ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
статья на тему
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ | 92.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
Одна из важнейших задач, которую решает школа 21 века - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ российских школьников.
- Какова степень актуальности поставленной выше задачи?
- Рост детской преступности
- Деформация жизненных ценностей
- Отсутствие, неопределенность механизмов регуляции и рамках ювенального права.
- Несовершенство системы социально-психологического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в неблагоприятных условиях
- Кризис семьи как единственного источника репродуцирования населения
- Экономический кризис
- Кризис духовного развития современного общества и т.д. ...
- Какова степень новизны поставленной проблемы?
- Обратимся к истории развития общества - не возникает сомнения, что на всех этапах развития общества (и, прежде всего, Российского общества) данная проблема представлена как первостепенная.
- На всех этапах развития общества основу духовного развития составляла система ценностей, представленных в данном обществе
Ценности что положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных , культурных и религиозных традициях, передаваемых от поколения к поколению... Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и .моральных поступках. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную.
Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них -структуру общества, характер отношений внутри него Ценности своего рода иммунная система человека и общества.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА? - Неопределенность и несогласованность нравственно-духовных ценностей в реальном социальном процессе.
ПОЧЕМУ ОНАСУ ШЕСТВУЕТ? -
• Кардинально изменились социально-экономические условия в жизни современного общества
«В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие может быть только добровольным...» (В.В.Путин)
Заявленное демократическое общество - обеспечивает свободу выбора самоопределения и т,д. Школа выполняет социальный заказ семьи.
• Далеко не каждый человек (а тем более школьник) психологически готов к реализации 'этого права.
ЗАДАЧА ПОСТАВЛЕНА - РЕШАТЬ ЕЕ НЕОБХОДИМО.
Министерством образования сформулирована концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, в соответствии с Законом «Об образовании» ст.7, ст.9 и Федеральным государственным образовательным стандартом.
Разработана программа духовно-нравственного развития, воспитания школьников.
Содержательная основа данной программы в значительной мере повторяет принятую в СССР систему коммунистического воспитания. НО есть некоторое существенное отличие: 1. Влияние традиционных российских религиозных организаций; 2. Развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты.
Включение данных позиций не имеет правовой основы- 1.церковь отделена от государства, 2. Система ювенального права в России отсутствует.
ЧТО РЕАЛЬНО ДЕЛАЕТСЯ в направлении решения поставленной задачи:
- Очерчена система ценностей, как составляющая духовно-нравственного
воспитания. - Подтверждена психолого-педагогическая основа духовно-
нравственного развития личности ( Духовно-нравственное развитие
личности в своей основе представляет формирование знаний о
нравственных ценностях, формирование отношений к окружающему
миру , деятельности и формирование, опыта нравственно духовного
поведения, - Разрабатываются УМК по духовно-нравственному воспитанию (в основном на базе начального обучения). Обобщение опыта УМК
свидетельствует о наработке достаточно интересных технологий
воспитания маленьких школьников...
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА НИЗКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ проводимой работы?
• Несостоятельность принятых в обществе ценностей в реальном жизненном опыте человека (особенно ребенка, подростка)
- Несоответствие методов, технологий организации воспитательной
работы возрастным особенностям и возможностям учащихся - Отсутствие экономической базы для организации внеучебной
работы с детьми на разных возрастных этапах - Отсутствие высококвалифицированных кадров по организации
внеучебной работы с детьми и подростками - Рассогласованность в системе взаимодействия школы и семьи
- Определение параметров правовой ответственности семьи за
воспитание и поступки детей. - Развитие системы социально - психологического сопровождения
детей и подростков в сложных жизненных ситуациях (экстремальных ситуациях)
Возможность решения перечисленных проблем нам с вами не под силу. Что можем сделать?
В соответствии с представленными ценностями обратиться к вопросу создании более совершенных технологий организации воспитательного процесса,
ФГОС - предлагают нам реализовывать данную проблему в полном соответствии с педагогическими принципами. А именно:
Принцип ориентации на идеал (компетентный, духовно зрелый, обладающий общепринятыми в обществе ценностями и т.д.)
Аксиологический принцип (ценности определяют содержание духовно-нравственного воспитания)
^ Принцип идентификации
^ Принцип диалогического общения и так далее, но акцент делается на младший школьный возраст. Встает вопрос: А как представлено решение вопроса нравственно-духовного развития в рамках параметров готовности к обучению ребенка в школе?
Интересен и многообразен опыт решения проблемы на уровне начального образования. Создано многообразие УМК. «Перспектива», «Портфолио выходного дня». «Портфолио ребенка», Портфолио «Этапы школьной жизни», «Лидер» -развитие умения работать в коллективе, « Территория безопасности», «Живем в России - гордимся этим» и многое другое. 11отенциал педагогического творчества безграничен.
НО самый сложный период духовно-нравственного развития обращает нас к подростковому возрасту.
Каковы ориентиры в организации духовно-нравственного воспитания подростков и юношества.
1. Принятие личности ребенка как ЦЕННОСТИ, со всеми исходящими плюсами и минусами.
2.Ориентация на возрастные и индивидуально-психологические особенности ребенка (роль «гено- и фенотипа в развитии личности)
3. Организация самопознания.
- Соотношение общественно значимых ценностей и параметров
личностного развития - Определение системы личностно-значимых ценностей
- Становление мотивации поведения и деятельности
- Овладение умениями самоорганизации, саморегуляции, самооценки и
самоконтроля в деятельности - Овладение знаниями, лежащими в основе правового регулирования всех
форм поведения и деятельности подростка. - Реализация творческого потенциала личности каждого подростка.
10 Создание системы социально-психологического сопровождения в
решении проблем, возникающих на уровне подросткового и юношеского
возраста.
Организатором реализации духовно-нравственного воспитании в школе является педагог
Исходя из этого необходимо выделить ряд требований, предъявляемых к личности современного педагога:
- Высокий уровень профессионально-педагогических и
психологических знаний - Духовно-нравственная зрелость
- Развитие компетентности педагогических кадров
- Наличие творческого потенциала
- Профессиональная ответственность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальной школы
В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно-нравтсвенного воспитания и развития обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы начального об...
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе.
Основные направления духовно-нравственного воспитания и развития учащихся в школе....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ. СТАТЬЯ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ, РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ....
Основные направления духовно-нравственного воспитания в начальной школе.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...