ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Летнего лагеря «Начальное техническое моделирование и конструирование»
рабочая программа
Программа обосновывается современными требованиями образовательных стандартов, где во главу угла ставится создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной действительности, как из основного источника развития. Программа «Начальное техническое моделирование и конструирование » вводит ребенка в удивительный мир технического творчества и дает возможность поверить в себя, и свои способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konstruirovnie_i_modelirovanie.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Летнего лагеря «Начальное техническое моделирование и конструирование»
Возраст детей 6-12 лет.
Срок реализации 36 часов
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летний отдых – это не только подготовка к новому учебному году, но и прежде всего продолжение учебного и воспитательного процесса, который ведётся по многим направленностям дополнительного образования. Летние каникулы - это период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к труду и ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно-значимых сферах деятельности.
Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование и конструирование » соответствует начальному общему уровню образования и имеет техническую направленность. Программа построена с учетом возрастных , умственных , физиологических особенностей детей . Рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста от 7 до 13 лет .
Актуальность данной программы обосновывается современными требованиями образовательных стандартов, где во главу угла ставится создание социальной ситуации развития ребенка, позволяющей выстроить ему индивидуальный путь развития через приобретение новых умений, навыков, свойств личности, взятых из социальной действительности, как из основного источника развития. Программа «Начальное техническое моделирование и конструирование » вводит ребенка в удивительный мир технического творчества и дает возможность поверить в себя, и свои способности.
Начальное техническое моделирование и конструирование – путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике, развитие конструкторской мысли и привитие трудолюбия во всем.
Педагогическая целесообразность программы определяется направленностью на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Занятия начальным техническим моделированием и конструированием дают возможность обучающимся участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения. Помимо средства занятости свободного времени они еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни. Соединение обучения, труда и игры в единое целое обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач.
Новизна данной программы заключается, в том, что в содержание изучаемого курса введены темы «Объемное моделирование», «Плетение из газетных трубочек», «Моделирование и конструирование из текстильных материалов», при проведении занятий используются игровой и проектный методы.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческих способностей ребенка через приобщение к моделированию и конструированию.
Задачи программы:
Обучающие
-знакомить с историей развития моделирования и конструирования;
-знакомить с технической терминологией;
-обучать работе с технической литературой;
-формировать навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;
-обучать приемам моделирования и технологиям изготовления простейших моделей;
-развивать интерес к технике.
Развивающие:
-формировать учебную мотивацию и мотивацию к творческому поиску;
-развивать у детей элементы технического мышления,
изобретательности, образное и пространственное мышление;
-развивать волю, терпение, самоконтроль.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплинированность, ответственность, социальное поведение, самоорганизацию;
-воспитывать трудолюбие, уважение к труду;
-формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,
гордости за достижения отечественной науки и техники.
Предлагаемая краткосрочная образовательная программа летнего лагеря «Начальное техническое моделирование и конструирование » рассчитана на 36 часов обучения детей 7-13 лет, не предусматривает предварительного отбора, т.е. в ее реализации могут участвовать дети разного социального положения, уровня здоровья и развития.
Сроки реализации программы. Образовательная программа рассчитана на 36 часов, в течение которых ребята знакомятся с основами моделирования и конструирования, основами некоторых современных техник, а в заключении принимают, на основе приобретенных знаний и умений моделируют и создают итоговую работу.
Формы и режим занятий. На обучение отводится 36 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа. Режим занятий соответствует требованиям СанПин. Занятия проводятся в различных формах от интерактивной беседы до коллективно творческого дела. Работа организуется в индивидуальной, парной и групповой формах. Применяются активные методы обучения, способствующие повышению у детей мотивации к выполняемой деятельности, развитию творческого мышления. В процессе обучения используются информационно-коммуникативные и технические средства обучения.
Ожидаемые результаты.
Обучающийся будет знать:
- правила безопасного пользования инструментами;
- материалы и инструменты, используемые для изготовления моделей;
- основные простейшие технические термины;
- простейшие конструкторские понятия;
-технологиях работы с различными тканями бумага,
- базовые формы и приемы складывания в технике объемного моделирования и конструирования из бумаги и картона
- базовые формы и приемы техники скручивания
Обучающийся будет уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- владеть элементарными графическими навыками;
- изготавливать простейшие технические модели;
- изготавливать изделие в технике объемного моделирования и конструирования из бумаги и картона;
- изготавливать изделие, используя технику скручивания из газетных трубочек;
- изготавливать изделие, используя технику моделирования и конструирования из текстильных материалов.
- организовать рабочее место.
Результатом усвоения учащимися программы по каждому являются: устойчивый интерес к занятиям по начальному конструированию и моделированию, освоение методик моделирования и конструирования, изготовление поделок , используя данные техники, выставка итоговых работ.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Тема | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактический материал и техническое оснащение | Форма подведения итогов | ||||||
1 | Основы моделирования и конструирования | Беседа | Словесные, наглядные, практические | Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор | Стартовая диагностическая методика | ||||||
2. | Объемное моделирование из бумаги и картона | Групповая индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, циркуль, шаблоны , технологическая карта | Опрос, беседа | ||||||
3. | Плетение из газетных трубочек | Групповаяиндивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Газета, ножницы, ластик, карандаши, клей, проволока, шаблоны, образцы моделей, технологическая карта | Опрос, беседа | ||||||
4. | Моделирование и конструирование из текстильных материалов | Групповаяиндивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Различные виды ткани, нитки, иголки, ножницы, клей, шаблоны, эскизы, технологическая карта, образцы моделей, технологическая карта | Опрос, беседа | ||||||
5. | Итоговая работа (панно), включающая в себя компоненты всех ранее изученных в программе техник моделирования и конструирования | Групповая, индивидуальная | Словесные, наглядные, практические | Различные виды ткани, бумага, картон, газета, чертежный инструмент, холст, подрамник, нитки, иголки, ножницы, клей, шаблоны, эскизы, технологическая карта. | Самооценка и коллективная оценка работы |
Учебно - тематический план
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Основы моделирования и конструирования | 3 | 0,6 | 0,4 | |
2. | Объемное моделирование из бумаги и картона: -правила техники безопасности -технология работы с бумагой по шаблонам -технология сборки плоских деталей -технология сгибания и складывания бумаги -технология сборки объемных деталей -выполнение моделей по замыслу | 6 | 0,4 | 0,6 | |
3. | Плетение ( из газетных трубочек) - правила техники безопасности - технология работы с бумагой -технология плетения -технология сборки плоских деталей -технология сборки объемных деталей -выполнение моделей по замыслу | 9 | 0,4 | 0,6 | |
4. | Моделирование и конструирование из текстильных материалов -правила техники безопасности -технология работы с текстильными материалами -технология сборки объемных деталей -конструирование и моделирование макетов кукол -изготовление моделей по замыслу | 9 | 0,4 | 0,6 | |
5 | Итоговая работа (панно), включающая в себя компоненты всех ранее изученных в программе техник моделирования и конструирования. -правила техники безопасности -выбор тематики и технологии выполнения итоговой работы; - конструирование и моделирование элементов итоговой работы -сборка макетов и моделей по собственному замыслу -выставка работ | 9 | 0,4 | 0,6 |
Содержание деятельности
1. Основы моделирования и конструирования.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Знакомство с понятиями «модель», «макет», «конструирование», «моделирование». Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Практическая работа: изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Объемное моделирование из бумаги и картона.
Беседа о правилах техники безопасности. Знакомство с планом работы. Технология работы с бумагой и картоном. Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Правила сгибания и складывания. Выполнение соединений различных деталей. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Практическая работа: конструирование и моделирование изделий из бумаги и тонкого картона (транспорт, дома, цветы, птицы и т.д)
3. Плетение из газетных трубочек.
Беседа о правилах техники безопасности. Знакомство с планом работы. Технология плетения и газеты. Скручивание - одна из основных техник работы с газетой. Выполнение соединения различных деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой6 а) при помощи клея , б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклепок» из мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа: конструирование и моделирование изделий и плетеных газетных трубочек.
4. Моделирование и конструирование из текстильных материалов.
Беседа о правилах техники безопасности. Знакомство с планом работы. Технология работы с текстильными материалами. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи нитки и иголки, б) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки, в) при помощи клея.
Практическая работа: Изготовление объемных и плоских изделий из текстильных материалов.
Итоговая работа (панно), включающая в себя компоненты всех ранее изученных в программе техник моделирования и конструирования.
Беседа о правилах техники безопасности. Знакомство с планом работы. Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме.
Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме. Выбор тематики работы и технологии выполнения работы. Разработка основных этапов выполнения работы. Выполнение макетов и моделей по собственному замыслу. Выполнение и оформление панно. Выставка работ.
Банк проектов
Модель «Лебедь» («Место встречи «Лазурный» выпуск 3. Нижний Новгород 2010 )
Модель «Транспорт» https://multiurok.ru/files/mastier-klass-bumazhnoie-modielirovaniie-avtotrans.html
Модель«Корзинацветов» https://sdelaisam.mirtesen.ru/blog/43598819042/Podrobnyiy-master-klass-po-pleteniyu-korzinki-iz-gazetnyih-trubo
Модель «Домик в деревне» https://www.livemaster.ru/topic/1998133-shem-tekstilnuyu-kukolku-svoimi-rukami-master-klass-s-vykrojkoj
Модель «Брелок- куколка» («Место встречи «Лазурный» выпуск 3. Нижний Новгород 2010 )
Модель «Кукла-закрутка» («Место встречи «Лазурный» выпуск 3. Нижний Новгород 2010 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря
Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАСЧЁТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО» для 2 класса по УМК "Перспективная начальная школа"
Программа кружка «Расчетно-конструкторское бюро» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкто...
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...
Дополнительная образовательная программа "Лего-конструирование" для дошкольников и младших школьников
В статье даются ответы на следующие вопросы:1.Что такое Лего-конструирование?2.Чем занимаются дети на занятиях по Лего-конструированию?3.Чем важны занятия Лего-конструированием?4.Какие умения приобрет...
Дополнительная образовательная программа «Начальное конструирование»
Отличительной особенностью любой культуры является творческое начало. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует ...
Проект Персонализированной модульной дополнительной образовательной программы лагеря с дневным пребыванием детей «Остров Дружбы»
Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и провер...