Ситуационный классный час "Дружба - это ..."
классный час (2 класс) по теме

Повилайтис Татьяна Владимировна

 В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.

         Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать,влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situacionnyy_klassnyy_chas_o_druzhbe.rar23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Повилайтис Т.В., учитель начальных классов

                                                                    МБОУ «СОШ №12» г. Усть-Илимска

                                    Иркутской области

          В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.

         Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.

         Классные часы проводятся в системе, с соблюдением структуры, основных форм и алгоритма, разработанного автором, согласно представленной циклограмме. (Приложение 1) 

        На классных собраниях по планированию коллективных дел каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, предложить интересное дело, мероприятие.

       Ситуационный классный час планируется и проводится в зависимости от возникшей ситуации, проблемы, конфликта, носит ситуативный характер.

На этих классных часах широко применяю метод литературно-художественного моделирования – любые явления иллюстрируются на примере образов героев детской литературы и ситуаций, в которых эти герои оказывались.

Например: конфликтующая старуха Шапокляк, вечно рассеянный с улицы Бассейной, не желающий учиться Буратино, ищущий дружбы Чебурашка.

№п/п

Проблема

Тема ситуационного классного часа

Частые конфликты на переменах. Взаимные обиды. Чрезмерная подвижность, беготня, шум.

* Поведение на перемене.

Недобросовестное выполнение домашнего задания некоторыми учащимися.

* Домашние задания и как мы к ним относимся.

Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в системе «ученик-ученик»

* Правила, обязательные для всех

* О взаимоотношениях между мальчиками и девочками

* Поговорим о доброте

* Всегда ли я хороший

* Просто так

Свободная форма не способствует сплоченности классного коллектива, подчеркивает разницу в доходах между семьями.

* Будь всегда опрятным, аккуратным, организованным

 Друг не оказал помощь, струсил.

* Друг в беде не бросит

* Друг – это …

Недопустимое поведение, грубость некоторых учащихся

* Вредные привычки

* Бранные слова. Что это?

* О правдивости и честности человека

Выбор тематических классных часов также соответствует поставленным целям и задачам. Через различные формы деятельности  (беседы, тренинги, тематическое рисование, диагностические игры и т.д.) дети овладевают приёмами запоминания, внимания, самовоспитания, саморегуляции эмоциональной и волевой сфер, идёт формирование таких качеств, как эмпатия, толерантность, терпимое отношение отношение друг к другу.

          В подготовке и проведении тематического классного часа  активное участие принимают дети, родители, психолог, соцпедагог.

         

№п/п

Проблема

Тема тематического классного часа

1.

* недостаточный уровень сформированности психических процессов, сенсомоторики у большей части класса;  

* слабая сформированность эмоционально-волевой сферы у группы учащихся;

* Что значит быть внимательным

* Учимся управлять собой

* Почему люди ссорятся

* Наши ощущения

* Путешествие в страну памяти

* Учимся запоминать

* Наш внутренний мир

           На классных собраниях по подведению и анализу итогов жизнедеятельности дети учатся находить причины успеха и неудач, оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников. 

Ситуационный классный час

«Дружба – это … »

Технология рефлексивного воспитания Н.П. Капустина

Цель: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу.

На доске:

  1. Цитаты:

«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб».

Восточная мудрость.

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».

Джон Ивлин.

«Дружба – … это бескорыстная стойкая приязнь».

В.И. Даль.

2) На обратной стороне доски:

Законы дружбы:

    - Не оставляй друга в беде.

    - Тебе не безразлично, какой твой друг.

    -  Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность                                      

        к нему.

    - Дружба испытывается в беде и опасности.

В.А. Сухомлинский

На столах:

  1. Конверт №1 (в конверте лежит разрезанные пословицы.
  2. Конверт №2 (в конверте находится  проблемная ситуации).

Ход классного часа.

Этапы

Содержание

I. Приветствие.

Звучит аудиозапись песни о дружбе.

- Ребята, давайте поздороваемся со всеми, кто пришёл к нам на классный час.

II. Информация

(в кругу)

- Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. Прочитайте название темы на доске. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба и постараемся сформулировать правила дружбы.

Ш.«Я – позиция».

Причина «я – позиция».

(в кругу)

Что такое дружба? –

Спросил я у птицы.

- Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросил я у зверя:

- Что такое дружба?

- Это когда зайцу

Лисицы бояться не нужно.

А после спросил я у девочки:

- Дружба – что такое?

- Это что-то огромное,

Радостное, большое.

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

1) Продолжите мою фразу: «Дружба – это…»

(дети передают друг другу карандаш)

- Готовясь к классному часу я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие.

«Дружба– это созвучие душ в соединённости судеб». Восточная мудрость.

«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Джон Ивлин.

2) Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените?

(дети передают друг другу карандаш)

- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

IV. «Я – позиция» и общественно-значимая норма.

(в группе)

- Прошу сесть в группы.

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.

* Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

(Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить  дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь» )

* Старый друг лучше новых двух.

* Новых друзей наживай, а старых – не забывай.

*Друзья познаются в беде.

* Легко друзей найти, а трудно сохранить.

Круговая дискуссия.

2) Возьмите конверт №2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:

-Как бы поступил настоящий друг.

Ситуация: Твой друг получает плохие отметки и родители тебе запрещают с ним дружить.

Круговая дискуссия.

3) Составление «Правил дружбы».      

Поработайте в группе и попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.

(Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.)

Круговая дискуссия.

- А теперь послушайте, какие «Законы дружбы»  составил великий педагог В.А. Сухомлинский.

 - Не оставляй друга в беде.

 - Тебе не безразлично, какой твой друг.

 -  Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.

 - Дружба испытывается в беде и опасности.

В.А. Сухомлинский

- Мне очень приятно, что мнение нашего класса совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будете строить по этим правилам.

V.Рефлексия

(в кругу)

- Прошу вернуться ко мне в круг.

1) Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.

*Дети дарят сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться.

VI.Свободный выбор

(в кругу)

- Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание «Правил дружбы». Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

*Игра «Мы – друзья»

(Дети встают в круг, выполняют движения по тексту)

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Пусть будет шире дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари.

Слева друг и справа друг,

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло своей руки.

Много в мире нужных вещей,

Но друга иметь – намного важней.

На друга с улыбкой скорей посмотри

И другу слева улыбку подари.

Нет пословицы, ребята, верней

Той, что гласит: имей сто друзей.

Пусть растёт и ширится дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.


Приложение 1.

Циклограмма классных часов по технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Классное собрание

Планирование

коллективных дел

Ситуационный классный час

Обсуждение ситуации

Тематический классный час

Классное собрание

Подведение итогов

Технология

  1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
  2. Выбор цели деятельности.
  3. Планирование деятельности
  4. Обсуждение.
  5. Выбор ответственных за подготовку выбранного дела
  6. Распределение времени для подготовки.
  7. Рефлексия: на что надо обратить внимание при подготовке и проведении запланированного мероприятия.

Технология

  1. Информация о событиях за прошедшую неделю.
  2. Информация по теме ситуации.
  3. Обсуждение ситуации по алгоритму: «Я-позиция»; причина «Я-позиции» (обсуждение ситуации по кругу);
  4. «Я-позиция» и общественно-значимая норма (работа в группах);
  5. Дискуссия;
  6. Рефлексия;
  7. Свободный выбор.

Технология

  1. Информация об интересных и значимых событиях за прошедшую неделю.
  2. Проведение мероприятия по сценарию.
  3. Рефлексия: какие впечатления остались у участников после проведенного мероприятия?

Технология

  1.  Информация о событиях за прошедшую неделю.
  2.  Обсуждение жизнедеятельности класса за прошедший месяц. По кругу учащиеся вспоминают о делах класса и отвечают на вопросы: что понравилось, почему? Что не понравилось, почему? Какие проблемы, связанные с культурой поведения, надо решать всем учащимся?
  3.  Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационная задача

Ситуационная задача во внеклассной работе....

Ситуационный классный час "О правдивости и честности человека"

В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.          Проведение классных часов по технологии рефлексивного восп...

Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и  убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....

ПРИМЕР СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ .ОКР.МИР

ТЕМА: "ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА" 4 КЛАСС...

Технология и методика проведения ситуационного классного часа

Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анал...

Методика проведения ситуационного рефлексивного классного часа

Презентация по методике проведения ситуационного рефлексивного классного часа....

Ситуационный классный час "Без друга в жизни туго"

Классный час разработан в технологии «Ситуационный классный час». Автор технологии - ученый-педагог Н.П. Капустин. Ситуационный классный час позволяет реагировать на возникшую проблему и во взаимодейс...