Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.
статья на тему

Кабирова Екатерина Борисовна

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление45.47 КБ
Файл kabirova_e.b._vystuplenie.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Выступление на КМО в МКДОУ Шелеховский детский сад «Теремок»

«Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Из опыта работы»

                                                                                       Подготовила:

                                                                                       Кабирова Екатерина Борисовна,        

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                    2017г.

«Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Из опыта работы»

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –

Я не поверю воде. И пусть в воздухе

Кислород, но не летает ласточка –

Я не поверю воздуху, и лес без

Зверей с одними людьми – не лес.

                                        М. Пришвин

В современных условиях, когда происходит разностороннее  воздействие общества на природную среду, всё большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дети попадают в мир знаний о природе. Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Его интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Ребёнок замечает все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Его внимание привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Он открывает для себя новый мир: старается все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Помочь ребёнку сделать свои открытия должен учитель.

Моя задача, как учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеет проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья».

Особую роль в развитии исследовательской деятельности играют экскурсии, т.к. они наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием: интересными объектами природы, истории, культуры. В начале экскурсии перед учащимися ставится исследовательская задача, результаты решения которой представляются в виде отчётных работ. Например, «Какие разные листья», «Почему опадают листья», «Откуда летят паутинки», «Первые проталинки» и другие. Поиск ответов приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Экскурсии сводятся не только к поиску материала, но и к доказательству гипотезы, выдвинутой в начале пути.

Над формированием своих научных убеждений учащимся лучше работается в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Среди методов приобщения школьников к исследовательской деятельности существенное место занимает метод проектов.

Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить тему исследования. Взрослые не должны навязывать детям тему – надо дать им возможность самим определиться с выбором. Как возникают темы исследований? Это могут быть темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие в ходе обсуждения, собственные вопросы и интересы учащихся, доклады и сообщения одноклассников, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки.

Уже в первом классе по разным предметам дети выполняют мини-проекты, много интересных проектов на уроках окружающего мира. Первым  нашим  проектом был  экологический  проект « Мой  любимый  цветок». В  качестве  объекта    дети  выбрали  свой  любимый  цветок.  На  примере цветка   могут  быть  рассмотрены   взаимосвязи  растений с   окружающим  миром. Дети  выбрали цветы, которые  им чем- то  понравились и    начали  проводить  исследования  и  наблюдения. Параллельно  они   участвовали  в  практической  деятельности  по  уходу  за  своим   цветком.  Больше  всего  радовало то , что   они  сами  ухаживали  за  своими  цветочками. Им  это  очень  нравилось. Ребята  много нашли  стихов, некоторые  дети  сами  сочинили  стихи, нарисовали   свои  цветы   и записывали  свои  исследования  в  альбом  « Мой  любимый  цветок».   А  какая  красота   ждала  нас, когда  они  начали  цвести.   Дети  делились  информацией  о  правильном  уходе  за  своим  цветком. В работу над проектом подключились и взрослые, они помогали находить нужную информацию по уходу за растениями.  

Экологический проект «Птицы нашего края» стал семейным проектом. Родители помогали детям находить материал о птицах в различных источниках, делать сообщения, оформлять их в виде реферата.

Так как проект проводился осенью, мы с детьми начали наблюдать, что случается с птицами в это время года, какие улетели на зимовку, какие, наоборот, прилетели. Вместе с родителями дети сделали кормушки для птиц и повесили их в доступном месте для наблюдений, заготовили корм.  Собрать информацию о птицах, прилетавших на кормушку – это был следующий этап работы. Дети расширяли границы своего чтения, обращаясь к книгам, журналам, энциклопедиям, узнавали что-то новое, сами добывали знания. Исследования и поиск информации ученики проводили самостоятельно в виде домашних заданий. В школе проводили обсуждение, наблюдение и обобщение полученных данных.

Последним заключительным этапом явилось оформление специального альбома «Птицы нашего края », в который ученики заносили результаты своих наблюдений в виде сообщений, рисунков и т.д.

Работа над проектом увлекла детей, заинтересовала. В ходе небольших своих исследований ребята собрали много полезной информации, а самое главное стали бережно относиться к живой природе.

Работа над проектом многогранна. Она проходит через урочную деятельность, внеклассную работу, работу с родителями, самостоятельную работу. Результат внешний можно увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого участника проекта: это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом. Задача учителя при этом быть участником проекта и стараться все делать так, чтобы ученики думали, что они делают, придумывают все сами.

Экология  – связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для начального экологического образования и воспитания обучающихся представляет материал многих учебных предметов.

Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений,                                                                                                    положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.                                                                                                                                                                

Текстовые задачи дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и преумножении её природных богатств.

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания исследовательского экологического содержания. Например:

1. «Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим пылесосом».

Берёза – 28

Сосна – 17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

15∙8-(48+49)=?

Ответ примера вам укажет на название дерева.                                                                                            2. «Какая птица выводит птенцов зимой?»

Дятел – 7

Клёст – 8

Аист – 6

Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров:

15:5=□;           □+7=□;         □:2=□;  

□∙10=□;         □-48=□;         □+6=□.

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст.

3. Так, например, во втором классе учащиеся  выполняли решение текстовой задачи: «Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых – вредителей. Сколько она сможет уничтожить за 2 дня, за 5 дней». Выполнив решение задачи, учащиеся пришли к выводу о том, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и её надо охранять.

Далее проводится исследовательская работа. Ребята делятся на группы: одна группа работает со справочным материалом, другая выполняет рисунки или фотографии, третья – загадки, пословицы на экологическую тему.

Можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.

Задача 1. Байкальский природный заповедник – один из заповедников России. Он был создан в 1969 году для охраны  природной зоны. Сколько лет заповеднику?

Задача 2. 260 видов птиц гнездятся на территории заповедника. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы. Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц.

Такие задачи подталкивают на исследовательскую работу, заинтересовывают ребят, приучают беречь природу. А самые любознательные , естественно, заглянут в интернет, энциклопедии, поделятся с родителями.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая и исследовательская работа. Так, например, с учащимися четвёртого класса мы работали над экологическим проектом «Бирюса в опасности!». Ребятам я предложила следующую задачу:

«Если хозяева из каждого двора ежемесячно будут  вывозить по 1 мешку мусора (1 мешок = 40 кг) на берег р. Бирюса. Сколько килограммов мусора окажется на берегу реки, вывезенного с каждой улицы? Со всего села? Сколько килограммов мусора накопится за год?».

Для решения поставленной задачи, дети разбились на группы, распределили между собой улицы села, подсчитали количество дворов. Затем высчитали количество килограммов выброшенного мусора. Выяснили, что за 1 год на берегу реки может оказаться  (348+51)*40*12=191 тонна 520 килограммов отходов.

В итоге проведённой работы дети  создали «Жалобную книгу Природы». Эпиграфом к этой книге послужили слова:

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету.

Во всей Вселенной совсем одна!

Что будет делать без нас она?

и  нарисовали плакаты экологического содержания.                                                                                                                                                                         

Моя задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Экологический проект «Красная книга моей Родины», начатый во 2 классе на уроках окружающего мира, подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, нахождения информации, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме.  

                                                                                                                                                                Главная цель проекта – воспитание бережного отношения к растениям и животным, сопереживание им, понимание необходимости их охраны.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миом; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.   

                                                                                                                                                                          В своей работе я использую различные виды проектов: индивидуальные и групповые, практико-ориентированные, исследовательские. Некоторые из них вы сегодня увидели.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа

Выступление на КМО в МКДОУ Шелеховский детский сад «Теремок»

«Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Из опыта работы»

                                                                                       Подготовила:

                                                                                       Кабирова Екатерина Борисовна,        

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                    2017г.

«Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Из опыта работы»

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки –

Я не поверю воде. И пусть в воздухе

Кислород, но не летает ласточка –

Я не поверю воздуху, и лес без

Зверей с одними людьми – не лес.

                                        М. Пришвин

В современных условиях, когда происходит разностороннее  воздействие общества на природную среду, всё большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Дети попадают в мир знаний о природе. Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Его интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Ребёнок замечает все: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, крохотного паучка в густой траве. Его внимание привлекают сезонные изменения в природе, многообразие звуков и запахов. Он открывает для себя новый мир: старается все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Помочь ребёнку сделать свои открытия должен учитель.

Моя задача, как учителя заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. Нужно ненавязчиво и доступно, а также занимательно и интересно ввести детей в мир природы, воспитать нравственные и эстетические отношения к окружающей действительности, сформировать умения вести себя в природе и среди людей в соответствии с экологическими закономерностями и нормами общечеловеческой морали.

На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеет проектно-исследовательская деятельность. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья».

Особую роль в развитии исследовательской деятельности играют экскурсии, т.к. они наполнены глубоким и важным для детей предметным содержанием: интересными объектами природы, истории, культуры. В начале экскурсии перед учащимися ставится исследовательская задача, результаты решения которой представляются в виде отчётных работ. Например, «Какие разные листья», «Почему опадают листья», «Откуда летят паутинки», «Первые проталинки» и другие. Поиск ответов приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Экскурсии сводятся не только к поиску материала, но и к доказательству гипотезы, выдвинутой в начале пути.

Над формированием своих научных убеждений учащимся лучше работается в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Среди методов приобщения школьников к исследовательской деятельности существенное место занимает метод проектов.

Для того чтобы создать проект, необходимо в первую очередь определить тему исследования. Взрослые не должны навязывать детям тему – надо дать им возможность самим определиться с выбором. Как возникают темы исследований? Это могут быть темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие в ходе обсуждения, собственные вопросы и интересы учащихся, доклады и сообщения одноклассников, наиболее интересные задания, требующие дальнейшей разработки.

Уже в первом классе по разным предметам дети выполняют мини-проекты, много интересных проектов на уроках окружающего мира. Первым  нашим  проектом был  экологический  проект « Мой  любимый  цветок». В  качестве  объекта    дети  выбрали  свой  любимый  цветок.  На  примере цветка   могут  быть  рассмотрены   взаимосвязи  растений с   окружающим  миром. Дети  выбрали цветы, которые  им чем- то  понравились и    начали  проводить  исследования  и  наблюдения. Параллельно  они   участвовали  в  практической  деятельности  по  уходу  за  своим   цветком.  Больше  всего  радовало то , что   они  сами  ухаживали  за  своими  цветочками. Им  это  очень  нравилось. Ребята  много нашли  стихов, некоторые  дети  сами  сочинили  стихи, нарисовали   свои  цветы   и записывали  свои  исследования  в  альбом  « Мой  любимый  цветок».   А  какая  красота   ждала  нас, когда  они  начали  цвести.   Дети  делились  информацией  о  правильном  уходе  за  своим  цветком. В работу над проектом подключились и взрослые, они помогали находить нужную информацию по уходу за растениями.  

Экологический проект «Птицы нашего края» стал семейным проектом. Родители помогали детям находить материал о птицах в различных источниках, делать сообщения, оформлять их в виде реферата.

Так как проект проводился осенью, мы с детьми начали наблюдать, что случается с птицами в это время года, какие улетели на зимовку, какие, наоборот, прилетели. Вместе с родителями дети сделали кормушки для птиц и повесили их в доступном месте для наблюдений, заготовили корм.  Собрать информацию о птицах, прилетавших на кормушку – это был следующий этап работы. Дети расширяли границы своего чтения, обращаясь к книгам, журналам, энциклопедиям, узнавали что-то новое, сами добывали знания. Исследования и поиск информации ученики проводили самостоятельно в виде домашних заданий. В школе проводили обсуждение, наблюдение и обобщение полученных данных.

Последним заключительным этапом явилось оформление специального альбома «Птицы нашего края », в который ученики заносили результаты своих наблюдений в виде сообщений, рисунков и т.д.

Работа над проектом увлекла детей, заинтересовала. В ходе небольших своих исследований ребята собрали много полезной информации, а самое главное стали бережно относиться к живой природе.

Работа над проектом многогранна. Она проходит через урочную деятельность, внеклассную работу, работу с родителями, самостоятельную работу. Результат внешний можно увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого участника проекта: это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом. Задача учителя при этом быть участником проекта и стараться все делать так, чтобы ученики думали, что они делают, придумывают все сами.

Экология  – связующее звено между различными предметами. Широкие возможности для начального экологического образования и воспитания обучающихся представляет материал многих учебных предметов.

Дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений,                                                                                                    положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.                                                                                                                                                                

Текстовые задачи дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и преумножении её природных богатств.

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания исследовательского экологического содержания. Например:

1. «Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим пылесосом».

Берёза – 28

Сосна – 17

Тополь – 23

Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример:

15∙8-(48+49)=?

Ответ примера вам укажет на название дерева.                                                                                            2. «Какая птица выводит птенцов зимой?»

Дятел – 7

Клёст – 8

Аист – 6

Для того чтобы ответить на вопрос, решите цепочку примеров:

15:5=□;           □+7=□;         □:2=□;  

□∙10=□;         □-48=□;         □+6=□.

Выполнив решение, школьники определяют, что такой птицей является клёст.

3. Так, например, во втором классе учащиеся  выполняли решение текстовой задачи: «Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых – вредителей. Сколько она сможет уничтожить за 2 дня, за 5 дней». Выполнив решение задачи, учащиеся пришли к выводу о том, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и её надо охранять.

Далее проводится исследовательская работа. Ребята делятся на группы: одна группа работает со справочным материалом, другая выполняет рисунки или фотографии, третья – загадки, пословицы на экологическую тему.

Можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.

Задача 1. Байкальский природный заповедник – один из заповедников России. Он был создан в 1969 году для охраны  природной зоны. Сколько лет заповеднику?

Задача 2. 260 видов птиц гнездятся на территории заповедника. Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы. Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц.

Такие задачи подталкивают на исследовательскую работу, заинтересовывают ребят, приучают беречь природу. А самые любознательные , естественно, заглянут в интернет, энциклопедии, поделятся с родителями.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста играет практическая и исследовательская работа. Так, например, с учащимися четвёртого класса мы работали над экологическим проектом «Бирюса в опасности!». Ребятам я предложила следующую задачу:

«Если хозяева из каждого двора ежемесячно будут  вывозить по 1 мешку мусора (1 мешок = 40 кг) на берег р. Бирюса. Сколько килограммов мусора окажется на берегу реки, вывезенного с каждой улицы? Со всего села? Сколько килограммов мусора накопится за год?».

Для решения поставленной задачи, дети разбились на группы, распределили между собой улицы села, подсчитали количество дворов. Затем высчитали количество килограммов выброшенного мусора. Выяснили, что за 1 год на берегу реки может оказаться  (348+51)*40*12=191 тонна 520 килограммов отходов.

В итоге проведённой работы дети  создали «Жалобную книгу Природы». Эпиграфом к этой книге послужили слова:

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной красивей нету.

Во всей Вселенной совсем одна!

Что будет делать без нас она?

и  нарисовали плакаты экологического содержания.                                                                                                                                                                         

Моя задача воспитать поколение, готовое внести вклад в развитие своего родного края. Экологический проект «Красная книга моей Родины», начатый во 2 классе на уроках окружающего мира, подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, нахождения информации, проведения наблюдений, обобщение результатов в самой разнообразной форме.  

                                                                                                                                                                Главная цель проекта – воспитание бережного отношения к растениям и животным, сопереживание им, понимание необходимости их охраны.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миом; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.   

                                                                                                                                                                          В своей работе я использую различные виды проектов: индивидуальные и групповые, практико-ориентированные, исследовательские. Некоторые из них вы сегодня увидели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Проектно- исследовательская деятельность среди учащихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях...

Развитие познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

В данном материале даны приёмы работы по развитию исследовательских способностей учащихся на уроке и во внеурочное время. Показан фрагмент мастер-класса на РМО учителей начальных классов....

«Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический проектпо теме: «Формирование ключевых компетенций младших школьниковчерез проектно-исследовательскую деятельность»...

педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....