Экологическая игра -путешествие
классный час по теме
Авторская разработка внеклассного мероприятия в разновозрастной группе. Очень актуальна для работы а малокомплектной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra_-_puteshestvie.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра – путешествие « Родники культуры»
Цель: Воспитание нравственного поведения в природной и социальной среде.
Задачи:
- Систематизировать и расширить представления детей о культуре поведения в окружающем мире;
- Обогащать нравственный опыт учащихся;
- Формировать бережное отношение к богатствам природы и общества;
- Воспитывать уважение к своему и чужому труду, патриотические чувства;
- Развивать творческие способности детей, экологическую грамотность.
Оборудование: Компьютер, модель компаса, таблицы с названиями «родников»- 4 штуки, стенд с детскими рисунками «Они должны жить!», выставка детского творчества «Мой родной край…», Таблички с «Секретами» и со словосочетаниями из высказывания « Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь», карточки – задания – 9 штук, книжка – самоделка «Правила поведения в природе», картинка с изображением леса, детские рисунок и сочинения на тему « Моё село», «грибы», картинка с изображением Маленького принца.
- 1 -
Ход мероприятия:
(Звучит песня «Маленький принц»)
Учитель (У.) (на фоне песни) - Ребята, мы приглашаем вас в интересное путешествие.
(Слышится голос Маленького принца – аудиозапись через компьютер)
-Пожалуйста, возьмите меня с собой!
( Появляется картинка с изображением Маленького принца)
У. – Возьмём Маленького принца с собой в путешествие?
Дети (Д.) – Да.
У. – Читая сказочную повесть Антуана де Сент – Экзюпери вместе с Маленьким принцем мы побывали у родников в пустыне Сахаре, а также узнали секреты, которые нам открывали главные герои этой сказки. Познакомим же нашего гостя (показывает на картинку с изображением Маленького принца) с нашими «родниками», у каждого из которых мы тоже узнаем секрет. Путешествие наше называется «Родники культуры». А вот о какой культуре идёт речь, мы надеемся, вы скажете нам в конце нашего путешествия.
( Песня умолкает)
У. - Итак, «Собирайтесь быстро, дружно,
Стыд - неряхою прослыть.
И в рюкзак свой всё, что нужно
Не забудьте …
Д. – Положить.
У. – А сегодня в походе нам понадобятся стихи, поделки, рисунки, знания, доброе, разумное, чуткое сердце, наблюдательность и хорошее настроение!
В пути нам понадобится ещё и компас. Он у нас необычный : во-первых его сделали ваши умелые ручки, а во-вторых– он будет указывать не на стороны горизонта, а на имена детей, которые будут направлять нас к родникам.
(Учитель обращается к компасу, стрелки указывают на ученика по имени, которое озвучивает учитель)
- 2 -
Ученик (читает стихотворение о своём родном крае):
Край Туруханский!
Нет милей озёр и рек,
Тайги чудесней,
Расправил плечи Енисей,
Волной играя –
Дивной песней!
Прекрасен в бурю, чуден
В шиль,
Мелькают чайки над водою…
Здесь сказка превратилась в быль
Под дымкой неба голубою.
У. – Вот мы и прибыли к первому нашему «Родничку». Прочитайте Маленькому принцу, как он называется.
Д. – Родничок «Мой родной край …»
(Стенд с детскими рисунками «Они должны жить!», выставка детского творчества « Мой родной край…»)
У. – «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, этого довольно, чтобы чувствовать себя счастливым…» - так сказал однажды Маленький принц.
Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами. О чём-то можно спросить более знающих людей. Но есть в природе то, что можно лишь прочувствовать, пережить, ощутить, пропустить через душу.
Прислушаемся к своей планете, к природе своего края, голосам зверей, птиц и растений.… Это только в сказках они говорят на человеческом языке. В действительности – иначе. Неправда, что человек не может понимать их языка. Слышать и понимать природу можно сердцем.
Сейчас ребята расскажут об обитателях нашего края. Некоторые из них редко встречаются в нашей природе, а некоторые занесены в Красную книгу Красноярского края. И, кто знает, может быть подружатся с ними навсегда, как дружил Маленький принц со своей розой. Ведь – это счастье!
- 3 -
( Выступления детей с демонстрацией рисунков, которые они нарисовали).
Белохвостый орлан.
Крупная хищная птица. Обитает в Европе и Северной Азии. Гнездится на скалах. Выращивает каждый год одного – двух птенцов.
Ученик 1 – об орле:
Ученик 2 - о жарках:
Николай Лухтин
Жарки
Ветер по утрам приносит вяло
Хмурые и бледные деньки.
Нет, ещё такого не бывало,
Чтобы в октябре цвели жарки!
На зелёных ножках тонких – тонких
По холмам полянам там и тут,
Словно босоногие девчонки
В шапочках оранжевых бегут.
Знать в природе что-то изменилось,
Коль вторая молодость пришла.
Иль весна случайно заблудилась,
Ненароком к осени пришла?
Ученик 3 - о бабочке Аполлоне:
Бабочка аполлон.
Редкий вид Красноярского края. Занесена в Красную книгу.
Крупная. Размах крыльев 85 – 95 мм, длина переднего крыла до 50 мм.
Бабочки летают в середине лета, в основном в июле. Гусеницы зимуют и весной развиваются. В конце мая - июне начинают появляться куколки.
- 4 -
Бобр обыкновенный.
Это исчезнувшее животное, ранее обитавшее на территории края.
Был полностью истреблён в процессе охотничьего промысла в конце ХVΙΙΙ –
начале ХΙХ столетия.
Ученик 4 - о бобре:
Ученик 5 – о красном волке:
Волк красный.
Редкое животное Красноярского края. В настоящее время проводятся специальные работы по выявлению возможных мест нахождения красного волка в крае.
Усилена добыча обыкновенного волка в местах предполагаемого обитания красного волка.
Махаон.
Махаон обитает на опушках, полянах, вырубках, лугах, в поймах рек. Зимует бабочка в стадии куколки. Отлов бабочек для коллекций запрещён.
Ученик 6 – о бабочке махаоне:
Отрывок из стихотворения Павла Огородникова « Рыбалка»
Рыбалка с детства моё хобби.
Я вспоминаю каждый раз,
Какая рыбка была в моде…
А что теперь? – Один карась.
Ученик 7 – рисунок с осетром;
Серый гусь.
Перелётная птица. Обитает в водоёмах. Весной прилетает, когда водоёмы ещё скованы льдом. У взрослых птиц появляется 4 – 6 птенцов.
Весенняя охота на юге Красноярского края запрещена.
Ученик 8 – о сером гусе:
Белый гриб.
Очень редкий в наших местах. Растёт в хвойных и лиственных лесах. У молодого гриба шляпка почти белая. Она темнеет, когда гриб растёт. Может быть коричневого цвета, шоколадного или жёлто – бурого. Это зависит от деревьев, среди которых он произрастает. Ножка белая, плотная. Мякоть при изломе сохраняет белый цвет.
Ученик 9 - о белом грибе:
- 5 -
У. – Ребята, хотите узнать секрет, который скрыт от нас у этого родника и поделиться им с Маленьким принцем?
Д. – Да.
(Открываем первую страничку на доске, читаем:
«Чтобы полюбить природу, надо уметь её понимать, изучать, чувствовать, защищать»
У. - Ребята, всегда помните о том, что у природы живая душа!
(Стрелка компаса указывает на имя учащегося, он читает следующее…)
Ученик - … Старый кедр надо мною
встал, призывно звеня,
голубою рукою он баюкал меня.
И к коре его тёплой
Я щекою приник…
Здесь
под камушком тёплым,
дышит детства родник!
Александр Яльмаров
У. – Мы в лесу. Как здесь чудесно!
Что грибы в лесу растут,
Вам, конечно, всем … (известно).
- Говорите известно? А какие грибы вы знаете?
- Какую пользу приносят грибы деревьям?
- На какие две группы делятся все грибы?
Родничок «Грибная полянка».
( Обращается внимание на работы детей – аппликации «Грибы - мухоморы»)
У. Для человека мухомор опасен, потому что ядовит. А в лесу этот гриб полезен многим: животным, растениям и людям. Слизни питаются мухомором, белки с удовольствием откусывают по кусочку. А лоси прямо целиком проглатывают, за раз съедают по 5 – 6 штук. Мухоморы для них – лекарство. Соснам и другим деревьям грибы дают питательные вещества и влагу, сплетаясь своей грибницей с их корнями. Любопытному грибнику мухомор служит сигнальной лампочкой:
- 6 -
появились мухоморы – жди белые грибы! Есть такая примета. Других грибников мухомор, как бы подбадривает: «Не унывай, что не нашёл грибов. Посмотри на меня, какой я красивый!» Ведь людям важна не только пища, но и красота.
Игра «Экологический светофор»
(Детям раздаются карточки с заданием. После работы по карточкам проводится проверка по книжке- самоделке « Правила поведения в лесу».
Один ученик читает вслух и называет свои ответы, другие
сигналят: согласен – хлопают в ладоши, не согласен – топают. Верные ответы сопровождаются страницами книжки – самоделки.)
Карточка.
Прочитай. Какие ошибки допустили туристы в лесу? Подчеркни их.
Сегодня мы пошли гулять,
Благо лес рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад!
Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит.
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на «ты»!
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем!
- 7 -
В речку скинем все бутылки_
В море пусть плывут посылки!
Мы цари! Молчи, Природа!
Всё здесь наше – лес и воды!
(По тому же принципу открывается второй секрет.)
« Каждый раз, когда идёшь в лес, не забывай о правилах поведения на природе. Читай интересные книги о природе: они помогут тебе в жизни».
У. – Мне так и хочется продолжить – Охраняй и береги природу!
У. - Представим, что мы с вами на привале. Сидим, отдыхаем, делимся впечатлениями. И вдруг выскочил обитатель природы – хомяк. Мы не стали его
пугать! А. полюбовавшись, вспомнили о физминутке…
(Физпауза «Хомка»)
(Стрелка компаса указывает на имя – (Маленький принц). Звучит голос (аудиозапись):
- «Есть такое твёрдое правило – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»
У. - Догадались, на кого указала стрелка компаса?
Д. - Да.
У. - Мы с вами у родничка « Чистота спасёт мир!»
Для нас планета Земля начинается с нашего дома, улицы, села. Если каждый человек будет следить за чистотой в своём селе, городе, парке, то, конечно и наша планета будет блистать красотой.
Мы спросили себя – Что мы можем сделать, чтобы наше село стало чище и красивей?
И для начала в апреле мы провели две экологические операции под названием
« Большие дела маленьких рук» - кормушки для птиц, урна для мусора у таксофона.
А ещё подготовили видеофильм, которым хотим сказать, что нам не безразлична судьба нашего села.
У. – Пришла пора узнать следующий секрет.
- 8 -
(Открывается третий секрет: «Сделай окружающий мир чище и прекрасней своими руками. Уважай свой труд и труд других людей».
У. - Мы хотим жить среди людей: добрых, весёлых, уважающих свой и чужой труд, любящих природу и животных, свою Родину и маленькую, и большую.
( Стрелка компаса указывает на группу учащихся, желающих озвучить свои сочинения. Они зачитывают свои сочинения о родном селе Верещагино.)
У. - Ребята нас привели на родник « Село родное!»
Здесь мы посмотрим вместе с Маленьким принцем видеофильм о нашем селе
Верещагино.
(Просмотр видеофильма по компьютеру).
У. - Ребята, давайте представим себе весы. На одну чашу будем складывать всё доброе и полезное, что даёт Земля человеку. На вторую всё доброе и полезное,
что приносит своей планете человек. Мы увидим, как сильно первая чаша будет перетягивать вторую.
Повторим этот опыт каждый для себя. При этом на первую чашу поместим то доброе и полезное, что даёт каждому из нас наша природа, село, а на вторую – то, что сделал ты для них. На сколько отклонилась твоя стрелка весов? Вот в этом-то и следующий секрет!
( Открывается секрет – Чаще спрашивай себя: « А что сделал хорошего я для своей школы, природы, для своего посёлка? Что ещё могу?»)
У. - На этом наше экологическое путешествие по родникам культуры заканчивается.
Так, о какой культуре мы сегодня говорили?
Д. - О правилах поведения в природе, о жизни в родном селе, о любви к окружающему нас миру.
У. - Давайте ещё раз прочитаем секреты, которые мы открыли у родничков.
Читая, переворачиваем таблички и получается высказывание:
глазами не увидишь.
Самого главного
лишь сердце.
Зорко одно
-9 -
У. – Над этим мы размышляли с вами, когда читали сказку « Маленький принц».
Прекрасно, если каждый из нас станет Маленьким принцем на своей территории, на своей маленькой планете, величиной с дом, село, город, а Земля превратится в мозаику таких планет, окружённых заботой и вниманием их хозяев.
Попрощаемся с Маленьким принцем. Мы надеемся, что у него теперь на планете Земля ещё появились друзья, и он счастлив. Не забывайте о секретах, которые мы сегодня открывали. Помните о той мудрости, что узнал Маленький принц от прирученного им Лиса - «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Попробуем следовать этой истине!
Используемая литература:
- И. В. Цветкова. Экология для начальной школы. Игры и проекты. «Академия развития», 1997.
- Г.В. Раицкая, С. А. Шахматова, С. Г. Ананьева. Природа и экология Красноярского края, 2 класс. Красноярск, 2006.
- Г.В. Раицкая, С. А. Шахматова, С. Г. Ананьева. Природа и экология Красноярского края, 3 класс. Красноярск, 2007.
- В. К. Размахнина, А. И. Алёхин. Слово родного края. Книга для чтения в младших классах. Красноярское книжное издательство, 1997.
- Энциклопедия для детей. Всё о животных от А до Я. Москва, «Махаон», 2003.
- 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая игра-путешествие.
Игра"Поход в лес"....
Экологическая игра-путешествие "Земля - наш общий дом"
Экологическая игра-путешествие - это внеклассное мероприятие, которое является итоговым занятием в 3 классе по экологическому воспитанию. Мероприятие проходит в форме путешествия с использованием разн...
Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса
Игра – путешествие на экологическом поезде для 4 классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...
Экологическая игра - путешествие "Встречи с Лесовичком".
Данная игра - путешествие проводится в три этапа. В ходе этой игры дети научатся различать объекты живой и неживой природы, познакомятся с творчеством художников Ставрополья и т.д....
Экологическая игра "Путешествие в Экоград"(презентация).
Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №6 Экологическая игра«Путешествие в Экоград»....
Конспект экологической игры – путешествия с мультимедийным приложением « Природа в опасности!»
Обобщение знаний о животных и растениях, экологических знаний.Предметные: закрепить и расширить знания учащихся о живой и неживой природе, о единстве и целостности природы.Надпредметные: учить добыват...
Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс
Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в 1 классе)...