Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях инклюзивного образования.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

В статье раскрыты особенности коррекции у младших школников в условиях инклюзивного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях инклюзивного образования.

Совершенствование современной системы отечественного образования в соответствии с принципами гуманизации и индивидуализации предполагает максимальный учёт особенностей развития детей и создание таких условий, которые способствовали бы своевременному и полноценному развитию всех сторон личности ребёнка. В настоящее время активно изменяется отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии от партнерства и интеграции, что способствует развитию инклюзивного образования.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (далее-ООП) в обычные образовательные учреждения – это мировой процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к таким детям, с признанием их равных прав с другими детьми в различных областях жизни [3]

Инклюзивная образовательная модель рассматривается многими исследователями не как статичное обучение детей, с трудом поддающееся каким - либо изменениям, а как динамическое действие, направленное на постоянное вариативное изменение условий воспитательно – образовательного процесса, нацеленного на учет индивидуальных возможностей каждого воспитанника (В.К. Зарецкий, Д.В. Зайцев, И.И. Лошакова, М.М. Прочухаева, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго, А.Ю. Шеманов, Л.М. Шипицина). Подлинная инклюзия, по мнению авторов научных публикаций, не противопоставляет, а сближает две образовательные системы - общую и специальную.

Обучение в общеобразовательном учреждении совместно со здоровыми сверстниками признано во всем мире гуманной альтернативой учреждениям специального образования.

Приоритетами в построении модели инклюзивного образования, по мнению Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриевой, И.Е. Авериной, являются:

- принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса;

- приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

- основополагающее развитие коммуникативных и практических компетенций;

- профилактика и преодоление искусственной изоляции семьи особого ребёнка.

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но в то же время создает особые условия для детей, имеющих проблемы в развитии. Теория включенного образования признает, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения [1].

Дети с ОВЗ - это дети, имеющие функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней (окружающей) среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам в целом [4, с.10].

 В 60-х годах XX века в Швеции, Норвегии, Финляндии появилось новое направление в образовании, такое как инклюзивное образование детей. Само по себе инклюзивное образование стало представлять собой гибкую и индивидуальную систему дополнительной психолого – педагогической поддержки детей и молодёжи с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательного учреждения обычного типа, ближайшего к месту проживания ребёнка [5].

Основой инклюзивного образования является удовлетворение разнообразных детских нужд и потребностей, включающее различие в способах и темпах обучения. Основная цель инклюзивного образования может быть достигнута в том случае, когда для ребёнка с ОВЗ индивидуально подобраны методы обучения, вспомогательные учебные материалы, адаптированы учебные программы, разработана адаптированная образовательная программа. При инклюзивном образовании ребёнок получает образование вместе с нормально развивающимися сверстниками, но усваивает доступное ему содержание в благоприятном для него темпе [1 с.16]. За качество инклюзивного образования несут ответственность образовательное учреждение, которое посещает ребёнок, педагогический и медицинский персонал учреждения, родители ребёнка.

В настоящее время инклюзивная практика  является одной из главных тем для обсуждения  у специалистов в педагогическом образовании. Некоторые педагоги считают правильным внедрение инклюзивной практики в образовательный процесс, при этом другая сторона педагогов говорит о том, что такой образовательный процесс мешает получать необходимые знания здоровым детям в полном объёме.

По данным исследованиям был сделан вывод, что успех инклюзивного образования во многом зависит от положительного отношения педагогов, которые принимают непосредственное участие в таком образовательном процессе.

Традиционно дети с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР) получают образование в специальных коррекционных школах V вида, где им оказывается специальная психолого-педагогическая помощь. Количество детей с ТНР возрастает с каждым годом, при этом большая их часть поступают в общеобразовательные школы для получения образования, где им оказывается логопедическая помощь на основе проведённой диагностики. По причине того, что в настоящее время современное образование в большей степени ориентированно на инклюзивную практику увеличиваются требования к работе учителей – логопедов. Основной целью работы учителя - логопеда является создание условий, которые помогут выявить уровень речевого развития учащегося и помогут выстроить маршрут, направленный на устранение речевого нарушения ребёнка, который выражается в развитии устной и письменной речи, развитии умения коммуникативного взаимодействия с окружающими и т.д.

В условиях инклюзивного образования учитель – логопед в первую очередь при помощи логопедического обследования, основанного на специальных методиках, выявляет характер нарушения речевой деятельности ученика. При  взаимодействии с другими специалистами школы, учитывая индивидуальные особенности ребенка, разрабатывается программа, направленная на устранение или предотвращение причин неуспеваемости учеников с ОВЗ. При проведении логопедической работы особое внимание уделяется наиболее пострадавшему компоненту речи ученика, но планирование работы логопеда с конкретным ребёнком может варьироваться в зависимости от того на сколько легко и быстро ученик справляется с поставленной задачей. Тем самым у логопеда появляется возможность увеличить количество часов для решения более сложной задачи.

В условиях инклюзивного образования школьник логопат получает образование на уровне своих сверстников. Логопедическая работа проводится в виде фронтальных и индивидуальных занятий. При организации работы на фронтальных занятиях задания ученикам с ТНР разрабатываются в соответствии с их индивидуальными возможностями. А для реализации личностно – ориентированного подхода в развитии школьника логопедом организуются индивидуальные занятия, осуществляющиеся по коррекционной программе, которая разрабатывается в соответствии с речевыми нарушениями школьников. Главная цель коррекционного занятия направлена на максимальное развитие речевой функции школьников с учётом их возможностей.

Инклюзия – это путь, ориентированный на формирование общества, которое позволит всем людям, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития, участвовать в его жизни. Современная педагогика выстраивает условия для максимального развития возможностей ребёнка, поддерживает его личностный потенциал и индивидуальность, создаёт эффективную среду образования. В связи с этим реализация в России инклюзивного образования ставит перед учёными проблему пересмотра методологии внедрения интегративных инноваций в систему образования. Включение детей с ООП в процесс обучения с нормально развивающимися сверстниками является проблемой, решение которой требует не только организационно - методологических исследований, но и изменения законодательно - правовых нормативов. 

Литература:

  1. Григорьева Г. Ф. Дети должны учиться вместе / Г. Ф. Григорьева. - (Качественное образование). - (Стандарты и пути) // Национальные проекты. - 2009 - N12 -С. 70-71.
  2. Вачков И.В. Модель формирования позитивного отношения к младшим школьникам  с ограниченными возможностями здоровья у их сверстников. М., Журнал « Наука и образование». 2011. № 3.
  3. Малофеев, Н.Н. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен *Текст+ / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2008. – №2.
  4. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. -- 110 с.
  5. https://poisk-ru.ru/s20886t5.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей ...

Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей - логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб...

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников...

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии....

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, уча...

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци...