Дополнительная образовательная программа военно-патриотического кружка "Патриот"
рабочая программа по обж
Дополнительная образовательная программа "Патриот"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_patriot.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа по военно – патриотическому воспитанию
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, целостную переориентацию в молодёжной среде.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формировать у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и эстетических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальной, но духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи.
Патриотизм включает ряд ценностей ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм- это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни, современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и даёт возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.
«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество- все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», - писал А.С. Макаренко.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы. Патриотическое воспитание ведётся дифференцированно, с учётом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилениями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.
В настоящее время сложились следующие основные направления работы:
- приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
- воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
- формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время.
Метод воспитания – это совокупность способов и приёмов однородного педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них нравственности и патриотизма.
Стержнем деятельности коллектива, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов стать на её защиту.
В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы: духовно - нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.
Работа по патриотическому воспитанию должна проводится комплексно, в единстве её составных частей и с учётом возрастных особенностей школьников.
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание детей и молодёжи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодёжных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определённое социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, целостную переориентацию в молодёжной среде.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формировать у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и эстетических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни. Всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как важнейшую ценность, интегрирующую не только социальной, но духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи.
Патриотизм включает ряд ценностей ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны, служения гражданскому коллективу соотечественников. Следовательно, изначально патриотизм- это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни, современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и даёт возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма.
«Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество- все равно в чём: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости», - писал А.С. Макаренко.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы. Патриотическое воспитание ведётся дифференцированно, с учётом возрастных особенностей учащихся. Его цели достигаются совместными усилениями семьи, школы, общественных организаций, силовых структур, органов самоуправления.
В настоящее время сложились следующие основные направления работы:
- приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
- воспитание у учащихся гордости за подвиги разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им;
- формирование ряда социально-психологических, волевых и интеллектуальных качеств, позволяющих безупречно нести службу на благо Отечества, в том числе и сложную воинскую службу в мирное время.
Метод воспитания – это совокупность способов и приёмов однородного педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них нравственности и патриотизма.
Стержнем деятельности коллектива, ведущих работу по патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Патриот – это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов стать на её защиту.
В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы: духовно - нравственное воспитание, военно-историческую подготовку, подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.
Работа по патриотическому воспитанию должна проводится комплексно, в единстве её составных частей и с учётом возрастных особенностей школьников.
Цель программы – формирование и развитие у учащихся чувства преданности к своему Отечеству, гордости за свою страну и ее народ, утверждение в сознании учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, выработка у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени.
Основными задачами является:
- историческое – познание истории образования государства Российского и его развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и преумножение его достояния;
- духовно-нравственное – развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения;
- патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
- морально-волевое – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях.
Условия реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся 6 -11 классов. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Ожидаемые результаты
Оценка результативности военно – патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают
в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно- духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
- повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
- упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономике, снижение социальной напряженности в обществе;
- проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества.
Количественные параметры - это количество:
- граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров;
- граждан, прошедших подготовку в военно – спортивных лагерях;
- детей с девиантным поведением, в отношении которых применяются формы коллективного патриотического воспитания;
- проведение выставок патриотической направленности;
- проведение военно-спортивных игр;
- проведение мероприятий военно-шефской работы.
Личностные:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные:
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Находить и выделять при помощи взрослых информацию необходимую для выполнения заданий из разных источников.
Строить рассуждения (или доказательство своей точки зрения по теме кружка в соответствии с возрастными нормами).
Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками.
Поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
Готовить небольшие мероприятия различного уровня с помощью взрослых.
Предметные:
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия и победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения технологических и организационных задач.
Календарно - тематическое планирование
на 2019-2020 уч. г.
кружок «Патриот»
№ п/п | Дата | Содержание занятий | Время | |
п | ф | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство членов кружка с программой. Инструктаж по технике безопасности. | 1ч | ||
2 | Тематическое занятие «Ты в памяти нашей, Беслан» | 1ч | ||
3 | Просмотр документального фильма «Российская армия – гордость страны» | 1ч | ||
4 | Строевая подготовка (подготовительные к вступлению в Юнармию) | 1ч | ||
5 | Строевая подготовка (подготовительные к вступлению в Юнармию) | 1ч | ||
6 | Строевая подготовка (подготовительные к вступлению в Юнармию) | 1ч | ||
7 | Просмотр кинофильма «Современная экипировка в ВС РФ «Стрелец» | 1ч | ||
8 | Разучивание строевой песни. Текст клятвы юнармейца. | 1ч | ||
9 | Основные строевые приемы и движении | 1ч | ||
10 | Повороты в движении, повороты на месте | 1ч | ||
11 | Повороты на месте. Движение строевым шагом | 1ч | ||
12 | Повороты на месте. Движение походным шагом | 1ч | ||
13 | Движение походным и строевым шагом | 1ч | ||
14 | Шаг на месте. Прекращение движения. Выполнение воинского приветствия | 1ч | ||
15 | Движение строевым шагом. Выполнение воинского приветствия | 1ч | ||
16 | Движение строевым шагом. Повороты в движении | 1ч | ||
17 | Инструктаж по технике безопасности. Правила обращения с оружием | 1ч | ||
18 | Характеристика автомата Калашникова и его предназначение | 1ч | ||
18 | Неполная разборка и сборка автомата | 1ч | ||
19 | Неполная разборка и сборка автомата | 1ч | ||
20 | Неполная разборка и сборка автомата | 1ч | ||
21 | Неполная разборка и сборка автомата | 1ч | ||
22 | Неполная разборка и сборка автомата | 1ч | ||
23 | Неполная разборка и сборка автомата | 1ч | ||
24 | Информационный час «Великие полководцы России» | 1ч | ||
25 | Экскурсия в музей в/12102 | 1ч | ||
26 | Современная экипировка ВС РФ «Стрелец» (просмотр документального фильма» | 1ч | ||
27 | Современная экипировка ВС РФ «Ратник» (просмотр документального фильма» | 1ч | ||
28 | Международные сигналы бедствия | 1ч | ||
29 | Международные сигналы бедствия | 1ч | ||
30 | Международные сигналы бедствия | 1ч | ||
31 | Обобщающее занятие. Подведение итого за 1 полугодие | 1ч | ||
32 | Просмотр документального фильма «Контрнаступление под Москвой» | 1ч | ||
33 | Строевая подготовка (повороты в движении) | 1ч | ||
34 | Просмотр видеоролика, посвященного 30-ой годовщине вывода войск из Афганистана | 1ч | ||
35 | Подготовка к проведению мероприятия «Афганистан- живая память» | 1ч | ||
36 | Строевая подготовка (выполнение одиночных приемов) | 1ч | ||
37 | Строевая подготовка (выполнение одиночных приемов) | 1ч | ||
38 | Строевая подготовка (выполнение одиночных приёмов) | 1ч | ||
39 | Средства индивидуальной защиты (ОЗК | 1ч | ||
40 | Средства индивидуальной защиты (ОЗК | |||
41 | Просмотр документального фильма «Десятилетняя война» | 1ч | ||
42 | Информационный час «Живая память» | 1ч | ||
43 | Строевая подготовка. Выполнение одиночных приемов | 1ч | ||
44 | Школьный этап «Зарница – 2019» | 1ч | ||
45 | Подготовка к проведению информационного часа «1 Марта – День ГО» | 1ч | ||
46 | ПДД. Правила дорожного движения | 1ч | ||
47 | ПДД. Правила дорожного движения | 1ч | ||
48 | Первая медицинская помощь. Теоретическое занятие (отморожение, кровотечение) | 1ч | ||
48 | Первая медицинская помощь. Практическое занятие | 1ч | ||
49 | СИЗ (ОЗК, противогаз) Подготовка к участию «Нижегородская школа безопасности – Зарница – 2019»» | 1ч | ||
50 | Строевая подготовка к участию «Нижегородская школа безопасности – Зарница – 2019»» | 1ч | ||
51 | Способы транспортировки пострадавшего | 1ч | ||
52 | Пожарная безопасность. Теоретическое занятие | 1ч | ||
53 | Пожарная безопасность. Теоретическое занятие | 1ч | ||
54 | Пожарная безопасность. Практическое занятие. | 1ч | ||
55 | Пожарная безопасность. Практическое занятие | 1ч | ||
56 | Инструктаж по технике безопасности при стрельбе из пневматической винтовки | 1ч | ||
57 | Стрельба из пневматической винтовки | 1ч | ||
58 | Стрельба из пневматической винтовки | 1ч | ||
59 | Стрельба из пневматической винтовки | 1ч | ||
60 | Стрельба из пневматической винтовки | 1ч | ||
61 | Подготовка к участию в районном параде Юнармейцев | 1ч | ||
62 | Подготовка к участию в районном параде Юнармейцев | 1ч | ||
63 | Участие в районном параде Юнармейцев | 1ч | ||
64 | Экскурсия в в/ч 12102 (размещение и быт военнослужащих) | 1ч | ||
65 | Экскурсия в в/ч 12102 (военная техника и ее предназначение) | 1ч | ||
66 | Просмотр художественного фильма «Есть такая профессия Родину защищать» | 1ч | ||
67 | Просмотр художественного фильма «Есть такая профессия Родину защищать» | 1ч | ||
68 | Итоговое занятие | 1ч |
ЛИТЕРАТУРА:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014)"Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. №795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы"»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» (проект);
- «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ
- Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23
- Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17
- Видякин В.М., Касаткина Н.А. Военно- патриотическое воспитание в школе// Воспитание в школе –Волгоград «Учитель»-2006
- Лещинин Н.П. Литературный музей и школа. — М., 1976.
- Пашкович И.А. Патриотическое воспитание-Волгоград «Учитель»- 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа военно-патриотического направления по воспитательной работе
Программа военно-патриотического направления "Я-гражданин России" предназначена для учащихся 3 класса...
Программа военно - патриотического лагеря "Витязь"
Профильный военно-патриотический лагерь являетя одной из форм проведения внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию подрастающего поколения....
Общеобразовательная программа военно-патриотической направленности «Времён связующая нить» Музея «Истории школы №7» для учащихся 1 – 11 классов на 2011-2014 учебный год
Программа предполагает широкое использование в работе музея современной мультимедийной техники и информационно – коммуникативной технологии. Работа с респондентами, обработка материалов, создани...
Программа военно-патриотического клуба "Патриот"
Прграмма военно-патриотического клуба патриот разработана в период летней оздоровительной кампании и направлена на воспитание патриотических чувств, а так же профилактику безнадзорности правонарушений...
Программа военно-патриотического направления внеурочной деятельности "Юный Краевед"
Рабочая программа по курсу «Юный краевед» в 1-4 классах составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
Программа военно - патриотического воспитания школьников
Военно - патриотическое воспитание школьников одно из главных направлений работы школы...
Программа военно-патриотического конкурса "Смотр строя и песни"
Программа военно-патриотического конкурса "Смотр строя и песни" была разработана для проведения в МОУ «Академический лицей» среди обучающихся 2-4 классов.Задачам...