Ручной труд как средство развития мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ОВЗ
статья

Зобнина Ирина Александровна

Ручной труд как средство развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мелкая моторика.40 КБ

Предварительный просмотр:

«Ручной труд  как средство развития мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ОВЗ»

Проблема:

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью этого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.. Большинство детей действуют одной рукой, а другая беспомощна и не участвует в работе. Движения рук детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Мускулатура рук очень слаба. Часто не выделена ведущая рука. Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживаются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами. Ведь в быту ребенку ежеминутно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики поэтому мы можем говорить о том, что от ее развития зависит и качество его жизни.

Цель: Определение условия для эффективного решения проблемы применения технологии ручного труда, как средства развития мелкой моторики и творческого потенциала детей.

  Задачи :

- изучение и анализ специальной, общей и методической литературы по данной теме;

- выявление особенности познавательного творческого потенциала у детей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности;

- поэтапное вовлечение детей в творческую работу для развития их заинтересованности, желания, настойчивости, целеустремленности в достижении цели.

Основные формы и методы работы

  Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.

  Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.

  Многократное повторение.

  Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».

  Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.

  Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .

  Ребёнку всегда предлагается алгоритм.

  Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .                                                  Обязательно поощрять детей.

  Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).

  Ежедневность (регулярность).

  Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).

  Комфортный для ребёнка темп выполнения.

Прогнозируемые результаты

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание. Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ТНР на внеклассных занятиях декоративно-прикладного цикла. �

Цель моей работы – показать пластические возможности бумаги в создании декоративно – прикладных работ; познакомить учащихся с основными приемами работы с бумагой в разных техниках; развивать эстетичес...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...

Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В статье описывается  положительное влияние бисероплетения на активизацию  мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Мастер-класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ"

Цель: повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.Задачи:- рассказать о важности использования метод...