Итоговый практико-значимый проект«Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»
проект на тему
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.
В "Концепции модернизации российского образования», указывается то, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В условиях реализации ФГОС начального общего образования наиболее актуально звучит проблема как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решает проблему активной социализации личности формирование коммуникативной компетенции средством групповой формы работы. Успех педагогической деятельности по развитию коммуникативной компетенции во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов. Он необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_praktiko-znachimyy_proekt.docx | 66.63 КБ |
itogovyy_praktiko-znachimyy_proekt.ppt | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый практико-значимый проект
Тема: «Формирование коммуникативной компетентности средством групповой формы работы с младшими школьниками»
.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 3
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретическое обоснование формирования
коммуникативной компетентности средством групповой формы работы
с младшими школьниками……………………………………………………… 5
- Теоретическая значимость формирования коммуникативной
компетентности средством групповой формы работы
с младшими школьниками…………………………………………………..5
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1.Формирование коммуникативной компетентности средствами
учебных предметов в УМК «Школа России»………………………………18
2.2. Конспект занятия «Мир деятельности» по теме «Учимся дружно.
Правила работы в группах»…………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………...28
Введение
Актуальность.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.
В "Концепции модернизации российского образования», указывается то, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
В условиях реализации ФГОС начального общего образования наиболее актуально звучит проблема как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решает проблему активной социализации личности формирование коммуникативной компетенции средством групповой формы работы. Успех педагогической деятельности по развитию коммуникативной компетенции во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов. Он необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания.
Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности
посредством групповой формы работы
В соответствии с целью определены следующие задачи проекта:
1)изучение и анализ научно-методическую литературу по теме проекта;
2)определение оптимальных условий формирования коммуникативной компетентности посредством групповой формы с младшими школьниками;
3)показ места и роли групповой формы работы в формировании коммуникативной компетентности средствами учебных предметов в УМК «Школа России»;
4)разработка конспекта занятия «Мир деятельности» с первоклассниками
по знакомству с правилами групповой работы;
5)анализ, результативность, перспективность.
Практическая значимость
Материалы проекта могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных общеобразовательных школ при проведении групповой работы в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Теоретическое обоснование формирования
коммуникативной компетентности средством групповой формы работы
с младшими школьниками
1.1Теоретическая значимость формирования коммуникативной компетентности средством групповой формы работы
Коммуникативная компетентность выступает как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное и эмоционально благоприятное (психологически комфортное) для участвующих сторон. В её структуре выделяются следующие компоненты (подход по И.А.
Зимней):
- когнитивный,
- ценностно-смысловой,
- личностный,
- эмоциональный,
- поведенческий.
Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:
-содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;
-все компоненты должны быть включены в работу;
-более эффективным считается занятие (урок), обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.
В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий.
Компоненты коммуникативной компетенции, их значение в и желаемый уровень для младшего школьника:
Компонент | Значение в коммуникативной компетенции | Желаемый уровень |
Когнитивный | Образует знания о ценностно- смысловой стороне общения, о личностных качествах, об эмоциях и чувствах, о поведенческой стороне общения. | Человек осознанно обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать и разнообразить коммуникативные возможности. |
Ценностно-смысловой | Ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл. | В младшем школьном возрасте следует формировать нравственные ценности и отношение к самому себе (самопринятие, самоуважение, объективную самооценку) и другим людям (принятие их, уважение к ним). |
Личностный | Образует особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. | Коммуникативная компетенция младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности. |
Эмоциональный | Связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией. | Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного общения. |
Поведенческий | Образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. | Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Степень их сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка. |
Этапы формирования и уровни коммуникативной компетенции:
Этап | Уровень формирования | |
I этап | низкий | - формирование потребности в общении, понимание задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия; |
II этап | средний | - готовность к коммуникации, понимание состояния сверстника, формирования самосознания и самооценки, представление о способах взаимодействия с окружающими, знакомство с различными социальными ролями |
III этап | высокий | - владение навыками взаимодействия с окружающими, объективная самооценка, согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества |
Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативной компетенции учащихся.
Формирование коммуникативной компетентности максимально реализуется средством групповой формы работы. Главная ее идея- учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работы учащиеся самостоятельно обсуждают между собой порядок выполнения задания с последующим его выполнением.
Учащимися, которые не вникли в суть задания, даётся право ещё раз попытаться его объяснить, проанализировать, сделать выводы. Этот вид работы является творческо-поисковым процессом, где учитель является наблюдателем, соучастником.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга).
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
- по желанию
- случайным образом
- по определенному признаку
- по выбору «лидера».
- по выбору педагога.
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по … человек.
Разделитесь на … равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
3. По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
4. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
5. По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Существуют различные формы групповой работы:
- «Динамическая пара»
- «Мозговой штурм»
- игра «Продолжи»
- «Охота за сокровищами»
- «Снежный ком»
- «Пазлы»
- «Зигзаг»
- «Пчела»
и другие.
Динамическая пара.
Это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.
Мозговой штурм.
Используется для генерации идей.
Соблюдается жесткий регламент.
Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады,сообщения от разных групп.
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.
Группа должна ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Снежный ком.
Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.
После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.
Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.
В заключение работы делают выводы.
Зигзаг.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания. Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе.
Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:
1. Учащиеся работают в группах (4-6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
3. Члена группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.
4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.
А.Б.Воронцов выделяет 5 элементов в модели совместной учебной деятельности в группе:
- позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные;
- личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов;
- индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату;
- навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе;
- совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно.
Этапы работы в группе:
Этап | Действия |
Первый | Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. |
Второй | Обсуждение высказанных гипотез. |
Третий | Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор. |
Четвертый | Обсуждение итогов работы групп. |
Пятый | Обсуждение процесса работы. |
Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать и общаться в группе.
Примерные правила совместной работы
для ученика:
- работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
- работать по алгоритму (плану);
- своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
- качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы:
- каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
- он может контролировать;
- организовывать;
- оценивать работу учеников;
- участвовать в работе группы;
- предлагать участникам разные варианты решений;
- выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
-задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
-задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
-задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Советы учителю по организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Групповая форма организации работы имеет немало достоинств, или плюсов:
- повышается учебная и познавательная мотивация;
- снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач;
- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний;
- улучшается психологический климат в классе.
Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1.Формирование коммуникативной компетентности средствами учебных предметов в УМК «Школа России»
Существенной особенностью в содержании УМК «Школа России» являются задания, отмеченные соответствующими условными знаками: «работаем в паре», «работаем в группе», «работаем со взрослыми». Предлагаемые задания в содержании учебников реализуют различные возможности для создания на уроке проблемных ситуаций, выдвижения предположений, поиск и отбор необходимой информации, формулирование доказательств, выводов, сопоставление результатов с эталоном средствами групповой формы работы, что способствует формированию коммуникативных УУД, таких как
Инициативное сотрудничество:
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка;
- слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (повышенный уровень);
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения (повышенный уровень);
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников (повышенный уровень);
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предполагается, что результатом формирования коммуникативной компетенции будут являться сформированные умения:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
2.2. Конспект занятия «Мир деятельности» по теме «Учимся дружно.
Правила работы в группах»
Цель: ознакомление с простейшими правилами группового взаимодействия в учебной деятельности.
I.Эмоционально-установочный этап
-Сегодня у нас, ребята, очередное занятие «Мир деятельности» Слайд 1
-Наверное, вы обратили внимание, какое большое количество карточек прикреплено к доске. –Что называют эти слова?(наши имена)
-А кто вы?(ученики, дети, школьники ,одноклассники)
-Мы учимся вместе.
-А как я расположила карточки с именами? Что у меня получилось? (домик)
-Верно, из карточек – «кирпичиков» я составила домик, жители которого ученики 1а класса.
-А какие правила вы стараетесь выполнять в своей работе?(дети называют правила)
-Ребята, ответьте на такой вопрос: «А с чего начинают строить дом(здание)? (с фундамента)
-Верно, в основании любого здания(дома),закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе всё здание.
-Фундаментом нашего домика являются карточки «кирпичики» с буквами. Слово «рассыпалось»
-Что за слово? (дружба)
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Слайд 2
-Ребята, а кто эти герои? (Крокодил Гена ,Чебурашка) Герои из книги «Крокодил Гена и его друзья»
-Вспомните, что мы открывали вместе с этими героями? (Правила работы в парах)
-Что смогли сделать наши герои с помощью правил работы в парах (Достроить Дом Дружбы)
Слайд 3
-Сумеем ли мы, работая в парах, восстановить образ этого домика. Слайд 4 Удачи!
(составляют пазл)
Слайд 5
-Вы получили результат, работая в парах. А какими правилами вы руководствовались? Назовите их. (Дети называют правила)
II.Пропедевтический этап
-У истории с Домиком Дружбы есть продолжение.
Слайд 6
-После того, как Дом дружбы был достроен, появилось очень много желающих найти друзей. Крокодил Гена и Чебурашка никому не отказали. На одном из вечеров встреч все решили, что надо всем друзьям попытаться украсить территорию Дома Дружбы цветочными клумбами.. Как будут работать ниши герои? (Дружно, вместе ...)
-Сколько их?(6)
-А теперь скажите, могут ли они применять правила работы в парах в своей работе? Ведь их 6?
(Нет, пара – это 2.А их 6)
-Шесть героев – это группа. Герои должны знать и выполнять правила работы в группах. Мы их знаем?(Нет)
-Какую ставим цель перед собой?(Узнать правила работы в группе)
-Сформулируйте тему нашего занятия (Правила работы в группе)
III.Деятельностный этап
Слайд 7
-Помните, что у что Крокодила Гены и Чебурашки не сразу пошла работа по строительству Дома Дружбы. Поэтому, чтобы новые друзья в работе не поссорились и выполнили работу, Гена и Чебурашка заранее сформулировали правила работы в группах и решили новых друзей с ними познакомить.
Слайд 7 .
-Прочитайте правила.(Хорошо читающие ученики вслух зачитывают правила )
-Поднимите руку ,кто с ними не соглашается.
- Посмотрите внимательно на доску (на экран). Вы ничего не замечаете? (На слайде старуха Шапокляк.)
-А что всегда делает старуха Шапокляк?(мешает, вредничает, портит)
-Значит, что она изменила правила, сделала их неправильными.
-Давайте попробуем исправить ошибки.
Прочитайте первое правило «В группе не нужен ответственный»
Как вы думаете, что хотел в этом правиле записать крокодил Гена? (В каждой группе должен быть ответственный.) Слайд 7 ..
-Для чего? (Ответственный управляет группой, следит за порядком, …)
-Прочитайте второе правило.
Один из учащихся читает правило «Если есть ответственный, пусть сам и работает».
-Каким должно быть это правило? (В группе должен работать каждый участник.) Слайд 7 …
-Почему? (Каждый должен внести свой вклад в общее дело, …)
-Прочитайте третье правило.
Один из учащихся читает правило «Один говорит, другие не слушают».
-Знакомо ли вам это правило? (Подобное правило было в правилах работы в парах.)
-Я уверена, это вам поможет найти ошибку? (Когда один говорит, другие должны слушать.) Слайд 7 ….
-Почему? (Чтобы понять предложение каждого участника группы, …)
-Прочитайте четвертое правило.
Один из учащихся читает правило «Свое несогласие не высказывай».
-Есть ли ошибка в этом правиле? Где? (Свое несогласие нужно высказывать, от этого зависит результат работы группы, но нужно это делать вежливо.) Слайд 7 …..
-Прочитайте последнее пятое правило.
Один из учащихся читает правило «Не понял, молчи».
-Может быть, до этого правила старуха Шапокляк не добралась? (Добралась, нужно переспрашивать, если ты чего-то не понял.) Слайд 7 ……
-Почему? (От этого зависит твой результат работы, а значит и результат всей группы.)
Старуха Шапокляк испугалась наказания и убежала.
-Молодцы! Вы определили основные правила работы в группе.
-Открыли учебное пособие «Мир деятельности» на стр. Из своего конвертика возьмите данные правила и разместите их у себя на страничке.
- Прочитаем их ещё раз.
-Мы сможем их выполнять, если будем их знать, помнить. Потренируемся в запоминании правил.
Слайд 8 игра «Какого правила не хватает?»
-Закройте глаза. Открывайте глаза. Итак, какого правила не хватает?
Если не понял, переспроси.
Слайд 9 Работать должен каждый на общий результат
Слайд 10 Своё несогласие высказывай вежливо.
Слайд11 Один говорит, другие слушают.
Слайд 12
-Руководствуясь этими правилами, выполняя эти правила мы не будем ссориться, сможем выполнять общее задание, получить успешный результат.
-Мы на следующем занятии попробуем разделиться на группы и, следуя этим правилам, выполнять задания, работая в группах. Будем учиться работать правильно и дружно.
-А задача сегодняшнего занятия :это знакомство с правилами работы в группах.
-И, чтобы каждый из вас смог оценить себя на синей лесенке успеха «Знаю», предлагаю выполнить самостоятельную работу.
Слайд 13
-Я буду читать, как работали наши герои в группе, а вы должны номер ситуации (их 3) правильно соотнести с помощью линии с правилом, которое выполняется.
Ситуация 1. Все герои принялись за дело. Каждый из друзей взял себе необходимый инструмент: либо лопату, либо савок и пошел готовить место для своего цветка.
Ситуация 2. Затем друзья стали выбирать для посадки цветы. Щенок и крокодил Гена решили посадить гладиолусы. Чебурашка не понял, что такое гладиолусы и спросил об этом Гену.
Ситуация 3. Обезьянка, жираф и девочка Галя решили посадить гвоздики. Обезьянка с жирафом выбрали место на краю клумбы. Девочка Галя сказала: «Я согласна, что гвоздики очень красивые цветы, поэтому их нужно посадить в центр клумбы».
Слайд 13.
-Проверяем.
IV.Эмоционально-рефлексивный этап.
-Итак, наше занятие подходит к концу. С чем мы познакомились? (С правилами работы в группе)
-Оцените свою работу на «Лесенке успеха» . Слайд 14.
Отмечаем себя на синей лесенке «Знаю».
-Кто понял тему занятия, но не может воспроизвести правила, поставит себя на нижнюю 1-ую ступеньку.
-У кого остались сомнения, поставит на 2-ую ступеньку.
-А кто считает ,что хорошо знает правила работы в группе, поставит себя выше 2-ой ступеньки, на сколько выше – каждый решит сам. Это 3-я или 4-ая.
-Все молодцы! А тем, кто не испугался и поставил себя на нижнюю или 2-ую ступеньки, спасибо за честность. Вы сможете, открыв учебное пособие, ещё раз вернуться к этому материалу, выучить эти правила.
Слайд 15.
Заключение
Таким образом, групповая форма работы на уроке с младшими школьниками вызывает положительное отношение к учению – действенному, осознанному, ответственному, позволяет решать главную задачу начальной школы – поддерживать, развивать интерес школьников к учению, сделать этот процесс необратимым на протяжении всей жизни человека.
Она формирует умение слушать других, высказывать свое мнение, активизирует познавательную деятельность, способствует умению общаться. Она является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции.
Групповая форма работы в обучении направлена максимально на развитие коммуникативных свойств личности. У учащихся появляются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на нее своими глазами и глазами других ребят.
Ребята, работающие вместе, становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но и их доброжелательное отношение друг к другу переходит на их жизнь и вне школы, становится качеством их личности.
Список литературы
1.Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. [Текст] / И.Н. Агафонова. - М., 2009г.
2.Воронцов, А.Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (начальные классы). [Текст]/ А.Б.Воронцов. - М., 2000г.
3.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников. [Текст] / Л.Н. Булыгина. - М.,2010г.
4.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А.Г.Асмолов. - М.,2010г.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.
6.http://www.proshkolu.ru/user/okatova54/file/2423979/[Электронный ресурс].
7.http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251[Электронный ресурс].
8.http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm[Электронный ресурс].
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В условиях реализации ФГОС начального общего образования наиболее актуально звучит проблема как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Решает проблему активной социализации личности формирование коммуникативной компетенции средством групповой формы работы. Успех педагогической деятельности по развитию коммуникативной компетенции во многом определяется уровнем профессионализма учителя начальных классов. Он необходимым для формирования у школьников универсальных коммуникативных учебных действий как своеобразного фундамента, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Актуальность «Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества» Г.А. Цукерман
Цель: формирование коммуникативной компетентности посредством групповой формы работы с младшими школьниками Задачи: изучение и анализ научно-методическую литературу по теме проекта определение оптимальных условий формирования коммуникативной компетентности средством групповой формы с младшими школьниками показ места и роли групповой формы работы в формировании коммуникативной компетентности средствами учебных предметов в УМК «Школа России» разработка конспекта занятия «Мир деятельности» с первоклассниками по знакомству с правилами групповой работы анализ, результативность, перспективность
« Коммуникативная компетентность выступает как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное и эмоционально благоприятное (психологически комфортное) для участвующих сторон. В её структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный, поведенческий. В начальной школе коммуникативная компетентность может развиваться через два основных компонента – ценностно-смысловой и поведенческий .
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения . Имеют место: комфортность; чувство защищенности; преодоление тревожности; воспитание самоуважения.
Принципы построения групповой работы на уроке сообщение цели сотрудничества перед любой работой: - каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе; - каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание. Отслеживание активности группы на протяжении всей работы: - учитель должен по необходимости оказывать помощь. выставление оценок – одна на всю группу: - при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.
Деление на группы
Класс делится на мини-группы по 4 человека, каждый член группы выполняет свою часть работы. Выбирается Главная Пчела, которая будет контролировать работу группы. Затем обсуждаются результаты, вырабатывается общий продукт деятельности в каждой группе. Главные Пчелы перелетают на другой цветок, т.е. переходят в другую группу и проверяют ее работу. Проверяется и обсуждается общий продукт деятельности.
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один; групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах; нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе. Советы учителю по организации групповой работы:
Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
1- позитивная взаимозависимость, т.е. понимание учащимися того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если его не достигнут остальные; 2- личное взаимодействие, при котором дети должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, в поиске идей и сюжетов; 3- индивидуальная ответственность, при которой каждый ученик лично отчитывается за свою работу, а оценка дается и персональному вкладу, и коллективному результату; 4- навыки общения, которые прививаются ученикам с тем, чтобы они использовали их в учебном процессе; 5- совместная оценка хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом может действовать более эффективно. Модель совместной учебной деятельности в группе
УМК «Школа России»
Занятие «Мир деятельности»
Список литературы 1.Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся. [Текст] / И.Н. Агафонова. - М., 2009г. 2.Воронцов, А.Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова (начальные классы). [Текст]/ А.Б.Воронцов. - М., 2000г. 3.Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников. [Текст] / Л.Н. Булыгина. - М.,2010г. 4.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. [Текст] / А.Г.Асмолов. - М.,2010г. 5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011г. 6.http://www.proshkolu.ru/user/okatova54/file/2423979/[Электронный ресурс]. 7.http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251[Электронный ресурс]. 8.http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm[Электронный ресурс].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускной проект «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира младших школьников»
В проекте показаны пути формирования познавательных УУД...
Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками
Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками...
Статья: "Формирование коммуникативных УУД через групповые формы работы (работа в парах)"
В данной работе представлена методика формирования коммуникативных УУД, а также ее актуальность....
Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"
Презентация к проекту "Формирование жизненных компетенций на уроках социально-бытовой ориентировки у младших школьников с НОДА и УО"...
Формирование самостоятельности младших школьников средствами групповой формы работы обучения
Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Через представленную работу была представлено обобщение педагогического опыта в работы учителя....
Групповая форма организации сотрудничества младших школьников
Работа представлена в виде презентации и знакомит с основными формами групповой работы на уроке. Рассматриваваются способы формирования групп, плюсы и минусы групповой работы, "нужно" и &quo...
Организации инновационных форм работы с младшими школьниками на уроках русского языка
Статья на тему: "Организации инновационных форм работы с младшими школьниками на уроках русского языка"...