Программа духовно-нравственного развития в начальной школе в рамках ФГОС
методическая разработка по теме

Лунегова Ирина Васильевна

Данная программа посвящена работе по духовно-нравственному развитию в начальной школе в рамках ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravst_programma.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], Концепции УМК «Перспектива», с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы (гражданско-правового образования, патриотического воспитания и т.п.) школы №. 

Вместо курсива образовательное учреждение должно указать конкретный опыт, накопленный в процессе воспитательной деятельности.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы:

После двоеточия образовательное учреждение должно указать конкретных партнеров (учреждения культуры, науки, образования, СМИ и т.п.), принимающих участие в реализации воспитательного процесса.

Портрет ученика школы № ……….

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

  1. умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  2. владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
  3. обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  1. любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  2. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  3. любящий свой край и свою Родину;
  4. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Этот подраздел целесообразно включить в данную программу и желательно уточнить обобщенные характеристики портрета ученика теми специфическими особенностями учащихся начальной школы, которые развиваются под влиянием уклада школьной жизни, образовательной среды и воспитательной деятельности школы.

Цель и задачи

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам общего начального образования и предусматривают:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
  2. представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  3. элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
  4. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
  5. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  6. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
  7. ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
  8. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  9. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
  10. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;
  11. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
  12. любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
  13. уважение к защитникам Родины;
  14. умение отвечать за свои поступки;
  15. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  2. различение хороших и плохих поступков;
  3. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
  5. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  8. знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  9. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
  10. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  11. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  2. уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  3. элементарные представления об основных профессиях;
  4. ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
  5. элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  6. первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  7. умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  8. умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  9. бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  10. отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
  3. элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
  4. понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  5. знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  6. интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  7. первоначальные представления об оздоровительном вли янии природы на человека;
  8. первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
  9. отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  4. бережное отношение к растениям и животным.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. представления о душевной и физической красоте человека;
  2. формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  3. интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
  4. интерес к занятиям художественным творчеством;
  5. стремление к опрятному внешнему виду;
  6. отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми  являются следующие ценности:

  1. патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  2. социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  3. гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  4. семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  5. труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  6. наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  7. традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  8. искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  9. природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  10. человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость.

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.

Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания, выделяя его для конкретных условий осуществления образовательного процесса как ведущее. Однако в качестве важнейшей цели образования остается духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

        Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

  1. в содержании и построении уроков;
  2. в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
  3. в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
  4. в специальных событиях, спроектированных с  учетом определенной ценности и смысла;
  5. в личном  примере ученикам.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:

  1. нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
  2. социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
  3. индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
  4. интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
  5. социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.

УМК «Перспектива»

Ведущую роль в реализации программы играет образовательный процесс, реализуемый в ходе освоения основных  предметных программ и программ формирования универсальных учебных действий. УМК «Перспектива»  имеет богатую палитру возможностей для достижения поставленных целей, благодаря реализации в нем принципов гуманистического, историзма, коммуникативного и принципа творческой активности.  УМК «Перспектива» создан на основании системно-деятельностного подхода, позволяющего ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

 «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру — находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим  заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность.  В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе,  об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Эти тезисы раскрываются через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура  - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее  формировать у ребенка целостную картину мира и базовые национальные ценности.

Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Учащиеся знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя гражданами великой страны.

Значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания, их содержательное, дидактическое и методическое обеспечение. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности развития младших школьников, создаются условия для развития у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия.

Во всех учебниках «Перспективы» обеспечивается поликультурность содержания образования. В каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур  народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами  народов других стран мира.

В этой связи, важное место в системе учебников «Перспектива» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в  систему учебников для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Календарь традиционных школьных дел и праздников

Здесь образовательное учреждение может представить циклограмму событий общенационального календаря, мимо которых не должны пройти школьники и важные события, которые принято выделять в школе.  

Время проведения

Тема мероприятия

Сентябрь

1 сентября – День знаний; Праздник посвящения в ученики; Праздник Букваря; праздник читательских удовольствий.

Октябрь

Праздник осени (Праздник урожая); конкурс чтецов (пушкинские дни в школе); Весёлые старты.

Ноябрь

День народного единства; День здоровья.

Декабрь

Новогодний праздник.

Январь

Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».

Февраль

День защитника России.  

Март

Праздник мам; День птиц; Праздник книги; Встречаем весну.

Апрель

Праздник подарков (подарки просто так); Праздник победителей олимпиад.

Май

До свидания, школа; Здравствуй лето!

Социальные проекты

В школе реализуются следующие социальные проекты:

Если в образовательном учреждении используется данный инструмент, то в данном подразделе программы могут быть представлены краткие описания реализуемых социальных проектов по направлениям воспитания (например, проекты помощи ветеранам, охраны окружающей среды, волонтерства и т.п.). Описание каждого такого проекта может включать  следующие разделы:  название (понятное и взрослым и  детям); ценностные основания, которые воплощены в проекте; основные события и  механизмы реализации проекта; участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что  делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?); результаты проекта, способ оценки результата; способ хранения  информации о проекте. В тексте образовательной программы имеет смысл дать только аннотацию проекта.

Ниже приведены примеры аннотаций  проектов.

ПУТЕШЕСТВИЯ – проект предполагает организацию различных путешествий (видеопутешествия, экскурсии, турпоходы, экспедиции), содержательно взаимосвязанных с духовно-нравственным аспектом содержания учебных предметов.

ВСТРЕЧИ – проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий,  как средство воспитания учащихся на личных примерах.

ИСКУССТВО – проект предполагает реализацию программы посещения музеев, концертных залов, театров, выставок и т.д.

Средовое проектирование

Создание среды, школьного пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности.

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

  1. изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами;
  2. осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах или после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.);
  3. демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).

Вместо курсива образовательное учреждение должно указать конкретные подпространства школы, способствующие реализации данной программы).

Целевые программы

Если в образовательном учреждении используется данный инструмент, то в данном подразделе программы могут быть представлены аннотации  реализуемых целевых программ. Ниже приведен пример аннотации одной целевой программы.

В школе реализуются следующие целевые программы:

ПОРТФОЛИО ВЫХОДНОГО ДНЯ – это целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни детских театров, музеев, выставок, вернисажей, дворцово-парковых комплексов, зоопарка, океанариума, ботанического сада и т.п. Результаты посещений отражаются в личных отчетах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями), которые представляются ими на уроках, классных часах, на совместных мероприятиях с родителями. В конце учебного года проводится Фестиваль портфолио, в ходе которого выделяются лучшие находки, интересные проекты, дела,    высказываются рекомендации для  участников проекта, которые приступят к его реализации в следующем году.

В данном подразделе представлен далеко не полный возможный перечень инструментов реализации программы. Как правило, в каждой школе уже сложился свой опыт воспитательной работы, который и должен быть положен в основу данного подраздела.

Изучение культурологических основ традиционных российских религий  является важным вариативным компонентом программ воспитания школьников.  В настоящее время религия выступает в качестве одного из актуальных источников понимания сущности современной культуры. В каждом регионе принят собственный подход к включению религиозно-культурологического компонента в образовательную программу школы; ориентируясь на этот подход школа имеет право разрабатывать соответствующие компоненты программы.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

  1. Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.
  2. Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, праздник Букваря, театральные постановки к дню учителя и дню мамы и т.п.).
  3. Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

Вместо курсива образовательное учреждение должно указать конкретные примеры взаимодействия школы с родителями в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.  

В данном разделе могут быть даны описания конкретных традиционных мероприятий, проводимых школой в сотрудничестве с родителями учащихся. Ниже приведен пример описания такого мероприятия.

В школе традиционно в зимние каникулы проводится спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.  Праздник организуется в спортивном зале школы, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников.  

Школа активно взаимодействие с социальными партнерами в целях ре6алиазции программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Так со следующими учреждениями культуры, науки и образования школой реализуются программы совместной деятельности:

Далее образовательное учреждение указывает конкретные учреждения – партнеры и кратко описывает совместную деятельности в целях реализации данной программы.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  2. элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  3. первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  4. опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  5. опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  6. начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  2. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  3. уважительное отношение к традиционным религиям;
  4. неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  5. способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;
  6. уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  7. знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  1. ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  2. ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  3. элементарные представления о различных профессиях;
  4. первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  5. осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  6. первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  7. потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  8. мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  1. ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  2. элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  3. первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  4. первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  5. знания о возможном негативном влиянии компьютер ных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру жающей среде (экологическое воспитание):

  1. ценностное отношение к природе;
  2. первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  3. элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  4. первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  5. личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  1. первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  2. первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  3. элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  4. первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  5. первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  6. первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  7. мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Представленные в этом разделе программы ожидаемые результаты согласуются с указанными выше группами задач и направлениями духовно-нравственного воспитания. Если образовательное учреждение вносило коррективы в эти задачи и направления, то необходимо внести коррективы и в ожидаемые результаты.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения  детей.  

Здесь образовательному учреждению необходимо указать какими именно методами в реальной практике будут оцениваться результаты реализации данной программы, т.е. привести тексты анкет, опросников, программ наблюдений. Указать временные рамки использования этих методов (как часто? в каком месяце учебного года? после какого года обучения?). Если планируется проведение систематических обсуждений хода и результатов реализации программы (например, на заседаниях малых педагогических советов, методических объединений, совета школы и т.п.), то это также можно указать в данном подразделе программы.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

  1. ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
  2. характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
  3. индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...

Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....

Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.

Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей.  Тема: Работа с...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...


 

Комментарии

Чурепкина Валентина Петровна

Ирина Васильевна, с интересом познакомилась с Программой духовно-нравственного развития в начальной школе. Мы в санатории тоже работаем в этом направлении. Желаю вам успешной реализации программы. Удачи!!!