Формы внеклассной работы с младшими школьниками
материал по теме
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vneklassnoy_raboty_s_mladshimi_shkolnikami.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.
Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр самых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы, такие, как классный час и классное собрание, час общения и информационный час. Помимо классических форм внеклассной работы в методическом арсенале педагога, существуют временные формы внеклассной работы, которые создаются, по инициативе самого классного руководителя. Такими формами являются игры, праздники, викторины, конкурсы, марафоны, состязания, турниры и т.д.
Из главных форм внеклассной работы является классный час. Тема классного часа, его содержание определяется классным руко водителем совместно с учащимися (даже в начальной школе).
Классный час - это форма воспитательной работы в классе, которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классный час имеет различные функции.
Во-первых, это просветительская функция. Ее назначением является расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье. Темой обсуждения может стать то, что является актуальным и для данного возраста и для миропонимания.
Ориентирующая функция классного часа в большей степени относится к обсуждению нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста.
Направляющая функция способствует приобретению практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировозренческих проблем.
Формирующая функция направлена на развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении той или иной темы классного часа.
При подготовке классного часа классный руководитель должен выполнить следующие действия:
- определить тему классного часа и сформулировать его
- конкретные цели;
- подготовить соответствующее оборудование классного
- часа: музыкальное сопровождение и т.д.,
- составить предварительный сценарий классного часа и обсудить его с учащимися и родителями, если в этом есть необходимость,
- распределить задания между учащимися согласно сценарию или инициативе самих учащихся,
- пригласить заинтересованных лиц для участия в классном часе.
Для того, чтобы классный час получился, необходимо, чтобы его содержание соответствовало следующим требованиям:
1. Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок - к мнениям.
2. В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но в его возможности - проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
- Необходимо учитывать психологические особенности уча щихся при построении содержания классного часа. В со держании классного часа должна быть динамика видов дея тельности, вопросов, информации.
- Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
- В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть классного часа. Классный час должен со держать в себе рефлексивную часть. Это момент когда ребе нок сможет оценить и сам классный час, и время, потрачен ное на него, и свое отношение к данному классному часу. Ни для кого, ни секрет, что еще в XXI веке можно увидеть класс ные часы, на которые ученики, как младшие школьники, так и старшие идут с большой неохотой. Такие классные часы - это монологи одного актера, минуты поучения и назидания. Такой классный час не учитывает ни интересе учащихся, ни их возможностей, ни их мнения. Однако хороший классный час - это праздник, это - радость, это - удовольствие, которое может получить и взрослый, и ребенок.
Разновидностью классного часа является классное собрание. Для классного собрания характерна конкретная совместная дея тельность классного руководителя и учащихся.
Классное собрание является высшим органом самоуправления в классном коллективе. Оно может проводится 1 - 2 раза в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском, коллекти ве, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, само стоятельности и ответственности. Результатом классного часа яв ляются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание может быть посвящено:
- выбору актива класса,
- распределению поручений в классе,
- обсуждению результативности деятельности учащихся.
- обсуждению итогов внеклассных мероприятий.
Классное собрание может быть и очередным и заострённым. Это может быть связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация или инцидент и т.д.) Тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит собранности (ответственности за себя перед другими, перед самим собой, учит понимать значение коллектива в жизни человека.
Классный руководитель на собрании выступает одновременно в двух качествах:
- как представитель учебного заведения, наделенный опреде ленными официальными полномочиями,
- как член классного коллектива, с которым он связан дружескими отношениями на правах старшего товарища.
Классный руководитель голосует вместе с учащимися в ходе классного собрания за принятые решения и вместе со всеми несет за них ответственность.
Методика подготовки и проведения классного собрания по мере взросления учащихся претерпевает изменения. Это происходит в том случае, если классный руководитель понимает роль классного собрания в становлении и развитии детского коллектива.
В начальной школе классный руководитель учит ребят умению участвовать в классном собрании: умению говорить логично и четко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатывать коллективные решения, голосовать на их принятие, подчиняться воле большинства, умению доказывать свое мнение и бороться за него, если оно убедительно.
В начальной школе целью классного собрания является не сколько решение внутренних проблем, но и создание традиций и правил проведения самих собраний, и их значения в жизни учащихся класса.
Значение классных собраний состоит в том, чтобы развить коммуникативные возможности младших школьников: преодоле вшие неуверенности и застенчивости при подготовке публичного выступления, нежелания говорить вслух нелицеприятные вещи. В Классное собрание не должно превращаться в нотацию учащимся. Оно должно быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний использует некоторую ритуальность (определенная музыка, определенные фразы по началу собрания и его окончанию и т.д.).
Главным условием результативности собрания в начальной школе является его непродолжительность. В работе с малышами оно должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать педагога и содержание разговора.
Примерная тематика собраний в начальной школе.
1-й класс.
- Права и обязанности школьника.
2. Что такое поручение?
3. Как надо вести себя в библиотеке?
4. Как вести себя в столовой?
2-й класс.
1. Школьный дневник. Как с ним работать?
2. Режим дня школьника.
3. Наш класс на перемене.
. Как мы выполняем свои поручения?
3-й класс.
1. Домашние задания и как мы к ним относимся.
2. Традиции класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками
Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...
Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками
Педагогическая статья об использовании активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками...
Тезисы статьи "Урок антистрессовой пластической гимнастики - одна из форм оздоровительной работы с младшими школьниками"
На современном этапе развития российского образования актуальность проблемы сохранения и развития здоровья школьников не вызывает сомнения. Культура здоровья являетс...
Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.В "Концепции модернизации ро...
Проблемный классный час как активная форма воспитательной работы с младшими школьниками
Классный час- это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать и обсудить. Это не урок, но и не пустая болтовня. Это рабочий момент, на успех которого р...
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками.
Социальное партнерство как одно из успешных форм профориентационной работы с младшими школьниками....
Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.
laquo;Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление»....