ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ
классный час (3 класс) на тему
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.odt | 21.11 КБ |
duhovno-nravst.doc | 92.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТСТВО - ВРЕМЯ ЗОЛОТОЕ
Новый год - самый волшебный и долгожданный праздник, который любят все – и взрослые, и дети. Потому что это – самый главный праздник года – его начало! Это момент подведения итогов и загадывания самых сокровенных желаний!
Время, когда взрослые могут на мгновение вернуться в своё детство, почувствовать себя детьми – поверить в сказку! И, разумеется, сотворить сказку для детей.
Поэтому мы с огромным удовольствием представляем Вам сказку о новогоднем Петушке-2017 – смелом, современном и неунывающем!
ОГНЕННЫЙ ПЕТУШОК - КРАСНЫЙ ГРЕБЕШОК
Это весёлый и простой сценарий, который можно разыграть в детском саду и даже в каждой семье. Эта сказка 2017 года, которая зарядит бодростью, сказочным и игривым настроением на весь предстоящий год!
Персонажи:
Петушок Красный Гребешок;
Лиса Алиса;
Дед Мороз;
Снегурочка;
Приглушённый свет. На сцену выходит Петушок, он в свете рампы.
Петушок:
Я волшебный Петушок –
Новогодний гребешок.
Огнена головушка,
Красная бородушка.
Очень рано я встаю.
Деткам Новый год дарю!
Кукареку ко-ко-ко,
Новый год недалеко!
Солнце красное, вставай!
Деткам ёлку наряжай!
Из-за занавеса выглянуло солнышко (картонное на палке, освещенное направленным светом). Включается полный свет. Крадучись из-за кулис выходит Лиса Алиса.
Лиса Алиса, нюхая воздух:
Чую, курьим духом пахнет. Мммм, вкуснятинка, петушатинка!
Злобно хихикает, чуть прикрывая рот рукой:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха,
Вижу я петуха!
Вот он близко совсем!
Я сейчас его съем!
Отворачивается в сторону, делает вид, что не заметила Петушка. Подмигивая, как бы ища поддержки, обращается в зал:
Какое небо голубое…
Я не сторонница разбоя.
На Петушка не нужен нож.
Ему немного попоёшь,
И делай с ним, что хошь.
Лиса, припевая:
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Деткам спать не даёшь?
Петушок:
Тоже мне, чудеса!
Ты не в теме, Лиса!
В этот год прекрасный
Гребешок мой красный!
Проводит рукой по голове:
И враньё, напраслина:
Голова не масляна!
Лиса:
Ах, родной мой Петушок,
Да, твой красен гребешок.
А про маслице – шалю:
С маслом курочку люблю!
Дай тебя приправлю –
Маслица добавлю!
Плещет маслом на Петушка (машет в сторону Петушка пластиковой бутылкой, достав её из мешка) и сразу резко отшатывается, как от жара.
Лиса:
Ай, как жарко, что такое?
То куриное жаркое?
Ай, убавь скорей огонь!
Ай, огонь, меня не тронь!
Петушок:
Огненный я Петушок!
Вот тебе, Лиса, урок:
Масла ты в огонь не лей,
Не обманывай людей,
Петушков ты не кради,
В лес дремучий уходи!
Лиса убегает.
Петушок:
А теперь давайте и нашу ёлочку включим.
Скажем дружно «раз-два-три,
Ну-ка, ёлочка, гори»!
Дирижирует:
Раз-два-три, ёлочка, гори!
Вот так ёлка, вот так диво!
Всё так ярко и красиво!
Позову теперь Деда Мороза. Самое время!
Зовёт:
Кукареку!
Ой, не так.
Ещё раз:
Кукареку!
Опять не получилось.
Снова:
Дед, Кукареку!
Дети, помогите мне позвать Деда Мороза, а то у меня всё время получается только «кукареку».
Дети зовут Деда Мороза. Появляются Дед Мороз и Снегурочка.
Дед Мороз, с мешком подарков за спиной:
Вот я, Дедушка Мороз.
Раз позвали – не вопрос!
Слышу, где меня зовут.
Появляюсь сразу тут!
И Снегурочка со мной,
И подарки за спиной.
Дети, у меня на Севере нет календаря. Скажите, какой год заканчивается?
Дети отвечают: 2016!
А какой начинается?
Дети отвечают: 2017!
А по гороскопу это какой год будет?
Дети отвечают: Год Петуха
А какой это Петух по цвету?
Дети отвечают: Красный, Огненный
Ишь ты, красный, огненный Петух. А где он сам-то?
Петушок:
Я тут!
Дед Мороз:
Зёрнышки любишь?
Петушок:
Очень!
Дед Мороз:
Вот они
Делает жест руками, будто бросает перед собой зёрнышки, которые зависают в воздухе
Детки, все вы знаете, что наш Петушок не простой, а волшебный. И зёрнышки он клюёт не простые, а волшебные. Каждое зёрнышко завёрнуто в загадку. Мы со Снегурочкой будем загадывать загадки, а вы отгадывайте. Так мы накормим нашего волшебного Петушка, и он будет весь год петь нам весёлые песенки на счастье.
Дед Мороз и Снегурочка по очереди задают каждому из детей загадку. А Петушок после отгадки кланяется – клюёт невидимое зёрнышко.
Загадки про снег:
Скатерть бела весь свет одела.
Белый, а не сахар. Ног нет, а идёт.
Во дворе горой, а дома водой.
Без крыльев, да летит.
Падает, да не слышно.
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.
Зимой гуляет – людей дома запирает, а весной тает – людей из дома выпускает.
Белая птица без крыльев летает, на всех садится – никого не боится.
Загадки про зиму:
Прихожу – все радуются, ухожу – ещё пуще веселятся.
Все дороги замела, стала вся земля бела.
Про мороз:
Гость гостил – без пилы и топора мост мостил.
Без кисточки рисует, без зубов кусает.
Тепло уволок и стоит у ворот. Сам стоит, а другим бежать велит.
Про сосульки:
Какая морковка вверх корнем растёт?
Ледяная бахрома разукрасила дома. Уцепилась за карниз и растёт макушкой вниз.
Солнце съело леденец, и зиме пришёл конец.
Дед Мороз и Снегурочка всех детей обошли с загадками, Петушок склевал все зёрнышки.
Петушок:
Ой, спасибо, детки, накормили!
Выбегает Лиса:
А мне чего-нибудь вкусненького? Я тоже голодная. Только не зёрнышек, я это не ем.
Пожалейте Лису – очень голодно в лесу!
Дед Мороз:
А ты обещаешь не обижать Петушка?
Лиса:
Ага, обидишь его! Он ого-го какой, огненный! Я к нему и не подойду больше!
Дед Мороз:
Отгадай и ты, Алиса, загадку.
У кого нос морковкой?
Лиса:
У Буратино!
Дед Мороз:
У Снеговика!
Вот ещё тебе загадка:
Деревянный, на дереве висит, птичек в гости зовёт.
Лиса:
Буратино!
Дед Мороз:
Почему Буратино?
Лиса:
Ну это когда мы с котом Базилио его на дереве повесили и ждали, когда пять золотых монет изо рта вывалятся.
Дед Мороз:
А птички тогда при чём?
Лиса:
Ну, наверное, он птичек звал. Мысленно. Ведь рот-то у него закрыт был.
Дед Мороз:
Эх, Алиса… Это же скворечник. Ну ладно, вот тебе загадка попроще. Снегурка, а ну загадай Лисе загадку про себя.
Снегурочка:
Я внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод.
За мной по пятам скачет зайка.
А кто я – давай, угадай-ка.
Лиса:
Зайка? Где зайка? Мммм, обожаю зайчатину!
Дед Мороз:
Да, Лису перевоспитывать бесполезно! Ну да ладно, что с тобой поделаешь, дикое ты существо? На тебе подарочек.
Лиса:
Мммм, конфетки, фрукты, печенюшки… Убегает.
Петушок:
Убежала, даже спасибо не сказала. Никакой культуры!т
Из-за кулис Лиса выглядывает снова:
А где Колобок?
Пока Снегурочка говорит следующие слова, Лиса крадётся и встаёт вместе со всеми персонажами. И потом присоединяется к совместному поздравлению.
Снегурочка:
Повернулся Петушок
Головою на восток.
Солнцу песенки поёт,
Прославляя Новый год.
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
Одна из важнейших задач, которую решает школа 21 века - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ российских школьников.
- Какова степень актуальности поставленной выше задачи?
- Рост детской преступности
- Деформация жизненных ценностей
- Отсутствие, неопределенность механизмов регуляции и рамках ювенального права.
- Несовершенство системы социально-психологического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях
- Кризис семьи как единственного источника репродуцирования населения
- Экономический кризис
- Кризис духовного развития современного общества и т.д. ...
- Какова степень новизны поставленной проблемы?
- Обратимся к истории развития общества - не возникает сомнения, что на всех этапах развития общества (и, прежде всего, Российского общества) данная проблема представлена как первостепенная.
- На всех этапах развития общества основу духовного развития составляла система ценностей, представленных в данном обществе
Ценности что положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных , культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению... Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и .моральных поступках. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную.
Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них -структуру общества, характер отношений внутри него Ценности своего рода иммунная система человека и общества.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА? - Неопределенность и несогласованность нравственно-духовных ценностей в реальном социальном процессе.
ПОЧЕМУ ОНАСУ ШЕСТВУЕТ? -
• Кардинально изменились социально-экономические условия в жизни современного общества
«В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие может быть только добровольным...» (В.В.Путин)
Заявленное демократическое общество - обеспечивает свободу выбора самоопределения и т,д. Школа выполняет социальный заказ семьи.
• Далеко не каждый человек (а тем более школьник) психологически готов к реализации 'этого права.
ЗАДАЧА ПОСТАВЛЕНА - РЕШАТЬ ЕЕ НЕОБХОДИМО.
Министерством образования сформулирована концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в соответствии с Законом «Об образовании» ст.7, ст.9 и Федеральным государственным образовательным стандартом.
Разработана программа духовно-нравственного развития, воспитания школьников.
Содержательная основа данной программы в значительной мере повторяет принятую в СССР систему коммунистического воспитания. НО есть некоторое существенное отличие: 1. Влияние традиционных российских религиозных организаций; 2. Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.
Включение данных позиций не имеет правовой основы- 1.церковь отделена от государства, 2. Система ювенального права в России отсутствует.
ЧТО РЕАЛЬНО ДЕЛАЕТСЯ в направлении решения поставленной задачи:
- Очерчена система ценностей, как составляющая духовно-нравственного
воспитания. - Подтверждена психолого-педагогическая основа духовно-
нравственного развития личности ( Духовно-нравственное развитие
личности в своей основе представляет формирование знаний о
нравственных ценностях, формирование отношений к окружающему
миру , деятельности и формирование, опыта нравственно духовного
поведения, - Разрабатываются УМК по духовно-нравственному воспитанию (в основном на базе начального обучения). Обобщение опыта УМК
свидетельствует о наработке достаточно интересных технологий
воспитания маленьких школьников...
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ проводимой работы?
• Несостоятельность принятых в обществе ценностей в реальном жизненном опыте человека (особенно ребенка, подростка)
- Несоответствие методов, технологий организации воспитательной
работы возрастным особенностям и возможностям учащихся - Отсутствие экономической базы для организации внеучебной
работы с детьми на разных возрастных этапах - Отсутствие высококвалифицированных кадров по организации
внеучебной работы с детьми и подростками - Рассогласованность в системе взаимодействия школы и семьи
- Определение параметров правовой ответственности семьи за
воспитание и поступки детей. - Развитие системы социально - психологического сопровождения
детей и подростков в сложных жизненных ситуациях (экстремальных ситуациях)
Возможность решения перечисленных проблем нам с вами не под силу. Что можем сделать?
В соответствии с представленными ценностями обратиться к вопросу создании более совершенных технологий организации воспитательного процесса,
ФГОС - предлагают нам реализовывать данную проблему в полном соответствии с педагогическими принципами. А именно:
Принцип ориентации на идеал (компетентный, духовно зрелый, обладающий общепринятыми в обществе ценностями и т.д.)
Аксиологический принцип (ценности определяют содержание духовно-нравственного воспитания)
^ Принцип идентификации
^ Принцип диалогического общения и так далее, но акцент делается на младший школьный возраст. Встает вопрос: А как представлено решение вопроса нравственно-духовного развития в рамках параметров готовности к обучению ребенка в школе?
Интересен и многообразен опыт решения проблемы на уровне начального образования. Создано многообразие УМК. «Перспектива», «Портфолио выходного дня». «Портфолио ребенка», Портфолио «Этапы школьной жизни», «Лидер» -развитие умения работать в коллективе, « Территория безопасности», «Живем в России - гордимся этим» и многое другое. 11отенциал педагогического творчества безграничен.
НО самый сложный период духовно-нравственного развития обращает нас к подростковому возрасту.
Каковы ориентиры в организации духовно-нравственного воспитания подростков и юношества.
1. Принятие личности ребенка как ЦЕННОСТИ, со всеми исходящими плюсами и минусами.
2.Ориентация на возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка (роль «гено- и фенотипа в развитии личности)
3. Организация самопознания.
- Соотношение общественно значимых ценностей и параметров
личностного развития - Определение системы личностно-значимых ценностей
- Становление мотивации поведения и деятельности
- Овладение умениями самоорганизации, саморегуляции, самооценки и
самоконтроля в деятельности - Овладение знаниями, лежащими в основе правового регулирования всех
форм поведения и деятельности подростка. - Реализация творческого потенциала личности каждого подростка.
10 Создание системы социально-психологического сопровождения в
решении проблем, возникающих на уровне подросткового и юношеского
возраста.
Организатором реализации духовно-нравственного воспитании в школе является педагог
Исходя из этого необходимо выделить ряд требований, предъявляемых к личности современного педагога:
- Высокий уровень профессионально-педагогических и
психологических знаний - Духовно-нравственная зрелость
- Развитие компетентности педагогических кадров
- Наличие творческого потенциала
- Профессиональная ответственность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальной школы
В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравтсвенного воспитания и развития обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального об...
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Основные направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...