Тропинка к своему Я.
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности.1 класс.
Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tropinka_k_svoemu_ya_1_klass_programma.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
(научно – познавательное направление)
Кружок «Тропинка к своему я »
1 класс
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка ………………………………………………3
- Учебно-тематический план …………………………………………..5
- Содержание основных тем занятий ………………………………….6
- Ожидаемый результат ……………………………………………….14
- Список используемой литературы ………………………………….15
ПОЯСНИТЕЛТНАЯ ЗАПИСКА
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший школьный возраст определяется периодом жизни человека от 6-7 до 9-10 лет. Это одно из наиболее важных обстоятельств в жизни ребенка, связанное с поступлением в школу. Данный период связан и с адаптацией ребенка в школе, так как в первые месяцы начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а также базовые учебные установки, которые в дальнейшем определят успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности в школьной среде.
То, по какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадает в чужой, непонятный – а, следовательно, враждебный ему школьный мир, во многом зависит от правильно построенного психологического сопровождения детей.
Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требования, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Адаптированный ребенок – это ребенок, который может раскрыть свой интеллектуальный, личностный, творческий потенциал в новой для него ситуации развития.
Данная программа составлена на основе практического пособия для психологов и учителей начальных классов по адаптации первоклассников О.В.Хохлаевой «Тропинка к своему Я» ,издательство «Генезис»,2008г.
Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в прогимназическом классе.
Задачи
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения; а также социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я-концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Создание ситуации эмоционального приятия членов группы.
- Создание условий для эффективного взаимодействия членов группы и формирование коммуникативных умений.
- Активизирование процессов самопознания и самораскрытие членов группы.
Методы и приемы
- Игры - коммуникации.
- Игры – релаксации. Музыка.
- Сказки.
- Рисование.
- Рефлексия.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | ||
всего | ||||
1 | Я – школьник | 16 | ||
2 | Мои чувства | 18 | ||
Итого: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ ПРОГРАММЫ
- Я школьник
Цели:
- содействовать осознанию позиции школьника;
- способствовать формированию дружеских отношений в классе;
- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Занятие 1-2. Знакомство. Введение в мир психологии
- Знакомство. Вступительное слово психолога.
- Игра «имя оживает»
- «Ласковое имя»
- «Рисунок имени»
Рефлексия занятия.
Занятие 3-4. Как зовут ребят моего класса.
-Ролевая гимнастика.
-Мое имя.
-Имя начинается с буквы.
-Имя соседа.
-Я солнышко.
-Нарисуем имя мамы.
Занятие 5-6. Зачем мне нужно ходить в школу
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Какой урок важнее?»
- Работа со сказкой
- Рисунок «Я в школе»
- Рефлексия занятия.
Занятие 7-8. Мой класс.
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Сколько в моем классе,..?»
- Какого цвета?
- Буратино хочет в школу.
- Буратино хочет к нам в гости.
- Буратино проголодался.
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 9-10. Какие ребята в моем классе.
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Сколько в моем классе...?
- Игра «Закончи предложения»
- Мы.
- Вспомним хорошие поступки.
- -Мы любим.
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 11-12. Мои друзья в классе.
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
-Кто умеет хорошо...
-Закончи предложение..
Тропинка к сердцу.
-Портрет моего друга.
-Работа со сказкой.
Занятие 13-14. Мои друзья в классе.
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Закончи предложение.
- Как можно помириться.
- Да.
- У кого самое лучшее зрение.
- Работа со сказкой.
Занятие 15-16. Мои успехи в школе.
- Разминка. «Ролевая гимнастика»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Буратино забыл все слова»
- Игра «Мне помогли»
- Считалочка
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
- Мои чувства
Цели:
- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;
- обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;
- помочь детям осознать относительность оценки чувств других людей;
- способствовать снижению уровня страхов
Занятие 1. Радость. Что такое мимика
- Разминка. «зайчик рассмеялся – зайчик испугался»
- Игра «Раз, два, три, позу за мной повтори»
- Игра «Закончи предложения»
- Игра «Зоопарк»
- «Рисунок радости»
- Рефлексия занятия
Занятие 2. Как доставить радость другому человеку
- Разминка «Угадай, где я иду?»
- Игра «Превратись в животное»
- Кричалка «Я очень хороший»
- Как доставить радость другому человеку
- Игра «Собираем добрые слова»
- Игра «Скажи мишке добрые слова»
- Рефлексия занятия
Занятие 3. Жесты
- Разминка «Угадай, где я иду?»
- Игра «Радость модно выразит жестом»
- Игра «Передай сообщение»
- Игра «объясни задание»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 4. Радость можно передать прикосновением
- Разминка «Муха»
- Превратись в животное.
- Игра «Фотоохота»
- Радость можно передать прикосновением
- Игра «Котенок»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 5. Радость можно подарить взглядом.
-Разминка. Мысленная картинка.Врунишка.
-Радость можно подарить взглядом.
-Работа со сказкой.
Занятие 6. Грусть
- Разминка «Покажи профессию»
- Игра «Скажи да и нет»
- «Закончи предложение»
- «Грустные ситуации»
- Игра «Котенок загрустил»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 7-8. Страх
- Разминка «Дотроньтесь до …»
- «Мысленная картинка»
- Игра «Покажи страшилку»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 9. Страх ,его относительность.
- Разминка «Неопределенные фигуры»
- Конкурс пугалок.
- Чужие рисунки.
- Закончи предложение.
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия.
Занятие 10. Как справиться со страхом.
-Разминка.Страшные персонажи телеэкрана.
Придумай веселый конец.
-Картинная галерея.
-Работа со сказкой.
-Рефлексия занятия.
Занятие 11. Страх и как его преодолеть.
-Разминка.Почему подрались дети.
Испугаем по-разному.
-Страшная маска.
-Работа со сказкой.
Занятие 12. Гнев. С какими чувствами он дружит?
- Разминка. «Художники»
- «Попугай»
- Игра «Покажи дневник маме»
- Работа со сказкой
- Рефлексия занятия
Занятие 13. Может ли гнев принести пользу?
-Разминка.Черная рука-белая рука.
Разозлились-помирились.
-Закончи предложение.
-Работа со сказкой.
Занятие14-15. Обида
- Разминка «Массаж чувствами»
- «Пусть всегда будет»
- Игра «Весеннее настроение»
- «Какая у меня обида»
- «Напрасная обида»
- Работа со сказкой
Занятие 16-17. Разные чувства
- Разминка «Попугай»
- Игра «Покажи дневник маме»
- Игра «Шурум – бурум»
- Игра «Море волнуется»
- Игра «Волны»
- «Закончи предложение»
- «Ожившее чувство»
- Рисунок чувств
- Рефлексия занятия
- Занятие 18. Итоговое.
- -Вспоминаем полюбившиеся упражнения.
- -Вспоминаем сказки.
- Психологический портрет.
- Рефлексия.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.
Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. – М.: Генезис, 2008. – 344с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной М., 1998.
- Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 10985.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А.Д. Андреевой. М., 1997.
- Казанцева – Залеская О.В. Настольная развивающая игра из сундучка детского психолога
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия2, 2004. – 456с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тропинка к своему Я.
Программа внеурочной деятельности.1 класс. Цель программы: оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников через организацию внеурочной деятельности в класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Тропинка к своему Я»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Тропинка к своему Я» (урок...
Тропинка к своему Я (презентация)
Данная презентация содержит фотографии занятий с детьми начальных классов по программе "Тропинка к своему Я"...
Рабочая программа "Тропинка к своему Я"
Основная цель программы: развитие интелектуально-творческого потенциала личности ребенка через систему развивающих занятий....
Тематическое планирование по программе О.В. Хухлаева. Тропинка к своему Я (1-4 класс)
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной шк...
программа внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я"
Социальное направление. Возраст обучающихся: 7-11 лет. Срок реализации: 4 года. Программа разработана на основе програввы О.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". Актуальность программ обусловлена воз...
Модифицированная программа «Тропинка к своему Я»
Модифицированная программа "Тропинка к своему Я" составлена на оснолве курса "Полезные привычки" и курса О. В. Хухлаевой "Тропинка к своему я: уроки психологии в начальной школе".Цель программы:формир...