Творческий потенциал одаренных детей презентация
статья (3 класс) по теме
презентация работы учителя за 3 года Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно.»
Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко.
Если школьник с первого класса подготовлен к тому, Введение. Речь в данной работе пойдёт об одарённых детях, потому что свой среди чужих и- чужой среди своих не кто иной, как одарённый ребёнок. Доказывать эту аксиому нужно с конца. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности. К сожалению, современное школьное обучение ориентировано на среднего ученика, поэтому эти дети выделяются среди общего числа собратьев, и хорошо, если их ценят и уважают. Часто могут они страдать и от сверстников, которые не могут смириться с их уникальными способностями. Порою даже родители могут принять одарённость своего чада за отклонение от нормы и всячески стараться это устранить, отсюда рождается неуверенность ребёнка в себе и его способностях. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Необходима специальная психологическая помощь и поддержка в развитии талантливой личности. Ведь нет ничего печальнее загубленного таланта и души. Наверное, существенным толчком в развитии программ по работе с одарёнными детьми стали исследования, которые проводились в России в начале 90 годов. Тогда выяснилось, что недостаточный психологический уровень подготовки учителя для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему (упрямство), истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам и т.д. Психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания учителем личности и развития одаренного ребенка. В частности, исследования П. Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам репродуктивных работ, что оценивается учителями, как упрямство, лень или глупость. Сложность, по мнению Д. Вебба, Э. Мекстрота и С. Толана, состоит как раз в том, что сам одаренный ребенок без специальной помощи психолога или квалифицированного учителя не может понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми. Такое качество интеллекта как креативность творческого мышления часто оценивается окружающими взрослыми как отклонение. Одаренным детям приходится около двух третей времени в школе проводить впустую, маскируя "интеллектуальный саботаж". Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление диктуемым правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров. У них быстро (к концу школы) формируется собственное мировоззрение. Исследователи 70-х также показали более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, более тонкую дифференциацию (реагирования на новизну), что также превращается в особые трудности, испытываемые одаренным ребенком в общении со сверстниками, учителями и родителями. И заключительным шокирующим аккордом, показавшим, что надо что-то менять были работы Дж. Гилфорда, обнаружившие, что к концу школы многие одаренные и талантливые дети испытывают тяжелые состояния депрессии, вынуждены маскировать от сверстников и взрослых свою одаренность, и исследования С. Майлза, С. Ладжоула Шора, которые открыли, что самоубийства среди одаренных детей встречаются в 2,5 раза чаще, чем у их сверстников. К середине 90-х гг. не только частные, но и государственные школы начали перестраиваться в сторону дифференцированного обучения. Вот и получается, что талантливый ребёнок - чужой среди вроде бы своих же собратьев. И только в обществе таких же, как он, чужих, одарённый чувствует себя комфортно и развивается. Как ответил один актёр на вопрос: " Можно ли стать актёром заочно?" - "Бактерия растёт среди бактерий!" Но что же такое талант, одарённость, способности? И кто же на самом деле одарённый ребёнок?
Актуальность.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? · Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. · В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. · В школе должны быть свои традиции.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Существуют разные точки зрения по вопросу: Кого считать одаренными детьми? Ответ на этот вопрос должна давать теория одаренности. Но в жизни и в педагогической практике сказывается всё сложнее: во-первых, представления о концепции одаренности у разных педагогов различны, и, во вторых, существуют культурно - образовательные традиции, которые меняются, не так быстро, как разрабатывается теория. Ранее было упомянуто, что "одаренный ребенок" - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Это определение точно характеризует суть явления, однако остается неясным, о каких именно "ярких, очевидных" или ''выдающихся достижениях'' идет речь. Известный специалист в области детской одаренности Н.С.Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории детей, которых принято обычно называть одаренными: 1) дети с высоким ''АQ''; 2) дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности, 3) дети с высокой креативностью (способностью к творчеству).
Способностяминазывают индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность– высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Признаки одарённых детей. -- Одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу, например, следить за двумя или более происходящими вокруг событиями. -- Они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований. -- В раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы происходящих событий. -- Одаренные дети часто "перескакивают" через последовательные этапы своего развития. --У них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. -- Они рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются коллекционированию. При этом их целью является не приведение коллекции в идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация её на новых основаниях. -- У одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия. -- Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. -- Одаренный ребенок способен длительное время (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно. -- Одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих. В возрасте от 2 до 5 лет они не способны разделить реальность и фантазию, словесно раскрашивают и развивают собственные выдумки, купаются в своем воображении. Спустя многие годы они сохраняют этот элемент игры в работе и в жизни. -- У одаренных детей хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки, несообразности, игру слов и часто видят их там, где сверстники не обнаруживают. -- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще "не по зубам", и в решении некоторых из них добиваются успеха. -- Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого-либо события. -- Они чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них. -- Одаренные дети часто обладают экстрасенсорными способностями. -- Они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников. -- Большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников и раньше отказываются от дневного сна. -- Они часто стремятся доводить все до полного совершенства, в результате чего результаты работы оказываются хуже запланированных и летят в корзину, понижая самооценку ребенка. -- Одаренные дети отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи. -- В общении между собой одаренные дети производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут тут же перейти на "нормальное" общение и доказать, что это не так. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Портрет выпускника школы. · Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Противоречия:
между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. · традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми. Условия массовой общеобразовательной школы значительно затрудняют работу со способными детьми. · Наличие в классе детей с разными социальными и интеллектуальными уровнем. Это требует от учителя проявления профессиональных компетентности по выявлению, организации и развитию одарённых учащихся
Организация воспитательной работы в рамках программы: воспитание учащихся по принципам общечеловеческих ценностей; формирование духовной культуры, общекультурной компетенции; формирование высокой речевой культуры; обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одарённых детей Социально-психологическое обеспечение реализации программы: -создание банка данных с содержательными характеристиками одарённых детей; -создание психолого-развивающего пространства, как наиболее благоприятствующего реализации программы; -обучение одарённых детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции; -формирование умение адаптироваться в социально значимой среде ( семье, среде сверстников,педагогов); -организация работы с учителями, направленной на повышение уровня психолого-педагогической подготовки.
Требования к педагогическим кадрам в реализации программы: · высокая профессиональная компетентность; · высокий уровень теоретической подготовки; · владение возрастной психологией; · стремление к самообразованию и самосовершенствованию; · требовательность и умение найти подход к нестандартным детям; · общекультурная эрудированность; · доброжелательность,высокий педагогический такт; · наличие организаторских способностей; · знание и применение здоровьесберегающих технологий. Отсутствие.
Цель. · создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе. · создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одарённых детей. Объект исследования. Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми. Предмет исследования. Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе. Гипотеза. Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий: Задачи. · Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе. · Разработать Программу развития одарённых детей. · Разработать методическое сопровождение. · Подготовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания. · Разобрать систему психолого-педагогической диагностики одарённых детей в школе. · Создание максимального благоприятные условий для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей. · Продумать систему стимулирования творческой деятельности одарённых детей. · Обобщать опыт работы педагогов с одарёнными детьми.
Методы.
Сроки реализации. Первый этап– диагностико-организационный ( 1 год )Включает : Второй этап– организационно – практический (2 года).
Третий этап– рефлексивно – обобщающий ( 1 год).
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе. Направления: 1. Координационное . Алгоритм реализации программы. Координационное направление: - Организация работы коллектива. Диагностическое направление: - Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей. - Организация работы с родителями. Развивающее направление: - Создание образовательной среды для развития одарённых детей. - Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет). Программа основных мероприятий.
Формы работы:
Ожидаемые результаты.
Методические результаты:
· - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми
Оценка результативности.
Риски и методы их коррекции.
Аналитическая справка по работе с одаренными детьми
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?: - Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. - В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. - В школе должны быть свои традиции. - Школа должна давать современное образование. - В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми . Работа с одаренными детьми в МКОУ осуществляется согласно программе «Одаренные дети». Данная программа предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы на основе наблюдения, изучения речи, памяти, логического мышления. Ежегодно проводится анкетирование учащихся 1 класса « Определение готовности детей первого класса к обучению в школе», которое помогает выявить уровень (высокий-средний-низкий) мышления, речи,памяти, внимания у каждого учащегося. При работе с одаренными детьми учитываются следующие принципы:
Учителя- предметники на уроках, индивидуально-групповых и факультативных занятиях развивают творческие и познавательные способности учащихся, развивают мышления таких детей, побуждают к самостоятельной работе, используя такие формы работы как:
· на дом даются задания творческого характера, которые требуют нестандартного подхода к его выполнению. Учителя-предметники проводят мониторинг качества знаний по предметам данных детей с целью своевременной помощи по устранению тех или иных пробелов в знаниях в той или иной области предмета. Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Ниже в таблицах представлены итоги мониторинга развития одарённых детей за 2009-2012 учебный год. Участие в различных конкурсах и предметных олимпиадах учащихся класса
Вывод: В 2009-2012 учебном году, работая над решением задачи развития творческих и познавательных интересов учащихся, развития у учащихся интереса к исследовательской деятельности, педагогический коллектив вел целенаправленную работу с одаренными и способными учащимися. Педагогами нашей школы решалась одна из главных проблем – создание благоприятных условий для навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей . Для достижения этой цели решались следующие задачи: •создание социокультурной среды, благоприятной для обучения, воспитания и развития потенциально одаренных детей; •развитие системы поддержки одаренных детей; •расширение возможностей участия способных и одаренных детей школы в школьных, районных, международных творческих конкурсах, выставках, олимпиадах. Рекомендации педагогам: 1.Совместно с учителями, родителями осуществлять проектирование учебной деятельности конкретного ученика. 2.Обеспечивать самоанализ успешности школьника и дальнейшее личностное развитие. 3.Дать шанс каждому ученику занять более высокую рейтинговую позицию. 4.В следующем учебном году учителям-предметникам осуществлять более глубокую подготовку учащихся к участию в олимпиадах.
Заключение. Летят секунды, мчатся минуты, проходят важно столетия на нашей земле. И всё это время среди нас рождались и жили необыкновенные, талантливые, гениальные люди. Так было всегда и так будет. Сколько книг уже написано, и сколько ещё родится, сколько времени, работы ещё предстоит сделать. Такова жизнь. И она делает так, что среди нас живут необыкновенные талантливые люди. Их очень-очень много. Присмотритесь внимательно, прислушайтесь к себе. И кто знает, может, вы тоже талантливый ребёнок, который уже вырос, и просто не хотите себе в этом признаться. Однажды моя учительница по литературе сказала, что талантливые дети - это дети, которых в утробе поцеловал Господь, они крестники Его. Теорема это или аксиома - неизвестно. В это верили наши предки. И присматриваясь внимательно к одарённым детям начинаешь действительно верить народной мудрости. Поэтому, если в какой-то семье родится такой ребёнок, не стоит спешить огорчаться, ведь его наделили великим счастьем. Да, жизнь одарённого ребёнка не такая уж и простая, но счастливым он становиться не тогда когда"нормальный", как считают некоторые родители, а именно тогда, когда реализует себя, когда занимается любимым делом, когда знает, кто он и не стесняется им быть. Воспитывать такого ребёнка трудно. Но, если подумать, то какого легко? Можно дать тысячу советов, но думаю самый главный из них следующий: чтобы воспитать в ребёнке творчество, надо самому быть творческой личностью. А если учесть, что "яблоко от яблоньки не далеко падает", то надо просто вздохнуть, распрямить плечи и стать самим собой.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий потенциал одаренных детей
программа реализации работы с одаренными детьми. Каждый ребенок одаренный, так должен думать учитель и тогда он найдёт изюминку в ученике Если школьник с первого класса подготовлен к тому...
Методическая рекомендация на тему:« Развитие творческого потенциала у детей на занятиях по макраме».
Макраме- это один из интереснейших видов прикладного искусства. Макраме- это узелковая техника плетения. Способом макраме можно сделать очень много красивых вещей: салфетку, сумку, кашпо, картины, пан...
Развитие мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ТНР на внеклассных занятиях декоративно-прикладного цикла. �
Цель моей работы – показать пластические возможности бумаги в создании декоративно – прикладных работ; познакомить учащихся с основными приемами работы с бумагой в разных техниках; развивать эстетичес...
Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.
Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...
Программа по выявлению интеллектуальных и творческих способностей «Одаренные дети»
одаренные дети...
Развитие творческого потенциала одаренных и высокомотивированных обучающихся.
Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому не случайно сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленных на развитие способностей детей, на ...
Ручной труд как средство развития мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ОВЗ
Ручной труд как средство развития мелкой моторики....
Комментарии
творческий потенциал одаренных детей