Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Яруллина Ольга Николаевна

страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массовой информации, но и организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Система всеобщего и комплексного экологического образования населения  включает в себя на первом уровне – начальное общее образование (НОО).

Российская Федерация, в соответствии с п.5 ст. 43 Конституции Российской Федерации [1], устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), поддерживает различные формы образования и самообразования.

Понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт» закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [2], согласно которому ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ob_opyte_formirovnaniya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

О.Н.Яруллина,  учитель начальных классов

(ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю. Гладышевой

Колпинского района г. Санкт-Петербурга)

Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массовой информации, но и организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Система всеобщего и комплексного экологического образования населения  включает в себя на первом уровне – начальное общее образование (НОО).

Российская Федерация, в соответствии с п.5 ст. 43 Конституции Российской Федерации [1], устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), поддерживает различные формы образования и самообразования.

Понятие «Федеральный государственный образовательный стандарт» закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» [2], согласно которому ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки.

В системе образования Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 [4] был утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт), являющийся совокупностью требований, обязательных при реализации основной образовательной программы НОО. С введением в действие Стандарта второго поколения, в рамках реализации основной образовательной программы, для младших школьников в образовательных учреждениях должны создаваться условия для организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, если модели Стандартов первого поколения (1998, 1999, 2004 гг.) были ориентированы на «знаниевый» подход к образованию (учитель должен учить, передавать знания ученику), то модели Стандартов второго поколения ориентированы на «деятельностный» подход (учитель должен научить ученика учиться). Ученик становится активным участником образовательного  процесса, способным, например, через научно-техническую и проектно-исследовательскую деятельность познавать окружающий его мир и развивать свою экологическую культуру.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы НОО в области обществознания и естествознания, включающей предмет «Окружающий мир», согласно ст. 12.5 Стандарта [4], должны являться осознание учеником целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности и  элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Важно отметить, что освоение учеником доступных способов изучения природы и общества посредством наблюдения, записи, измерения, опыта, сравнения,  классификации, а также развитие его собственных навыков по установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающем мире становятся новыми предметными результатами в современной основной общеобразовательной программе НОО. Ключевую роль в поиске и получении учеником первичного источника информации об окружающем его мире, основах экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, помимо семейных архивов и окружающих его людей, в современной программе образования важную роль играет открытость информационного мирового пространства, в равной степени доступного, как для учителя, так и для ученика и его родителей.

Программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни и духовно-нравственного развития и воспитания ученика при получении современного основного НОО становятся актуальными и приоритетными направлениями как урочной, так и внеурочной и внешкольной деятельности, ориентированными, прежде всего, на достижение, не только предметных, но и личностных результатов ученика. На первый план выходит единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, а также совместная педагогическая работа как самой организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и института семьи.

В ГБОУ лицей № 273 имени Л.Ю. Гладышевой Колпинского района г. Санкт-Петербурга реализация положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования осуществляется быстрыми темпами и весьма эффективно. Следует отметить, что, именно благодаря экологическому образованию, школа получила статус лицея.  Особое место в НОО лицея отводится формированию экологической культуры младших школьников посредством инструментария внеурочной и внешкольной деятельности. Начиная с первого класса начальной школы, учителя готовят младших школьников к предстоящему углубленному  изучению экологии и защиты окружающей среды в старших классах. В лицее педагоги работают по программам: «Я – исследователь», «Клуб знатоков», «Эрудит».

Программа  здорового и безопасного образа жизни, согласно Стандарту [4], направленная на пробуждение в детях желание заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни, реализована в лицее средствами урочной и внеурочной деятельности физкультурно-оздоровительной направленности. На базе лицея учениками выпускается стенгазета «О здоровом образе жизни». В лицее на внеурочной деятельности организованы программы «Мир танцев» и «Школа мяча». Младшие школьники с большим удовольствием посещают эти занятия, получают заряд бодрости и энергии. Многие занятия проходят на пришкольной территории. Это игры на свежем воздухе, соревнования, конкурсы, эстафеты, «Весёлые старты». Осенью школьный двор становится спортивной ареной для проведения школьного «Дня здоровья». Физкультурно-оздоровительное  направление позволяет обратить внимание ученика на своё здоровье, научить его заботиться о своём организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в различных жизненных ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, заложенная в Стандарте [4], нацеленная на обеспечение формирования представлений об основах экологической культуры, познавательного интереса и бережного отношения к природе, представлена в лицее средствами инструментария внеурочной и внешкольной деятельности. В лицее важное место в формировании экологической культуры и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром занимает научно-техническое  творчество и проектно-исследовательская деятельность школьников вне школьной программы образования. Также на внеурочной и внешкольной деятельности проводятся выездные экскурсии в музеи, проводятся интеллектуальные игры и викторины, организовываются экологические турниры, проводятся тематические «Дни погружения», объявляются творческие конкурсы рисунков, поделок собственных произведений словесного творчества по тематике окружающего мира и экологии.

Исследовательская работа обучающихся помогает сформировать определенный объем знаний о взаимосвязях и взаимодействиях в системе «человек – природа – хозяйство – окружающая среда», осознать место человека в природе. Значимость исследовательской и проектной деятельности велика. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ученика по взаимодействию с окружающим миром, выводит педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, проводимая в лицее в рамках проектно-исследовательской деятельности, способствует значительному повышению экологической культуры младших школьников.

Первый исследовательский опыт школьники лицея получают, участвуя в межрегиональном научно-практическом проекте «Семена дружбы» в структуре образовательной деятельности. «Семена дружбы» – международный проект, организованный несколькими общественными организациями: «Прозрачные воды Невы» со стороны России и «Frogarden» со стороны Швеции. Цель этого проекта — дать возможность детям получить первые навыки практической и исследовательской деятельности, почувствовать свою связь с землей, привить уважение к земле и к труду людей на земле, развивать творческие способности учащихся. Девиз проекта: «Пусть каждую весну вновь прорастают семена дружбы, превращаясь в цветущие сады!». Участники проекта в течение лета выращивают на своих садовых и огородных участках овощи, зелень, цветы, ведут за ними наблюдения, а в начале осени лично обмениваются результатами своего научного и физического труда на семинаре. Организаторами проекта был разработан специальный «Огородный дневник», который школьники заполняют в процессе выращивания садовых и огородных культур. Дневник включает в себя несколько разделов: заметки по собственному экологически чистому огороду  (местоположение  участка, характер местности, тип почвы); экологическая характеристика района (описание местности, состояния водоема, леса, соседство промышленных объектов); внесение удобрений  (наименование, количество, время внесения); полив и уход за грядками (прополка, прореживание, рыхление и т.д.); наблюдения за погодой;  история урожая (время появления всходов,  цветов, плодов). Календарь работы способствует развитию у школьников умения вести дневник наблюдений с помощью условных знаков, обозначающих вид деятельности или погодные явления.  Учащиеся начальной школы лицея ежегодно принимают в данном исследовательском проекте участие и получают за свой труд грамоты участников.

Исследования проводятся по проблемам, исключительно волнующим самих школьников.  Ниже приведен неполный перечень проектно-исследовательских работ экологической и природной тематики, которые выполняли ученики начальной школы: «Воздух, которым мы дышим», «Снег, как источник воды», «Овощи в бутылке», «Вода из-под крана: стоит ли её пить?», «Пауки», «Почему в горах так трудно дышать?», «Влияние способа ручного способа опыления цветов на повышение урожайности кабачков, «Сравнение пшеничного и ржаного хлеба», «Роль собаки в жизни человека», «Роль дождевых червей в почвообразовании». При проведении исследований младший школьник учится понимать актуальность, цели, задачи и проблемы исследования, выдвигать гипотезы, предполагать результат, учиться работать с литературными источниками, делать выводы. В процессе подготовки к проведению исследования ученик читает литературу по выбранной тематике, знакомится с природой происхождения предмета исследования, его циклом жизни. Представляя результаты исследований, школьники вовлекают своих одноклассников в обсуждение поднятых ими экологических проблем. Через выполнение проектно-исследовательских работ школьники осознают, что все на земле взаимосвязано, каждое живое существо очень важно для сохранения жизни на Земле. Процесс осознания является частью экологического воспитания со стороны образовательного учреждения.

Учащиеся начальных классов активно участвуют в природоохранных акциях и проектах: «Чистый берег», «Чистый двор», «День Земли», «Мы за ЗОЖ», «Защитим птиц», «Яркие крышечки», «Твори добро», проводимых в лицее. Традиционным мероприятием в лицее является мероприятие по защите птиц в зимнее время года, в результате чего ученики развивают практические умения рационального взаимодействия с окружающей средой. Ученики дома изготавливают самодельные кормушки для птиц и во время внеурочной деятельности совместно с педагогами развешивают их на школьной и внешкольной территории, не забывая следить за тем, чтобы в кормушке всегда был в наличии корм.

В целях изучения природы, а также развития навыков по установлению и выявлению причинно-следственных связей в окружающем мире, в лицее во время внеурочной деятельности педагогами с младшими школьниками на школьном дворе проводятся различные игры, связанные с окружающим миром: «36», «Поиск клада», «Какое дерево лист потеряло?», «Какого цвета осень?». Также в лицее работают  программы по тематике окружающего мира: «Мир деятельности», «Мой Петербург», «Петербурговедение», «Тропинка к собственному “Я”».

Отдельное внимание в лицее уделяется организации на внеурочной деятельности групповых выездных экскурсий с младшими школьниками в городские музеи Санкт-Петербурга: «Музей воды», «Музей почвоведения», «Железнодорожный музей», «Ботанический сад» и др.

В лицее  действует социальные проекты «Жить в гармонии с природой», посвященные благоустройству пришкольного участка, улучшению эстетического образа окружающей природной среды, организации коллективных и творческих дел. Каждую весну младшие школьники на внеурочной деятельности с удовольствием занимаются посадкой семян цветов на школьные клумбы пришкольной территории, ведут дневники наблюдений за растениями. Ежегодно в апреле проходят экологические субботники, где учащиеся  и педагоги убирают пришкольную территорию от мусора. На тему использованного мусора ученики  придумывают  проектные решения  по их переработке. Выполняя данные виды работ, ученики на конкретных примерах убеждаются в необходимости природоохранных мероприятий.

Таким образом, при реализации Стандарта второго поколения получен положительный опыт формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности, где важное место занимает научно-техническое творчество и проектно-исследовательская деятельность.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года) [Электронный ресурс] http://www.kodeks.ru (дата обращения 18.03.2019).
  2. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 6 марта 2019 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 53 (ч.I), 31.12.2012, ст.7598.
  3. Федеральный Закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 29 июля  2018 года)  [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] [Электронный ресурс] http://www.kodeks.ru (дата обращения 18.03.2019).
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года) [Электронный ресурс] http://www.kodeks.ru (дата обращения 18.03.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Формирование экологической культуры младших школьников через внеурочную деятельность

обобщение опыта работы по экологии через внеурочную деятельность...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

quot;Человек, овладевший экологической культурой, подчиняетвсе виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения...