряли котятки на дороге перчатки!», «Храбрецы». Воссоздать на русском языке песенную, народно-прибауточную душу этих стихов помогло Маршаку его давнее знакомство с нашим русским детским фольклором. В его переводах сохраняется упругость и звонкость, первозданные народные краски английского фольклора.

Переводы С.Я. Маршака английских песенок никогда и никем не ставились под сомнение, они просто великолепны. (Слайд26)

Страница 8. «Мой мальчик, тебе эту песню дарю» 

- С. Я. Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь, работая до последнего дня.

Родина высоко оценила литературные труды Маршака: он был награждён орденами и медалями, его книги отмечены Государственными премиями.

Книги Маршака в нашей стране издаются постоянно и очень большими тиражами, как на русском, так и на других языках.  (Слайд27)

С. Я. Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве. До последнего дня своей жизни он не расставался с пером и бумагой.

- Многие годы после смерти Самуила Яковлевича его старший сын неизменно соблюдал традиции отца: в квартире Маршака в Москве на улице Чкалова, возле Курского вокзала, продолжали регулярно собираться друзья и приятели поэта...

...С самого раннего детства, на протяжении всей жизни, мне время от времени являлся по ночам один и тот же страшный сон, - как будто мой отец умер, и весь свет для меня потускнел и стал каким-то приглушенным. С каким счастьем я просыпался в сознании, что он жив, что я могу его снова увидеть! А теперь этот сон так надолго затянулся...

И. Маршак «Мой мальчик, тебе эту песню дарю»

- Работы С. Я. Маршака любили читать сто лет назад, любят  читать и в наше время. Автор верил, что и вы полюбите его стихи, что они и вам помогут разобраться, что такое хорошо, а что такое плохо. (Слайд28)

Великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и разнообразных интересов и знаний - С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он подружил с детских лет с поэзией многих ребят, показал чудесную силу родного языка. Маршак показал, что стихами можно рисовать цветные картины мира, рассказывать знаменательные и поучительные истории, вызывать в человеке раздумье, научить мечтать о будущем.

- При жизни С.Я.Маршаку приходило огромное количество писем от детей. Однажды он получил такое письмо: «Дорогой Самуил Яковлевич! Где теперь живёт человек рассеянный? Может быть, он теперь исправился? Если да, то, что он теперь делает? И как он одевается? Таня Кравцова из Ленинграда. 30 апреля 1956 года».                                                                                                  

 Тане Кравцовой Маршак ответил так:              

 «Дорогая Таня! Я очень рад, что тебе понравилась книжка про человека рассеянного. К сожалению, он ещё не исправился. Надевает на голову сапог, пишет письма огурцом, спит под кроватью. Вот он какой - рассеянный с улицы Бассейной! Где он теперь живёт, я не знаю. Он сам забыл свой адрес. А тебе шлю привет и посылаю в подарок книгу «Кошкин дом». Твой С. Маршак».

Страница 9. «Заключительная» 

- Послушайте, что пишет вам, читателям двадцать первого века, замечательный детский поэт С. Я. Маршак. (Слайд29)

- Что желает вам автор этих строк?

- Что вы запомнили, просмотрев журнал?

- Почему мы устный журнал посвятили творчеству С. Я. Маршака?

- Что вы можете сказать о стихотворениях этого автора?

- Чему учат стихи С. Я. Маршака?

- Произведения Самуила Яковлевича Маршака любят слушать и читать дети, помнят и перечитывают взрослые. Давайте и мы будем продолжать читать книги Маршака,

ведь когда-то он сам говорил: « А помочь тем, кому не придут на ум нужные слова в нужную минуту, могут хорошие книжки. Надо только подобрать такие книжки, которые больше всего могут пригодиться и детям и большим, и молодым и старым»

- Страницы журнала прочитаны, и мы его закрываем. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павленко Татьяна Васильевна учитель начальных классов филиал МКОУ «Верхнекардаильская средняя общеобразовательная школа» Николаевская основная общеобразовательная школа «Добрый и давний друг»

Слайд 2

Поэт, 125-летие которого мы отмечаем в 2012 году. 1 2 3 4 5 6 1. Бегемот разинул рот – Булку просит ..? Б Е Г Е М О Т 2. Красный свет — проезда нет, Желтый — будь готов к пути, А зеленый свет — ..? К А Т И 3. А за двойкой - посмотри - Выступает цифра ..? Т Р И 4. Восемь кукол деревянных Круглолицых и румяных В разноцветных сарафанах На столе у нас живут. Всех ..? зовут. М А Т Р Е Ш К А М И 5. Дама сдавала в багаж: Диван, Чемодан, ..? С А К В О Я Ж 6. Пробирается медведь Сквозь густой валежник. Стали птицы песни петь И расцвел ..? П О Д С Н Е Ж Н И К

Слайд 3

Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (22 октября 1887, Воронеж — 4 июля 1964, Москва) — русский советский поэт, драматург, переводчик, литературный критик.

Слайд 4

Самуил Яковлевич Маршак по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.

Слайд 5

А началось все с детства… Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы писатель провёл в маленьком городке Острогожске Воронежской губернии. Родители Маршака занимались делами прозаическими: отец варил мыло на частных заводиках, а мать вела хозяйство семьи, в которой было шестеро детей. Жили очень бедно, часто переезжали с места на место. Но свободное время отец любил проводить за книгой. Многое прочел вслух, по очереди со своей женой Евгенией Борисовной. Бабушка Самуила Яковлевича была одаренной рассказчицей, любила подбирать к словам рифмы. Часто она даже думала вслух и говорила с внуками в рифму. Город Острогожск. Улица на Майдане, на которой жила семья С.Я.Маршака.

Слайд 6

Читать Маршак научился рано, сидя во время занятий с братом, с которым занимался учитель. Когда ему было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Маршак вспоминал: «…пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, «писать стихи» я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия, а иногда и четверостишия устно, про себя, но скоро забывал придуманные на лету строчки». С.Я. Маршак (справа) со старшим братом Моисеем Яковлевичем Маршаком. Лето 1905 г.

Слайд 7

С.Я. Маршак (слева) - ученик Острогожской гимназии с товарищем 1900 г. С. Маршак - ученик 3-й санкт-петербургской гимназии. Петербург, 1903 г. С.Я. Маршак (слева впереди) - ученик Ялтинской мужской гимназии - среди товарищей. 1906 г. С.Я. Маршак (справа) - студент Лондонского университета. Около 1913 г.

Слайд 8

Страницы семейного альбома С.Я. Маршака

Слайд 9

Яков Миронович Маршак отец Евгения Борисовна Маршак мать

Слайд 10

Моисей Яковлевич Маршак старший брат С.Я. Маршака Сусанна Яковлевна Маршак сестра С.Я. Маршака

Слайд 11

Юдифь Яковлевна Маршак-Файнберг с дочкой сестра С.Я. Маршака Илья Яковлевич Маршак (М. Ильин) младший брат С.Я. Маршака

Слайд 12

Лия Яковлевна Прейс-Маршак (Елена Ильина) сестра С.Я. Маршака


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Люблю берёзу русскую"

Мероприятие для 3 классов построено в форме устного журнала, в котором этапы представлены в виде отдельных страниц, объединённых одной темой – «Берёза». На каждом этапе решались разные задачи: • вос...

Внеклассное мероприятие на тему: “ Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?” (устный журнал "Будь природе другом")

Внеклассное мероприятие "Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?" для учащихся 2-4 классов по окружающему миру проводится в форме устного журнала. Цель:Подвести к пониманию значения ле...

Устный журнал "Книга - это друг, советчик"

Материал для проведения урока читательской самостоятельности, внеклассных занятий....

Устный журнал «Земля у нас одна – другой не будет никогда!»

      Внеклассное мероприятие для 2 класса.  Устный  журнал  «Земля  у  нас  одна – другой  не  будет  никогда!»     ...

Устный журнал «Огонь - мой друг и враг»

Этот материал знакомит детей с правилами обращения с огнём , с историей огня....

Устный Журнал "Давным-давно была война"

Давным-давно была война...(устный журнал)Цели и задачи: 1) Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, познакомить их с  воспоминаниями детей-очевидцев страшных  событи...

Устный журнал "Подари улыбку другу"

Проведено учениками 2 классов для учащихся 1, 3 классов, в рамках мероприятий , направленных на профилактику межэтнического экстремизма....