Ситуационный классный час "Дружба - это ..."
классный час (2 класс) по теме
В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.
Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать,влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situacionnyy_klassnyy_chas_o_druzhbe.rar | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Повилайтис Т.В., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12» г. Усть-Илимска
Иркутской области
В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина.
Проведение классных часов по технологии рефлексивного воспитания способствует формированию у детей навыков самоуправления, ответственности, инициативности, даёт возможность учащимся планировать свою деятельность, оценивать ее, рефлексировать, влияет на сплочение классного коллектива, оптимизацию межличностных отношений.
Классные часы проводятся в системе, с соблюдением структуры, основных форм и алгоритма, разработанного автором, согласно представленной циклограмме. (Приложение 1)
На классных собраниях по планированию коллективных дел каждый ребенок имеет возможность высказать свое мнение, предложить интересное дело, мероприятие.
Ситуационный классный час планируется и проводится в зависимости от возникшей ситуации, проблемы, конфликта, носит ситуативный характер.
На этих классных часах широко применяю метод литературно-художественного моделирования – любые явления иллюстрируются на примере образов героев детской литературы и ситуаций, в которых эти герои оказывались.
Например: конфликтующая старуха Шапокляк, вечно рассеянный с улицы Бассейной, не желающий учиться Буратино, ищущий дружбы Чебурашка.
№п/п | Проблема | Тема ситуационного классного часа |
Частые конфликты на переменах. Взаимные обиды. Чрезмерная подвижность, беготня, шум. | * Поведение на перемене. | |
Недобросовестное выполнение домашнего задания некоторыми учащимися. | * Домашние задания и как мы к ним относимся. | |
Отсутствие навыков конструктивного взаимодействия в системе «ученик-ученик» | * Правила, обязательные для всех * О взаимоотношениях между мальчиками и девочками * Поговорим о доброте * Всегда ли я хороший * Просто так | |
Свободная форма не способствует сплоченности классного коллектива, подчеркивает разницу в доходах между семьями. | * Будь всегда опрятным, аккуратным, организованным | |
Друг не оказал помощь, струсил. | * Друг в беде не бросит * Друг – это … | |
Недопустимое поведение, грубость некоторых учащихся | * Вредные привычки * Бранные слова. Что это? * О правдивости и честности человека |
Выбор тематических классных часов также соответствует поставленным целям и задачам. Через различные формы деятельности (беседы, тренинги, тематическое рисование, диагностические игры и т.д.) дети овладевают приёмами запоминания, внимания, самовоспитания, саморегуляции эмоциональной и волевой сфер, идёт формирование таких качеств, как эмпатия, толерантность, терпимое отношение отношение друг к другу.
В подготовке и проведении тематического классного часа активное участие принимают дети, родители, психолог, соцпедагог.
№п/п | Проблема | Тема тематического классного часа |
1. | * недостаточный уровень сформированности психических процессов, сенсомоторики у большей части класса; * слабая сформированность эмоционально-волевой сферы у группы учащихся; | * Что значит быть внимательным * Учимся управлять собой * Почему люди ссорятся * Наши ощущения * Путешествие в страну памяти * Учимся запоминать * Наш внутренний мир |
На классных собраниях по подведению и анализу итогов жизнедеятельности дети учатся находить причины успеха и неудач, оценивают свою деятельность и деятельность своих одноклассников.
Ситуационный классный час
«Дружба – это … »
Технология рефлексивного воспитания Н.П. Капустина
Цель: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу.
На доске:
- Цитаты:
«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб».
Восточная мудрость.
«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».
Джон Ивлин.
«Дружба – … это бескорыстная стойкая приязнь».
В.И. Даль.
2) На обратной стороне доски:
Законы дружбы:
- Не оставляй друга в беде.
- Тебе не безразлично, какой твой друг.
- Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность
к нему.
- Дружба испытывается в беде и опасности.
В.А. Сухомлинский
На столах:
- Конверт №1 (в конверте лежит разрезанные пословицы.
- Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).
Ход классного часа.
Этапы | Содержание |
I. Приветствие. | Звучит аудиозапись песни о дружбе. - Ребята, давайте поздороваемся со всеми, кто пришёл к нам на классный час. |
II. Информация (в кругу) | - Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. Прочитайте название темы на доске. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба и постараемся сформулировать правила дружбы. |
Ш.«Я – позиция». Причина «я – позиция». (в кругу) | Что такое дружба? – Спросил я у птицы. - Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросил я у зверя: - Что такое дружба? - Это когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросил я у девочки: - Дружба – что такое? - Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. 1) Продолжите мою фразу: «Дружба – это…» (дети передают друг другу карандаш) - Готовясь к классному часу я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие. «Дружба– это созвучие душ в соединённости судеб». Восточная мудрость. «Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Джон Ивлин. 2) Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените? (дети передают друг другу карандаш) - Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. |
IV. «Я – позиция» и общественно-значимая норма. (в группе) | - Прошу сесть в группы. - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. 1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете. * Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь» ) * Старый друг лучше новых двух. * Новых друзей наживай, а старых – не забывай. *Друзья познаются в беде. * Легко друзей найти, а трудно сохранить. Круговая дискуссия. 2) Возьмите конверт №2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос: -Как бы поступил настоящий друг. Ситуация: Твой друг получает плохие отметки и родители тебе запрещают с ним дружить. Круговая дискуссия. 3) Составление «Правил дружбы». Поработайте в группе и попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом. (Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.) Круговая дискуссия. - А теперь послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог В.А. Сухомлинский. - Не оставляй друга в беде. - Тебе не безразлично, какой твой друг. - Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. - Дружба испытывается в беде и опасности. В.А. Сухомлинский - Мне очень приятно, что мнение нашего класса совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будете строить по этим правилам. |
V.Рефлексия (в кругу) | - Прошу вернуться ко мне в круг. 1) Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься? Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки. *Дети дарят сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться. |
VI.Свободный выбор (в кругу) | - Итогом сегодняшней нашей работы явилось создание «Правил дружбы». Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь. *Игра «Мы – друзья» (Дети встают в круг, выполняют движения по тексту) Встаньте, дети, встаньте в круг, Пусть будет шире дружбы круг. В кругу стоят друзья твои, Ты им свою улыбку подари. Слева друг и справа друг, А вместе это дружбы круг, Другу справа руку ты пожми, Передай ему тепло своей руки. Много в мире нужных вещей, Но друга иметь – намного важней. На друга с улыбкой скорей посмотри И другу слева улыбку подари. Нет пословицы, ребята, верней Той, что гласит: имей сто друзей. Пусть растёт и ширится дружбы круг, Чтобы рядом был верный друг. |
Приложение 1.
Циклограмма классных часов по технологии рефлексивного воспитания Н.П. Капустина
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Классное собрание Планирование коллективных дел | Ситуационный классный час Обсуждение ситуации | Тематический классный час | Классное собрание Подведение итогов |
Технология
| Технология
| Технология
| Технология
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуационная задача
Ситуационная задача во внеклассной работе....
Ситуационный классный час "О правдивости и честности человека"
В воспитательной работе использую технологию рефлексивного воспитания Н.П. Капустина. Проведение классных часов по технологии рефлексивного восп...
Родительское собрание "Методы семейного воспитания (ситуационная игра)"
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ - СИТУАЦИОННАЯ ИГРА на тему "Методы семейного воспитания: одобрение(осуждение), слово и убеждение, наказание, пример взрослых, создание воспитывающих ситуаций....
ПРИМЕР СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ .ОКР.МИР
ТЕМА: "ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА" 4 КЛАСС...
Технология и методика проведения ситуационного классного часа
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анал...
Методика проведения ситуационного рефлексивного классного часа
Презентация по методике проведения ситуационного рефлексивного классного часа....
Ситуационный классный час "Без друга в жизни туго"
Классный час разработан в технологии «Ситуационный классный час». Автор технологии - ученый-педагог Н.П. Капустин. Ситуационный классный час позволяет реагировать на возникшую проблему и во взаимодейс...