«Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе»
проект на тему

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…. 3

Глава 1.  Теоретические основы   формирования  понятия   «проектная задача» у  младших школьников в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования………………………………………………………………………. 6

1.1.  Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…….….  6

1.2. Определение и структура проектной задачи……………………………… 8

1.3. Этапы  проектной задачи и  приемы их выполнения………………………10

 

Глава 2.  Возможные варианты использования проектных задач   в  организации  учебного процесса   младших школьников…………………………………….14

2.1. Из  опыта работы учителей по использованию  проектных задач  в процессе обучения учащихся начальных классов………………………………………..14

2.2. Опытно-экспериментальная работа………………… …………………….. 15

Заключение ……………………………………………………………………….20

Библиография…………………………………………………………………......23

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

«Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе»

     

Малашова И.Е. (МОУ «Гимназия №5»)

 

       

                                                               

                                                                                                                                 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…. 3

Глава 1.  Теоретические основы   формирования  понятия                           «проектная задача» у  младших школьников в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования………………………………………………………………………. 6

1.1.  Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…….….  6

1.2. Определение и структура проектной задачи……………………………… 8

1.3. Этапы  проектной задачи и  приемы их выполнения………………………10

Глава 2.  Возможные варианты использования проектных задач   в  организации  учебного процесса   младших школьников…………………………………….14

2.1. Из  опыта работы учителей по использованию  проектных задач  в процессе обучения учащихся начальных классов………………………………………..14

2.2. Опытно-экспериментальная работа………………… …………………….. 15

Заключение ……………………………………………………………………….20

Библиография…………………………………………………………………......23

Введение

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

         Нельзя не учитывать  тот факт, что очень часто учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Для решения этой проблемы  как нельзя лучше подходит актуальный в образовательном процессе метод проектов, который формирует умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса. Поэтому тема нашей  исследовательской педагогической работы «Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе» имеет свою актуальность, так как именно конструирование, решение таких задач мы хотим рассмотреть в данной работе.

Путь реализации метода проектных задач в  педагогической деятельности мы используем около двух лет. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым мы хотим поделиться.

Цель нашей педагогической работы:

  • Создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников.

 В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:

  1. Изучить всю доступную информацию по проектным задачам и  проектной деятельности учащихся.    
  2. Мотивировать учащихся на работу над проектными задачами, объяснить преимущество этого рода деятельности.
  3. Внедрить данную работу  в классно-урочную  деятельность без ущерба для освоения программы.
  4. Разработать проектные задачи и привести их  к единой системе.
  5. Апробировать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе, сделать анализ результатов проведенного эксперимента.

        Объектом исследования  является процесс обучения решению проектных задач на уроках в начальной школе.  Предмет исследования –   организация образовательной технологии с использованием заданий, необходимых учителю в процессе обучения учащихся решению проектных задач.  

Перед исследованием выдвинула гипотезу: решение  проектных задач поможет   сформировать  у младших школьников целеустремлённость  и настойчивость  в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и реализовать  их, если в процессе обучения будет учтено:

 - возрастные особенности младших школьников,

 - правильная организация учащихся при решении проектных задач,

 -  учебный процесс  с позиции здоровья сберегающего   аспекта.

Методологической основой исследования является  теория  А.Б.Воронцова «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения», теория Матяш Н.В., Симоненко В.Д. «Проектная деятельность младших школьников», а также «Организация проектной деятельности младших школьников» М.В.Дубовой.

        Исследование имеет  практическую значимость в разработке  проектных задач, которые  могут  быть использованы учителями в своей педагогической деятельности.  

         Структура работы: введение, две главы, заключение, библиография.

        Этапы исследования: теоретическое обоснование проблем и вопросов по выбранной теме; подбор литературы и ее изучение; анализ собранного и обработанного фактического материала; внедрение результатов исследования в профессиональную педагогическую практику; рекомендации по использованию разработанных материалов в педагогической работе проектных задач.

Глава 1.  Теоретические основы   формирования  понятия                           «проектная задача» у  младших школьников                                                            в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

1.1.  Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

      Главная и постоянная забота учителя – вооружать учащихся прочными знаниями  в большом объеме и надолго. Но учителю недостаточно знать только свой предмет и современную методику его преподавания, кроме этого он должен учитывать и сведения, касающиеся психики ребенка для того, чтобы школьники сохранили здоровье, эмоциональную устойчивость и равновесие.

         Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего,  развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью.   Ребенок с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны. Однако  восприятие в 1 и в начале 2 класса еще весьма несовершенно и поверхностно.   Характерная особенность восприятия 1 – 2 классов – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение.   Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. Однако учитель стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее яркое, менее увлекательное и занимательное, специально обращая на это их внимание. [ 1 ]

       В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Опорой на восприятие является воображение младших школьников.  Ученикам 1-2 классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке.  Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения, которое связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т.д. Учитель должен совершенствовать воссоздающее воображение за счет все более правильного и полного отражения действительности.

          Свою особенность у младших школьников имеет и такой познавательный процесс как память. В основу  памяти положены три признака, в связи с которыми ее различают: 1) по преобладанию форм психической активности – моторной, эмоциональной, образной или интеллектуальной; 2) по способу запоминания – произвольному или непроизвольному; 3) по продолжительности, сроку хранения информации.

У учащихся начальных классов более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Она лучше, быстрее запоминается и прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, лица, факты, чем определения, описания, объявления. Лучше запоминается все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.  

        Отличается и мышление младшего школьника, которое, особенно первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представления. Словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, младшим школьникам понять трудно. Но в процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ученик постепенно научается выделять существенные свойства и признаки предметов и явлений, что дает возможность делать первые обобщения. Именно на этой основе у ребенка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

         А вот возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограниченные. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание.  Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает

внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями. Поэтому учителю необходимо учесть этот факт и подбирать различные виды заданий, связанные с использованием наглядных средств,  в соответствии возрастным возможностям детей младшего школьного возраста так, чтобы возрастные особенности детей полно раскрывались в процессе их целенаправленного обучения. Так как стихийно или сознательно учитель воздействует на характер возрастных особенностей  детей младшего школьного возраста, способствует их правильности течению.

1.2. Определение и структура проектной задачи

Дети от природы – народ любознательный и интересующийся. Однако очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным.  

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов. [ 6 ]

Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:[16]

  • формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность. Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. [13 ]

Проектная задача  – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата. [4]

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: [2]

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

1.3. Этапы  проектной задачи и  приемы их выполнения

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах). [11]

Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объёме. [15]

Как же устроена проектная задача? [7]

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Надо ли её разрешать и в чём проблема? Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления было «несколько».
  2. Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?
  3. Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?
  4. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

  1. Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
  2. Решение проблемы (реальное продуктивное действие). Создание какого-то реального «продукта», который можно представить публично и оценить.
  3. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Разрешили ли мы проблему? Место сборки «продукта», оформление итогового результата.
  4. Представление окружающим полученного результата («продукта») в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жёстко определённую форму ответа.

Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». [10]

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества.

В 4  классе  ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача (предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе

решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или                                       межпредметная) в рефлексивной фазе.

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели. [17]

Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещё на этапе начальной школы. Эта цель может достигнута с помощью решения проектных задач.

Решение проектных задач не является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.

«Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.

Глава 2.  Возможные варианты использования проектных задач   в  организации  учебного процесса   младших школьников

2.1. Из  опыта работы учителей по использованию  проектных задач  в процессе обучения учащихся начальных классов

В Государственных стандартах II поколения наибольшее внимание уделяется деятельностному подходу в обучении. Умение не только найти, отсортировать нужную информацию, но и эффективно применить ее на практике для решения жизненных проблем позволяет проектная деятельность. Если ребенок научится самостоятельно продвигаться в учебном предмете, получит навыки сотрудничества с одноклассниками и учителем, ему будет комфортно в школе.  

Решение проектных задач позволяет сохранять личностный, социальный, интеллектуальный, а так же физический компонент здоровья.

2.2. Опытно-экспериментальная работа

Начинать новое всегда страшно, но и интересно. Время бежит вперед. Современные дети сейчас не те, что были несколько лет назад. Они требуют от нас нового подхода в обучении.

Если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, ему всё по плечу. А новые стандарты должны вызывать желание скорейшего перехода на них.

В нашем образовательном учреждении проблема готовности учителей не стоит остро, потому что учителя начальных классов уже второй год ведут экспериментальную работу по внедрению стандартов второго поколения. Они самостоятельно разрабатывают программы по предметам и  внеурочной деятельности учащихся.  

         Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный процесс. Данную технологию мы используем в своей практике второй год.  Проектную задачу  использую  в качестве введения в новую тему, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. Мы применяем проектные задачи на разных уроках, но особенно на уроках  по окружающему миру. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе  вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.

Все необходимые средства и материалы предоставляются детям в начале урока, либо готовятся заранее по заранее составленному списку. Наша цель – показать в короткий промежуток времени весь процесс работы. Считаю, что важно именно на начальном этапе доводить проектную деятельность до конца, чтобы ребята четко различали понятия “исследование”, как бескорыстное изучение информации и проектную деятельность, где есть обязательный результат и продукт. Ребята четко должны различать  результат не материальный, то есть качественное изменение и продукт,  который был получен в результате практической работы. При подведении итога необходимо, во-первых отметить, как дети “прошли” все этапы работы, обращая особое внимание на то, что проектная задача как и  любой проект строго ограничена во времени.  

         В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать  

свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В данной главе мы хотим показать исключительно практический характер использования  проектных задач в образовательном процессе.  Где опишем  конкретные примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования, которые уже применяли в свой педагогической деятельности педагоги. Представленные материалы  своевременны и актуальны.  

Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.  

Начиная работу в данном направлении, главное - заинтересовать обучающихся и их родителей предстоящей работой.

В нашей работе мы хотели бы познакомить с общими правилами, которые родились в процессе деятельности работы над проектными задачами.  

Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач

* Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.

* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.

* Не бойся высказывать своё мнение.

* Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.

* Думай сам, а не рассчитывай на других.

*  Отвечай у доски громко, чётко, кратко.

*  В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.

*  Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.

Общие правила для педагогов – руководителей проектных задач

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать

независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Мы уверены, что проведённая в начальной школе работа, поможет нашим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности.  Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.

Заключение

Некоторые ученые считают, что проектная деятельность в полной мере не может быть реализована в начальной школе, так как не соответствует возрастным возможностям младших школьников (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.). По мнению авторов этого подхода, прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Под проектной задачей понимается задача, «в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей».  

В ходе работы над  проектными задачами   учащиеся увидели реальное применение своих знаний. Дети с интересом участвовали в их решении, были заинтересованы в результате. Участие в такой работе  позволило им понять границы своих знаний, появилась потребность их расширить; у них проявлялось чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый общий результат не будет достигнут. Кроме того, обучающиеся увидели, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.  

Функциями учителя в процессе решения  обучающимися проектных задач  выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла ее реализации; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

И как показал эксперимент, внедрение работы над проектными задачами в учебный процесс  – целенаправленная, управляемая деятельность по нахождению способа решения проблемы, фиксированная во времени. Для того чтобы ребенок мог с высокой степенью самостоятельности выполнить её, мы вводим работу над проектными задачами с первого класса.  

        Таким образом, тема исследовательской педагогической работы раскрыта, поставленные задачи решены, гипотеза экспериментально подтверждена. Но,  а мы в свою очередь будем продолжать использовать разработанный комплекс заданий проектных задач  в дальнейшей работе своей педагогической деятельности, где  будет   идти глубокое знакомство и осмысление по внедрению решения  проектных задач в начальной школе как одной  из форм организации образовательной технологии учебного процесса  (проектная деятельность).

Библиографический список

1.      Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2.      Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

3.      Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

4.     Воронцов А.Б., В.М.Заславский, С.В.Егоркина. Проектные задачи в начальной школе.  – М.: Просвещение, 2009. – С.175.

5.      Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

6.      Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

7.      Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

9.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

10.  Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

11.   Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

12.  Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

13.  Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

14.  Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

15.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55.

16.  Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

17.  Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

18.  Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

http://schools.keldysh.ru/labmro

http//doob-054.narod.ru/project.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение.Экологические проблемы, ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности эколог...

Решение проектной задачи экологической направленности в начальной школе.

Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренчески...

Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".

Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач,  а также активнее использовать проектные...

презентация к методической разработке по теме "Решение текстовых задач по УМК "Перспективная начальная школа"

Данная презентация наглядно отображает теоретический материал по теме "Решение задач через введение единичной величины" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Мастер-класс Решение проектных задач на уроках в начальной школе Ф.Ф.Рахимова МБОУ СОШ № 4

Мастер- класс Решение  проектных задач на уроках в начальной школе...

Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе

  ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...

ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПРОЕКТ «ТОРТ»

В основу ФГОС НОО положен системно-деятельностный подход – вовлечение обучающихся в учебную деятельность. Он предполагает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каж...