воспитательная система класса
методическая разработка (2 класс) по теме

Воспитательная система класса базируется на краеведческом материале с элементами здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая психолого – педагогическая характеристика класса.

На 1 сентября 2009-2010 учебного года в классе обучается 26 учащихся, из них 13 мальчиков и 13 девочек. Все ученики успешно закончили 1-ый класс. Учащиеся 1-ых и 2-ых классов не аттестуются, но уже прослеживается

группа детей с высокой степенью обучения: Дроздов Никита, Ершова Анастасия, Демиденко Уля, Лобанов Максим. Григорьев Никита, Гулякина Наташа, Васильева Анна.

Для этих детей характерна высокая потребность умственной деятельности.

 2 группа. Дети с особыми творческими способностями.

Их отличает визуальное восприятие, быстрая переработка информации (Фомина Лиза, Колк Дарья, Минченков Андрей, Алексеев Илья, Катулевская Вероника, Семченкова Ангелина, Кошельник Лиза, Давыдова Люда. Андреева Лиза.  Гаврилова Юлия, Барсуков Александр, Малышев Александр, Иванова Кристина).

3группа «Бережное отношение к ребенку!»

По слуху Парфенов Артем, инвалид детства. Очень яркая творческая личность.

При определении типа нервной системы  по Акимовой, В.Т.Козловой выделяется 4 группа учащихся со «слабой» нервной системой: Разумов Игорь, Андреев Игорь, Новосельцев Коля, Сергеев Дима, Новиков Антон. Для этих детей используется специальные приемы, работают консультанты, что помогает организации сотрудничества и взаимопомощи. Консультантами являются не только ученики, но и их родители.

На первом классном собрании проводится деловая игра «Я учусь по программе «Школа 2100», где родители, выступая в роли учеников учатся методически правильно познавать программный материал. Им это очень нравиться.

В 1-ом классе все КТД были направлены на сплочение коллектива. Это были пробы и ошибки. Но уже во 2-ом классе мои дети успешно осваивают образовательное пространство школы, города и даже страны, занимаясь в кружках, секциях, спортивных клубах, музыкальных школах.

Занятость учащихся:

Кружки – 17 чел.

Спортивные секции – 15 чел.

Музыкальные школы: - 5 чел.

Художественная школа – 1 чел.

Каждый ребенок охвачен внеклассной работой.

Иванова Кристина, Григорьев Никита, Разумов Игорь, Катулевская Вероника. Участвуют в музыкальных концертах от музыкальной школы.

Кошельник Лиза, Васильева Анна, Ершова Анастасия, Фомина Елизавета. Катулевская Вероника  принимают участие в соревнованиях по спортивной гимнастике.

Ершова Анастасия, Давыдова Людмила участники Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси».

Давыдова Людмила – победитель городского конкурса рисунков «Наша школьная библиотека».

Парфенов Артем – участник областного конкурса «Сочинение сказок» по ПДД.

Без творческих работ Гулякиной Наташи, Лобанова Максима, Парфенова Артема, Новикова Антона. Андреевой Елизаветы, Фоминой Елизаветы, не обходится ни одно школьное мероприятие. Демиденко Ульяна радует всех своим талантом в городском центре «Жемчужина» (танцевальная направленность). Она солирует в танцевальных программах.

Шестнадцать человек развивает свое творческое мышление на конкурсе «Креативное мышление». Эти дети отличаются креативным подходом во всех делах. Они успешно решают логические задачи, требующие нестандартного подхода. Группа сопровождения на начало первого класса (2002-2003 уч. год) выявила низкий уровень физического здоровья учащихся.

- Мезосоматическое – 18 (м-8/д-10)

- Микросоматическое – 8 (5/3)

- Макросоматическое – 2 (1/1)

- Основная физкультурная группа - 22 (10/12)

- Подготовительная - 3 (1/2)

- Освобождение – 1

Патология здоровья

- Патология зрения – 2

- Патология костной системы – 5

- (сколиоз – 1, н/осанка – 4)

- Лор патология - 20

              гипертрофия                 аденоиды - 14

                             небных миндалин – 6

- Патология нервной системы – 5

- Болезни мочевыводящей системы – 1

- Хирургические болезни – 1

- ФСШ (сердечные шумы) – 3

- Дефект речи – 3

Возникла необходимость: создать здоровьесберегающее пространство в классе. Этому способствуют:

  1.  3 ч. уроков физкультуры;
  2.  Утренняя зарядка перед уроками;
  3.  Физкультминутки на уроках;
  4.  26 человек посещают бассейн 2 раза в неделю;
  5.  Работа группы «Скорая помощь», состоящей из родителей, которая организует спортивные дела.
  6.  «Веселые старты» (м/у параллелями)
  7.  «Папа, мама, я – спортивная игра»
  8.  «Красная зона» (военно-спортивная игра).

Результаты этой работы будут отслеживаться группой сопровождения.

Уже во 2-х классах снизился показатель лор-заболеваний (16 чел.), заболеваний нервной системы (3 чел.).

Занятия в кружках и секциях позволяют удовлетворить потребности учащихся в самовыражении, познании. Каждый стремиться реализовать себя в той или иной сфере, проявляя активность, организованность, креативный подход, показывая свою самую творческую, яркую сторону.

Я согласна со словами С. Смайлса «Стоит  лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера».

Под таким девизом работает руководитель кружка «Краевед» педагог дополнительного образования Рожина Г.Н.

Она помогает понять детям значимость малой Родины, прививает любовь к родному краю, чувства патриотизма, человеческие ценности, на основе биографического принципа. Дети воспитываются на биографии С.В.  Ковалевской, М.П.Мусорского, академика И.Виноградова, писателя Б.Васильева, на музейном краеведческом материале.

Наши маршруты:

1 класс

  1. Краеведческий музей г. Великие Луки;
  2. Места боевой славы (братское захоронение) наведение чистоты и порядка;
  3. Место гибели Матвея Кузьмина;
  4. Игра «Преодолей себя» (полоса препятствий для 1-ого класса).

2 класс

  1. Посещение краеведческого музея п. Борки;
  2. Путешествие на городище (первое посещение);
  3. Полоса препятствий (новый уровень);

3 класс

  1. Путешествие «Улица, на которой я живу».
  2. Поездка в п. Полибино в имение С.Ковалевской.

4 класс

  1. Создание «драгоценного ларца»
  2. Дети, родители, руководитель кружка и учитель оформляют портфолио по пройденным маршрутам, готовят рефераты «Моя малая Родина».

Красная зона (военно-спортивная игра) на выживании в природных условиях. Она проводится на берегу реки Ловать в мае и проходит по этапам:

  1. полоса препятствий,
  2. установка палатки и разжигание костра,
  3. оказание первой медицинской помощи,
  4. стрельба,
  5.  приготовление пищи.

В классе нет равнодушных детей не только, потому, что все заняты интересным делом. Большое значение играет обстановка в семье: в семьях моих учеников царит комфорт и взаимопонимание.

Из 26 семей, - полных – 22, неполных – 4. Все семьи благополучные. Труднее приходится многодетным семьям, их – 2. По взаимоотношениям семьи гармоничные, компромиссные, нет конфликтных семей, по семейной ориентации: 20 семей направлены на деятельность, 4 на общение, 2- на самоудовлетворение.

Родители – это помощники, партнеры, спонсоры, источники специфической профессиональной информации, консультанты.  

Самоуправление в классе осуществляется на базе малых инициативных групп (МИГ)с чередованием поручений не только среди детей, но и среди родителей. Такой эксперимент провожу 1-ый раз, хотя мой педагогический стаж – 23 года.

Заинтересованность видна через посещение родительских собраний -100% явка, да еще полной семьей.

 

Структура самоуправления.

«НЕПОСЕДЫ»

За кадром!

Группа сопровождения.

Валеолог, психолог, логопед, психиатр, учителя – предметники, руководитель кружка, краевед, учитель физкультуры, учитель ОБЖ, завуч по УВР и  ВР все желающие

ПОМОЧЬ

Миротворцы, борцы за справедливость.

Трудовики, очумельцы.

Игровики-энергетики.

Весельчаки заводилы.

Знатоки-интеллектуалы.

Классное собрание + классный руководитель + родители.

Название детской организации говорит само за себя. Организация живет под девизом «Движение – это жизнь!». «Непоседы» побеждали в школьных операциях «Сотвори добро», «Обелиск у дороги», «Не забудь поздравить…..!», «Спешите делать добрые дела».

В этом году у нас появились новые друзья класса. Это дошкольники из ДОУ № 26. Сотрудничество только зарождается, выступление с мини-концертом, инсценирование «Здравствуй, сказка!» , «День сюрпризов»- акция «Спешите делать добро» (вручение подарков), проведение спортивных праздников «Делай как я!». Работа со старшеклассниками требует доработок, здесь не все получается. Очень трудно заинтересовать учащихся в воспитательной работе малышей, показать ее значимость. Но группу активистов, состоящую из 8 человек 8 класса выявили, и она работает по всем направлениям.

Сенквейн на группу «Непоседы».

  1. Какие?                Умные, добрые, шустрые, невнимательные,

                        любознательные, интересные, непослушные,

                        орущие, смешные.         

  1. Что делают?        Путешествуем, играем, узнаем себя, готовимся,

изучаем, не обижаем, помогаем, оказываем, учимся, трудимся, рисуем, узнаем, любим.

  1. Кто? Что?                «Непоседы», «Таланты», «Муравьишки», «Пчелки»,

«Очаровашки», «Творцы», «Открыватели», «Искатели».

II. Ценностное основание воспитательной системы.

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы, дающей возможность нравственного интеллектуального, физического, патриотического оздоровления учащегося через приобщение к общечеловеческим ценностям, реализацию потребности саморазвития.

Цель воспитательной системы – создание условий для разностороннего роста личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  1. Способствовать развитию познавательных интересов.
  2. Воспитывать любовь к Родине через любовь к родному краю.
  3. Пробудить интерес ребенка к самому себе, стать открывателем своего я.
  4. Поддержать стремление стать сильными, ловкими, закаленными.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Прекрасное далеко» является краеведение с внедрением здоровьесберегающих технологий, в образовательном процессе позволяющих создать здоровьесберегающее пространство в классе и условия для овладения опытом самопознания и самореализации.

Путь к достижению цели предполагает осознание и приятие таких ценностей, как:

- настойчивость (все трудности можно преодолеть)

- активность (активно познавай окружающий мир)

- трудолюбие и творчество (ты можешь многое сделать своими руками, проявив эти качества)

- демократизм (все учащиеся принимают участия в самоуправлении жизни класса)

- любознательность (стремление объять необъятное)

- человеколюбие (понимание ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания)

- сотворчество (всех участников ВС).

Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе.

  1. Учение с увлечением.
  2. Уважая себя, уважай других.
  3. Увидел несправедливость не проходи мимо.
  4. Сам себе я помогу и здоровье сберегу.
  5. Желание трудиться – значит отличиться.
  6. Классные дела и забавы ради радости, а не славы.
  7. Интересна жизнь всегда, если дружная семья.

Образ выпускника (приложение).

III.Механизм построения и функционирования

воспитательной системы класса.

Работа над построением воспитательной системы началась еще до начала учебного года. В конце мая я провела организационное родительское собрание, на котором родители подготовили «рекламный» ролик: «Познакомьтесь, мой ребенок!», а я подготовила другой ролик «Познакомьтесь, Ваш учитель!». А побывав в каждом доме, я узнала условия жизни детей, искренность рекламного представления. Этот  этап я назвала «Будем знакомы!». В ходе моделирования воспитательной системы «Прекрасное далеко», выяснилось, что современные дети мечтают о будущем, о прекрасном далеком, строят «воздушные замки».

В сентябре родители подготовили презентацию «Современные пятиклассники» и все пришли к единому мнению нам нужно расти и развиваться, повышать морально-волевые и ценностно – мотивационные установки. Самопознание, самодостаточность, самовыражение будут реализовываться через игру - путешествие, которая пока пройдет 4 этапа, а дальше……? Продолжение следует. При моделировании использовались следующие методики:

  1. Методика по изучению способностей, интересов и склонностей детей.
  2. Методики выявление мотивов (участие учащихся в делах класса).

Этапы построения воспитательной системы.

При определении содержания и способов деятельности по построению воспитательной системы класса необходимо учитывать два следующих обстоятельства:

  1.  во - первых, воспитательная система как установлено учеными, проходит в своем развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование).
  2. во - вторых, воспитательная система класса является одним из структурных элементов общешкольной системы воспитания, поэтому этапы развития воспитательной системы класса должны найти место в общешкольной системе воспитания.

Краткая характеристика этапов развития воспитательной системы.

1 класс. «Давайте познакомимся»

Цель: познание личности ребенка, раскрытие его творческих способностей формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Помочь учащимся адаптироваться в школьной жизни.
  2. Воспитывать любовь к Родине, через любовь к родному краю.
  3. Создать условия для раскрытия лучших сторон характера ребенка, для показания своей неповторимости, включая физиологические, эмоциональные, интеллектуальные, социальные, личностные и духовные аспекты здоровья.

Работа по карте «Путешествие в Прекрасное далеко», выбор транспорта, проведение игры «Путешествие», «По морю любимых занятий».

Позиция взрослых:  учитель и родители (менеджеры, миротворцы, трудовики, очумельцы являются организаторами, занимают активную позицию.

Позиция детей: участвуют, раскрывают себя, адаптируются, получают готовую информацию.  

Позиция группы сопровождения: (изучение – диагностика).

  1. Уровень актуального развития учащегося.
  2. Эффективность учебной деятельности.
  3. Уровень адаптации 1 «А» класса 2008 – 2009 учебного года.

Фирменные дела класса.

  1. Рекламный ролик «Познакомьтесь, мой ребенок!», «Познакомьтесь, Ваш учитель».
  1. Путешествие «По морю любимых занятий».
  1. День сюрпризов (дети и родители готовят друг другу сюрпризы).
  1. Фестиваль «Восходящие звездочки»

 (Проявление способностей в рисовании, чтение, сочинение стихотворений, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях, пение).

  1. Посещение краеведческого музея г. Великие Луки;
  2.  Операция «Обелиск у дороги» (наведение порядка на братском захоронении);
  3.  Место гибели Матвея Кузьмина.
  4. Игра «Преодолей себя» (полоса препятствий  для 1-ого класса).

Традиционные праздники:

  1. праздник «Осени»
  2. праздник «Посвящение в первоклассники»
  3. прощание с Азбукой
  4. новогодний карнавал

Родители, учитель и друзья класса старались установить душевный комфорт в классе, что бы обеспечить адекватную поведенческую реакцию.

Результаты адаптации:

  1. Уровень актуального развития учащихся 1 «А» класса

- высокий – 18

- средний – 8

- низкий - -

Испытывают трудности адаптации к школе:

  1. Андреев Игорь;
  2. Катулевская Вероника;
  3. Семченкова Ангелина
  1. Эффективность учебной деятельности 1 класса «А»

- полная адаптация -25 чел.

- неполная – 1 чел.

- дезадаптация –

3. Выбор статуса:

Семья –         Коллектив -        Улица -

Друг – 63%

Руководитель – 92%

Лидер – 72%

Привяз. к род. – 16%

Имеет временные роли – 4%

Приветствуемый – 8 %

Примыкает к одному из родителей – 3%

Не имеет поддержки в коллективе – 4%

Независим – 4%

Конфликтен – 12%

Примыкает к группе без проблем – 8%

Замкнут – 7%

Вне группы, но пользуется авторитетом – 4%

Отвергаемый – 4%

2 класс «Я – хочу»

Цель: Создание максимального благоприятных условий для раскрытия и развития каждой личности, затрачивая все аспекты здоровья: физиологический, эмоциональный, социальный, личностный, духовный.

Задачи:

  1. Создать условия для включения учащихся в различные виды деятельности.
  2. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
  3. Содействовать формированию нравственной позиции.
  4. Повышать роль ученического самоуправления в планировании «организации дел».

Подготовка к путешествию:  сбор – старт, консультации со знающими людьми, и предложений, выбор транспорта (поезд, другие варианты).

Позиция взрослых: выстраивают доверительные отношения, избегают мелких придирок, гарантируют помощь каждому при подготовке дела.

Позиция детей: выбирают станции, планируют подготовку, определяют степень своей самостоятельности при подготовке дел, подводят итоги.

Позиция группы сопровождения: помогают в решении проблем, диагностируют в решении проблем, (М.И.Рожков), выявляют мотивы участия в делах.

1 ст. «Я и дело!»

Хочу стать профессионалом!

Ярмарка профессий.

2 ст. «Я и друг!»

- Операция «Забота» (подарки младшей группе ДОУ № 26)

- Агитбригада (концерт – молния) ДОУ № 26.

- День именинника.

3 ст. «Я – умник и умница!»

Хочу объять необъятное,  ведь мои способности – в моей власти.

- Литературный бой;

- Интеллектуальные игры («звездный час», «счастливый случай»)

- Защита творческого проекта.

4 ст. «Я – чемпион!»

Хочу быть здоровым, тогда все будет здорово!

- Веселые старты

- Путешествие на Городище (первое поселение людей)

- Полоса препятствий (новый уровень).

5 ст. «Я и моя минута славы!»

Хочу научиться творить, выдумывать пробовать.

- Минута славы по номинациям

- Кукольные гастроли ДОУ № 26

- Праздник, который придумали мы

- новогодний праздник.

6 ст. « Я – патриот!»

Хочу стать достойным гражданином своей Родины.

- Познавательная игра «Я на земле родился Псковской».

Сбор – финиш!

3 класс Я – могу!

Цель: способствовать формированию духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащегося через аспекты здоровья.

Задачи:

  1. Внимательно и бережно относиться к любым проявлениям индивидуальности детей.
  2. Поддерживать и обеспечивать становление инициативы.
  3. Пробудить интерес ребенка к самому себе.
  4. Продолжить работу по проектированию образа жизнедеятельности класса.

Подготовка к путешествию: сбор – старт, разведка дел и друзей, разбор маршрута выбор транспорта, организационно-деятельная игра «Развитие личности младшего школьника» по Т.В.Павловой.

Позиция взрослых: уточняют, корректируют замысел учащихся, помогают в решении проблем, в нужной ситуации встают на роль организаторов.

Позиция детей: учатся самостоятельно планировать, действовать, организовывать, работает актив и каждый старается проявить себя.

Позиция группы сопровождения:

Проводят диагностирование по методике «Какой у нас коллектив» (А.Н.Лутошкин), по методике «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы – коллектив!» (М.Г.Казанкина, Е.Н.Степнов).

1 ст. Я – организатор!

- рейдов «Говорящий портфель»

-«Чистый класс»

- «Режим открытого окна»

- Фабрика развлечений

- Новогодний бал.

2 ст. Я могу быть тренером!

- Праздник – конкурс «Господин – папа»

- День здоровья

- Устный журнал ЗОЖ

- Папа, мама, я – спортивная семья.

3 ст. Я могу быть ведущим ток-шоу.

- Встречи с интересными людьми

-Праздник цветов

4 ст. Я могу быть инспектором дорожного движения

- Азбука дороги (ДОУ № 26)

5 ст. Я могу быть фотокорреспондентом

- Вернисаж «3 года вместе»

6 ст. Я могу быть валеологом

- Лекторий «Здоровье»

- Рейды «Режим дня», «Твой»

- Внешний вид

7 ст. Я могу быть экскурсоводом.

- Путешествие «Улица», на которой я живу!»

- Поездка в п. Полибино, имение С.Ковалевской

8 ст. Я могу быть экспертом!

Осуществление контроля за успеваемостью, выставление отметок в дневниках, помощь в учебе.

9 ст. Я могу быть Миротворцем!

Деловая игра «Разбор конфликтных ситуаций»

Телепередача: Конфликтный период.

Сбор – финиш!

4 класс Я должен!

Цель: содействовать процессам самопознания и самостроительства, их нравственной самореализации на основе сотрудничества, формирование педагогической культуры и поддержки.

Задачи:

  1. Пробуждать интерес к самому себе.
  2. Помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
  3. Упрочить формирующиеся высокие нравственные черты: дом, честь, доброта, патриотизм.
  4. Способствовать дальнейшему развитию самоуправления.
  5. Работу вести под девизом: «Три СО» «Сопереживание. Содружество. Сотворчество».

Подготовка к путешествию: сбор – старт, «Мозговой штурм», выбор транспорта, рассмотрение маршрута.

Позиция взрослых: проводят педагогическое наблюдение, организуют диагностическое исследование, участвуют в общем анализе текущих дел, оказывают помощь в проблемных ситуациях.

1 уровень: «Институт совершенствования»

«Познай и совершенствуй себя».

2 уровень: «Умницы и умники»

Игра «Мои интеллектуальные возможности»

3 уровень: «Мой уровень воспитанности»

4 уровень: «Аспекты здоровья»

Игра «Красная зона»

5 уровень: «Моя визитная карточка»

Группа сопровождения помогает по результатам работ всех 4 лет составить визитную карточку вместе с детьми, а индивидуальную для классного руководителя 5 класса составляют специалисты: валеолог, психолог, учитель физкультуры, ОБЖ, психиатр, классный руководитель, медицинский работник школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...