Устный журнал «Огонь - мой друг и враг»
классный час (2 класс) по теме
Этот материал знакомит детей с правилами обращения с огнём , с историей огня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal.docx | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Огонь - мой друг и враг»
Цель мероприятия:
создать условия для формирования личности ученика, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности.
Задачи :
- познакомить учащихся с некоторыми причинами пожаров и правилами поведения при их возникновении ;
- научить предвидеть и прогнозировать опасные ситуации, связанные с возникновением пожаров в помещении;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
Оборудование: компьютер, экран, презентация, книги, воздушный шарик, листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход занятия
Вступительная часть
Москва была, как на ладони,
Видна с пожарной каланчи. Пожар!
Стремглав летели кони,
Как пламя, сами горячи.
Москва на всадников смотрела
С любовью, с гордостью живой.
Пожарный — это парень смелый,
Пожарный - парень удалой!
Другая техника и средства,
Да и размах теперь другой,
Но дух отваги по наследству
Не зря достался нам с тобой
Статистические данные по Лебедянскому району:
Пока же рейтинг наиболее пожароопасных территорий по количеству возгораний в сельских администрациях Лебедянского района образом (в скобках указано количество пожаров):
Волотовская 17 (1), Кузнецкая 13, Павловская 12, П.Казацкая 7 (2), Агрономовская 6 (5), Б.Поповская 6 (1), Куйманская 4 (3), Троекуровская 4, Б.Избищенская 3 (1), Вязовская 3, Куликовская 3, Докторовская 2 (1), Ольховская 2 (1), Шовская 2 (1), Слободская 2, Яблоновская 2.
Всего по району за истекший период 2010 года было 134 возгорания и 32 пожара, в том числе 34 возгорания и 16 пожаров, произошедших в городе Лебедянь. По данным УГПН ГУ МЧС Липецкой области по Лебедянскому району имеются четыре семьи, пострадавшие от пожара, в результате которого их имущество полностью или частично было уничтожено.
Страница 1
Сцена 1. «Появление огня в жизни человека»
Пещера. В кругу сидят члены племени. Звучит фонограмма сильного дождя.
Женщина. Сегодня ветер особенно зол. Он воет и стонет и выворачивает с корнем огромные деревья.
Мужчина. В небе творится что-то страшное. Все грохочет и гремит, и все время вспыхивает дрожащее сияние. Я слышал, как в лесу за рекой раздался сильный удар. Оттуда повалил едкий туман, и новый непонятный свет разлился вокруг.
Вождь. Однажды я уже видел такой свет. Это значит, что красный зверь напал на деревья и теперь борется с ними. Он упал с неба и победит в борьбе. Но не надо его бояться. Нас защитит река. Красный зверь не может ее перепрыгнуть, иначе он убил бы нас, как убил деревья.
1-й мальчик. Кажется, ветер успокоился. Там, где бушевала буря, стало тихо.
Женщина. Всем хочется есть. Ведь из-за грозы мужчины давно не охотились.
Вождь. Пойдемте туда, где лежат мертвые деревья, попробуем добыть себе пропитание. Будьте осторожны: зверь не ушел, он просто устал. Кое-где он и сейчас шевелится. Люди двигаются по сцене.
1-й мальчик (склонясь над опаленной птицей). Птица! Должно быть, она не успела улететь и упала вместе с деревом, на котором сидела. Перья исчезли, тушка почернела - она стала такая некрасивая.
2-й мальчик. Зато здорово пахнет! Отдай! (Отнимает птицу и вонзает в тушку зубы.) Какое вкусное и мягкое мясо! Ищите и вы!
Все двигаются по сцене, собирают птиц и животных, которые поджарились в пламени лесного пожара. (Для реквизитов этой сцены можно покрасить черной гуашью пластмассовые игрушки.) Все вернулись в пещеру с добычей, вождь поделил ее, начали есть.
Женщина. Как хорошо иметь маленького красного зверя у себя в пещере! Я попыталась принести его на ветке, но он умер по дороге. Должно быть, его все время нужно кормить сухой травой или хворостом.
Мальчик. Хорошо, мама, я попробую. (Уходит.) Все ложатся отдыхать.
Девочка. Как сыро и холодно в нашей пещере. Я не могу уснуть. Так хочется согреться.
Женщина. Потерпи, доченька, ты скоро привыкнешь к холоду.
Девочка. К нему нельзя привыкнуть. Он пробирает меня до костей.
Вбегает мальчик с горящей веткой.
Мальчик. Люди! Я донес красного зверя. Всю дорогу я кормил его сухими ветками, и он выжил. Но самое главное, что я спас жизнь ему, а он мне.
Женщина. Что случилось, сынок?
Мальчик. Я уже почти дошел, когда навстречу мне из кустов выскочил огромный тигр. Злобно рыча, он приготовился к прыжку. От страха я сильно закричал и стал размахивать веткой, на которой сидел красный зверь. Мама, тигр испугался и ушел.
Вождь. Теперь я знаю, как защитить нашу пещеру от диких зверей. Мы поселим красного друга у входа, будем кормить его днем и ночью, а он будет давать нам свет, тепло и отпугивать врагов. Мы назовем его Огонь. Но горе тому нерадивому, кто не уследит за Огнем и погасит его. Виновник несчастья будет казнен.
Мальчик. О, Вождь! Ты мудр. Позволь мне сказать дерзкое слово.
Вождь. Говори, сегодня ты победитель.
Мальчик. Там, на дороге, я встретил двух мальчиков из племени, с которым мы недавно воевали. Они очень голодны и сильно замерзли. Разреши мне открыть им тайну Огня.
Мужчина. Глупый мальчишка! Мы еще вчера были врагами, от их рук погибли наши лучшие люди, а ты их пожалел!
Старейшина. Вот видите, дети, как много может сделать наблюдательный человек. Скоро мы выйдем из лесов и пещер, и наша жизнь станет лучше и легче.
Ведущий (обращаясь к зрителям). Скажите, ребята, о каких изобретениях человечества шла речь в этой сцене? (Гончарное ремесло, обработка металла, изготовление лодок.)
Страница 2 «Пища огня»
Викторина для зрителей
(Рекомендуется выдать участникам ответы на вопросы, т.к. вопросы викгорины могут вызвать затруднения у зрителей.)
- Как называется пища огня? (Топливо.)
- Какой вид топлива самый распространенный и древний?(Дрова.)
- Во что превратилась бы наша планета Земля, если бы транспорт и промышленность обслуживались бы только дровами? (В пустыню. Мы бы вырубили леса, пересохли бы реки, погибли бы птицы. Ветер гулял бы по голым просторам, губя посевы, унося частицы плодородной почвы.)
- Что стали делать люди, когда поняли эту грозившую им опасность? (Люди стали заботиться о лесах. У нас в стране охраняют старые лесные участки, сажают новые, создают лесозащитные полосы в степях. Зеленые стены леса спасают
растущий хлеб от сухих ветров. Люди и сейчас рубят лес, но делают это с умом и расчетливо.) - Скажите, ребята, от кого сильно страдают леса? (Леса страдают от некультурных туристов и озорных ребят. Какой-нибудь шалопай срубит неизвестно зачем елку-подростка и оставит сохнуть на поляне, где она красовалась. Мальчики, гоняясь друг за другом, переломают молодые дубки. А бывает и хуже: бросил кто-то горящую папиросу, не залил костер, уходя со стоянки, и вспыхивает лесной пожар. Это страшное бедствие, с которым трудно справиться.)
- Подумайте, каким должно быть в лесу поведение человека?
(Человек сам не должен губить лес и не позволять это делать другому. Нельзя жечь костры.) - Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям топливом. (Каменный уголь.)
- В результате каких процессов в земле образовался каменный уголь? (Уголь сам был когда-то деревом. Давным-давно
высокие могучие леса покрывали землю. Почва была сырая, воздух влажный, растительность пышная. Деревья теснились друг к другу. Одни отживали свой век, другие разрастались и, когда в свой черед погибали, валились сверху на своих предков. Ил, принесенный водою, затягивал их, песок, гонимый ветром, засыпал. Под тяжелым грузом, без доступа воздуха эти «останки» деревьев не исчезли бесследно — они превратились в каменный уголь.)
Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество коричневато-бурого цвета? (Торф.)
Как и где образуется торф? (Растения, что погрузились в болотные топи, слабо спрессовывались, давление сверху было небольшим, ведь огромные деревья на болотах встретишь нечасто. Воздуха в глубь земли проникает больше. Эта отмершая растительность сильнее изменилась, больше разрушилась. Так образовался торф.)
Как-то раз пенсильванский житель Николас Ален отправился на охоту, устал и остался ночевать в горах. Он развел костер на горном выступе и уснул. Проснулся он оттого, что горела сама гора. Утром Ален осмотрел место своего ночлега и понял, что тут вышел на поверхность пласт черного камня. Ночевка в горах принесла ему удачу. Почему? (Потому что Ален нашел в Пенсильвании крупное угольное месторождение.)
Однажды русскому царю, много сделавшему для процветания государства Российского, показали черный блестящий камень, обладающий удивительной способностью гореть. Он, взяв его в руки, сказал: «Сей минерал если не нам, то потомкам нашим весьма полезен будет».
- Как звали царя, так безошибочно определившего важность каменного угля? (Петр I.)
Примерно в то же время в Сибири, на берегу реки Томи, крестьянин Михаил Волков открыл «горелую гору». Назвал он ее так потому, что из трещин горы шел дым. Волков отправил в столицу куски угля. Так было открыто знаменитое угольное месторождение. Как оно называется? (Кузнецкий угольный бассейн — Кузбасс.)
-Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? (Нефть.)
-Как нефть образовалась в недрах земли? (Есть две версии. Одни утверждают, что нефть — результат разложения всяких органических остатков, то есть останков животных и растений, когда-то существовавших на земле. Так думал еще М.В. Ломоносов, и его этот взгляд разделял «отец русской нефти» академик Губкин. Но другие ученые считают, что нефть возникла в результате сложных химических процессов в земной коре.)
В старых книгах рассказывается, как византийцы выиграли морской бой у арабов с помощью нефти. В разгар сражения арабы увидели чудо: загорелось море. Они испугались и растерялись, а византийцы воспользовались этим и уничтожили их флот. Что сделали византийцы? (Они вылили в море много бочек нефти. Более легкая, чем вода, нефть собралась на поверхности, разлившись тонким слоем. Византийцы подожгли эту пленку нефти.)
Отставной полковник Новосельцев не имел к нефти никакого отношения, но он не мог равнодушно смотреть на мучения людей, кустарным способом добывающих необходимый стране продукт. В узкий душный колодец рабочего спускали на веревке. Он, копая землю, пел. Как только голос смолкал, все понимали: товарищу плохо, он потерял сознание. Его тащили наверх, приводили в чувство, потом снова опускали. Как 150 лет назад Новосельцев облегчил жизнь нефтедобытчикам? (Под его руководством на Кубани с помощью специальных механизмов была пробурена первая скважина и построен нефтеперегонный завод.)
-Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? (Газ.) Как газ попадает в наши дома? (Из газовых месторождений по трубам газ попадает в дома. Газ — прекрасный помощник жителям: и согреет, и позволит быстро приготовить еду. Но он требует внимательного к себе отношения. При утечке газа человек может отравиться и погибнуть, а если случайно зажечь спичку — взрыв уничтожит все.)
Викторина «Огонь в нашей речи»
В старину огонь был судьей в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался невиновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает оттас -ность, говорят, что он находится... (между двух огней).
- Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного.
Про никчемного, мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он... (не светит и не греет). - Про добросовестного, хорошего работника говорят, что трудится... (с огоньком).
Страница 3 «Огонь в древних мифах»
В е д у щ и й. Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. Сейчас мы вспомним древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь. Прометей стоит возле Зевса, сидящего на троне.
Прометей. О великий Зевс, могущественный и мудрый! Позволь мне обратиться к тебе с просьбой о помощи людскому племени. Людям плохо живется: они не имеют домов, построенных из дерева и камня, не знают ни наук, ни ремесел, копошатся, точно муравьи, глубоко под землей, в темных пещерах без солнца и воздуха.
Зевс. Молчи, дерзкий титан, а то я забуду все твои прежние заслуги и сурово накажу. Люди навсегда останутся неразумными и всечасно терзаемыми страхом смерти. Тогда власть богов не* будет иметь границ. Прочь с глаз моих. (Зевс уходит разгневанный.)
Прометей сидит грустный. Появляется его мать Фемида.
Фемида. Сын мой, чем ты так прогневил Зевса? Разве ты забыл участь титанов, десять лет воевавших с ним за власть? Где они теперь, сильные и своевольные исполины? Одни убиты, другие лишены родины и отправлены в дальние края. Опомнись, Прометей, моли о прощении ради меня и себя.
П р о м е т е й. Пойми меня, родная, я не могу жить спокойно, когда знаю, как страдают люди. Клянусь, что помогу им. Я поеду на остров Лемнос, тайно возьму из кузницы своего друга Гефеста искру божественного огня и принесу ее человеку. Прости! (Уходит.)
Фемида. Сынок! (Плача, уходит.)
Появляются Зевс и его слуги Сила и Власть. Зевс садится на трон.
С и л а. О великий Зевс! Последний из титанов ослушался твоей воли и совершил страшный грех: он похитил искру огня и в тлеющей тростинке принес ее людям.
Власть. Если бы только это! Он научил их строить жилища, приручать животных, лечить больных, объяснил им устройство Земли и движение небесных светил, обучил их письму и счету, добыче земных сокровищ: железа, меди, серебра, золота.
Сила. Прометей построил для людей корабли, приделал к ним льняные крылья — паруса, и они весело побежали по глади моря. Он приручил горячего дикого коня и впряг его в колесницу, а вола заставил носить на шее ярмо и пахать для человека землю.
Власть. Счастливый человек многое понял в окружающем мире, перестал слепо бояться смерти, постиг воспоминание о прошлом и обрел надежду на будущее. Люди прославляют Прометея, а о тебе, о Могущественный, и не вспоминают!
Зевс. Как осмелился дерзкий титан похитить из кузницы Гефеста священный огонь, принадлежащий богам? И что он с этим божественным даром сделал? Отдал его жалким людишкам! Теперь они смеются и радуются, думая, что больше не зависят от моей воли. Прометей горько пожалеет о своем поступке. Ты, Сила, и ты, Власть, схватите Прометея, отправьте на край земли в страну скифов, где возвышаются Кавказские горы. Пусть кузнец Гефест наденет на непокорного тяжелые цепи и накрепко прикует к скале.
Фонограмма грома или торжественная музыка.
Прометей (прикованный к скале). Весны сменяются зимами, рождаются и умирают поколения людей, а меня уже несколько тысячелетий палит раскаленное солнце, хлещут дожди и грады, замораживают злые ветры.
Каждый третий день я с тоской слежу, как высоко в небе появляется маленькая точка, как она растет и приближается. Это орел, посланный Зевсом, прилетает, чтобы рвать и раздирать когтями мое тело, клевать мою печень.
Я страдаю... Но пощады я не попросил ни разу, не смирился перед Зевсом и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном прошу судьбу: пусть мои муки не будут напрасными, пусть человек будет свободен и счастлив с божественным огнем!
Страница 4 «Загадочная»
Загадки
Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)
В избе — изба,
На избе — труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ —
А тушить не идет (Печка.)
На улице столбом,
В избе скатертью. (Дым.)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова
Целый час, а может — два.
Ты его рукой не тронь —
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
Это темный-темный дом.
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер. (Спичка.)
Сидит на крыше
Всех выше
И дымом дышит. (Труба.)
Схоронилось солнышк
В маковое зернышко.
Пробежит по земле —
Вспыхнет весело во мгле. (Искра.)
Страница 5 «Игровая»
Тот, к кому попадает шар, должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.
Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар —
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет ... (злой пожар).
Раз, два, три, четыре -
У кого пожар в ... (квартире)?
Дыма столб поднялся вдруг.
Кто не выключил ... (утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками... (играл)?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над ... (газом)?
Столб огня чердак объял.
Кто там спички ... (зажигал)?
Побежал пожар во двор.
Это кто там жег ... (костер)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег ... (траву)?
Кто бросал в огонь при этом Незнакомые ... (предметы)?
Помни, каждый гражданин,
Этот номер... (01).
Дым увидел — не зевай
И пожарных ... (вызывай).
Страница 6 «Веселая»
Ведущий читает четверостишия. Участники после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это — я, это — я, это все мои друзья!», а если нет — молчат.
Ведущий
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От огня?
Ребята Это — я, это — я,
Это все мои друзья!
Ведущий
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор —
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Ребята молчат.
Ведущий
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Ребята Это — я, это — я, .
Это все мои друзья!
Ведущий
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол —
Еле сам живой ушел?
'Ребята молчат.
Ведущий
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает.
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят?
Ребята Это — я, это — я, Это все мои друзья!
Ведущий. Ну, вот теперь я вижу: вы знаете, что с огнем шутить опасно, и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.
Страница7 практических знаний
Викторина «Когда огонь перестал быть другом»
Огонь с древнейших времен играл важную роль в жизни человека. Подтверждением этого служат пословицы, поговорки и загадки об огне. Загадки:
Без рук, без ног, а на гору ползет.
В камне спал, по железу встал, по дереву пошел - как сокол полетел.
Дрожит свинка — золотая щетинка.
Красный кочеток по жердочке бежит.
Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все
любят меня, и все губят меня. Пословицы:
Огонь не вода — схватит, не выплывешь
Воры обкрадут, стены останутся, а огонь в разор разорит.
Огню да воде бог волю дал.
«Спи, царь Огонь», — говорит царица Водица».
Ведущий. Огонь может быть человеку другом, а может врагом, и тогда надо знать, как правильно себя вести. Этому учит наша викторина.
- Что делать, если загорелась ваша квартира? (Позвонить 01,потом вывести детей и престарелых, только затем тушитьпожар своими средствами.)
- Что делать, если загорелся телевизор? (Его надо сразу отключить от сети, а затем тушить водой через верхние вентиляционные отверстия стенки (стоять сбоку). Или,
набросив плотное одеяло, чтобы огонь не перебрался на шторы, бежать за водой. В помещении, где взорвался кинескоп, находиться нельзя; такой дым ядовит и очень
опасен.) - Почему нельзя держать телевизор в стенке? (Он перегревается, кроме того, там его трудно потушить.)
- Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя? (Плотная ткань, лучше мокрая, и вода.)
- Почему во время пожара нельзя открывать окна? (С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.)
- Что прежде всего нужно сделать при тушении электропроводки? (Отключить электричество, чтобы избежать удара током.)
- Что опаснее на пожаре: огонь или дым? (Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.)
- Как нужно дышать в задымленной квартире? (Через мокрую тряпку. Если есть возможность, нужно защитить легкие противогазом или респиратором.)
- Как нужно передвигаться по задымленным коридорам?
(На четвереньках или ползком, так как внизу меньше дыма, - Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда?
(а) нельзя давать ему бегать: пламя разгорится сильнее - б) нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду, либо погасить ее водой или снегом, при-необходимости накинуть на него одеяло, пальто, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения;
- в) необходимо вызвать «Скорую помощь»; г) оказать посильную доврачебную
помощь. При ожогах I и II степени: положить стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или жирами. При тяжелых ожогах: завернуть пострадавшего в чистую простыню, укрыть потеплее, дать одну-две таблетки анальгина или амидопирина, напоить теплым чаем.)
— Нужно ли звонить в пожарную охрану в том случае, если другие уже вызвали помощь? (Нужно. Вы должны сообщить, в какой квартире вы находитесь. Эта информация дежурным пожарной охраны сразу передается по рации на место пожара, и помощь будет оказана быстрее.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Огонь - наш друг и враг"
Презентация для внеклассного занятия о пожарной безопасности для детей...
Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг
Цели мероприятия:Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности.Прививать навыки ост...
Огонь - наш друг и враг Огонь - наш друг и враг
Почему огонь называют добрым волшебником и беспощадным врагом?...
Классный час "Огонь – наш друг или враг?"
Классный час "Огонь – наш друг или враг?"Цель:закрепить правила пожарной безопасности, изученные ранее, умение соблюдать их;довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного о...
презентация"Огонь – наш друг или враг?"
Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит человеческие жи...
Сценарий классного часа «Огонь – наш друг или враг…»
Классный час "Огонь - наш друг или враг..." проходит в виде "круглого стола" с приглашением гостей: начальник Нововеличковской ВДПО - Иванько Г.М., главный врач Нововеличковской участковой больни...
Презентация к классному часу "Огонь - наш друг или враг..."
Презентация к классному часу "Огонь - наш друг или враг..."....