Программа военно - патриотического лагеря "Витязь"
методическая разработка (4 класс) на тему
Профильный военно-патриотический лагерь являетя одной из форм проведения внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I Введение
Можно сколько угодно рассуждать о необходимости воспитывать в подрастающем поколении патриотического отношения к Родине, обсуждая эту тему в телевизионном шоу, на страницах газет, а то и спекулируя ею в различных пиаркомпаниях. Можно, но нужно ли?... Нужно. Однако, одного воздействия словом недостаточно. Об этом свидетельствует негативное отношение юношей допризывного возраста к необходимости служить в армии.
Как только приближается пора призыва, а то и задолго до этого многие семьи начинают держать совет, как «откосить» от армии, которая воспринимается не иначе как жертвенный алтарь, куда отдается призывник на заклание. Способов «откосить» много, начиная от взятки и заканчивая притвориться больным,
Страшно, что в этих хлопотах моральная сторона проблемы никого не интересует. И это серьезный фактор. И решать это нужно безотлагательно. Как?... Сложный вопрос. Думается, что один из самых верных ответов на него будет наша попытка воспитать настоящих защитников Родины, для которых служба в армии стала бы самой качественной, самой важной миссией жизни.
Программа основывается на многолетнем опыте работы педагогов Армавирской муниципальной общеобразовательной средней школы № 7.
На одиннадцатилетнем опыте военно-патриотической работы школы.
На опыте участия в краевых конкурсах военно-патриотической работы.
На опыте участия в городских смотрах - конкурсах военно-патриотического воспитания молодежи, по военно-прикладным видам спорта;
смотрах строя и песни; смотров школьных музеев. Участие в викторинах.
1.5. На опыте проведения мероприятий с учащимися:
«Дня защиты детей», (ОБЖ)
«Днем здоровья»,
«Учись защищать Родину!»,
«Гардемарины - вперед!»,
«Сильные, ловкие, смелые!»,
«Вперед - мальчишки!»,
«Проводы казака в армию» (фольклорный праздник).
На опыте работы Казачьего класса, кружков военно-прикладной направленности.
На многолетнем опыте организации и проведения летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием для учащихся лагеря,
1.8. На рекомендациях и обобщении по рекомендации авторов книг:
И. К. Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности»
Анфимов Н.В. «Из прошлого Кубани»
Е.И. Крупнов «Древняя история Северного Кавказа» В.Г. Волович «Человек в экстремальных условиях природной среды» С. А. Быков «Воинская обязанность и военная служба» Ю.А. Наумченко «Зашита, Отечества», «На службе Отечеству» Е.М, Иванов «История Армавира» С.Н.Ктиторов «История Армавира (досоветский период)» Программа «Нравственного и физического оздоровления населения Кубани»
Концептуальные основы работы военно-патриотического лагеря «Витязь»
Профильный лагерь - мощный институт социализации личности подрастающего поколения, в котором молодежи прививается социальная функциональность. Военно-патриотический лагерь - это форма организации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в рамках национально-политических интересов России.
Патриотизм является независимой от политической конъюнктуры ценностью, поэтому патриотическое воспитание выступает как фактор единения общества, служит источником и средством духовного, нравственного и экономического возрождения России.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Личность гражданина-патриота, характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к родному Краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением Конституции страны, законности к правовым основам государства.
Данная программа вводится для учащихся допризывной молодежи 7 - 14 лет средних общеобразовательных школ для укрепления связи школы с военно-патриотическими организациями по подготовке будущих защитников Отечества.
Работа военно-патриотического лагеря «Витязь» позволит теоретически и практически через приобщение молодежи к изучению истории нашей Родины, военно-прикладным видам спорта развить любовь к городу, краю и стране. Укрепить историко-культурную связь поколений современной молодежи с военнослужащими и ветеранами. Эта связь обеспечит молодому поколению развитие духа единства в борьбе с национализмом, терроризмом и политическим сепаратизмом. Теоретический и практический курс базовых знаний поможет преодолеть общественные пороки: пьянство, наркоманию, правовой нигилизм, жизненную апатию,
Знания, умения и навыки, выработанные в процессе обучения, раскроют молодежи ценностное и правильное представление о значимости службы в вооруженных силах в воспитании общечеловеческих добродетелей: чести, достоинстве, чувстве долга перед обществом и государством.
Проведение занятий военно-прикладных соревнований и сборов на базе лагеря «Витязь» позволит допризывной молодежи оказать важную роль армии в сохранении порядка и целостности нашей Родины.
Создание военно-патриотического лагеря «Витязь» осуществлено в соответствии с письмом Министерства Образования РФ № 15-51-691/15-01-21 от 21 августа 2002 года «О плане мероприятий Российского центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» за подписью Заместителя Министра Образования Коврижных Ю.В., в котором обращается особое внимание на пункт № 7 Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» учрежденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001г. за № 122 «О создании в каждом субъекте РФ региональных центров по патриотическому воспитанию молодежи».
Базовая программа работы военно-патриотического лагеря «Витязь» включает в себя два раздела: теоретический и практический. На выполнение программы отведено 60 часов, из них теоретических 15 и 45 практических.
Каждый раздел программы предусматривает системную выработку умений и навыков начальной военной подготовки: знания теоретические закрепляются на практических занятиях, соревнованиях и эстафетах.
Работа В/П лагеря «Витязь» осуществляется в тесном сотрудничестве с воинскими частями №6761 Армавирского спецназа, №52272 Связи, военно-патриотическими клубами города, а так же переписки с в/ч 2122 Пограничного управления ФСБ РФ и военным комиссариатом г. Армавира.
II Цели и задачи
Главная цель военно-патриотического лагеря «Витязь»: Сформировать социально-активную, всесторонне развитую
личность на основе духовно-нравственных и военно-патриотических традициях Российской армии.
Основные задачи;
Подготовка подрастающего поколения к службе в вооруженных силах по защите Отечества, созданию у допризывной молодежи долговременной социальной мотивации Защитника Родины;
Обеспечение оптимизации условий всестороннего развития молодежи через приобщение к военно-прикладным видам спорта морально-нравственным и духовным традициям Российской армии;
Укрепление у молодого поколения жизненной потребности в сохранении исторических традиций гражданственности и патриотизма русского воинства, стремления внести свой личный вклад в долю укрепления национальной безопасности государства;
Формирование одухотворенной личности Защитника Отечества оберегающего мир многоконфессиональных и многонациональных народов Великой России от сепаратизма и терроризма;
Вооружение допризывной молодежи ценностными знаниями о героическом прошлом нашей Отчизны, помочь молодому поколению выработать доктрину национальной безопасности государства;
Раскрытие творческих способностей молодежи, как главного условия развития личности в обществе;
Целенаправленное ведение молодежи по пути беззаветной преданности своей Родине и народу, насущной потребности исполнения гражданского долга перед обществом.
III. Основное содержание.
В основе выполнения программы лагеря лежит принцип сотрудничества педагогического коллектива и воспитанников.
Лагерь рассчитан на 120 человек в одну смену дневного пребывания;
Количество смен - 1;
Продолжительность одной смены – 21 день;
Время проведения лагеря - август.
Работа в лагере проводится по направлениям:
Теоретические и практические занятия в военно-патриотическом лагере «Витязь»
историческое наследие российской армии;
основы военной службы;
психологические аспекты военной службы;
тактическая подготовка;
стрелковая подготовка; (практические занятия);
прикладная физическая подготовка (практические занятия);
строевая подготовка (практические занятия);
история Кубанского казачьего войска;
Уставы ВС;
военная топография (практические занятия);
гражданская оборона и ЧС;
основы выживания в условиях ЧС;
военно-медицинская подготовка;
комплексные практические занятия.
Мероприятия:
Встречи: с Ветеранами Великой Отечественной войны, с работниками Горвоенкомата, ВПК (военно-патриотическими клубами города), Армавирским казачьим войском, военнослужащими разных родов войск, выпускниками школы курсантами военных училищ, солдатами срочной службы:
Экскурсии: в в/ч 6761 Армавирского спецназа; в/ч 52272 Связи, Авиационного института, с посещением музея. Поход (категорийный) «Дорогами боевой славы» по маршруту; г. Армавир - ст. Прочнокопская - Форштадт -Армавир (посетить памятные места, связанные с обороной Кавказа во время Великой Отечественной войны), соревнования: по военно-прикладным видам спорта, эстафеты,
смотры строя и песни.
Конкурс: «И один в поле воин!».
IV Механизм реализации программы
1. Подготовительный этап — февраль - май каждого года.
Детальная проработка всех положений Программы, согласование с заинтересованными учреждениями и ведомствами, организациями, заключение договоров между ними. Проведение совещаний и семинара.
Участники: МОУ-СОШ № 7, Горвоенкомат, представители Казачества, в/ч 6761, № 52272, Совет ветеранов ВОВ, заинтересованные лица, родители, подтвердившие участие в реализации программы.
• Непосредственная работа по подготовке к организации лагеря. Подготовка материально-технической базы лагеря. Приобретение медикаментов, спорткультинвентаря, хозяйственных товаров. Подготовка рекламных и информационных листов.
Проведение инструктивных совещаний с педагогами лагеря, другими штатными и внештатными сотрудниками.
Готовность всей документации лагеря – июль текущего года.
2. Основной этап: август текущего года
Закупка необходимого инвентаря, организация питания; установка и подготовка необходимого оборудования;
Утверждение ежедневного плана работы (директор МОУ-СОШ № 7 и начальник лагеря);
Начало работы лагеря; (август) - МОУ-СОШ № 7 (штатные и внештатные сотрудники).
3. Завершающий этап: июнь
Проведение совещания по подведению итогов военно-патриотического лагеря «Витязь» с представителями всех организаций и ведомств - участников реализации Программы.
Обсуждение вопросов и мероприятий, направленных на совершенствование, развитие Программы и реализация ее в последующие годы. Освещение работы лагеря в средствах массовой информации, составление фотоотчета (работники МОУ-СОШ № 7, администрация УО г. Армавира, представители привлекаемых организаций).
Кадровое обеспечение
В работе лагеря будут задействованы члены педагогического коллектива МОУ-СОШ № 7, имеющие большой педагогический и профессиональный опыт, умеющие сочетать заботу, внимание с обоснованной разумной требовательностью, обладающие высокой духовностью и волевыми качествами
Для инструкторской работы (командиры взводов) будут привлечены военнослужащие личного состава в/ч 6761 и в/ч 52272 имеющие опыт работы с молодым пополнением в армии.
Штатное расписание
№ п/п | Наименование должности | Число 1 работников 1 |
1 | Начальник лагеря | 1 |
2 | Воспитатель | 5 |
3 | Инструктор (командир взвода) | 2 |
4 | Вожатые (учащиеся старших классов ) | 5 |
5 | Медработник | 1 |
Предполагаемые затраты и источники финансирования
Затраты непосредственно на функционирования лагеря «Витязь» - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Схема управления программой
Управление Программой (организация подготовительной работы, подбор профессиональных кадров, утверждение режима и содержание работы лагеря и т.д. осуществляется МОУ-СОШ № 7 под контролем УО г. Армавира).
Руководство работой лагеря осуществляет начальник лагеря, который назначается директором приказом по учреждению и несет ответственность за состояние работы в лагере.
Воспитатель лагеря и инструкторы несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников их обучение и воспитание, а так же организацию и проведения мероприятий.
Подбор участников лагеря осуществляется МОУ-СОШ № 7 по согласованию с Департаментом образования и науки (Приложение № 1),
Работа лагеря организуется и проводится на материальной базе МОУ-СОШ № 7 (предоставляется: учебный кабинет ОБЖ, с необходимой учебно-методической базой, спортзалом со спортивным инвентарем, тир, тренажерная площадка, музей, столовая, актовый зал) для ежедневной работы с воспитанниками и непосредственного руководства в выполнении программы лагеря (Приложение № 2).
Общий контроль за деятельностью военно-патриотического лагеря «Витязь» осуществляет директор МОУ-СОШ № 7, УО администрации г. Армавира, Департамент образования и науки.
V. Ожидаемые результаты
Пребывание в лагере «Витязь» и активное участие в его программе позволит подросткам:
Повысить интерес к воинской службе;
Создаст условия для повышения интереса молодежи к занятиям
спортом, изучению истории, духовной культуры народов России;
малой родины Кубани;
Сформировать ценностную и правильную мировоззренческую позицию значимости исполнения гражданского долга, отвечающую национально-государственным интересам России;
Воспитать всесторонне развитую, одухотворенную личность гражданина и патриота способного решать задачи строительства великой и обновленной России.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ «ВИТЯЗЬ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Поход «Дорогами боевой славы»
Пояснительная записка
Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) учащихся являются важной формой гуманистического, патриотического воспитания. Походы позволяют углублять и дополнять знания по большинству предметов школьного курса, входящих в базисный учебный план. Походы способствуют оздоровлению и физическому развитию детей и молодежи, воспитывают навыки самообслуживания, готовят к жизни и действиям в условиях экстремальных ситуаций.
В путешествиях учащиеся изучают родной край, знакомятся с географией, историей и культурой своей страны, ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры, выполняют задания учебно-воспитательных, научных, общественных учреждений и организаций.
Для достижения воспитательных и образовательных результатов, которые могут дать путешествия, необходимо грамотно и квалифицированно готовиться даже к самым коротким по времени походам. Безусловным требованием к проводимым путешествиям является соблюдение всех норм и требований, обеспечивающих их безопасность.
Введение
С чего начать подготовку к походу, какие документы необходимо оформить, как готовить детей, какой маршрут выбрать? На все эти вопросы мы нашли ответ в Армавирском Центре детско-юношеского туризма и экскурсий (ЦДЮТиЭ), где разработано огромное количество маршрутов по ближним и дальним окрестностям, большинство из них паспортизировано — т.е. имеют подробно описанный маршрут движения, описание опасных участков. В паспорте маршрута даются сведения о сложности, достопримечательностях, прилагается карта или схема маршрута.
Организационные формы однодневных походов:
туристская прогулка — непродолжительный по времени (1 -4 часа) групповой выход с активными способами передвижения по территории населенного пункта или в его окрестностях с целями отдыха и познания;
туристский поход — прохождение группой учащихся по определенному маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания, физического развития. Выполнение общественно-полезной и краеведческой работы в пути, сдача определенных спортивно-туристских нормативов, отработка военно-прикладных навыков, обеспечение содержательного отдыха (до 8 часов);
туристская экскурсия — групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов (географических, исторических, архитектурных, народно-хозяйственных) в учебно-познавательных и воспитательных целях (продолжительность до 8 часов).
Цель: способствовать формированию личности патриота России и Кубани на основе изучения исторических фактов.
Задачи:
показать несгибаемую волю и мужество населения Кубани в борьбе против немецко-фашистских захватчиков;
на основе использования фактического материала посещения мест боевой славы, воссоздать картину немецко-фашистской оккупации Кубани.
Выполнение краеведческих заданий в походе
Выполняя во время похода краеведческие задания, дети надолго запоминают увиденное и услышанное.
С организационной точки зрения поход делится по своей структуре на 3 этапа:
/ этап — подготовка к походу:
предварительное изучение маршрута, т.е. выделение краеведческих объектов и планирование краеведческих заданий;
подготовка вопросов, помогающих более подробно ознакомиться с исследуемыми объектами;
распределение краеведческих объектов между детьми для предварительного изучения;
II этап — проведение похода.
Во время походов, на остановках, участники похода делают сообщения о краеведческих объектах.. Всегда в группе найдется ученик, который сможет рассказать что-то услышанное и прочитанное ранее.
Место для наблюдений необходимо выбирать так, чтобы можно было увидеть всю панораму демонстрируемого объекта.
Заканчивается поход возложением цветов к «Вечному огню».
III этап — подведение итогов.
После похода составляется небольшой отчет о походе, иллюстрируемый фотографиями, в виде стенгазеты, раскладной фотогазеты и т.д. Собранный материал можно сдаётся в школьный музей для использования его в учебных целях.
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
УО
АДМИНИСТРАЦИИ
г. АРМАВИРА
ДИРЕКТОР
МОУ СОШ №7
СОВЕТ
ВЕТЕРАНОВ ГООДА
ШТАБ
«КАЗАКОВ»
ВОЕННО –
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ
ЛАГЕРЬ
«ВИТЯЗЬ»
ВПК
ГОРОДА
КОМАНДОВАНИЕ
В/Ч 6761,
В/Ч52272
ГОРОДСКОЙ
ВОЕНКОМАТ
КАБИНЕТ
ОБЖ
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ
С НЕОБХОДИМЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ
ТИР
С НЕОБХОДИМЫМ
ОБОРУДОВАНИЕМ
СПОРТИВНАЯ ПЛОЩАДКА
ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ
ВПВС
СТРОЕВАЯ ПЛОЩАДКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ
АКТОВЫЙ ЗАЛ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
МЕРОПРИЯТИЙ
СТОЛОВАЯ
КАБИНЕТ МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ
ШКОЛЬНЫЙ
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
МУЗЕЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа военно-патриотического направления по воспитательной работе
Программа военно-патриотического направления "Я-гражданин России" предназначена для учащихся 3 класса...
Общеобразовательная программа военно-патриотической направленности «Времён связующая нить» Музея «Истории школы №7» для учащихся 1 – 11 классов на 2011-2014 учебный год
Программа предполагает широкое использование в работе музея современной мультимедийной техники и информационно – коммуникативной технологии. Работа с респондентами, обработка материалов, создани...
Программа военно-патриотического клуба "Патриот"
Прграмма военно-патриотического клуба патриот разработана в период летней оздоровительной кампании и направлена на воспитание патриотических чувств, а так же профилактику безнадзорности правонарушений...
Программа военно-патриотического направления внеурочной деятельности "Юный Краевед"
Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
Программа военно - патриотического воспитания школьников
Военно - патриотическое воспитание школьников одно из главных направлений работы школы...
Дополнительная образовательная программа военно-патриотического кружка "Патриот"
Дополнительная образовательная программа "Патриот"...
Программа военно-патриотического конкурса "Смотр строя и песни"
Программа военно-патриотического конкурса "Смотр строя и песни" была разработана для проведения в МОУ «Академический лицей» среди обучающихся 2-4 классов.Задачам...