Вокально-хоровые навыки на уроках музыки и внеклассной работе с младшими школьниками.
учебно-методический материал по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Муртазина Наталья Витальевна

«Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ НАВЫКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

  Общеизвестно, что хоровое пение всегда было одним из основных видов деятельности учащихся на уроке музыки в общеобразовательной школе, и одна из важных задач, которые решает урок музыки, - научить детей петь.

     Почему же эта проблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание всё большего круга музыкантов-педагогов, учёных разных специальностей? Очевидно, прежде всего потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование фокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств.

      Но самое, пожалуй, важное, это то, что хоровое пение, являясь наиболее доступной и демократической формой национального русского исполнительства, активно вовлекает поющих в творческий процесс. Поэтому в общеобразовательной школе оно рассматривается как чрезвычайно действенное средство, способствующее воспитанию вкусов учащихся, повышению их общей музыкальной культуры, проникновению песни в быт.

     Как отмечал Д.Б.Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников даёт возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства. «Каждый класс – хор, - вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление».

     Всё это невозможно без получения учениками определённого круга знаний, но главное – без постижения ими певческой культуры, овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков.

I.Особенности голоса у детей 7-8 лет

     Младший школьный возраст – это определяющий этап в формировании личности. От того, какой фундамент будет заложен в данном возрасте, зависит всё дальнейшее развитие ребёнка. Это касается как его общечеловеческих качеств, так и его музыкального развития, в частности, готовности к певческой деятельности.

     Особенного внимания требуют дети 7 – первоклассники, потому что в этот период в жизни ребёнка происходит важное событие: переход из «общества дошкольников» в «общество учеников» или, как это явление называется в психологии, «изменение ведущего типа деятельности» ребёнка.

     Вокально-хоровая работа на уроке проводится в соответствии с психо-физиологическими особенностями учащихся. Знание свойств детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей поможет учителю правильно наладить воспитание вокальных навыков.

     Голоса детей существенно отличаются от голосов взрослых. Детские голоса имеют высокое головное звучание. По содержанию обертонов они беднее голосов взрослых, особенно в младшем школьном возрасте, но обладают особой серебристостью и лёгкостью. Хотя голоса детей и уступают силе голоса взрослых, но отличаются большей звонкостью. Такие свойства тембра, как серебристость и звонкость, придают детским голосам особую прелесть. Качественные отличия детских голосов связаны с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата и всего растущего детского организма.

     Гортань у детей расположена высоко. Она приблизительно в 2 – 2,5 раза меньше гортани взрослых. Хрящи гортани гибкие, полностью не сформированные. Поэтому детская гортань отличается эластичностью и большой подвижностью. Мышцы гортани развиты слабо. Голосовые складки детей коротки, узки и тонки. В толще голосовых складок у ребёнка до 5 лет вокальных мышц нет, их место занимает рыхлая соединительная ткань, железы, имеются только мышцы, сближающие голосовые складки. К 5 годам заметны отдельные мышечные пучки вокальных мышц. С этого времени начинается их постоянное развитие.

     До 9 – 10 лет у большинства детей при пении голосовые складки колеблются только своими эластичными краями и полностью не смыкаются, голосообразование на всём диапазоне идёт по фальцетному типу, голос состоит только из одного регистра – головного. Голосовые мышцы развиты недостаточно, диапазон голоса ограничен. В 7-летнем возрасте детские голоса имеют приблизительно одинаковый диапазон в пределах первой октавы. Крайние ноты диапазона, особенно «до-I» дети берут с трудом. Наиболее естественно голос звучит в диапазоне «ми-I – си-I». Этот диапазон благоприятен прежде всего для слухового восприятия.

     Сила голоса учащихся начальных классов не имеет широкой амплитуды. Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков «mezzo-piano» и «mezzo-forte». Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках певческого диапазона, которые наиболее удобны поющим.

     У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса. Поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя.

II. Певческая установка

     Вокальная работа со взрослыми и детьми опирается на одни и те же методические принципы. Но их применение в работе с детьми имеет существенные отличительные черты, которые предопределяются особенностями строения и функциями голосового аппарата и всего растущего организма – анатомо-физиологическими особенностями ребёнка и его психики. На I этапе обучения пению перед учителем и детьми стоят 3 главные задачи: 1) освоение певческой установки; 2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения; 3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.

     Учебные занятия следует начать с организации предварительных условий голосообразования – с установления правильного певческого положения головы и корпуса. Учителю надо следить за певческой установкой на каждом занятии, так как от неё зависит правильность работы дыхательного и звукообразующего аппарата.

     Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода исполнителей. Она достигается естественной позой певца: прямой и свободный корпус, расправленные плечи, прямое положение головы, выпрямленные колени, ноги с опорой на пятки, спокойно лежащие на коленях руки. Мышцы лица, шеи, плеч – также в спокойном состоянии. Идеальным положением певца при пении считается положение стоя. Однако, учитель, учитывая продолжительность урока и во избежание физического переутомления учащихся, занятия проводит в положении сидя. Некоторые учителя разнообразят положение корпуса. Например, распевают классный хор стоя, а разучивают новые произведения сидя. Готовый репертуар пропевают также стоя.

     При пении нельзя запрокидывать голову, гримасничать, зажимать нижнюю челюсть – это ведёт в неправильной манере пения (у малышей такое явление можно наблюдать довольно часто). При пении сидя надо следить, чтобы спина оставалась выпрямленной, а поясница – прогнутой. При этом не следует касаться спинки стула, так как опора на спинку стула приводит к изменению этого положения и стеснению диафрагмы. Всё должно быть просто и естественное, свободно и непринуждённо. Именно ощущение физической свободы даёт гарантию развития голоса в естественных для него условиях.

III. Певческое дыхание

     Самым длительно формирующимся навыком является дыхание – навык необходимый и сложный. В широко известном афоризме – «школа пения – это школа дыхания» - очень верно отмечается огромная роль дыхания как фундамента, на котором формируется певческий голос. Певческое дыхание – это особая приспособительная деятельность дыхательной системы во время пения. Оно требует постоянного развития, систематической тренировки, ибо развитое, продолжительное, гибкое, управляемое дыхание – большое достоинство певца.

     Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания. Дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше. Количество выдыхаемого воздуха неравномерно, в зависимости от певческих задач.

     Дети, в связи с особенностями строения их органов дыхания, пользуются более «высоким» дыханием – грудным. Поэтому в начале певческого обучения укрепляется именно этот тип дыхания, и только по мере овладения певческими навыками он постепенно переходит в нижнерёберно-диафрагматический. Естественно, у младших школьников ощущения, связанные с опорой дыхания, в отличие от взрослых певцов, будут локализоваться больше в области грудных мышц. Исходя из этого, основной задачей начальной работы со школьниками младших классов является выработка у них плавного, спокойного дыхания, овладение плавным и равномерным выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Поэтому в начале обучения большое внимание уделяется вдоху. Он должен быть спокойным, не перегруженным воздухом, без участия плеч. На первом году занятий музыкальный материал (короткие музыкальные фразы, умеренные темпы) не мешает воспитанию непродолжительного и неглубокого дыхания у маленьких детей. Учащиеся овладевают навыком задержки дыхания перед началом фонации. В дальнейшем постепенно продолжительность выдоха увеличивается, дыхание укрепляется.

     Голосообразованию предшествует вдох. Во время певческого вдоха, в отличие от обычного, происходит не только наполнение лёгких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к голосообразованию. Певческий вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. Вдох рекомендуется брать одновременно через рот и нос. Вдох через нос при закрытом рте осуществим только при пении упражнений и невозможен при исполнении художественных произведений, когда неудобно и невозможно по времени после каждой музыкальной фразы специально закрывать рот для вдоха. Поэтому обычно применяют вдох с приоткрытым ртом и дышат одновременно через нос и через рот.

     Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной паузой – остановкой дыхания, после чего начинается выдох. Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания (то есть воздуха, набранного при вдохе), создание необходимого для нормальной работы голосовых складок давления в подскладочном пространстве, плавный выдох.

     Необходимо с самого начала ввести юного певца в мир высокохудожественной музыки, чтобы процесс овладения дыханием был связан с выразительным пением у него, с пониманием музыкальной фразировки. Учащийся должен стремиться пропевать фразу на одном дыхании. На первых порах следует подбирать такой музыкальный материал, в котором мелодия ясно и чётко делится на небольшие фразы.

IV. Атака звука

    Следующей педагогической задачей является организация нужной атаки звука. Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой звука.

     В вокально-педагогической практике используется мягкая и твёрдая атаки, придыхательной пользуются в исключительных случаях.

     Атака является выразительным средством в пении. Вариации видов атак позволяют передать различные настроения. Лирические настроения обычно связаны с применением более мягкой атаки, а драматические эмоции (негодование, отчаяние, страсть, испуг или страдание) выражаются при помощи более твёрдой атаки звука. Для выражения бессилия, трусости, изнеможения уместна придыхательная атака.

     В начальных классах наряду с использованием мягкой атаки можно применять и твёрдую атаку, так как она активизирует певческий процесс. С твёрдой атакой сопряжено исполнение маршеобразных песен, входящих в программу школы. При этом необходимо следить, чтобы такой способ подачи звука не отяжелял звучание детских голосов, чтобы звук не был крикливым, форсированным.

     Пение – наиболее эффективный путь музыкально-эстетического воспитания, но при условии правильной его организации на высоком педагогическом уровне. Говоря о высоком уровне, хочется подчеркнуть опасность сведения педагогического процесса к достижению только технических результатов, когда певческое воспитание происходит во имя «чистого» пения. Вместе с тем серьёзное, ответственное отношение к технической стороне певческого процесса, к тому, как дети поют, совершенно необходимо.

     Качество пения – тот конечный «продукт», на который ориентируется педагог, через который «проникает» в сущность певческой деятельности ребёнка. Формирование качества звучания, то есть регуляции работы голосового аппарата зависит от общей и музыкальной культуры, вокального слуха, от специальных знаний и мастерства учителя. Большую роль тут играет субъективный фактор. Именно целенаправленная, последовательная, длительная, терпеливая работа учителя, руководителя хора, чётко представляющего себе задачи, которые он может и должен поставить при обучении детей пению, учитывающего возрастные особенности и закономерности развития детского голоса относительно всех факторов и сторон, - определяет результат, успехи как коллектива в целом, так и каждого учащегося. Правильное певческое воспитание должно обеспечивать естественное, постепенное, спокойное формирование певческих навыков, развитие певческого голоса у каждого учащегося, поющего в классном хоре. Иначе он будет лишён сильных воспитывающих воздействий вокально-хорового искусства, являющегося мощной ветвью музыкального творчества.

     В настоящее время далеко не всегда учитываются в полной мере сложность и длительность формирования певческих навыков у детей, особенно на уроках музыки в школе, где возможность для певческого тренажа минимальна. Нередко перед детьми ставятся непосильные задачи, предлагаются упражнения и произведения, не учитывающие возрастных возможностей и типичных недостатков, проявляющихся в пении младших школьников. Нередки случаи, когда первоклассники вовлекаются в интенсивную концертную деятельность. Следование теории обучения детей на «высоком уровне трудности» не может быть безграничным, а в пении – в процессе, требующем помимо интеллектуальной развитости и музыкальных способностей достаточной физической выносливости, - это выглядит особенно очевидным.

     Учителям музыки необходимо обращать внимание на дозировку пения на занятиях, на выбор репертуара, на гигиенические условия, в которых ведутся вокально-хоровые занятия.

     Песня – это драгоценная область музыкально-поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать, - пишет Дмитрий Борисович Кабалевский, - что с песни начинается и на песню опирается вся музыка». Поэтому так важно, чтобы наши ученики полюбили песню, умели её красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки (из опыта работы в ГОУ СОШ № 185)

Данная научная статья посвящена развитию музыкального слуха у младших школьников посредством синтеза абсолютной и относительной сольмизаций  в работе с детьми. В настоящее время статья готовится ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Метод проектов – один из путей реализации исследовательского обучения во внеклассной работе с младшими школьниками

Программа интегрированного курса «Ступени восхождения» предполагает привлечение младших школьников к исследовательской деятельности. В контексте программы был разработан проект «Удивительная кар...

Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе

Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....

«Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков на уроке музыки»

В статье рассказывается о том, как научить детей петь и приобщать к искусству с первых уроков музыки....